Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Испанский fashion-ритейлер
Сопровождение текущих трудовых вопросов, консультирование и правовая поддержка по приведению в соответствие с белорусским законодательством и введению в действие ряда локальных нормативных правовых актов.
Крупная белорусская компания
Сопровождение крупной белорусской компании, осуществляющей оптовую торговлю товарами, в ряде споров в связи с проведением правоохранительными органами Республики Беларусь проверок по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, оформления товаросопроводительных документов, соблюдения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488. Сумма спора более 800 тыс. долларов США.
Испанский fashion-ритейлер
Правовая поддержка при заключении договоров аренды, ведении строительных работ в арендованных помещениях магазинов и офисов. Общая площадь офисов и магазинов превысила 20.000 кв.м.
Сопровождение в некоторых специфических вопросах, например, по обеспечению возврата инвестиций клиента в строительные работы в магазинах и связанных с этим налоговых и бухгалтерских вопросах.
Испанский fashion-ритейлер
Разработка корпоративной структуры и регистрация нескольких юридических лиц в рамках входа на белорусский рынок.
Испанский fashion-ритейлер
Комплексное сопровождение вопросов выхода ритейлера на рынок, среди которых - заключение комплекса договоров франчайзинга с иностранными правообладателями. Мы изучили все объекты интеллектуальной собственности, которые входили в состав лицензионного комплекса, разработали договор франчайзинга с учетом особенностей гражданского и таможенного законодательства Беларуси, сопроводили клиента при согласовании договора с Национальным центром интеллектуальной собственности и его государственной регистрации.
Производитель игрушек
В рамках комплексного правового обслуживания крупного белорусского производителя и ритейлера детских игрушек мы разработали и заключили лицензионный договор с иностранным правообладателем на аудио произведения и персонажи известных мультфильмов.
Также мы неоднократно защищали клиента в делах о недобросовестной конкуренции и нарушении прав на товарный знак в МАРТ и суде. В одном из дел мы доказали, что белорусский конкурент умышленно разместил заказ на производство схожей продукции в КНР и импортировал ее в Беларусь, чтобы произошло смешение продукции и потребители покупали товары конкурента, находясь в состоянии заблуждения.
Такие действия были признаны МАРТ недобросовестной конкуренцией и запрещены, нарушителя привлекли к административной ответственности.
Ритейлер детских товаров
Мы представляли покупателя в рамках сопровождения сделки по приобретению польской компанией контрольного пакета белорусского ритейлера детской одежды. Мы осуществляли юридический DD и получили необходимое согласие антимонопольных органов Республики Беларуси на сделку.
IKEA
Консультирование Заказчика, который является международной компанией по продаже товаров для обустройства дома по вопросам предоставления субординационного займа белорусскому поставщику, а также по вопросам заключения договора залога оборудования и регистрации залога в Реестре движимого имущества, обременённого залогом.
Испанский fashion-ритейлер
Сопровождение текущих трудовых вопросов, консультирование и правовая поддержка по приведению в соответствие с белорусским законодательством и введению в действие ряда локальных нормативных правовых актов.
Крупная белорусская компания
Сопровождение крупной белорусской компании, осуществляющей оптовую торговлю товарами, в ряде споров в связи с проведением правоохранительными органами Республики Беларусь проверок по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, оформления товаросопроводительных документов, соблюдения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488. Сумма спора более 800 тыс. долларов США.
Испанский fashion-ритейлер
Правовая поддержка при заключении договоров аренды, ведении строительных работ в арендованных помещениях магазинов и офисов. Общая площадь офисов и магазинов превысила 20.000 кв.м.
Сопровождение в некоторых специфических вопросах, например, по обеспечению возврата инвестиций клиента в строительные работы в магазинах и связанных с этим налоговых и бухгалтерских вопросах.
Испанский fashion-ритейлер
Консультирование испанского ритейлера по налоговым вопросам работы бизнес-модели в Беларуси.
Испанский fashion-ритейлер
Разработка корпоративной структуры и регистрация нескольких юридических лиц в рамках входа на белорусский рынок.
