Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Иностранная фармацевтическая компания
В отношении иностранной фармацевтической компании было подано заявление о недобросовестной конкуренции на территории Беларуси. Arzinger представлял интересы предприятия при проведении МАРТ расследования, по результатам которого признаки недобросовестной конкуренции обнаружены не были.
Иностранный IT-разработчик
Международная группа компаний – разработчик фитнесс девайсов проводила реорганизацию своей группы, включая изменение места нахождения материнской компании и учредительские связи.
Наши юристы провели оценку схемы по законодательству Беларуси, включая, вопросы необходимости получения согласований с антимонопольными органами Беларуси.
Белорусский ритейлер детских игрушек
Представление интересов ритейлера детских игрушек в деле о недобросовестной конкуренции, защите прав на использование товарного знака. Один из конкурентов решил использовать уже раскрученный товарный знак другой компании в отношении товаров, которые не являются идентичными или взаимозаменяемыми по отношению к товарам первой компании, покупателями является одна и та же часть потребительского рынка, при этом у покупателей создается ложное впечатление, что в обоих случаях они приобретают товары у одной и той же компании.
Наши юристы предоставили план фактических и юридических действий для нашего клиента, и сопроводили реализацию дела.
Белорусский производитель систем безопасности
Крупный белорусский производитель систем безопасности получил претензии от своих конкурентов в связи с якобы совершением действий, которые ограничивают конкуренцию на данном товарном рынке. Конкуренты настаивали на безвозмездном использовании некоторых объектов интеллектуальной собственности, разработчиком и правообладателем которых является производитель, поскольку в отсутствие таких прав конкуренты не могут обеспечить интеграцию части своего оборудования в единой системе безопасности и продавать такое оборудование на рынке.
Мы представляли интересы клиента в МАРТ при проведении проверки наличия фактов недобросовестной конкуренции, в деле об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении было прекращено, а клиент согласовал условия возмездного предоставления лицензионных прав.
Сложность дела была связана со значительным периодом «истории вопроса» и стремительным изменением законодательства в указанный период.
Белорусское металлургическое предприятие
Белорусскому металлургическому предприятию были предъявлены претензии о нарушении требований к условиям экспорта продукции в страны ЕС, в связи с чем было начато антидемпинговое расследование.
Arzinger Law Offices при взаимодействии с партнерами из ЕС сопроводили разрешение спора со снятием значительной части претензий.
Белорусский производитель приборов учета
Белорусский производитель приборов учета и регулирования тепла и жидкостей столкнулся с тем, что бывшие сотрудники завладели технологиями и наладили производство схожей продукции с использованием схожих наименований товаров.
Наряду с консультациями по вопросам защиты коммерческой тайны, мы провели действия, направленные на пресечение действий «конкурента», в том числе, установление судебного запрета на использование в наименовании юридического лица элементов защищенного товарного знака, аннулирование регистрации товарного знака, зарегистрированного с нарушением прав нашего Клиента, запрет на продажи конкретных товаров.
Белорусский производитель снеков
Консультирование и представление интересов белорусского производителя в рамках административного процесса по делу о нарушении авторских прав на программное обеспечение, представление интересов в переговорах с правообладателем, сопровождение заключения мирового соглашения.
Белорусский производитель продуктов питания
Консультирование белорусского производителя продуктов питания по вопросу возможности признания недобросовестной конкуренцией действий по производству и продаже товара с наименованием, схожим с продуктом конкурента.
В рамках производства по делу происходили социальные опросы, сравнение товарных знаков, переговоры с другой стороной.
Международная фармацевтическая компания
Консультирование международной фармацевтической компании по вопросам соблюдения законодательства Беларуси об антимонопольном регулировании и конкуренции при заключении диллерских соглашений, а также критериев и последствий признания организацией, имеющей доминирующее положение на рынке.
Ритейлер детских товаров
Мы представляли покупателя в рамках сопровождения сделки по приобретению польской компанией контрольного пакета белорусского ритейлера детской одежды. Мы осуществляли юридический DD и получили необходимое согласие антимонопольных органов Республики Беларуси на сделку.
Иностранная фармацевтическая компания
В отношении иностранной фармацевтической компании было подано заявление о недобросовестной конкуренции на территории Беларуси. Arzinger представлял интересы предприятия при проведении МАРТ расследования, по результатам которого признаки недобросовестной конкуренции обнаружены не были.
Мировой производитель молочной продукции
Мировой производитель молочной продукции приобрел белорусский молочный завод. Наряду с проведением DD и сделки по приобретению акций завода мы полностью сопроводили согласование сделки в антимонопольном органе.
Иностранный IT-разработчик
Международная группа компаний – разработчик фитнесс девайсов проводила реорганизацию своей группы, включая изменение места нахождения материнской компании и учредительские связи.
Наши юристы провели оценку схемы по законодательству Беларуси, включая, вопросы необходимости получения согласований с антимонопольными органами Беларуси.
Белорусский ритейлер детских игрушек
Представление интересов ритейлера детских игрушек в деле о недобросовестной конкуренции, защите прав на использование товарного знака. Один из конкурентов решил использовать уже раскрученный товарный знак другой компании в отношении товаров, которые не являются идентичными или взаимозаменяемыми по отношению к товарам первой компании, покупателями является одна и та же часть потребительского рынка, при этом у покупателей создается ложное впечатление, что в обоих случаях они приобретают товары у одной и той же компании.
Наши юристы предоставили план фактических и юридических действий для нашего клиента, и сопроводили реализацию дела.
Белорусский производитель систем безопасности
Крупный белорусский производитель систем безопасности получил претензии от своих конкурентов в связи с якобы совершением действий, которые ограничивают конкуренцию на данном товарном рынке. Конкуренты настаивали на безвозмездном использовании некоторых объектов интеллектуальной собственности, разработчиком и правообладателем которых является производитель, поскольку в отсутствие таких прав конкуренты не могут обеспечить интеграцию части своего оборудования в единой системе безопасности и продавать такое оборудование на рынке.
