Как избежать штрафов в ходе налоговой проверки при ликвидации компании

Как избежать штрафов в ходе налоговой проверки при ликвидации компании

Суть нарушений

  • Подмена трудовых отношений гражданско-правовыми

При проведении проверки налоговый орган установил наличие заключенных компанией гражданско-правовых договоров с физическим лицом на оказание услуг по административно-распорядительной и организационно-технической деятельности в период с 2020 по 2022 год. При этом в отношении подрядчика была заведена трудовая книжка, сделана запись о назначении на должность специалиста в организации, а также запись об увольнении в связи с ликвидацией компании. Помимо этого, налоговая инспекция установила, что для данного физического лица в офисе компании было организовано рабочее место, а суммы вознаграждения, выплачиваемые за оказанные услуги, включались в фонд оплаты труда, были отражены на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и выплачивались с назначением платежа «заработная плата сотрудников». Как следствие, налоговый орган переквалифицировал гражданско-правовые отношения в трудовые, что привело к увеличению среднесписочной численности работников компании.

Законодательство устанавливает, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций и средней заработной платы по организации в целом не может превышать 8. Если такое соотношение больше, то заработная плата руководителя в части такого превышения не учитывается в составе затрат при исчислении налога на прибыль (как и не включается в состав внереализационных расходов), приводя к увеличению налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому в связи с переквалификацией отношений с подрядчиком из гражданско-правовых в трудовые, налоговый орган применил указанное правило и, соответственно, увеличил налоговую базу.

  • Отнесение расходов на неиспользуемое помещение на затраты

Компания арендовала два помещения у двух разных арендодателей. Одно из помещений использовалось в хозяйственной деятельности компании, что в ходе проверки было подтверждено как документами, так и устными пояснениями бывших сотрудников компании.

В отношении второго помещения налоговый орган посчитал, что нет достаточных доказательств, подтверждающих его использование в финансово-хозяйственной деятельности организации. Было также отмечено, что документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат по аренде данного помещения, отсутствуют. В связи с этим налоговый орган сделал вывод, что помещение не использовалось компанией в своей хозяйственной деятельности и, как итог, посчитал факт аренды помещения завышением затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Результат проверки

По результатам налоговой проверки налоговая инспекция уменьшила убыток компании и доначислила налог на прибыль. Помимо этого, налоговый орган рассчитал пеню за весь период неуплаты доначисленного налога, а также привлек к административной ответственности как само юридическое лицо, так и его должностных лиц по статье 14.4 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь. Санкция указанной статьи предусматривает наложение штрафа на юридическое лицо в размере 40% от неуплаченной суммы налога (но не менее 10 БВ), а на должностное лицо – до 20 БВ в зависимости от суммы доначисленных налогов и сборов.

Основные выводы

  1. При оформлении отношений с подрядчиками по гражданско-правовым договорам на оказание услуг (выполнение работ) важно следить за тем, чтобы такие отношения не приобретали характер трудовых. Особое внимание нужно обращать на неприменимость к таким подрядчикам некоторых норм трудового законодательства: не включать их в штатное расписание, не оформлять трудовые книжки, контролировать место оказания услуг (выполнения работ) и осуществлять оплату исключительно в соответствии с гражданско-правовыми договорами.

  2. В случае аренды нескольких помещений юридическим лицам важно действительно использовать их в хозяйственной деятельности и иметь тому подтверждение.