Испанский fashion-ритейлер
Комплексное сопровождение вопросов выхода ритейлера на рынок, среди которых - заключение комплекса договоров франчайзинга с иностранными правообладателями. Мы изучили все объекты интеллектуальной собственности, которые входили в состав лицензионного комплекса, разработали договор франчайзинга с учетом особенностей гражданского и таможенного законодательства Беларуси, сопроводили клиента при согласовании договора с Национальным центром интеллектуальной собственности и его государственной регистрации.
Nüesch Development
Консультирование швейцарского девелопера по вопросам возможного вхождения в уже заключенный с Республикой Беларусь инвестиционный договор, предусматривающий строительство торгово-развлекательного комплекса в центре Минска.
Производитель игрушек
Представление интересов белорусской компании в процессе заключения с Республикой Беларусь инвестиционного договора, направленного на строительство торгового комплекса в Минске.
Производитель игрушек
В рамках комплексного правового обслуживания крупного белорусского производителя и ритейлера детских игрушек мы разработали и заключили лицензионный договор с иностранным правообладателем на аудио произведения и персонажи известных мультфильмов.
Также мы неоднократно защищали клиента в делах о недобросовестной конкуренции и нарушении прав на товарный знак в МАРТ и суде. В одном из дел мы доказали, что белорусский конкурент умышленно разместил заказ на производство схожей продукции в КНР и импортировал ее в Беларусь, чтобы произошло смешение продукции и потребители покупали товары конкурента, находясь в состоянии заблуждения.
Такие действия были признаны МАРТ недобросовестной конкуренцией и запрещены, нарушителя привлекли к административной ответственности.
Ритейлер детских товаров
Мы представляли покупателя в рамках сопровождения сделки по приобретению польской компанией контрольного пакета белорусского ритейлера детской одежды. Мы осуществляли юридический DD и получили необходимое согласие антимонопольных органов Республики Беларуси на сделку.
Испанский fashion-ритейлер
Представление интересов мультибрендового ритейлера одежды из Испании по вопросам экспансии в Беларусь и открытия 11 магазинов в Минске.
GAP
Консультирование американского ритейлера по правовым вопросам осуществления электронной торговли в Беларуси.
IKEA
Консультирование Заказчика, который является международной компанией по продаже товаров для обустройства дома по вопросам предоставления субординационного займа белорусскому поставщику, а также по вопросам заключения договора залога оборудования и регистрации залога в Реестре движимого имущества, обременённого залогом.
Чем мы можем помочь
Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.
Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.
Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?
Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.
Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.
Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.
Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.
Республика Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 70 государствами. Правильное их применение позволяет при получении зарплаты, дивидендов, процентов по займам и иных доходов избежать обязанности уплачивать с них налоги дважды в разных странах.
Arzinger проанализирует категорию полученного клиентом дохода и условия его налогообложения в Беларуси и за рубежом для минимизации расходов.
Чем сложнее планируемая сделка, тем более тщательный предварительный расчет возникающих налоговых обязательств требуется.
Компания должна заранее учесть аспекты трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, определить обязанность уплаты НДС и иных налогов. Если стороной по сделке выступает нерезидент, количество аспектов, которые необходимо принять во внимание, увеличивается.
Arzinger поможет рассчитать риски возникновения постоянного представительства в Беларуси для целей налогообложения при заключении сделки, определить страну реализации товаров, работ и услуг по договору и необходимость выполнения резидентом функций налогового агента за иностранного делового партнера.
Проводя мониторинг деятельности компании, налоговые органы могут установить факты недоплаты в бюджет налоговых средств, пропуск сроков их уплаты либо неправильного отражения в учете некоторых хозяйственных операций.
Это может привести к таким негативным последствиям, как штрафные санкции, принудительная остановка хозяйственной деятельности и присвоение компании статуса организации с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Специалисты Arzinger готовы включиться в спор на стадии проверки налогового органа, чтобы не доводить ситуацию до суда, а при его разрешении в судебном порядке – завершить ситуацию с минимальными последствиями для клиента.
В компании важно периодически производить полную проверку соблюдения своих налоговых обязательств.