Мы представляли интересы клиента в МАРТ при проведении проверки наличия фактов недобросовестной конкуренции, в деле об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении было прекращено, а клиент согласовал условия возмездного предоставления лицензионных прав.
Сложность дела была связана со значительным периодом «истории вопроса» и стремительным изменением законодательства в указанный период.
Белорусское металлургическое предприятие
Белорусскому металлургическому предприятию были предъявлены претензии о нарушении требований к условиям экспорта продукции в страны ЕС, в связи с чем было начато антидемпинговое расследование.
Arzinger Law Offices при взаимодействии с партнерами из ЕС сопроводили разрешение спора со снятием значительной части претензий.
Белорусский производитель приборов учета
Белорусский производитель приборов учета и регулирования тепла и жидкостей столкнулся с тем, что бывшие сотрудники завладели технологиями и наладили производство схожей продукции с использованием схожих наименований товаров.
Наряду с консультациями по вопросам защиты коммерческой тайны, мы провели действия, направленные на пресечение действий «конкурента», в том числе, установление судебного запрета на использование в наименовании юридического лица элементов защищенного товарного знака, аннулирование регистрации товарного знака, зарегистрированного с нарушением прав нашего Клиента, запрет на продажи конкретных товаров.
Белорусский производитель снеков
Консультирование и представление интересов белорусского производителя в рамках административного процесса по делу о нарушении авторских прав на программное обеспечение, представление интересов в переговорах с правообладателем, сопровождение заключения мирового соглашения.
Белорусский производитель продуктов питания
Консультирование белорусского производителя продуктов питания по вопросу возможности признания недобросовестной конкуренцией действий по производству и продаже товара с наименованием, схожим с продуктом конкурента.
В рамках производства по делу происходили социальные опросы, сравнение товарных знаков, переговоры с другой стороной.
Международная фармацевтическая компания
Консультирование международной фармацевтической компании по вопросам соблюдения законодательства Беларуси об антимонопольном регулировании и конкуренции при заключении диллерских соглашений, а также критериев и последствий признания организацией, имеющей доминирующее положение на рынке.
Иностранная пивоваренная компания
Юридическое сопровождение пивоваренной компании по вопросу получения разрешения антимонопольных органов на приобретение акционерного общества Республики Беларусь (основная сфера деятельности - производство пива).
Международная платежная система
Консультирование международной платежной системы по вопросу запуска платформы по токенизации платежей с использованием мобильных девайсов на предмет соответствия антимонопольному законодательству Беларуси.
Ритейлер детских товаров
Мы представляли покупателя в рамках сопровождения сделки по приобретению польской компанией контрольного пакета белорусского ритейлера детской одежды. Мы осуществляли юридический DD и получили необходимое согласие антимонопольных органов Республики Беларуси на сделку.
Чем мы можем помочь
Данная стадия может быть актуальна для:
- тех, в отношении кого уже действует антидемпинговая пошлина,
- тех, кого не устроил результат расследования, и он хочет вернуться к пересмотру через 1 год.
Если после введения антидемпинговой меры прошло не менее 1 года по заявлению заинтересованного лица может быть проведено повторное расследование в целях определения целесообразности продолжения применения антидемпинговой меры и (или) ее пересмотра (в том числе пересмотра индивидуального размера ставки антидемпинговой пошлины) в связи с изменившимися обстоятельствами.
Повторное расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала.
Норма аналогичного характера присутствует в праве ВТО, с учетом специфики законодательства конкретной страны.
Есть несколько вариантов такого обжалования,
по окончанию расследования мы готовы рассмотреть их с вами более подробно:
- обжалования Решения в Совет ЕЭК и внесения вопроса об отмене Решения на рассмотрение вышестоящих органов ЕАЭС,
- отмены Решения на уровне Межправительственного совета ЕЭК и (или) Высшего совета ЕЭК,
- обжалование решения в суд ЕАЭС.
Норма аналогичного характера по обжалования решения органа, проводящего расследование, присутствует в праве ВТО.
Принятие ценовых обязательств – это способ приостановить или прекратить расследование без введения предварительной антидемпинговой пошлины или антидемпинговой пошлины. То есть фактически самостоятельно скорректировать цену, чтобы устранить демпинговый импорт.
Принять ценовые обязательства можно только после предварительного доклада Департамента и до момента опубликования окончательного доклада.
Мы готовим проект ценовых обязательств и высылаем Вам его для заполнения, готовим конфиденциальную и неконфиденциальную версию при необходимости
Норма аналогичного характера присутствует в праве ВТО.
На данной стадии, когда Департамент озвучит свои основные выводы, будет возможность предоставить свои комментарии, отразив неточности и недоработки в нем.
На данной стадии мы готовим проект комментариев (аналогично позиции) с учетом новой изложенной в докладе информации.
Важно: Департамент готовит 2 доклада – предварительный (до окончания расследования) и окончательный (итоговое решение). В большинстве своем выводы в докладах совпадают. Например, размер антидемпинговой пошлины в предварительном и окончательном докладе предлагается в размере 20%.
Но, смысл составлять комментарии на предварительный доклад все же есть (даже если выводы могут повториться в окончательном), т.к. практика Департамента и ЕЭК показывает, что комментарии любой стороны на предварительный доклад могут повлиять на окончательные выводы. Например, пошлина будет уже не 20%, а 10%.
После направления первоначальной позиции в Департамент, на основании ходатайства об участии в публичных слушаниях, поданного любым из участников расследования, Департамент проводит публичные слушания, где зарегистрированные участники могут представить свои позиции перед друг другом и специалистами Департамента.
