Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Разрешение споров и медиация

Разрешение споров и медиация с Arzinger Law Offices – это сочетание стратегического подхода и современных инструментов для защиты интересов бизнеса как в Беларуси, так и на международной арене. Мы сопровождаем клиентов в коммерческих судах, арбитражах и международных инстанциях, ведём сложные корпоративные, контрактные, налоговые, таможенные, антимонопольные споры, а также крупные международные инвестиционные разбирательства и споры, связанные с санкциями. Мы эффективно выстраиваем стратегию досудебного урегулирования, проводим глубокий анализ ситуации, минимизируем риски для бизнеса, экономим ресурсы и время. Мы умеем правильно выстраивать диалог со всеми заинтересованными сторонами, за счёт чего находим решения в самых сложных случаях, часто не доводя спор до суда.

Мы всегда комплексно и перспективно оцениваем любой существующий или потенциальный спор и на основании этого разрабатываем оптимальную стратегию для наших клиентов. Мы знаем, что «формальный» выигрыш не всегда является фактической победой, и поэтому анализируем разные варианты разрешения спора с учетом их экономической эффективности для клиента.

Arzinger сопровождает многомиллионные споры, делает это конфиденциально и эффективно, позволяя сторонам не только восстановить справедливость, но и сохранить репутацию и не редко – партнерские отношения.

Мы участвуем в крупнейших международных инвестиционных спорах, как на стороне инвестора, так и представляя интересы государства. Это является подтверждением высокого класса оказываемых нами услуг.

Дмитрий Боболя Дмитрий Боболя

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 dmb@arzinger.by
Елена Машонская Елена Машонская

Эксперт практики

Партнер
Менеджер по проектам

+375 29 304 34 11 em@arzinger.by
Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт практики

Партнер
Директор

+375 29 304 34 11 ks@arzinger.by
Владислав Корзун Владислав Корзун

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 vk@arzinger.by
Елена Живицкая Елена Живицкая

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 ez@arzinger.by
Юлия Мацюк Юлия Мацюк

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 mj@arzinger.by
Мария Шайбак Мария Шайбак

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 msh@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 im@arzinger.by
Анастасия Нелюбович Анастасия Нелюбович

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 an@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Белорусский производитель автомобилей

Мы консультировали и представляли интересы белорусского производителя автомобилей в переговорах с иностранным подрядчиком по спору об исполнении заключенного с применением книги FIDIC строительного контракта «под ключ» на основании немецкого права.

Сумма спора более 20 млн. долларов США. В результате проведенных переговоров претензии подрядчика были сняты.

Предприятие нефтяной отрасли

Мы консультировали предприятие нефтяной отрасти Беларуси в, так называемом, demurrage споре – взыскании убытков за сверхнормативный простой танкеров по немецкому праву. В результате проведенных переговоров претензии перевозчика были сняты.

Крупная белорусская компания

Сопровождение крупной белорусской компании, осуществляющей оптовую торговлю товарами, в ряде споров в связи с проведением правоохранительными органами Республики Беларусь проверок по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, оформления товаросопроводительных документов, соблюдения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488. Сумма спора более 800 тыс. долларов США.

Производители кабельно-проводниковой продукции

Представление интересов белорусских участников предприятия в споре с российскими участниками в связи попыткой "рейдерского захвата", включая разрешение в судебном порядке дела об исключении российских участников из хозяйственного общества.

Проведение реорганизации крупнейших кабельных заводов в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью к закрытому акционерному обществу.

Проведение ликвидации общества с ограниченной ответственностью и унитарного предприятия.

Создание торгового дома белорусского завода за пределами Республики Беларусь.

Подготовка конкурсной документации со стороны заказчика для проведения подрядных торгов по строительству завода и подготовка всех договоров, связанных со строительством объекта.

Подготовка тендерной документации для участия в закупках и торгах  по поставке товаров на крупнейшие объекты РУП Белтелеком, Березовскую ГРЭС и Белорусскую АЭС. 

Иностранный поставщик товаров

Сопровождение взыскания задолженности с белорусского покупателя в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), включая, проведение экспертизы финансового состояния должника, реализация недвижимого имущества, оспаривание действий управляющего. Сумма спора более 500 тыс. долларов США.

Иностранный поставщик продукции

Сопровождение взыскания задолженности с белорусского государственного предприятия в интересах иностранного поставщика продукции, включая проведение переговоров, претензионная переписка, представление интересов в экономических судах и службе судебных исполнителей.

Сумма спора более 250 тыс. долларов США.

Белорусский разработчик программного обеспечения

Консультирование и представление интересов крупного белорусского разработчика ПО для производителей высокотехнологичной продукции в споре с заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком условий договора и нарушением прав разработчика на объекты интеллектуальной собственности. Сумма спора более 600 тыс. евро.  

Регистрация компьютерных программ в НЦИС, включение компьютерной программы в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, проведение переговоров.

Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование и представление интересов при разрешении корпоративного спора между участниками хозяйственного общества. В рамках проекта наша команда не только вела переговоры и претензионную переписку, представляла интересы в экономических судах Беларуси и арбитражных судах России, но и без ущерба для бизнеса добилась комплексного урегулирования разногласий с оформлением изменений в составе участников хозяйственного общества.

Сумма спора более 3 млн. долларов США.

Иностранный девелопер

Консультирование и представление интересов иностранного инвестора (девелопер в сфере недвижимости) по вопросам исполнения и расторжения инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, проведение переговоров с государственными органами Республики Беларусь.

Сумма проекта более 100 млн. долларов США.

Белорусский производитель льняной продукции

Представление интересов крупного белорусского предприятия (производитель льняной продукции) в международном арбитражном суде при БелТПП в споре с иностранным поставщиком оборудования в связи с модернизацией производства. Сумма спора более 100 тыс. долларов США.

Белорусский производитель целлюлозы

Консультирование и представление интересов крупнейшего белорусского производителя целлюлозы при исполнении контракта подряда на строительство нового завода под ключ, участие в переговорах при урегулировании разногласий с китайским подрядчиком. Сумма проекта более 800 млн. долларов США.

Предприятие нефтяного комплекса

Консультирование и представление интересов крупнейшего нефтетрейдера Беларуси в международном арбитражном суде при БелТПП при разрешении спора по договору о транспортировке нефти. Сумма спора более 110 млн.долларов США.

