На сайте forumpravo.by опубликован Проект Закона Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Текст Проекта доступен по следующей ссылке. Проект направлен на упрощение и цифровизацию регистрационных и ликвидационных процедур. Представляем обзор самых важных изменений.
1. В области регистрации юридических лиц
1.1. Процедура согласования наименования юридического лица исключается как отдельный шаг, предшествующий государственной регистрации юридического лица. Теперь проверку наименования будет проводить ответственный специалист регистрирующего органа в рамках рассмотрения документов, поданных в целях регистрации. Сложность в следующем: если при такой проверке выяснится, что наименование занято или не может использоваться в соответствии с законодательством – заявителю будет отказано в государственной регистрации. Это на практике означает необходимость переделывать устав, что влечёт необходимость его повторного утверждения учредителями. Таким образом, этот шаг может сэкономить время, необходимое для регистрации, только в случае установления упрощенных и максимально конкретных требований к выбору наименования. Иначе общее время, затраченное на регистрацию, наоборот, увеличится.
1.2. Срок действительности представляемой для регистрации легализованной выписки из торгового регистра страны учреждения или иного эквивалентного доказательства юридического статуса организации-учредителя предлагается уменьшить с одного года до трех месяцев. Представляется, что это изменение на практике мало на что должно повлиять. Органы применяют такой срок действительности уже в иных сферах – например, аналогичный срок установлен в отношении выписок, представляемых в пакете документов, направляемых с заявлением о заключении инвестиционного договора.
1.3. Платежный документ об уплате госпошлины предоставлять не потребуется – специалист регистрационного органа будет самостоятельно проверять факт уплаты. Если для физлиц, оплачивающих посредством ЕРИП, мало что изменится, то юрлицам Беларуси на практике сейчас после оплаты посредством системы Интернет-банк нужно ездить в банк, чтобы проставить синий штамп – отметку банковского специалиста о проведении платежа. Нововведение исключит дополнительные временные затраты на поездку в банк для проставления такой отметки.
1.4. Не потребуется предоставлять и отдельно электронную версию устава. Это исключит вопросы о том, на каком носителе нужно предоставлять эту саму версию, в каком формате она должна быть, о полном соответствии электронной и бумажной версии. Альтернативой станут – сканы всех предоставляемых на бумажном носителе уставов, которые будут храниться в электронном архиве ЕГР.
1.5. Снимается и ещё один «технический» риск – предоставление неактуальных заявлений (заполненных форм, которые уже устарели). Необходимо будет представлять заявления и уведомления, сформированные посредством веб-портала ЕГР, которые имеют специальный идентификационный номер.
1.6. Свидетельство о регистрации выдаваться не будет. Его заменит выписка из ЕГР как более информативный документ. Это решает и проблему возможной утери свидетельства с необходимостью получения дубликата только после подачи объявления в газету об утере.
1.7. Устанавливается обязательное нотариальное удостоверение заявления участника о выходе. Именно нотариус будет информировать о факте подачи такого заявления общество и регистрирующий орган. Регистрирующий орган, в свою очередь, на основании представленной нотариусом информации будет вносить в ЕГР запись об изменении состава участников общества. Это очень важное изменение, нацеленное на защиту интересов выходящих участников, которое должно исключить споры о моменте выхода участника из общества. Теперь момент выхода участника – дата внесения записи об изменении сведений о составе участников в ЕГР.
1.8. Устанавливается возможность указать в заявлении о регистрации выбранный особый режим налогообложения. Налоговый орган сможет уже при постановке на учёт определить систему налогообложения субъекта. Похожая процедура установлена в настоящее время для открытия банковского счета.
1.9. Электронная почта организации теперь будет включаться в ЕГР как официальная информация об организации. Также Проект предусматривает, что субъект хозяйствования несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по электронной почте, указанной в ЕГР – будет действовать презумпция получения субъектом хозяйствования информации по электронной почте. Это видится верным и оправданным изменением – электронная почта теперь используется повсеместно и является самым оперативным механизмом обмена информации с юридическим лицом. Остается только указывать актуальную и действительно используемую электронную почту при регистрации. Вопрос в том, как указать при регистрации нужный адрес электронной почты, если желаемый домен юридическое лицо оформить на себя до регистрации не сможет. Полагаем, будет урегулирована процедура информирования о смене email подобно смене юридического адреса.
1.10. Зарегистрировать изменения в устав нужно оперативно: юридические лица обязаны внести изменения в свой учредительный документ и представить их для государственной регистрации с 2-х месяцев до 15 дней. Срок направления уведомлений юридических лиц об изменении места нахождения, назначении (замене) руководителя и др. сократиться с 10-ти рабочих дней до 3-х. С учетом того, что на портал ЕГР возлагаются новые функции, то и информация должна актуализироваться быстро.
1.11. Войти в бизнес можно будет быстрее: срок постановки субъектов хозяйствования на учет предлагается сократить с 5-ти до 3-х рабочих дней.
1.12. Проектом Закона предлагается сократить количество регистрирующих органов, исключив из него администрации свободных экономических зон. В теории это мешает присоединению к ВТО, на практике – упрощение деятельности по географическому признаку. Далеко ехать нет необходимости.
2. Изменения в области ликвидации юридических лиц (прекращении деятельности ИП)
2.1. Действующее для коммерческих организаций основание ликвидации ввиду неосуществления деятельности в течение 24 месяцев подряд предлагается распространить и на некоммерческие организации (ассоциации, союзы и т.д.).
2.2. Из перечня документов, представляемых юридическим лицом в регистрирующий орган для начала процедуры ликвидации, предлагается исключить легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации. Это положение упрощает подготовку документов для ликвидации – получение выписки и её перевод занимает время вплоть до месяца.
2.3. Проектом предлагается отменить необходимость представления юридическим лицом в регистрирующий орган ликвидационного баланса, заменив его (по аналогии с индивидуальным предпринимателем) уведомлением о завершении процедуры ликвидации с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности.
2.4. Срок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования теперь единый: 12 месяцев. Ранее срок определялся как 9 месяцев с правом продления до 12.
3. Изменения в области предоставления информации из ЕГР
3.1. Срок предоставления информации из ЕГР будет сокращен до 5 календарных дней, в настоящее время юридические лица по закону должны ожидать выписку вплоть до 7 календарных дней.
3.2. В ЕГР предлагается вести единый реестр данных филиалов и представительств. Это упростит доступ к информации о структурных подразделениях.
3.3. Возможность предоставления сведений из ЕГР в электронном виде будет закреплена наравне с выпиской на бумажном носителе.
3.4. Проект также устанавливает возможность предоставления копий учредительных документов юрлиц со сведениями об их учредителях и руководстве. Эта возможность обусловлена новыми правами, которые теперь есть у регистрирующего органа: право на сбор, обработку, хранение, распространение и предоставление персональных данных физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, без их письменного согласия. Безусловно, это удобно для поиска контрагента.
02 Декабря 2019