Мы готовы выработать правовую позицию по каждому из указанных вопросов повестки дня публичных слушаний (утверждается ЕЭК и предоставляется участникам для ознакомления) и представить Ваши интересы в ходе самих слушаний.
Важно:данный этап – ключевой во всем расследовании. Он позволит непосредственно изложить свои доводы Департаменту, донести до иных заинтересованных лиц свою позицию по основным вопросам и установить слабые стороны своей позиции и других участников.
Подготовка окончательной письменной позиции участника публичных слушаний
Сведения, предоставленные в ходе публичных слушаний в устной форме, принимаются во внимание в ходе расследования, если в течение 15 календарных дней после даты проведения публичных слушаний они были предоставлены участниками расследования в Департамент в письменной форме.
Нашей задачей будет составление позиции по итогам слушаний и направление ее в установленный срок.
По запросу заинтересованных лиц Департамент проводит консультации по предмету расследования. Также предусматривается, что Департамент обеспечивает всем заинтересованным лицам по их запросам возможность встретиться для того, чтобы они могли представить противоположные точки зрения и предложить опровержения. Участие в таких встречах не является для заинтересованных лиц обязательным и не несет ущерб их интересам. Тем не менее, данный шаг позволяет встретиться с участниками, иными заинтересованными лицами и задать необходимые вопросы.
Мы готовы сделать в Департамент соответствующие запросы и представить Ваши интересы во всех организуемых Департаментом консультациях и встречах.
Норма аналогичного характера присутствует в праве ВТО.
На основе неконфиденциальных версий заявления и вопросников участников расследования в библиотеке расследования будет возможно понять реальную ситуацию касательно наличия предполагаемого демпингового импорта, ущерба и причинно-следственной связи между импортом и ущербом. На основе этих сведений и дополнительной информации будет возможно подготовить стратегию участия, а затем и саму позицию.
Мы готовим письменный проект позиции на основе имеющейся информации в свободном доступе и библиотеке расследования, подкрепляем аргументы статистическими данными, практикой ВТО и ЕАЭС, нормами международного права и т.д. На данной стадии также понадобится Ваше содействие в предоставлении информации.
Существенных особенностей на данной стадии антидемпингового расследования в странах ВТО практически нет – составление позиции это и есть основная часть работы участника по расследованию. Различаться может только срок предоставления позиции, форма направления документов в орган, проводящий расследование.
Заполняется только если против продукции Вашего предприятия возбуждено расследование (вы защищаетесь)
После регистрации в качестве заинтересованной стороны Департамент направит для заполнения антидемпинговые вопросники, которые нужно будет составить в конфиденциальной (для Департамента) и неконфиденциальной (участникам, чтобы обеспечить другим возможность ознакомиться с общедоступной информацией) версиях. Вопросники необходимо предоставить у установленный Департаментом срок.
Таким образом Департамент получает достоверную информацию о положении участников расследования, а остальные участники также могут сориентироваться в положении дел на рынке для определения наличия демпингового импорта.
Вопросники заполняются внутри компании работниками-специалистами, мы проверяем правильность и полноту заполненной информации, даем рекомендации с учетом нашего опыта в других расследованиях, а также в случае необходимости составляем вопросник в двух версиях.
Важно:на практике важность заполнения вопросника часто недооценивается, что имеет ряд негативных последствий, например:
- Департамент может признать Вас несотрудничающей стороной – это значит, что несмотря на то, что Вы зарегистрировались в расследовании, Департамент не будет учитывать предоставляемую Вами информацию в своих заключениях. Иными словами: смысл участия практически исчезает;
- Департамент может не учитывать аргумент(ы) в Вашей позиции, если они будут явно противоречить информации, указанной в вопроснике.
Например, вы хотите и использовать в позиции аргумент о том, что необходимо провести корректировку цены для расчета маржи, т.к. на внутренний рынок товар поставляется конечным потребителям, а на экспорт – компаниям-дистрибьюторам (то есть цены в любом случае будут различными). Но в вопроснике в части где нужно было указать «условия продажи товара» различия цены и объема по поставкам не указаны. В таком случае Департамент может не учесть аргумент.
Если вы инициируете расследование (вы нападаете)
В таком случае мы предоставляем Вам шаблон заявления о возбуждении антидемпингового расследования с пояснениями для его заполнения внутри предприятия – основной пласт работы ложится на самих сотрудников: бухгалтеров, маркетологов, специалистов ВЭД, технических специалистов, представителей структурных подразделений предприятия и т.д.
После того, как Вы заполните заявление, мы проверим его на предмет полноты и точности заполнения. В случае отражения в заявлении конфиденциальной (коммерческой) информации, мы по итогу заполнения заявления готовим его 2 версии по установленным ЕЭК правилам: конфиденциальную и неконфиденциальную версии.
Также мы подготовим проект ходатайства для направления его в ЕЭК об участии в публичных слушаниях.
Если против продукции Вашего предприятия инициировано расследование (вы защищаетесь)
Для официального вступления в расследование следует осуществить регистрацию посредством направления:
- специальногоходатайства о регистрации в качестве участника антидемпингового расследованияв Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК,
- заявление о предоставлении участнику расследования учетных данных для доступа к электронной библиотеке установленной формы для получения доступа к неконфиденциальных материалам всех участников на весь период расследования,
- ходатайства о проведении публичных слушаний.
Мы готовим проект каждого из указанных документов и направляем Вам на подпись и проставление печати.
Важно: регистрация должна произойти не позднее конечного срока, указанного в уведомлении Департамента о начале расследования – иначе свои интересы в расследовании отстоять не получится.
Вовлеченность компании в расследования о нарушении правил добросовестной конкуренции сама по себе может негативно отразиться на Вашем имидже.