Нефтеперерабатывающий завод

Мы представляли крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Беларуси в ряде споров с иностранными и белорусскими подрядчиками в международном арбитражном суде при БелТПП и экономических судах Беларуси.

Споры касались выполнения строительно-монтажных работ в связи с модернизацией производства в рамках инвестиционных проектов. Сумма спора более 10 млн.долларов США.

Иностранный инвестор

Представление интересов иностранного инвестора в споре на основании инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, предусматривающего строительство комплекса объектов недвижимости.

Юристы проводили правовую экспертизу исполнения инвестиционного договора, представляли интересы инвесторы при проведении переговоров и заключении соглашения о внесудебном урегулировании спора. Сумма проекта более 50 млн.долларов США.

Белорусская дочка телекоммуникационной компании

Представление интересов белорусской дочки крупнейшей китайской телекоммуникационной компании в споре с белорусским подрядчиком в связи со строительством одного из крупнейших центров обработки данных в Европе. Мы провели правовую экспертизу выполнения договора с подрядчиком, обеспечили ведение переговоров и представили интересы клиента в экономических судах Беларуси.

Сумма спора более 10 млн.долларов США.

Ведущее белорусское предприятие в сфере проектирования и строительства объектов нефтехимического комплекса

Белорусский экспертный центр по вопросам добычи и переработки калийных руд и другого минерального сырья. Представление интересов в суде по вопросам банковской гарантии и взыскания неосновательного обогащения. Сумма спора более 1 млн. дол. США.

Иностранная строительная компания

Представление интересов иностранной строительной компании, специализирующейся на строительстве объектов энергетики, при рассмотрении спора с белорусским заказчиком по договору строительства объекта под ключ (EPC контракт с применением книги FIDIC) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.

Наша команда провела правовую экспертизу спора по вопросам вины заказчика в нарушении сроков выполнения проектных и строительно-монтажных работ, поставки оборудования, представляли интересы клиента при разрешении спора в арбитражном порядке. Сумма спора более 50 млн.долларов США.

Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

Белорусский производитель автомобилей

Мы консультировали и представляли интересы белорусского производителя автомобилей в переговорах с иностранным подрядчиком по спору об исполнении заключенного с применением книги FIDIC строительного контракта «под ключ» на основании немецкого права.

Сумма спора более 20 млн. долларов США. В результате проведенных переговоров претензии подрядчика были сняты.

9 сентября 2025
Предприятие нефтяной отрасли

Мы консультировали предприятие нефтяной отрасти Беларуси в, так называемом, demurrage споре – взыскании убытков за сверхнормативный простой танкеров по немецкому праву. В результате проведенных переговоров претензии перевозчика были сняты.

9 сентября 2025
Крупная белорусская компания

Сопровождение крупной белорусской компании, осуществляющей оптовую торговлю товарами, в ряде споров в связи с проведением правоохранительными органами Республики Беларусь проверок по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов, оформления товаросопроводительных документов, соблюдения положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488. Сумма спора более 800 тыс. долларов США.

9 сентября 2025
Производители кабельно-проводниковой продукции

Представление интересов белорусских участников предприятия в споре с российскими участниками в связи попыткой "рейдерского захвата", включая разрешение в судебном порядке дела об исключении российских участников из хозяйственного общества.

Проведение реорганизации крупнейших кабельных заводов в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью к закрытому акционерному обществу.

Проведение ликвидации общества с ограниченной ответственностью и унитарного предприятия.

Создание торгового дома белорусского завода за пределами Республики Беларусь.

Подготовка конкурсной документации со стороны заказчика для проведения подрядных торгов по строительству завода и подготовка всех договоров, связанных со строительством объекта.

Подготовка тендерной документации для участия в закупках и торгах  по поставке товаров на крупнейшие объекты РУП Белтелеком, Березовскую ГРЭС и Белорусскую АЭС. 

9 сентября 2025
Иностранный поставщик товаров

Сопровождение взыскания задолженности с белорусского покупателя в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), включая, проведение экспертизы финансового состояния должника, реализация недвижимого имущества, оспаривание действий управляющего. Сумма спора более 500 тыс. долларов США.

9 сентября 2025
Иностранный поставщик продукции

Сопровождение взыскания задолженности с белорусского государственного предприятия в интересах иностранного поставщика продукции, включая проведение переговоров, претензионная переписка, представление интересов в экономических судах и службе судебных исполнителей.

Сумма спора более 250 тыс. долларов США.

9 сентября 2025
Белорусский разработчик программного обеспечения

Консультирование и представление интересов крупного белорусского разработчика ПО для производителей высокотехнологичной продукции в споре с заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком условий договора и нарушением прав разработчика на объекты интеллектуальной собственности. Сумма спора более 600 тыс. евро.  

Регистрация компьютерных программ в НЦИС, включение компьютерной программы в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, проведение переговоров.

9 сентября 2025
Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование и представление интересов при разрешении корпоративного спора между участниками хозяйственного общества. В рамках проекта наша команда не только вела переговоры и претензионную переписку, представляла интересы в экономических судах Беларуси и арбитражных судах России, но и без ущерба для бизнеса добилась комплексного урегулирования разногласий с оформлением изменений в составе участников хозяйственного общества.

Сумма спора более 3 млн. долларов США.

9 сентября 2025
Иностранный девелопер

Консультирование и представление интересов иностранного инвестора (девелопер в сфере недвижимости) по вопросам исполнения и расторжения инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, проведение переговоров с государственными органами Республики Беларусь.

Сумма проекта более 100 млн. долларов США.

9 сентября 2025
Белорусский производитель льняной продукции

Представление интересов крупного белорусского предприятия (производитель льняной продукции) в международном арбитражном суде при БелТПП в споре с иностранным поставщиком оборудования в связи с модернизацией производства. Сумма спора более 100 тыс. долларов США.

9 сентября 2025
Белорусский производитель целлюлозы

Консультирование и представление интересов крупнейшего белорусского производителя целлюлозы при исполнении контракта подряда на строительство нового завода под ключ, участие в переговорах при урегулировании разногласий с китайским подрядчиком. Сумма проекта более 800 млн. долларов США.