Своевременное выявление недоплаченных налогов, неправильного учета средств и неподанной налоговой отчётности поможет избежать непредвиденных расходов и ответственности для организации и ее руководителей в будущем.
Юристы проанализируют налоговую политику организации и дадут полезные рекомендации по ее улучшению.
При создании компании необходимо определить, кто будет учредителем, как будет реинвестирована полученная прибыль и куда будут перечисляться дивиденды.
Решение всех этих вопросов связано с определением налоговой нагрузки, и неправильный расчет может привести к дополнительным финансовым издержкам. Как организовать бизнес таким образом, чтобы уменьшить ваши расходы и увеличить доходы, знают юристы налоговой практики Arzinger.
Конфиденциальность информации – деликатный вопрос, ошибка в решении которого может привести к множеству проблем для клиентов и партнеров, начиная от рассылки спама и телефонного маркетинга и заканчивая хищением денежных средств.
Задача юриста – помочь разработать политику конфиденциальности компании и структурировать процесс сбора личной информации таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства Беларуси и стран Европейского Союза.
Правда, что бизнес в США не пойдет, если не создать компанию в штате Делавэр, а продавать продукт в ЕС операционно сложно, не зарегистрировав компанию на Кипре? А Швейцария – криптодолина Европы?
Мы нашли ответы на эти и другие вопросы практикой, а не изучая статьи на модных хипстерских сайтах для стартаперов. Мы знаем, где лежат подводные камни, и можем компетентно помочь определиться, как и куда двигать ваш высокотехнологичный бизнес дальше.
Может быть готовый продукт, отличная команда, репутация и большой маркетинговый бюджет. Но так ли это с юридической точки зрения?
Инвесторы дают деньги под продукт и людей, но дают их компаниям. От обилия форм – ООО, ОАО, LTD, PLC, простое товарищество – может рябить в глазах.
Мы на понятном языке расскажем, какую форму юрлица лучше выбрать, как оформить партнерские отношения с другими учредителями и не остаться за бортом, а также как оформить права интеллектуальной собственности на ваш продукт так, чтобы не только пользователи, но и инвесторы, и партнеры видели в нем ценность.
Беларусь характеризуется значительной долей государственных предприятий. Работая с госпредприятиями, бизнесу важно понимать правовые требования к структурированию договорных отношений.
Если государственное предприятие выступает заказчиком товара или услуги, то необходимо соблюсти ряд процедур, которые позволят выбрать наилучшего поставщика, претендующего на закупку за счет бюджетных средств.
Привлечение юристов важно как на этапе подготовки к конкурсам или аукционам, так и в ходе исполнения их результатов (зачастую клиенты ищут нашей помощи на этапе опротестования результатов госзакупок).
Новые технологические решения зачастую остаются за пределами правового регулирования: десять лет назад было сложно поверить, что по дорогам будут ездить самоуправляемые автомобили, а искусственный интеллект поможет оценить перспективность покупателя в оффлайн-торговле.
Юристы помогут выделить "белые пятна" правового регулирования вашей бизнес-модели и подготовят предложения и проекты изменений законодательства, которые позволят развивать модель в рамках правового поля.
Для частного сектора тяжело отследить новые законодательные инициативы и оценить влияние конкретного законопроекта на бизнес.
Привлечение юриста для анализа законопроекта позволит оценить степень влияния документа на деятельность бизнеса и спланировать постепенный и своевременный переход к новым требованиям.
Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.
Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).
В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.
Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.
Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.
Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.
Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.
Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».
Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.
Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.
Многие споры доходят до суда в результате эмоционального конфликта сторон.
Наши партнеры помогают сесть за стол переговоров, разобраться в причине конфликтов, найти точки компромисса и заключить мировое соглашение. Примирить стороны можно на любой стадии, в том числе исполнительного производства. Обе стороны выигрывают от этого, поскольку могут сконцентрироваться на бизнесе, а не войне.
Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.
Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.
В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.
Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.
Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более.
Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.
В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".
Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.
Строительство крупных объектов недвижимости предполагает взаимодействие многих участников, включая заказчика, инженера, генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации и др.