Arzinger предлагает заблаговременно обнаружить и предупредить такие риски путем проведения проверок деятельности Вашей компании и соответствующей документации.
Реализация выработанных нами предложений позволит избежать "пограничных ситуаций", которые часто приводят к спорам между конкурентами. В случае же, если расследование начато, мы защитим Ваши интересы в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса.
Антимонопольное законодательство запрещает координацию организатором и (или) заказчиком закупок деятельности участника, создание преимущественных условий для участника и иные действия.
Если вы полагаете, что вопрос о победителе закупки был предрешен, либо хотите проверить соответствие процедуры закупки законодательству и возможность отменить ее результаты, Arzinger квалифицированно поможет Вам в этом.
Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?
Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.
Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.
Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.
Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.
Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.
Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.
Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.
Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.
События отрасли
В частности, сокращен перечень товаров, реализуемых на внутреннем рынке в Республике Беларусь, подпадающих под указанное регулирование.
Также правила ценообразования дополнены следующим:
- введен норматив рентабельности при повышении отпускной цены на потребительский товар. При повышении отпускной цены на потребительский товар норматив рентабельности не может превышать максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду товаров. Производители товаров, цены на которые подпадают под регулирование, смогут повышать цены без согласования с госорганами, если их рентабельность не превышает установленный предел.
- изменены правила применения надбавок импортеров, оптовых и торговых надбавок с 15 апреля 2025 года. В частности, суммарный размер надбавок не может превышать установленный максимум, даже если товар проходит через нескольких посредников. Изменено отражение данных сведений в товарных накладных.
- цены на экспортируемые товары (при условии согласования) и товары в стерильной зоне аэропортов не подпадают под вышеуказанные ограничения при определенных условиях.
- также предоставлено право облисполкомам и Минскому горисполкому определять перечни товарообменных операций, которые включают в себя предмет и разрешенных субъектов таких операций. Уточнены полномочия Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования – предоставлено право принимать решения о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен.
Если у вас есть вопросы, в том числе по Постановлению № 713 – напишите нам !
Документ вступает в силу с 9 марта 2025 года.
В Перечень также включены товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства.
После вступления в силу Постановления, утрачивают силу многие нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование, в том числе, и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 «О регулировании цен» (далее – Постановление №447).
Постановление определяет перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые, регулируются государственными органами (организациями) без привязки к «внутреннему рынку», на котором данные товары (работы, услуги) производятся (ввозятся) и реализуются.
Каким образом данные изменения скажутся на деятельности белорусских предприятий покажет только время. Мы в свою очередь будем ждать нормативные правовые акты трех министерств, приведенные в соответствие с Постановлением и разъяснения по их применению.
Перечень включает 34 группы товаров и соответствующие коды ТН ВЭД, в том числе средства наземного транспорта, различные изделия из каучука и пластмасс, текстильные изделия, электрическое оборудование и другие группы. Постановление действует до 31 декабря 2024 г.
Напомним, что механизм «параллельного импорта» был впервые установлен в Законе Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Этот механизм разрешал ввоз на территорию Беларуси и введение в гражданский оборот товаров, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств, в том числе совершающих недружественные действия, если такие товары правомерно введены в гражданский оборот на территории любого государства непосредственно правообладателями или иными лицами с их согласия (разрешения) (правомерность презюмируется). Основное условие – товар должен быть включен в Перечень, утверждаемый МАРТ, который до сегодняшнего дня отсутствовал.
Сейчас в список недружественных включены Австралийский Союз, государства-члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация.
В дополнение к «параллельному импорту» в случае включения товара, в котором применен объект интеллектуальной собственности (прежде всего, товарный знак), в Перечень, по решению Государственного таможенного комитета соответствующий объект ИС подлежит временному исключению из национального таможенного реестра объектов ИС.
Что должен предпринять акционер-продавец перед продажей акций закрытого акционерного общества (ЗАО) третьему лицу?
Алгоритм действий продавца состоит из следующих шагов:
- Принять решение об отчуждении акций (для акционеров, являющихся юридическими лицами);
- Удостовериться в отсутствии ограничений на продажу (залог; арест; обременение правами третьих лиц; ограничение на продажу акций лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг; наличие в уставе общества положения об ограничении круга лиц, которым могут быть проданы акции, и др.);
- Получить разрешение Совета Министров на продажу акций (в случаях, когда законодательство требует получение такого разрешения);
- Получить согласие МАРТ на продажу акций (если получение такого согласия необходимо в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности);
- Получить согласие супруга/супруги на продажу акций (в случае продажи физическим лицом акций, являющихся совместной собственностью супругов);
- Предложить акции облисполкому/Мингорисполкому (в случаях, когда исполкомы имеют преимущественное право на приобретение акций);
- Предложить акции другим акционерам (если преимущественное право покупки акций закреплено в уставе ЗАО);
- Предложить невостребованные другими акционерами акции самому обществу или выбранному им третьему лицу (в случае, если право общества и/или третьего лица на покупку невостребованных акций закреплено в уставе ЗАО).
Если после выполения вышеуказанных действий все лица отказались от преимущественного права покупки, тогда акционер-продавец вправе предложить акции выбранному им третьему лицу.
Акции должны предлагаться к покупке третьему лицу по цене и на условиях, предложенных ранее исполкомам и/или акционерам (обществу) в рамках соблюдения требований о преимущественном праве покупки.
Продажа акций ЗАО может осуществляться на неорганизованном (внебиржевом) рынке ценных бумаг, т.е. вне рамок торговой системы организатора торговли ценными бумагами.
Как совершаются сделки с акциями?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора купли-продажи. К договору купли-продажи акций применяются как общие положения о купле-продаже (Гражданский кодекс), так и специальное законодательство, регулирующее куплю-продажу ценных бумаг.