9 сентября 2025
Предприятие нефтяного комплекса

Консультирование и представление интересов крупнейшего нефтетрейдера Беларуси в международном арбитражном суде при БелТПП при разрешении спора по договору о транспортировке нефти. Сумма спора более 110 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Нефтеперерабатывающий завод

Мы представляли крупнейший нефтеперерабатывающий завод в Беларуси в ряде споров с иностранными и белорусскими подрядчиками в международном арбитражном суде при БелТПП и экономических судах Беларуси.

Споры касались выполнения строительно-монтажных работ в связи с модернизацией производства в рамках инвестиционных проектов. Сумма спора более 10 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Иностранный инвестор

Представление интересов иностранного инвестора в споре на основании инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, предусматривающего строительство комплекса объектов недвижимости.

Юристы проводили правовую экспертизу исполнения инвестиционного договора, представляли интересы инвесторы при проведении переговоров и заключении соглашения о внесудебном урегулировании спора. Сумма проекта более 50 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Белорусская дочка телекоммуникационной компании

Представление интересов белорусской дочки крупнейшей китайской телекоммуникационной компании в споре с белорусским подрядчиком в связи со строительством одного из крупнейших центров обработки данных в Европе. Мы провели правовую экспертизу выполнения договора с подрядчиком, обеспечили ведение переговоров и представили интересы клиента в экономических судах Беларуси.

Сумма спора более 10 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Ведущее белорусское предприятие в сфере проектирования и строительства объектов нефтехимического комплекса

Белорусский экспертный центр по вопросам добычи и переработки калийных руд и другого минерального сырья. Представление интересов в суде по вопросам банковской гарантии и взыскания неосновательного обогащения. Сумма спора более 1 млн. дол. США.

9 сентября 2025
Иностранная строительная компания

Представление интересов иностранной строительной компании, специализирующейся на строительстве объектов энергетики, при рассмотрении спора с белорусским заказчиком по договору строительства объекта под ключ (EPC контракт с применением книги FIDIC) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.

Наша команда провела правовую экспертизу спора по вопросам вины заказчика в нарушении сроков выполнения проектных и строительно-монтажных работ, поставки оборудования, представляли интересы клиента при разрешении спора в арбитражном порядке. Сумма спора более 50 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

9 сентября 2025
Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Банкротство в Беларуси

Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.

Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.

Взыскание задолженности в Беларуси

Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.

Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).

В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.

Споры с государственными органами в Беларуси

Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.

Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.

Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.

Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.

Банкротство в Беларуси

Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».

Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности. 

К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.

Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.

Внесудебное урегулирование споров в Беларуси

Многие споры доходят до суда в результате эмоционального конфликта сторон.

Наши партнеры помогают сесть за стол переговоров, разобраться в причине конфликтов, найти точки компромисса и заключить мировое соглашение. Примирить стороны можно на любой стадии, в том числе исполнительного производства. Обе стороны выигрывают от этого, поскольку могут сконцентрироваться на бизнесе, а не войне.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов в Беларуси

Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.

Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.

В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.

Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.

Споры между владельцами бизнеса

Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более. 

Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.

В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".

Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.

Инвестиционные споры в Беларуси

За период действия Декрета "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" №10 от 6 августа 2009 г. в стране заключены уже тысячи инвестиционных договоров.

Многие из них не исполнены по причинам, которые оспариваются сторонами (неоказание содействия другой стороной, изменение экономической ситуации в стране, финансовые сложности на стороне инвестора, создание препятствий в деятельности со стороны государства и др.). Инвестиционные договоры предполагают применение санкций к стороне, виновной в ненадлежащем исполнении.

Республика Беларусь как сторона инвестиционного договора отслеживает исполнение проектов и при наличии оснований направляет соответствующие претензии и иски в согласованные сторонами органы разрешения споров.

Предъявление претензий инвестором возможно и на основании международных договоров Республики Беларусь о защите инвестиций. 2017-2018 годы ознаменовались тем, что появились первые случаи подачи таких исков против Республики Беларуси (в ICSID и другие органы разрешения споров).

Юристы оценят перспективу разрешения спора, проведут переговоры по внесудебному его урегулированию на компромиссных условиях, подготовят правовое обоснование и стратегию для рассмотрения дела. Мы представляем интересы клиентов, как в государственных судах, так и в арбитражных институтах на территории Республики Беларусь и за рубежом. Ведущие мировые специалисты по инвестиционному арбитражу сотрудничают с Arzinger Law Offices, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Арбитражные споры

Разрешение споров в арбитраже имеет свою специфику. На стороны в большей степени возложена обязанность по доказыванию своей позиции, 

в меньшей степени можно задействовать состав суда для истребования доказательств, при вынесении решения учитывается не только право Республики Беларусь, но и другие источники права. Все изложенное ведет к тому, что для профессиональной защиты клиенты в арбитраже представители должны иметь соответствующую квалификацию.

Партнеры и юристы Arzinger провели десятки процессов в арбитраже, включая дела, связанные с поставками товаров и сложного оборудования, выполнением проектных и строительно-монтажных работ. Ряд партнеров входит в список рекомендуемых арбитров известных белорусских и мировых арбитражных институтов.

Мы сопровождаем споры при разрешении, в том числе, в Международном арбитражном суде при БелТПП (Минск, Беларусь), Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (Швеция), Лондонском международном третейском суде (Великобритания), Арбитражном суде Международной торгово-промышленной палаты (г. Париж, Франция), Венском международном арбитражном центре (VIAC). Ведущие иностранные специалисты по арбитражу сотрудничают с Arzinger, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Споры, вытекающие из поставки сложного оборудования в Беларуси

Многие белорусские, в том числе государственные, предприятия проводят модернизацию своего производства или строят новые заводы.

Основой новых технологий является современное технологическое оборудование, которое поставщик должен поставить и смонтировать «под ключ», включая проведение пуско-наладочных работ и вывод на проектную мощность.

Зачастую покупатель допускает ошибки в выборе параметров оборудования или важные вопросы взаимодействия сторон остаются неурегулированными в договоре в силу отсутствия у покупателя достаточной квалификации в подобных проектах. Как следствие - конечная цель договора остается либо недостигнутой, либо одна из сторон требует изменения условий контракта, включая оплату за дополнительные работы и комплектующие, изменение сроков и т.п.