Контракты «под ключ» могут быть осложнены применением книг FIDIC или иностранного права. Ни одна стройка не проходит гладко, как правило, вина только одной стороны в нарушении срока завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию не является очевидной.
Наиболее распространенным является предъявление взаимных претензий об оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ и проведения оплат, претензий по качеству. В сложных ситуациях сторона расторгает договор во внесудебном порядке, а вторая сторона впоследствии оспаривает такое расторжение в судебном порядке, заявляет к взысканию убытки, для установления объема и качества работ назначается экспертиза.
Юристы проводят правовую экспертизу спора на стадии его возникновения, оценивают перспективу судебного рассмотрения спора, взаимодействуют с техническими экспертами, представляют интересы сторон как при проведении переговоров, так и при судебном разрешении конфликта.
За многообразием форм электронной торговли (маркетплейсы, классифайды, интернет-магазины, мобильные приложения, социальные сети) кроется множество нюансов: начиная от требований к размещению серверов и обработке персональных данных
и заканчивая требованиями к логистике товаров и оформлению товаросопроводительных документов.
Мы работаем с компаниями, которые являются разными звеньями этой цепи: платежные системы, провайдеры облачных решений, логистические операторы, общества защиты прав потребителей – это позволяет нам комплексно посмотреть на вашу бизнес-модель и предложить способы ее оптимизации.
Антидемпинговое расследование – долгий и многоступенчатый процесс, в котором требуется как глубокий анализ ситуации на рынке определенных товаров, так и знание законодательства Евразийского экономического союза.
Наши эксперты составят заявление о возбуждении антидемпингового расследования, помогут в подготовке комментариев и заполнении опросника для Евразийской экономической комиссии, ведущей расследование, и от вашего имени примут участие в публичных слушаниях по делу.
Для ввоза в страну и реализации ряда товаров необходимо предварительно получить разрешительные документы: сертификат качества, декларацию соответствия либо иное заключение госорганов.
Мы поможем определить процедуры, которые необходимо пройти в отношении товаров, и возьмем на себя взаимодействие с органами по сертификации вплоть до получения необходимых документов.
Практически для любого бизнеса международная торговля сопряжена с рисками, связанными с прохождением таможенных процедур.
Классификация товаров и определение их таможенной стоимости часто становятся причиной споров с таможенными органами, для положительного разрешения которых крайне важно иметь соответствующий опыт и практику взаимодействия с государственными структурами.
Мы представим ваши интересы в таможенных органах и защитим от излишних финансовых и временных издержек.
Границы и налоговые режимы – два нюанса, которые нельзя не брать в расчет перед началом торговли с зарубежными партнерами.
Мы изучим вашу бизнес-модель и расскажем, какие в ней есть плюсы и минусы и как сделать так, чтобы плюсов было больше. Задача юриста - организовать законное и прозрачное трансграничное движение товаров и денег.
Подготовить красивый и понятный договор оказания услуг, поставки, дистрибуции, комиссии, сервисное соглашение или любую другую внешнеторговую сделку – это полдела.
Важно, чтобы соглашение выстояло в суде и механика его исполнения не входила в противоречие с белорусским законодательством.
Купили товар на Востоке и собираетесь перепродать его на Запад, не завозя его в Беларусь – стоит свериться с юристами, как на это смотрит закон (плохо). Контрагент настаивает на рассмотрении всех споров в будущем в Лондоне – мы расскажем, можно ли на это соглашаться.
Мы можем защитить ваш бизнес посредством внесения объекта ИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Если вам, конечно, известно о реальном или потенциальном нарушении прав на объект интеллектуальной собственности и это сопряжено с перемещением товара между странами (к примеру, без вашего согласия импортируется товар с использованием вашего товарного знака или ноу-хау).
Юристы могут быть официальными представителями правообладателя перед таможенными органами, участвовать в выявлении и изъятии контрафактного товара (товара, произведенного с нарушениями ваших объектов ИС).
Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.
Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.
Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.
Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.
Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.
Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.
Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.
Производство или импорт брендовых товаров, торговля через фирменные магазины, реклама – для всего этого может потребоваться заключение с правообладателем лицензионного соглашения на использование прав на ТЗ и другие объекты ИС.
Неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков.
Лицензионный договор предполагает, как правило, длительное сотрудничество и контроль со стороны правообладателя. Юристы помогут составить лицензионный договор с учетом специфики вашего бизнеса, предусмотрев в нем меры контроля и ответственности, условия досрочного расторжения договора и возмещения убытков.
Если вы приобретаете франшизу (комплексную предпринимательскую лицензию), то следует учитывать наличие в Беларуси специальных требований к его содержанию и регистрации. Мы проверим подтверждающие документы в отношении всех объектов, входящих в состав лицензионного комплекса, составим договор франчайзинга с учетом заявленных пожеланий, сопроводим в процедуре регистрации.
Перед принятием решения о старте проекта необходимо понимать, насколько бизнес-модель соответствует правовому регулированию государства, куда инвестор планирует вложить деньги.
Мы проведем правовой анализ модели и дадим оценку вашему проекту с точки зрения степени его соответствия нормам белорусского законодательства, выделив возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. В ходе анализа мы проверим корпоративные, налоговые, таможенные, логистические и другие аспекты, после чего дадим рекомендации по минимизации рисков и оптимизации бизнес-модели.
Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента.
Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.
Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.
При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.
Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.
Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.
Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.
Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.
Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.
Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны.
Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).
Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.
Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.
Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.
При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.
Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций.
После успешного приобретения объекта важно обеспечить его активную деятельность. Для этого бывает важно, например, уменьшить число и влияние миноритарных акционеров или сменить руководство.
Задача для юриста: предложить законные способы решения проблемных ситуаций после успешной сделки с объектом.
В процесс сопровождения сделки входит подготовка всех документов, необходимых для заключения и исполнения сделки: это корпоративные разрешения и согласования, договоры и соглашения, изменения в устав, документы для осуществления административных процедур.
Юристы компании курируют действия брокера и депозитария, клиент - получает документы по владению активами.
Эффективная структура сделки по покупке объекта учитывает все юридические аспекты планируемой сделки, включая налоговое планирование, оценку соблюдения антимонопольного и корпоративного законодательства Беларуси, гарантии.
Тем самым она помогает сэкономить время и деньги клиента.
Отметим, что знание международного законодательства и наличие у нас постоянных партнеров в "странах с пониженным налогообложением" позволяет нам оперативно оказывать содействие в сделках с применением права зарубежных стран (Великобритания, Кипр и др.), а также с участием резидентов иностранных государств (Швейцария, Кипр, Великобритания, Литва, Израиль и др.).
После того, как вы проверили объект покупки, начинаются переговоры сторон. Предмет обсуждения: стоимость актива, порядок выплат, вопросы последующего управления и обязательства сторон, гарантии.
В каждой подобной истории важно не только фиксировать результаты и существенные условия сделки (в виде меморандумов, term sheet соглашений), но и управлять ходом переговоров.
В зависимости от проведённого DD, выбранной стратегии и навыков юриста сделка может напоминать торги, игру на понижение, игру с нулевой суммой или вовсе собеседование.
При покупке компании в Беларуси (акций, долей или унитарного предприятия) новый участник (собственник) хочет убедиться в отсутствии существенных рисков, которые повлияют на ведение бизнеса.
Эти риски можно проверить, проанализировав документацию и деятельность объекта. А именно: проверив корпоративную структуру, специфику сделок компаний-контрагентов, лицензии и IP, недвижимое и движимое имущество, налоговую и финансовую информацию, наличие обязательств и задолженностей.
Мы консультируем как покупателя, так и продавца. В каждой ситуации мы знаем, от чего все действительно зависит при подготовке, толковании и судебном рассмотрении существенной с юридической точки зрения документации.
Специальные организации могут создаваться для управления общим недвижимым имуществом, объединения интересов производителей и потребителей, благотворительной деятельности и иных целей, не преследующих коммерческого характера.
Обращение к специалистам позволит выявить ограничения для некоммерческих организаций, особенности управления и финансирования, и избежать ненужных задержек в организации деятельности некоммерческой организации.
Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.
Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.
Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.
Освоение новых рынков, запуск новых рискованных продуктов, мирный развод с партнерами по бизнесу - это не полный список причин для проведения реорганизации действующего бизнеса.