Существенными условиями для договора купли-продажи акций являются, в том числе:
- предмет договора (вид акции, ее номинальная стоимость);
- количество акций;
- цена одной акции и общая цена обязательств по договору;
- сведения об отсутствии ограничений и запретов на совершение сделок с акциями;
- сведения о соблюдении продавцом требований законодательства и/или устава общества и пр.
Подлежат ли сделки с акциями обязательной регистрации?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием.
Несоблюдение требования о регистрации сделки с акциями, совершаемой на неорганизованном рынке, влечет ее недействительность.
Для осуществления регистрации договора купли-продажи необходимо присутствие акционера-продавца и покупателя.
Договор регистрируется брокером или депозитарием после проверки его соответствия требованиям законодательства.
После регистрации договора купли-продажи акционер-продавец переводит акции со своего счета "депо" на счет "депо" покупателя (покупателю необходимо позаботиться о наличии открытого счета "депо"). Права на акции возникают с момента зачисления их на счет "депо" покупателя (факт зачисления фиксируется в выписке по счету).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.
Среди основных изменений, вводимых новым постановлением, можно отметить:
- Введение уведомительного принципа установления отпускных цен на новые товары
Предыдущая редакция Постановления №713 обязывала белорусских производителей при установлении цен на новые товары согласовывать их с государственными органами. В соответствии с новым, уведомительным, порядком, обязанность по согласованию отпускных цен на новые товары с госорганами отменена.
Справочно: отметим, что законодательное определение понятия «новых потребительских товаров» не изменилось.
Так, под новыми потребительскими товарами понимаются:
- новая продукция (впервые произведенная продукция) – продукция, впервые произведенная изготовителем и (или) не имеющая аналогов на территории Беларуси;
- новый вид продукции – продукция, уже производимая, но получившая новое обозначение или определение (наименование) в связи со значительной степенью усовершенствования или модификацией ее свойств, параметров, признаков или характеристик, а также измененной областью применения, новым или в значительной степени отличающимся (не менее чем на 30 процентов по сравнению с ранее выпускавшейся продукцией) составом применяемых материалов или компонентов, которая подвергалась значительной степени технологических изменений и (или) изменению классификационного кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС на уровне любого из первых четырех знаков, произошедших в результате переработки (обработки).
Постановление №713 (4) дополняет акт пунктами 41 и 42, согласно которым начинает действовать следующий порядок установления отпускных цен на новые товары:
- Производители самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка устанавливают отпускные цены на новые потребительские товары;
Производители также вправе установить отпускные цены на ранее не производимый потребительский товар, не соответствующий критериям нового товара. Отпускные цены на данный товар должны быть на уровне не выше отпускной цены на товар, по отношению к которому такой товар не является новым ввиду несоблюдения критериев, позволяющих относить данный товар к новым товарам. Также допускается возможность согласования отпускной цены на такой товар в порядке, предусмотренном для согласования повышения отпускных цен.
- Не позднее чем за 5 рабочих дней до начала реализации нового потребительского товара производители направляют уведомление об установлении отпускной цены на этот товар в соответствующие госорганы;
При этом направлять уведомления нет необходимости, если при установлении цены производитель применил норматив рентабельности в размере не более 20%.
- МАРТ, Облисполкомы / Минский горисполком вправе выносить производителям обязательное для выполнения предписание об уменьшении отпускной цены.
Данное предписание может быть вынесено в случае выявления факта производства нового товара в целях несоблюдения обязанности по согласованию повышения отпускных цен. МАРТ также может вынести подобное предписание в случае, если такой потребительский товар относится к виду товара, который занимает более 0,05 процента в структуре потребительских расходов населения и в отношении которого допущено превышение установленного параметра по индексу потребительских цен.
- Введение пределов ежемесячного изменения отпускных цен
Постановление №713 (4) отменяет необходимость согласования изменения отпускных цен с госорганом в случае, если изменение цены за месяц не превысило установленный Постановлением предел.
Пределы, в рамках которых производители вправе повышать отпускные цены без согласования, следующие:
а) ежемесячное повышение отпускных цен не более чем на 0,3% к максимальной отпускной цене реализации этого потребительского товара в предыдущем месяце, а в случае отсутствия реализации этого товара в предыдущем месяце – к последней отпускной цене его реализации;
б) установление отпускных цен не выше, чем на 3,5% к максимальной цене реализации товаров урожая 2022 — 2023 гг. в соответствующем месяце 2023 г. Под данное регулирование подпадают товары, указанные в п. 84 — 90 и 99 приложения 1 к новому постановлению, имеющие сезонный характер продаж (огурцы, помидоры, яблоки, картофель, свекла и т.д.). В случае отсутствия реализации товара в соответствующем месяце 2023 г. производитель обязан согласовать отпускную цену с государственными органами.
- Предоставление возможности торговым организациям напрямую оказывать рекламные услуги поставщикам товаров
Новая редакция пункта 15 Постановления №713 (4) дополняет перечень исключений из запрета установления вознаграждений, позволяя оптовым поставщикам потребительских товаров осуществлять в адрес розницы выплаты за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы поставленных товаров
- внутри торгового объекта (за исключением платы за оказание услуг по размещению (распространению) рекламы на торговом оборудовании – предметах и средствах (мебели, устройствах, механизмах) для размещения, фасования, хранения, демонстрации товаров, продукции общественного питания),
- на капитальном строении (здании, сооружении) торгового объекта и (или) на средстве наружной рекламы, собственником которого является розничная организация,
- в сети Интернет на сайте розничной организации.
Также разрешается выплачивать в адрес розницы вознаграждение за проведение в торговых объектах дегустаций.
Стоит отметить, что размер данных выплат ограничен. Так, совокупный размер платы за проведение дегустаций и услуги по рекламе не может превышать 1% от общей стоимости всех рекламируемых / дегустируемых товаров (без учета НДС), поставленных в месяце, в котором оказывались соответствующие услуги и (или) проводилась дегустация.