Юристы помогают правильно выстроить стратегию разрешения спора, подготовить обоснование причин неисполнения договора сторонами, применить правильные нормы права (особенно актуально при заключении смешанных договоров). При необходимости мы привлекаем в дело специалиста или экспертную организацию.

Правовая экспертиза в строительных спорах

Строительство крупных объектов недвижимости предполагает взаимодействие многих участников, включая заказчика, инженера, генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации и др. 

Контракты «под ключ» могут быть осложнены применением книг FIDIC или иностранного права. Ни одна стройка не проходит гладко, как правило, вина только одной стороны в нарушении срока завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию не является очевидной.

Наиболее распространенным является предъявление взаимных претензий об оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ и проведения оплат, претензий по качеству. В сложных ситуациях сторона расторгает договор во внесудебном порядке, а вторая сторона впоследствии оспаривает такое расторжение в судебном порядке, заявляет к взысканию убытки, для установления объема и качества работ назначается экспертиза.

Юристы проводят правовую экспертизу спора на стадии его возникновения, оценивают перспективу судебного рассмотрения спора, взаимодействуют с техническими экспертами, представляют интересы сторон как при проведении переговоров, так и при судебном разрешении конфликта.

События отрасли

Новый порядок применения специальных ограничительных мер и исключительная подсудность «санкционных» споров
Новый порядок применения специальных ограничительных мер и исключительная подсудность «санкционных» споров

Понятие, основания и объекты применения специальных ограничительных мер со стороны Беларуси

Согласно Закону, специальные ограничительные меры со стороны Беларуси – это меры экономического характера и иные меры противодействия, не связанные с применением силы или угрозы силой, направленные на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Беларуси, ее граждан или организаций. Специальные ограничительные меры носят временный характер и могут применяться наряду с другими мерами защиты.

Основанием для применения специальных ограничительных мер является совершение иностранным государством недружественных действий, в том числе выражающихся в применении односторонних ограничительных мер в качестве средства экономического и (или) политического принуждения, не санкционированных Советом Безопасности ООН и (или) несовместимых с принципами и нормами международного права.

При этом под недружественными действиями понимаются действия дискриминационного характера, совершаемые иностранным государством против национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан или организаций Беларуси, наносящие ущерб Беларуси, ее гражданам или организациям.

Специальные ограничительные меры могут применяться к следующим субъектам (в Законе они именуются как объекты применения специальных ограничительных мер):

  • к иностранным государствам, совершающим недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан или организаций;
  • к иностранным лицам (физическим лицам, иностранным организациям), связанным с иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан и организаций (в т.ч. такая связь может иметь место вследствие гражданства, места регистрации, места преимущественного ведения хозяйственной деятельности или места преимущественного извлечения прибыли от деятельности);
  • к лицам, которые находятся под контролем указанных в пункте выше иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Важно! Граждане и организации Республики Беларусь не могут быть объектами применения специальных ограничительных мер.

Соблюдение специальных ограничительных мер является обязательным для:

  • организаций и граждан Беларуси;
  • иностранных организаций, на которых распространяется белорусское право;
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих, временно или постоянно проживающих в Беларуси.

Данные лица, с одной стороны, могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение специальных ограничительных мер, с другой стороны, освобождаются от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных и иных обязательств, на исполнение которых существенно повлияли специальные ограничительные меры.

Виды специальных ограничительных мер

Закон предусматривает следующие виды специальных ограничительных мер, которые могут быть приняты:

  • запреты или ограничения на ввоз и реализацию в Беларуси отдельных групп товаров;
  • запреты или ограничения на транзит отдельных групп товаров;
  • запреты или ограничения импорта в Беларусь работ и услуг;
  • запреты или ограничения экспорта товаров, работ или услуг в иностранные государства;
  • запреты или ограничения использования территории Беларуси, в том числе и ее воздушного пространства;
  • запреты или ограничения на совершение финансовых операций;
  • отсрочка исполнения обязательств (мораторий) по внешнеторговым договорам на период действия обстоятельств-оснований для применения специальных ограничительных мер;
  • отсрочка исполнения обязательств (мораторий) в отношении объектов применения специальных ограничительных мер;
  • приостановление международного сотрудничества, приостановление действия или прекращение международных договоров Беларуси;
  • иные меры.

Порядок принятия специальных ограничительных мер

Специальные ограничительные меры вводятся постановлениями Совета Министров (Правительства) Республики Беларусь.

Инициаторами введения специальных ограничительных мер могут быть государственные органы (организации), которые вносят в установленном порядке соответствующее предложение в Совет Министров. Такое предложение должно сопровождаться заключением Министерства иностранных дел о соответствии применения специальных ограничительных мер международным обязательствам Республики Беларусь.

Перед принятием Советом Министров решения о применении специальных ограничительных мер должна проводится всесторонняя оценка обоснованности их инициирования, оценка эффективности их применения, в том числе с учетом необходимости исключения (минимизации) негативных последствий для Беларуси, ее граждан и организаций, которые могут возникнуть при применении специальных ограничительных мер.

Исключительная подсудность судам Республики Беларусь «санкционных» споров

Закон также устанавливает, «если иное не установлено международным договором или соглашением сторон», исключительную подсудность белорусским судам дел по спорам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с участием («санкционные» споры»):

  • Республики Беларусь в лице государственных органов, ее юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных граждан, в отношении которых совершены недружественные действия («белорусские лица»);
  • одного белорусского или иностранного лица с другим белорусским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются недружественные действия в отношении белорусских лиц.

Приведенное выше правило об исключительной подсудности белорусским судам указанной категории споров действует и при наличии соглашения сторон (в частности, при наличии арбитражного или пророгационного соглашения), если соглашение сторон «не может быть исполнено по причине совершения в отношении одной из сторон недружественных действий, создающих ей препятствия в защите своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод либо в защите своих законных интересов».

Запрет инициировать или продолжать разбирательство

Закон также позволяет лицу обратиться в белорусский экономический суд с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде (арбитраже) при инициации другой стороной разбирательства в иностранном суде (арбитраже) либо при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано.