Обращение к юристам для сопровождения реорганизации позволит предупредить возможные изменения (например, запрет на использование упрощенной системы налогообложения), рассчитать стоимость вытекающих расходов (замена этикеток на продуктах, внесение изменений в лицензии и сертификаты и др.).
Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.
Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства.
Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица.
Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.
В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.
Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.
Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.
Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров.
Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.
Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.
Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
События отрасли
С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).
Обязательные документы для трудоустройства
Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:
- свидетельство о направлении на работу;
- справку о самостоятельном трудоустройстве;
- решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.
Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.
Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку
Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.
Расширение оснований для возмещения затрат
Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.
Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.
Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!
В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.
Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!
Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.
Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.
Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).
Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.
Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите нам, в сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.
Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.
Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).
Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.
Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.
С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.
Основные изменения:
- Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
- Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).
При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.
- Проверка знания государственного языка для определенных профессий.
Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.
- Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
- Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
- Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (с 1 января 2026 года).
За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.
Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.
С 6 апреля прекратили действие отдельные статьи международного соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с Великобританией. В связи с этим предлагаем вспомнить, какие механизмы устранения двойного налогообложения существуют и какие аспекты применения СИДН с отдельными странами нужно иметь в виду.
Напомним, что с 01.06.2024 по 31.12.2026 (включительно) со стороны Республики Беларусь приостановлено исполнение отдельных положений СИДН согласно приложению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 7 марта 2024 года (далее – Постановление № 164). В это приложение вошли СИДН, действующие с иностранными государствами, включенными в перечень недружественных (п. 2 Постановления № 164). Реакция на данные действия указанных государств выразилась в частичном или полном приостановлении действия СИДН в одностороннем порядке. Подробнее информация указана в таблице.
Что касается последствий приостановки таких соглашений, то стоит помнить:
Например, для зачета уплаченных сумм подоходного налога Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает следующий порядок действий. Плательщик прикладывает к налоговой декларации один из двух пакетов документов:
1. документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства;
2. копию налоговой декларации, представленной им в налоговый или иной компетентный орган иностранного государства, и копию платежного документа об уплате им с полученного дохода налога на доходы в бюджет такого иностранного государства.
Также по письменному заявлению плательщика зачет может быть произведен налоговым органом только на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных источником выплаты дохода, т.е. справка от иностранного нанимателя в установленной форме. Тем не менее, это не освобождает плательщика от обязанности представить в налоговый орган документы, указанные п. № 1 либо п. № 2.
Важно! Республика Беларусь является участницей Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (Нур-Султан (Астана), 02.11.2018 г.), и ряд доходов граждан охватывается этим международным договором. Это значит, что налоговые органы Республики Беларусь могут автоматически получать информацию об отдельных видах доходов своих граждан и (или) налоговых резидентов у налоговых органов иных государств.
Дополнительно в отношении налога на доходы иностранных организаций напомним, что в феврале 2025 года Министерство по налогам и сборам утвердило форму по подтверждению фактического местонахождения подлинного владельца дохода. Эти сведения предоставляются через налогового агента наряду с подтверждением иностранного резидентства организации. При непредставлении в налоговый орган такого подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет без применения льгот, установленных СИДН.
Если у вас остались вопросы по двойному налогообложению – напишите нам, мы поможем разобраться!
6 апреля 2025 года в Великобритании вступил в силу Закон о цифровых рынках, конкуренции и потребителях 2024 года (Digital Markets, Competition and Consumers Act 2024), направленный на повышение прозрачности и защиту интересов потребителей при онлайн-торговле.
- Новым законом прямо запрещена практика так называемого «drip pricing» — ситуации, когда обязательные платежи (например, сервисные сборы, налоги, комиссии за бронирование и прочие сборы) становятся известны покупателю только на финальных этапах покупки. Теперь компании обязаны заранее указывать полную стоимость товара или услуги, позволяя потребителю принимать осознанные решения без неприятных сюрпризов.