Розничные организации, оказывающие рекламные услуги, обязаны устанавливать единый размер платы для одинаковых видов:
- средств рекламы, размещенных внутри всех ее торговых объектов, расположенных в одном населенном пункте;
- средств наружной рекламы, размещенных на капитальных строениях (зданиях, сооружениях) всех ее торговых объектов, расположенных в одном населенном пункте;
- иных собственных средств наружной рекламы, расположенных в одном населенном пункте;
- рекламы в сети Интернет.
Важно! Информация о размере платы за рекламные услуги и проведение дегустаций утверждается руководителем (иным уполномоченным лицом) розничной организации и размещается в открытом доступе на ее сайте в сети Интернет. Менять такую информацию можно не чаще одного раза в месяц.
Нарушение требований по установлению единого размера платы за рекламные услуги, а также требований по размещению сведений о размере платы за рекламу / дегустацию на сайте организации квалифицируется как нарушение порядка установления и применения тарифов.
- Ограничение предельного совокупного размера стимулирующих выплат в адрес розницы
Совокупный размер стимулирующих выплат, предоставляемых поставщиком розничной организации, не может превышать:
- 5% от общей стоимости (без учета НДС) всех продовольственных потребительских товаров, произведенных в Беларуси, в отношении которых предусмотрено предоставление стимулирующих выплат, поставленных поставщиком розничной организации в период, по итогам которого предоставляются эти стимулирующие выплаты;
- 10% от общей стоимости (без учета НДС) всех непродовольственных потребительских товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление стимулирующих выплат, поставленных поставщиком розничной организации в период, по итогам которого предоставляются эти стимулирующие выплаты.
Важно!Данное ограничение совокупного размера стимулирующих выплат, в отличие от иных положений, начнет действовать через 3 месяца после официального опубликования Постановления № 713 (4). В течение данного срока приводятся в соответствие с новым постановлением заключенные до его вступления в силу договоры, предусматривающие предоставление стимулирующих выплат.
Среди основных изменений, вносимых Постановлением №757:
Вводится запрет на ввоз и реализацию ряда товаров из Латвии
С 01.12.2023 запрещен ввоз и реализация в Республике Беларусь следующих товаров, если страной их происхождения и (или) производства (изготовления) является Латвийская Республика:
- пиво солодовое (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2203 00);
- прочие сброженные напитки (например, сидр, сидр грушевый, напиток медовый, сакэ), а также смеси из сброженных / сброженных и безалкогольных напитков (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2206 00);
- кофе, кофейная шелуха и оболочки зерен кофе, заменители кофе (код ТН ВЭД ЕАЭС – 0901);
- джемы, желе фруктовое, мармелады, пюре фруктовое или ореховое, паста фруктовая или ореховая (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2007);
- фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, приготовленные или консервированные (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2008);
- соки фруктовые, овощные, ореховые (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2009);
- воды, включая минеральные и газированные (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2202);
- спирт этиловый, спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки (код ТН ВЭД ЕАЭС – 2208);
- бумага, картон, целлюлозная вата и полотно из целлюлозных волокон, с покрытием, пропитанные, ламинированные, с окрашенной или декорированной поверхностью или напечатанные, в рулонах или прямоугольных листах любого размера (код ТН ВЭД ЕАЭС – 4811);
- колготы, чулки, гольфы, носки и подследники и прочие чулочно-носочные изделия (код ТН ВЭД ЕАЭС – 6115, за исключением 6115 10);
- кирпичи, блоки, камни и аналогичные изделия из керамики (код ТН ВЭД ЕАЭС – 6904).
Подпадающие под запрет товары, ввезенные в Беларусь до 01.12.2023, могут свободно реализовываться на территории Беларуси.
Ввезенное в Беларусьдо 01.07.2023 солодовое пиво и прочие слабоалкогольные напитки из Польши или Литвы могут беспрепятственно реализовываться
Постановление № 757 установило новые исключения, разрешающие реализацию некоторых запрещенных товаров из Польши или Литвы, ввезенных в Беларусь до 01.07.2023.
Предусмотрено новое исключение из запрета, согласно которому он не распространяется на следующие товары, ввезенные в Беларусь до 01.07.2023, если их страна происхождения и (или) производства (изготовления) – это Польша или Литва:
- пиво солодовое (код ТН ВЭД ЕАЭС 2203 00);
- прочие сброженные напитки (например, сидр, сидр грушевый, напиток медовый, сакэ); смеси из сброженных / сброженных и безалкогольных напитков (код ТН ВЭД ЕАЭС 2206 00).
Запрет на ввоз и реализацию некоторых кондитерских изделий не распространяется только на зарегистрированные БАДы, лекарственные средства, витамины, минералы и т.д.
Приложение 1 к Постановлению № 700 запрещает ввоз и реализацию на территории Беларуси некоторых кондитерских изделий (к ним относятся и пустые капсулы, пригодные для использования в фармацевтических целях), происходящих из установленных законодательством недружественных стран. Новое постановление детализирует исключения, на которые не распространяется данный запрет.
Так, с 05.11.2023 запрет не распространяется на биологически активные добавки к пище, лекарственные средства, витамины, минералы, витаминно-минеральные комплексы, медицинские изделия, медицинскую технику, сведения о которых включены в один из следующих реестров:
– Государственный реестр лекарственных средств Республики Беларусь;
– единый реестр зарегистрированных лекарственных средств Евразийского экономического союза;
– Государственный реестр изделий медицинского назначения и медицинской техники Республики Беларусь;
– единый реестр медицинских изделий, зарегистрированных в рамках Евразийского экономического союза;
– единый реестр свидетельств о государственной регистрации продукции.