Исходя из формулировок Закона, такое заявление может быть подано и при наличии арбитражного или пророгационного соглашения между сторонами, если имеются «обстоятельства подтверждающие, что соглашение сторон … не может быть исполнено стороной спора».

Освобождение от уплаты госпошлины

Лица, обращающиеся в белорусский государственный суд в связи с исключительной подсудностью «санкционного» спора или подающие заявление для получения запрета инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде (арбитраже), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

11 сентября 2025
Установлен порядок контроля за исполнением законодательства о труде
Установлен порядок контроля за исполнением законодательства о труде

Какие выплаты будут контролироваться

Постановление №203 предусматривает контроль Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и его региональных подразделений за начислением следующих категорий выплат:

  • заработная плата;
  • компенсации за сверхурочное время, работу в выходные и праздничные дни, мобильный и разъездной характер работы, вахтовый метод, служебные командировки;
  • доплаты до минимальной зарплаты, за ночную работу, при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;
  • выплаты среднего заработка в определенных случаях;
  • единовременные выплаты на оздоровление во время отпуска;
  • выходные пособия;
  • окончательный расчет при увольнении.

Порядок проведения контроля

  • При наличии информации о том, что наниматель не в полной мере соблюдает законодательство о труде в части выплат работникам, Департамент вправе направить нанимателю запрос о предоставлении документов, связанных с начислением и выплатой заработной платы и иных обязательных выплат.

Указанную информацию Департамент может получить из следующих источников:

  • правоохранительных органов, других государственных органов, организаций, СМИ;
  • физических лиц при условии, если заявление физического лица подано в течение трех лет с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права на получение выплат.

В запросе Департамент должен указать конкретный перечень документов, а также срок, в который необходимо предоставить документы.

  • При выявлении невыплаты или неполной выплаты заработной платы, Департамент выносит требование об устранении нарушений.

Требование выносится не позднее 5 рабочих дней после представления документов. В требовании указываются, помимо прочего, описание нарушения, перечень работников и суммы, срок устранения нарушений (не более 15 рабочих дней), срок информирования Департамента и информация о порядке возможного принудительного взыскания. Требование вручается нанимателю или его представителю под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением и считается полученным через 3 дня после отправки.

  • Наниматель обязан информировать Департамент о выполнении требования в установленные сроки, прилагая подтверждающие документы. Если наниматель не может исправить нарушения в установленный срок, есть возможность подать заявление о продлении срока с указанием причин. Запросы на продление срока можно подать только один раз.

Обжалование требования Департамента

В течение 5 рабочих дней с момента вынесения требования наниматель вправе его обжаловать, подав жалобу начальнику обособленного территориального подразделения Департамента или директору Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Требование, вынесенное директором Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, может быть обжаловано сразу в судебном порядке.

Жалоба рассматривается в течение 10 рабочих дней, и по итогам рассмотрения могут быть приняты следующие решения:

  • отклонить жалобу. В этом случае требование необходимо исполнить в полном объеме.
  • отменить или частично изменить требование.

При несогласии с решением, принятым в рамках внесудебного обжалования, наниматель может обратиться в суд для обжалования действий (бездействия) должностного лица в общем порядке, предусмотренном законодательством.

11 сентября 2025
С 17 мая можно будет обратить взыскание на криптовалюту
С 17 мая можно будет обратить взыскание на криптовалюту

Указ предполагает создание Реестра адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, использовавшихся либо используемых для осуществления противоправной деятельности. Основанием для внесения в Реестр является информация об использовании либо готовящемся использовании адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков для осуществления террористической, экстремистской деятельности и иных деяний, ответственность за совершение которых предусмотрена законодательством об административных правонарушениях или уголовным законом, полученная заинтересованными государственными органами. 

Последствием включения в Реестр является невозможность осуществления финансовых операций с использованием адресов (идентификаторов) виртуальных кошельков, внесенных в Реестр.

Для возможности обеспечения реализации данного Указа принято Постановление Министерства юстиции № 67, которое также вступит в силу 17 мая 2022 г. Данное постановление закрепляет порядок обращения взыскания на криптовалюту в рамках исполнительного производства, в том числе при исполнении исполнительного документа о конфискации имущества должника, об обращении имущества должника в доход государства иным способом. 

Передача на реализацию криптовалюты производится без установления ее стоимости. Реализация криптовалюты осуществляется субъектом торговли, специализированной организацией на договорной основе через оператора криптоплатформы и (или) оператора обмена криптовалют с их согласия. Стоимость реализованной криптовалюты составляет фактическую сумму денежных средств, зачисленных на счет органа принудительного исполнения.

9 сентября 2025
Уступка требования в свете приостановки исполнения исполнительных документов согласно Указу №137
Уступка требования в свете приостановки исполнения исполнительных документов согласно Указу №137

Ограничивая возможности компаний из «недружественных» стран по принудительному взысканию долгов с белорусских должников, Указ при этом не запрещает путем уступки требования, не требующей по общему правилу согласия должника, произвести замену кредитора на резидента страны «дружественной», который под ограничения Указа №137 подпадать не будет. И хотя мы допускаем, что в будущем может появиться прямой или косвенный запрет на такие действия (например, в Указ будут внесены изменения), сегодня такого запрета нет, а значит такая опция может рассматриваться иностранными компаниями.

На что надо обратить внимание?

Валютное регулирование и ограничения

С уступкой требования может быть связана необходимость регистрации договора уступки права требования как валютного договора (при уступке требования нерезиденту, которое ≥ 4000 БВ, что на 27.04.2022 составляет около 45,5 тыс. EUR) или информирование Нацбанка о произошедшей уступке резиденту по уже зарегистрированному валютному договору (не позднее 15 числа месяца, следующего за уступкой). Следует также помнить про ограничения на расчеты в иностранной валюте между резидентами. 

Грамотный выбор момента замены стороны

В частности, замена кредитора на стадии исполнительного производства может быть невозможна, так как следуя положениям Указа № 137 судебный исполнитель будет обязан приостановить исполнительное производство после его возбуждения в пользу резидента «недружественной» страны. 