- Еще одним важным новшеством стало введение запрета на фальшивые потребительские отзывы. Поддельные отзывы и намеренные манипуляции с ними (например, удаление отрицательных или продвижение только позитивных комментариев) теперь являются незаконными. Более того, онлайн-платформы и интернет-магазины теперь обязаны проводить регулярный мониторинг отзывов и удалять недостоверные оценки, которые могут вводить покупателей в заблуждение.
- Новое законодательство также существенно усиливает роль Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA), которое теперь сможет напрямую наказывать нарушителей, налагая штрафы до 10% от мирового оборота компании.
Указанные изменения британского законодательства отражают глобальную тенденцию повышения стандартов защиты потребителей при онлайн-торговле. Еще одним доказательством может послужить недавно принятый Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей».
В Беларуси схожие вопросы регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Правилами дистанционной торговли. В соответствии с ним, белорусские продавцы также обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), включая цену.
Напоминаем, что за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) законодательством Республики Беларусь предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), в том числе потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Что касается отзывов, то в настоящее время в белорусском праве отсутствует специальное регулирование, прямо устанавливающее требования к достоверности потребительских оценок. Тем не менее, отдельные практики, связанные с недостоверной или манипулятивной информацией, могут подпадать под признаки недобросовестной конкуренции — в частности, в рамках положений Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности».
Если ваша компания хочет минимизировать риски и обеспечить соответствие международным и белорусским требованиям в области электронной торговли, наша команда будет рада проконсультировать вас и оказать необходимое юридическое сопровождение.
Обращайтесь — мы поможем вам соответствовать самым актуальным стандартам защиты прав потребителей.
В частности, сокращен перечень товаров, реализуемых на внутреннем рынке в Республике Беларусь, подпадающих под указанное регулирование.
Также правила ценообразования дополнены следующим:
- введен норматив рентабельности при повышении отпускной цены на потребительский товар. При повышении отпускной цены на потребительский товар норматив рентабельности не может превышать максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду товаров. Производители товаров, цены на которые подпадают под регулирование, смогут повышать цены без согласования с госорганами, если их рентабельность не превышает установленный предел.
- изменены правила применения надбавок импортеров, оптовых и торговых надбавок с 15 апреля 2025 года. В частности, суммарный размер надбавок не может превышать установленный максимум, даже если товар проходит через нескольких посредников. Изменено отражение данных сведений в товарных накладных.
- цены на экспортируемые товары (при условии согласования) и товары в стерильной зоне аэропортов не подпадают под вышеуказанные ограничения при определенных условиях.
- также предоставлено право облисполкомам и Минскому горисполкому определять перечни товарообменных операций, которые включают в себя предмет и разрешенных субъектов таких операций. Уточнены полномочия Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования – предоставлено право принимать решения о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен.
Если у вас есть вопросы, в том числе по Постановлению № 713 – напишите нам !
Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:
Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий
Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.
Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.
Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.
Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий
По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).
Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):
приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения
- (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
- либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
- обязательные к исполнению предписания.
Обязательные к исполнению предписания
Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
- об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.
Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).
При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.
Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве
Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:
• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;
• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.
Перечень включает 34 группы товаров и соответствующие коды ТН ВЭД, в том числе средства наземного транспорта, различные изделия из каучука и пластмасс, текстильные изделия, электрическое оборудование и другие группы. Постановление действует до 31 декабря 2024 г.
Напомним, что механизм «параллельного импорта» был впервые установлен в Законе Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Этот механизм разрешал ввоз на территорию Беларуси и введение в гражданский оборот товаров, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств, в том числе совершающих недружественные действия, если такие товары правомерно введены в гражданский оборот на территории любого государства непосредственно правообладателями или иными лицами с их согласия (разрешения) (правомерность презюмируется). Основное условие – товар должен быть включен в Перечень, утверждаемый МАРТ, который до сегодняшнего дня отсутствовал.
Сейчас в список недружественных включены Австралийский Союз, государства-члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация.
В дополнение к «параллельному импорту» в случае включения товара, в котором применен объект интеллектуальной собственности (прежде всего, товарный знак), в Перечень, по решению Государственного таможенного комитета соответствующий объект ИС подлежит временному исключению из национального таможенного реестра объектов ИС.