Если лекарственное средство не зарегистрировано и подпадает под запрет, то для его ввоза и реализации необходимо наличие специального разрешительного документа (заключения) Министерства здравоохранения на ввоз на территорию Беларуси незарегистрированных лекарственных средств.
Постановление №39 устанавливает перечень из 71 категории продовольственных товаров, в отношении которых стимулирующие выплаты не предоставляются. В отношении иных белорусских продовольственных и непродовольственных товаров, а также импортируемых непродовольственных товаров, применяются следующие правила.
Случаи, когда возможно предоставление стимулирующих выплат
- Приобретение субъектом розничной торговли у поставщика товаров определенного объема либо увеличение объема приобретаемых товаров
Размер стимулирующих выплат должен быть установлен в процентах от общей стоимости поставленных товаров в период, по итогам которого предоставляются стимулирующие выплаты. При этом стоимость товаров, поставленных по сниженной цене и предназначенных для реализации потребителям на условиях поставщика, не может учитываться при расчете стимулирующих выплат.
- Реализация субъектом розничной торговли товаров потребителям на условиях, определенных поставщиком и предусматривающих проведение распродаж, иных мероприятий, направленных на стимулирование продаж
Размер стимулирующих выплат должен быть установлен в процентах от общей стоимости реализованных субъектом розничной торговли товаров на условиях поставщика в период, по итогам которого предоставляются стимулирующие выплаты.
- Осуществление субъектом розничной торговли доставки товаров от поставщика до собственного торгового объекта или склада за свой счет
Размер стимулирующих выплат должен быть установлен в процентах от общей стоимости доставленных субъектом розничной торговли товаров от поставщика до собственного торгового объекта или склада в период, по итогам которого предоставляются стимулирующие выплаты.
- Осуществление субъектом розничной торговли за свой счет ремонта и технического обслуживания товаров на условиях, определенных поставщиком
Размер стимулирующих выплат должен быть установлен в процентах от общей стоимости поставленных товаров в период, по итогам которого предоставляются стимулирующие выплаты.
Общие условия предоставления выплат
Условия предоставления выплат устанавливаются в договорах с субъектами розничной торговли. Белорусские поставщики при предоставлении стимулирующих выплат должны также установить случаи, условия, размеры и порядок их предоставления в локальных правовых актах.
Запрещено устанавливать индивидуальные условия для стимулирующих выплат для разных субъектов розничной торговли.
При расчете стимулирующих выплат не учитываются:
- НДС, предъявляемый поставщиком к субъекту розничной торговли в связи с приобретением товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление стимулирующих выплат;
- стоимость возвращенных неоплаченных потребительских товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление стимулирующих выплат.
Регистрация предельных отпускных цен на лекарственные средства была введена в 2018 г., однако с 26.04.2020 - приостановлена Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143. С 14 июля 2023 г. обязанность по регистрации будет действовать по новым правилам.
Перечень лекарственных препаратов, предельные отпускные цены на которые регулируются («новый перечень») претерпел существенные корректировки. Сейчас в списке находится 37 наименований.
Новое Положение о порядке регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства предусматривает, помимо прочего, следующие изменения.
- Документы для регистрации предельной отпускной цены можно подавать не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
- Минздрав вправе самостоятельно принять решение о регистрации предельной отпускной цены даже в случае получения отказа МАРТ в согласовании.
Напомним, процедура регистрации цен предусматривает необходимость согласования отпускной цены со стороны МАРТ.
В соответствии с новым порядком, при получении отказа МАРТ в согласовании Минздрав проводит дополнительную оценку соотношения пользы, получаемой вследствие регистрации предельной отпускной цены и сохранения доступности лекарственного препарата, и риска, связанного с отказом в регистрации предельной отпускной цены и отсутствием лекарственного препарата (соотношение «польза-риск»). По результатам такой оценки Минздрав вправе принять решение о регистрации предельной отпускной цены даже с учетом отказа МАРТ.
Указанная оценка проводится также при изменении зарегистрированной предельной отпускной цены.
- Минздрав может отменить решение о регистрации только на основании факта предоставления заявителем недостоверных сведений, повлиявших на результат принятого решения.
- В некоторых случаях разрешается использовать в качестве зарегистрированной предельной отпускной цены эквивалентную цену в валюте контракта, на основании которого лекарственный препарат реализуется в Беларуси.
Если лекарственный препарат реализуется в Беларуси на основании контракта в иностранной валюте, держатель регистрационного удостоверения вправе указать такую валюту в заявлении на регистрацию. В реестр предельных отпускных цен будут внесены сведения об эквивалентной цене в валюте контракта, рассчитанной исходя из зарегистрированной предельной отпускной цены по официальному курсу НБРБ, установленному на дату регистрации предельной отпускной цены.
Впоследствии, если курс иностранной валюты на дату выпуска товара для внутреннего потребления (а при отсутствии необходимости таможенного декларирования – на дату поступления на склад покупателя) увеличится по отношению к курсу на дату регистрации предельной отпускной цены, в качестве предельной цены можно будет использовать эквивалентную цену в валюте контракта.
- Минздрав не вправе инициировать снижение зарегистрированной цены, изменение цены инициирует только держатель регистрационного удостоверения.
- Перечень источников, используемых держателем регистрационного удостоверения при расчете предельной отпускной цены, а также МАРТ при проведении экономического анализа, размещается на официальном сайте МАРТ.
Как и в какой срок держателям регистрационных удостоверений реализовать нововведения?
1. В период с 14 июля по 1 декабря 2023 г. должны быть зарегистрированы предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в новый перечень. Если цены на препараты уже регистрировались ранее, процедуру необходимо пройти снова.