Положения договора

Перед уступкой требования необходимо проверить, нет ли ограничений на этот счет согласно положениям договора или применимого законодательства. Напомним, что исходя из белорусских коллизионных нормсфера действия применимого права охватывает в том числе уступку требований в связи с договором.

9 сентября 2025
Указ №137 «Об исполнительных документах»
Указ №137 «Об исполнительных документах»

На кого распространяется Указ №137?

Приостановление касается только исполнительных документов, выданных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств.

Список «недружественных» иностранных государств установлен Постановлением Совета Министров №209 и включает Австралию, все государства - члены ЕС, Канаду, Лихтенштейн, Норвегию, Новую Зеландию, Албанию, Исландию, Македонию, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Черногорию, Швейцарию.

Под понятие «резидент» для целей Указа №137 подпадают:

– юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– ИП, зарегистрированные в иностранных государствах;

– организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределами Беларуси + их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– диппредставительства, консульские учреждения и иные представительства иностранных государств, находящиеся в Беларуси и за ее пределами;

– международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в Беларуси и за ее пределами.

Какие исполнительные документы затронуты?

Указ никак не ограничивает виды исполнительных документов, на которые он распространяется. Соответственно, приостановление согласно Указу, скорее всего, касается всех видов исполнительных документов, включая судебные приказы, определения суда о судебном приказе, исполнительные надписи нотариусов.

Также, исходя из Указа, приостановление распространяется как на исполнительные документы, выданные до вступления в силу Указа, так и после.

Что подразумевает приостановление согласно Указу №137

Указом прямо установлено, что:

– банки и НКФО, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее – банки) отказывают в приеме платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов, при отсутствии акцепта плательщика;


– платежные требования, направленные в банки для исполнения (обработки) до даты вступления в силу Указа, отзываются либо их исполнение приостанавливается в установленном законодательством порядке. 

Не вполне ясным с точки зрения содержания Указа остается вопрос о приостановлении исполнительных производств, возбужденных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств. Полагаем, что такие исполнительные производства также будут приостанавливаться в порядке, предусмотренном законом «Об исполнительном производстве» (т.е. судебный исполнитель приостановит исполнительное производство и прекратит взыскание задолженности в пользу резидента «недружественной» страны). 


Важные для иностранных взыскателей выводы:

– Указ не запрещает замену кредитора – резидента «недружественной» страны на иного кредитора, на которого Указ не распространяется. В связи с этим, например, резидент «недружественной» страны может уступить свое право требования к своему дочернему предприятию из России, которая в перечень «недружественных» стран не включена (и вряд ли будет). Однако мы допускаем, что впоследствии государственным органами могут быть предоставлены дополнительные разъяснения или принят детализирующий акт законодательства, ограничивающие такую возможность;


– Указ не предусматривает запрет на расчеты должника с кредитором – резидентом «недружественной» страны. Иными словами, должники все еще могут добровольно погашать задолженность в пользу резидентов «недружественных» стран;

– резиденты «недружественных» стран все еще могут обращаться в суд, арбитраж, к нотариусу для взыскания долга и получения исполнительного документа;

– Указ не запрещает возбуждение исполнительных производств в пользу резидентов «недружественных» стран (хотя после возбуждения исполнительное производство должно быть приостановлено). Возбуждение исполнительного производства в таких обстоятельствах может быть необходимо для того, чтобы стать в очередь должников, прервать срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

– приостановление согласно Указу не распространяется на исполнительные документы, выданные в пользу физических лиц.


9 сентября 2025
Проект Кодекса гражданского судопроизводства
Проект Кодекса гражданского судопроизводства

Справочно. С 1 января 2014 года начала действовать единая система судов общей юрисдикции, в которой были объединены общие и экономические суды.

Создан единый процессуальный регламент

Аналогично по структуре ГПК и ХПК, КГС состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части находятся единые общие положения: единая терминология; единый порядок представления доказательств; единый порядок доказывания и др.

В Особенной части расположены единые правила возбуждения производства по делу, единые правила пересмотра судебных постановлений и др.

При обжаловании судебных постановлений предусматривается переход всех судов к пересмотру судебных постановлений в трех судебных инстанциях: апелляционной, кассационной, надзорной.

Функции апелляционных инстанций экономических судов передаются вновь учреждаемому единому для всей Беларуси Апелляционному экономическому суду. При этом, среди прочего, вводится возможность апелляционного порядка пересмотра решений Верховного Суда Республики Беларусь.

В ГКС, наряду с созданием единого процессуального регламента, появились новшества, среди которых можно выделить:

Расширение способов примирения

В КГС расширен перечень способов примирения по делам искового производства:

  • примирение сторон при содействии медиатора;
  • урегулирование спора путем переговоров сторон при содействии их адвокатов.

Также закреплена возможность и способы примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Новый институт коллективных исков

Институт коллективных исков является новым и предусматривает:

  • наличие общего по отношению к каждому члену группы ответчика;
  • общие либо однородные права и законные интересы членов группы в качестве предмета спора;
  • права и законные интересы членов группы лиц и обязанности ответчика основаны на схожих фактических обстоятельствах;
  • всеми членами группы лиц используется одинаковый способ судебной защиты.

Новый вид гражданского судопроизводства

В проекте КГС появляется новый вид гражданского судопроизводства – упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом без проведения судебного заседания и вызова сторон в тридцатидневный срок после возбуждения производства по делу. Круг дел, которые можно рассмотреть в порядке упрощенного производства, ограничен ценовым порогом. Цена иска для граждан не должна превышать 300 базовых величин, для юридических лиц – 1000 базовых величин.

Таким образом, КГС можно назвать продолжением создания единой системы судов общей юрисдикции, где наряду с созданием единого процессуального регламента рассмотрения гражданских и экономических дел введен ряд новшеств как для ГПК, так и для ХПК.


9 сентября 2025
Организациям станут доступны новые механизмы поддержки и способы мотивации работников
Организациям станут доступны новые механизмы поддержки и способы мотивации работников

Возможность безвозмездных «вливаний» в общество со стороны участников без отнесения их на уставный фонд

Предусматривается возможность внесения вкладов в имущество общества его участниками, которые не изменяют размер уставного фонда и размер долей (акций) участников. Такую финансово-экономическую поддержку обществу можно оказывать на основании отдельного договора.

Указанный механизм упрощает финансирование и предоставление необходимых ресурсов обществу. Обычно оно осуществляется двумя путями – предоставлением займа или внесением дополнительного вклада в уставный фонд. Преимущество безвозмездной передачи по сравнению с предоставлением займов состоит в том, что общество не будет отягощено обязательствами по возврату полученного. А преимущество по сравнению с внесением вклада в уставный фонд состоит в том, что общество менее подвержено возможной необходимости в дальнейшем уменьшения большого уставного фонда, если сумма чистых активов станет ниже величины уставного фонда (такое уменьшение уставного фонда влечет, среди прочего, уведомление кредиторов, которые имеют право в такой ситуации потребовать досрочного исполнения обязательств).

- Безвозмездные «вливания» будут особо полезны в начале осуществления хозяйственной деятельности предприятием, когда средства необходимы для аренды помещения, закупки оборудования, зарплаты нанятым сотрудникам, организации производства.

Основной минус такого механизма финансирования – стоимость полученной финансово-экономической поддержки попадает под налогообложение как внереализационный доход общества, в связи с чем эта поддержка может попасть под обложение налогом на прибыль 18%. Возможно, этот вид «дохода» общества при следующей ревизии налогового кодекса будет исключен из перечня внереализационных доходов, учитываемых при налогообложении.

Современные технологии для коммуникации органов хозяйственного общества

Отныне в уставе общества можно прямо урегулировать случаи и порядок использования электронной связи, информационных сетей или программно-аппаратных средств и технологий для созыва и проведения общего собрания участников. В уставы уже существующих обществ такие изменения могут быть внесены только в случае, если все участники проголосуют «за».

Также в законе теперь прямо упоминаются электронная почта и телефон как дополнительные каналы получения информации об общих собраниях участников (акционеров) лицами, имеющими право на участие в нем.

- Такие изменения существенно упрощают жизнь обществам, в которых есть как иностранные, так и белорусские участники. При проведении общего собрания в формате онлайн кто-то из них теперь сможет сэкономить свои время и деньги, необходимые для визита в место проведения собрания (будь то расходы на транспорт и проживание в случае личного участия либо расходы на юристов при передаче полномочий по доверенности). Такие новации будут кстати в том числе с учетом сложной эпидемиологической ситуации в мире и ограничениями на выезд из своей страны либо въезд в страну, где проводится собрание.

Тем не менее на практике при «дистанционной» форме проведения общего собрания могут возникать споры о фактическом участии того или иного лица в собрании – в частности, вызванные вопросами (не)регистрации для участия в собрании и подтверждения прав на такое участие предъявлением соответствующих документов. Эти вопросы следует детально излагать в уставе.

Кредиторы общества могут стать его участниками, вложив в уставный фонд причитающийся им от общества долг

Изменения в закон позволяют по решению общего собрания участников, принятому единогласно, зачесть денежные требования кредиторов и (или) участников общества к самому обществу как внесение дополнительного вклада в уставный фонд общества, приводящему к получению доли в обществе кредитором (или увеличению доли действующего участника).

Таким образом, долг общества перед таким лицом трансформируется в долю (увеличение доли) в таком обществе. Такой «обмен» может быть выгоден участнику общества: например, предоставляя займ обществу, он впоследствии сможет зачесть сумму займа и увеличить долю в компании, если возврат займа обществом затруднителен или экономически нецелесообразен в момент наступления срока возврата. Важно учитывать, что для такого зачета в любом случае требуется согласие всех остальных участников общества, а ведь они могут быть и против увеличения доли одного из участников, ведь это означает увеличение его части прибыли и голосов на общем собрании.

- При предоставлении кредитором (участником) общества займа обществу следует учитывать, что получить долю в обществе взамен долга по займу автоматически или прописав условие в договоре займа не получится (то есть это не прямая аналогия конвертируемого займа, который разрешено использовать в отношениях с резидентами ПВТ). Связано это с тем, что для такого зачета требований необходимо единогласное решение общего собрания участников общества, на котором присутствуют все участники, кроме того, зачет денежных требований возможен только по уже наступившим обязательствам (то есть должна иметь место просрочка по займу).

Члены органов управления и работники общества могут безвозмездно получить доли в обществе

Доли в обществе, принадлежащие самому обществу, по единогласному решению общего собрания его участников могут быть безвозмездно переданы или проданы членам совета директоров, исполнительного органа, работникам общества. Такая возможность предварительно должна быть предусмотрена уставом общества. Однако в обществах, где какая-либо доля принадлежит государству или его административно-территориальным единицам, такая безвозмездная передача или продажа допускается только по согласованию с президентом.

Для акционерных обществ также закрепляется возможность осуществлять эмиссию акций дополнительного выпуска в целях их дальнейшей безвозмездной передачи или продажи членам органов управления и (или) работникам. Для этого такие лица должны выполнять условия, предусмотренные локальными правовыми актами акционерного общества и (или) трудовыми договорами (или гражданско-правовыми договорами) с такими лицами.

- Этот инструмент в целом соответствует опциону который используется резидентами ПВТ с 28.03.2018. Опцион предполагает, что, заключая соответствующее соглашение с нанимателем, член органа управления/работник получает возможность при достижении определенных показателей и (или) в обмен на его лояльность (т.е. работу в обществе на протяжении определенного периода времени) впоследствии получить долю в компании. Таким образом, у лица появляется личная заинтересованность в успехе компании в расчете получить часть прибыли в будущем. В этой связи опционы могут стать действенным стимулирующим фактором повышения эффективности членов органов управления общества и его работников.
5 сентября 2025
Новые правила в исполнительном производстве
Новые правила в исполнительном производстве

Одно из важнейших нововведений – возможность направления процессуальных документов сторонам исполнительного производства в электронном виде. Возможность проведения данного этапа в электронном формате повысит оперативность получения сторонами соответствующих документов.

Такие действия как направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и предоставление судом, иным уполномоченным органом (уполномоченным лицом) отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа исключаются из оснований для окончания исполнительного производства, что является хорошим знаком для тех, чья очерёдность исполнения постоянно «сдвигалась» из-за «перебрасывания» исполнительного документа. По новым правилам, предоставление рассрочки или отсрочки исполнения исполнительного документа приостанавливает исполнительное производство.