2. Реализация остатков на 1 декабря 2023 г. лекарственных препаратов, включенных в новый перечень, предельные отпускные цены на которые не зарегистрированы до 1 декабря 2023 г., осуществляется до окончания срока их годности, если такие лекарственные препараты:
- прошли таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (если лекарственные препараты подлежат таможенному оформлению);
- поступили на склад покупателя (если лекарственные препараты не подлежит таможенному оформлению) либо находятся в розничной продаже в аптечной сети.
3. Если лекарственный препарат не включен в новый перечень, однако предельные отпускные цены на него были зарегистрированы до 26 апреля 2020 г., реализация данного препарата осуществляется без учета ранее зарегистрированных предельных отпускных цен.
Основные изменения, внесенные Постановлением №412:
- До 31 декабря 2023 г. продлен запрет на ввоз и реализацию товаров, установленных Постановлением №700
- Постановление №700 дополнено новым списком запрещенных товаров из отдельных недружественных стран
С 1 июля 2023 г. под запрет подпадают следующие товары, происходящие и (или) произведенные (изготовленные) в Литовской Республике или Республике Польша:
- пиво солодовое (код ТН ВЭД ЕАЭС 2203 00);
- прочие сброженные напитки (например, сидр, сидр грушевый, напиток медовый, сакэ), смеси из сброженных напитков и смеси сброженных и безалкогольных напитков (код ТН ВЭД ЕАЭС 2206 00).
Важно! Критерием отнесения товаров из нового списка к запрещенным относится не только место происхождения соответствующего товара, но и место производства или изготовления таких товаров.
Положение о квотировании Постановления №700 (на отдельные виды запрещенных товаров уполномоченные государственные органы могут устанавливать квоты, в рамках которых ввоз и реализация возможны) распространяется и на новый перечень запрещенных товаров.
- Вводится дополнительное исключение, при котором разрешается реализация в Беларуси запрещенных товаров
Это касается реализации государством запрещенных товаров, если они были арестованы, конфискованы или иным образом обращены в его доход в рамках реализации Постановления №700. Такая возможность может быть реализована с 1 июля 2023 г.
К числу основных изменений Постановления можно отнести:
1) Изменение размера максимальных надбавок в зависимости от страны происхождения товара
Целью наиболее существенного нововведения Постановления является продвижение белорусских товаров на внутреннем рынке. Субъекты торговли, осуществляющие розничную торговлю, при формировании цен на отдельные потребительские товары из Приложения №1 к Постановлению №713* вправе увеличить максимальную торговую надбавку на 10% по сравнению с максимальной торговой надбавкой, указанной в Приложении №1.
* перечень включает товары из позиций 3, 6, 9, 14, 25, 27, 37, 38, 40–42, 44, 45, 49, 54, 58, 67–82, 113–117, 120, 123, 129–136, 138–142, 144–153, 155–158, 161, 164–186, 200–204, 215–217, 219–224, 232, 234, 277–279, 285 и 286 Приложения №1.
В то же время субъекты торговли, торгующие в розницу в собственных торговых объектах определенными товарами*, которые эти же субъекты торговли ранее импортировали, применяют надбавку импортера на 10% меньше по сравнению с максимальной надбавкой импортера, указанной в Приложении №1 к Постановлению №713.
* перечень включает товары из позиций 3, 6, 9, 14, 25, 27, 37, 38, 40–42, 44, 45, 49, 54, 58, 67–82, 113–117, 120, 123, 129–136, 138–142, 144–153, 155–158, 161, 164–168, 215–217, 219–224, 232, 234, 277–279, 285 и 286 Приложения №1.
Такие импортированные товары реализуются по следующим ценам:
- до нового поступления таких же товаров – по ценам, не превышающим уровня розничных цен, сложившегося на 10 июня;
- при новом поступлении таких же товаров – по ценам не выше сформированных по новым правилам.
2) Предельные максимальные торговые надбавки могут не применяться при реализации товаров белорусского производства в Интернет-магазинах
Обращаем внимание на то, что данное положение касается только непродовольственных товаров.
Надбавки не применяются, если товары были приобретены прямо у производителя и реализуются в фирменном магазине или Интернет-магазине субъекта торговли, который имеет право продавать товары этого производителя под товарным знаком или фирменным наименованием этого производителя, в том числе на условиях договора франчайзинга.
Важно отметить, что в таком случае в Интернет-магазине должны реализовываться исключительно товары этого производителя. Также надбавки не применяются, если производитель передал свои товары для продажи в своих собственных фирменных магазинах или Интернет-магазинах.
3) Сокращены возможности для стимулирующих выплат поставщиков
При поставке потребительских товаров, произведенных в Республике Беларусь, и импортируемых непродовольственных потребительских товаров в организации розничной торговли сторонам запрещается* установление в договорах, предусматривающих поставку товаров, в иных договорах условий о предоставлении вознаграждений в связи с приобретением у поставщика определенного количества товаров, за оказание услуг по продвижению товаров и иных видов вознаграждений.
Данный запрет не касается следующих случаев:
- выплаты комиссионного вознаграждения при реализации потребительских товаров по комиссионным договорам;
- стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются Министерством антимонопольного регулирования и торговли.
* Запрет распространяется также на действия лиц, входящих с субъектами, осуществляющими розничную торговлю, или поставщиками потребительских товаров в одну группу лиц, за исключением действий между участниками холдингов, а также между субъектами в рамках одной группы лиц.
4) Дополнены случаи, когда белорусским производителям не требуется согласовывать отпускные цены
Производителям не требуется согласовывать цены с государственными органами в случае установления отпускных цен на новые потребительские товары при условии применения норматива рентабельности, используемого для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены на такие товары, в размере не более 20% (ранее – 10%).
Также теперь не требуется согласовывать цены в случае изменения наименования потребительского товара в связи с введением (изменением) технических нормативных правовых актов при сохранении отпускной цены и состава, включая применяемые материалы и компоненты.