Ранее существовала обязанность взыскателя в первую очередь предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств со счетов должника — индивидуального предпринимателя или юридического лица. Только после совершения данного действия, взыскатель мог обратиться за принудительным исполнением. Сейчас, данная процедура является правом взыскателя - обратиться в банк или НКФО, или сразу возбуждать исполнительное производство.

Установлена новая очередность удовлетворения требований кредиторов по исполнительным производствам. Требования по оплате труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, удовлетворяются во вторую очередь. В случае отсутствия достаточного количества денежных средств у должника, будет применяться принцип пропорционального удовлетворения требований каждого взыскателя.

Для обеспечения оперативности совершения действий исполнителями, их полномочия будут носить экстерриториальный характер и распространяться на всю территорию Республики Беларусь.

Новым законом вносятся изменения и в процедуру реализации арестованного имущества должника. Вместо одной переоценки, которая проводится в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве и была установлена в размере до 20% от первоначальной стоимости имущества, будет проводиться 4 переоценки имущества. При этом размер переоценки арестованного имущества зафиксирован и равен 20% от первоначальной стоимости.


Эти и другие изменения направлены на совершенствование процедур принудительного исполнения, а также на обеспечение эффективности работы судебных исполнителей.

4 сентября 2025
Вступила в силу Конвенция ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации
Вступила в силу Конвенция ООН о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации

На данный момент Конвенцию подписали 53 государства, при этом вступила в силу она пока для 6 стран, включая Беларусь.

Сингапурская конвенция предоставляет возможность и механизм приведения в исполнение мировых соглашения по международным коммерческим спорам, достигнутым в ходе применения медиации (международные медиативные соглашения).

Так, если между сторонами есть международный коммерческий спор, то они могут не передавать его на рассмотрение в суд или арбитраж, а разрешить его в процедуре медиации и заключить медиативное соглашение.

В дальнейшем, если медиативное соглашение исполнено не будет, то заинтересованная сторона на основании Сингапуской конвенции будет вправе обратиться за его принудительным исполнением.

Каждое государство-участник Сингапурской конвенции приводит медиативное соглашение в исполнение в соответствии со своими правилами процедуры, но при этом на условиях изложенных в Конвенции.

В этой связи для реализации Сингапурской конвенции были принят и вступил в силу Закон Республики Беларусь от 6 января 2021 года N 89-З «Об изменении законов по вопросам медиации», которым предусматривается корректировка законодательства для реализации Конвенции.

В частности, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь дополнен положениями о признании и приведении в исполнение международных медиативных соглашений, а также об обеспечении предмета международного медиативного соглашения.

Заявление о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения подается в суд, рассматривающий экономические дела, по месту нахождения или месту жительства (пребывания) должника либо по месту нахождения имущества должника, если место нахождения или место жительства (пребывания) неизвестны.

Также с учетом правил, установленных Сингапурской конвенцией, определены основания для отказа в принудительном исполнении международного медиативного соглашения.

Как и с признанием иностранных арбитражных решений, основания для отказа в исполнении международного медиативного соглашения имеют процессуальный (процедурный) характер. Например, медиативное соглашение является ничтожным по применимому праву, или имело место серьезное нарушение стандартов медиации, или обязательства по мировому соглашению уже фактически исполнены, или его исполнение будет противоречить публичному порядку и др.

Таким образом, наряду с международным коммерческим арбитражем, Сингапурская конвенция расширяет способы альтернативного разрешения международных коммерческих споров, что в свою очередь будет содействовать развитию гармоничных международных экономических отношений.


Мы, в Арцингер, стараемся активно продвигать альтернативные способы разрешения споров, как арбитраж и медиация. В этой связи мы очень рады, что Беларусь в числе первых стран, ратифицировала новый международный договор в этой сфере. Остается надеяться, что Сингапурская конвенция в скором времени наберет большое количество участников и станет таким же универсальным инструментом в международной торговле, как и Нью-Йоркская конвенция 1958 года «О признании в исполнение иностранных арбитражных решений».

4 сентября 2025
Проект изменений в порядок признания задолженности безнадежным долгом
Проект изменений в порядок признания задолженности безнадежным долгом

Предлагаемые изменения касаются главным образом перечня оснований и документов для принятия решений о признании задолженности безнадежным долгом:

  • Список обязательных платежей, задолженность по которым может быть признана безнадежным долгом и списана, предлагается расширить процентами, в частности подлежащими уплате с сумм ввозных таможенных пошлин, и суммами, подлежащими уплате в доход государства в порядке привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам белорусской организации.

В то же время из этого списка исключаются обязательные страховые взносы, подлежащие уплате работодателями и работающими гражданами. Положения новой редакции указа также не распространяются на задолженность по обязательным платежам, возникшим в связи с доходом, в отношении которого применено безвозмездное изъятие имущества, в случаях, предусмотренных законодательством в сфере борьбы с коррупцией.

  • Предусмотрено дополнительное основание признания задолженности безнадежным долгом и ее списания – прекращение исполнительного производства. В этом случае решение о признании задолженности безнадежным долгом принимается на основании копии постановления органа принудительного исполнения о прекращении исполнительного производства, заверенной гербовой печатью, а при солидарном взыскании в доход государства сумм в порядке привлечения к субсидиарной ответственности – копий таких постановлений в отношении каждого солидарного должника. Также потребуется предоставить справку налогового, таможенного органа, или органа Фонда социальной защиты населения, в зависимости от органа, его принявшего, о сумме задолженности на дату принятия решения.
  • Предлагаемые изменения касаются также и задолженностей иностранных граждан, иностранных индивидуальных предпринимателей и организаций. Теперь, при наличии других обязательных обстоятельств, задолженность также может быть признана безнадежным долгом и списана, если со дня направления на исполнение в иностранное государство судебных постановлений о взыскании задолженности или со дня последнего поступления денежных средств в счет задолженности прошло 5 лет и более, а также если орган иностранного государства вернул исполнительный документ по причине отсутствия у должника денежных средств или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Эти факты должны быть подтверждены заключением соответствующих компетентных органов.

Общественное обсуждение продлится до 9 августа 2020 года.

4 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.