Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Bahco Bisov
Клиент – международный производитель ручного инструмента, которого мы консультировали по вопросам продажи акций в белорусской дочерней компании, корпоративной реструктуризации и корпоративному управлению в соответствии с белорусским законодательством.
В течение 5 лет наша команда решала все корпоративные вопросы клиента (оформление решений Совета директоров, Общего собрания акционеров, внесение изменений в Устав клиента, предоставление юридической поддержки в процедуре увеличение уставного фонда).
Белорусский Банк Малого Бизнеса
Мы консультировали ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" по вопросам увеличения уставного фонда банка путем реструктуризации долга банка перед акционерами, а также по общим вопросам увеличения уставного фонда ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" за счет средств акционеров.
В целом такие своп-сделки, обычные для США и Западной Европы, неизвестны белорусскому праву и до этого в Беларуси не совершались. Мы консультировали Банк по деталям процедуры совершения своп-сделки в соответствии с белорусским законодательством.
Белорусский производитель обуви
Белорусский холдинг по производству обуви решил расширить производство и выйти на рынок ЕС. В силу ряда причин (налоговых, логистических и др.) было решено открыть отдельную компанию для работы в ЕС. Мы консультировали клиента по вопросам реструктуризации бизнеса.
Американский health-care "единорог"
С июня 2014 года мы выступаем эксклюзивным юридическим консультантом американского health care компании-«единорога» в Беларуси. Это стартап из Кремниевой долины, занимающийся производством фитнес-браслетов.
Наши команды по практикам корпоративного права и M&A и интеллектуальной собственности сопровождали клиента при вхождении на белорусский рынок, регистрировали юридическое лицо, консультировали по вопросам найма белорусских и иностранных работников, разрабатывали локальные нормативные правовые акты, проверяли соблюдение клиентом белорусского законодательства, консультировали по вопросам аренды нескольких офисов, разрабатывали документы для защиты конфиденциальной информации и прав интеллектуальной собственности клиента в Беларуси, готовили проекты всех необходимых документов и контрактов (в основном R&D и Соглашения об имущественных правах и изобретениях), консультировали по вопросу предоставления льгот и поощрений работникам белорусского дочернего предприятия, решали другие вопросы (в том числе связанные с избежанием двойного налогообложения).
Bahco Bisov
Клиент – международный производитель ручного инструмента, которого мы консультировали по вопросам продажи акций в белорусской дочерней компании, корпоративной реструктуризации и корпоративному управлению в соответствии с белорусским законодательством.
В течение 5 лет наша команда решала все корпоративные вопросы клиента (оформление решений Совета директоров, Общего собрания акционеров, внесение изменений в Устав клиента, предоставление юридической поддержки в процедуре увеличение уставного фонда).
Белорусский Банк Малого Бизнеса
Мы консультировали ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" по вопросам увеличения уставного фонда банка путем реструктуризации долга банка перед акционерами, а также по общим вопросам увеличения уставного фонда ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" за счет средств акционеров.
В целом такие своп-сделки, обычные для США и Западной Европы, неизвестны белорусскому праву и до этого в Беларуси не совершались. Мы консультировали Банк по деталям процедуры совершения своп-сделки в соответствии с белорусским законодательством.
Белорусский производитель обуви
Белорусский холдинг по производству обуви решил расширить производство и выйти на рынок ЕС. В силу ряда причин (налоговых, логистических и др.) было решено открыть отдельную компанию для работы в ЕС. Мы консультировали клиента по вопросам реструктуризации бизнеса.
Американский health-care "единорог"
С июня 2014 года мы выступаем эксклюзивным юридическим консультантом американского health care компании-«единорога» в Беларуси. Это стартап из Кремниевой долины, занимающийся производством фитнес-браслетов.
Наши команды по практикам корпоративного права и M&A и интеллектуальной собственности сопровождали клиента при вхождении на белорусский рынок, регистрировали юридическое лицо, консультировали по вопросам найма белорусских и иностранных работников, разрабатывали локальные нормативные правовые акты, проверяли соблюдение клиентом белорусского законодательства, консультировали по вопросам аренды нескольких офисов, разрабатывали документы для защиты конфиденциальной информации и прав интеллектуальной собственности клиента в Беларуси, готовили проекты всех необходимых документов и контрактов (в основном R&D и Соглашения об имущественных правах и изобретениях), консультировали по вопросу предоставления льгот и поощрений работникам белорусского дочернего предприятия, решали другие вопросы (в том числе связанные с избежанием двойного налогообложения).
Белорусский производитель одежды
Разработка новой редакции устава открытого акционерного общества после приобретения контрольного пакета российским инвестором для цели установления сбалансированных интересов инвестора и государства.
Белорусская IT-компания
Сопровождение в процессе переговоров c американским инвестиционным фондом по вопросу вхождения фонда в состав участников белорусского юридического лица, разработка договоров, соглашений и устава.
Испанский fashion-ритейлер
Разработка корпоративной структуры и регистрация нескольких юридических лиц в рамках входа на белорусский рынок.
Российская пивоваренная компания
Сопровождение в процессе ликвидации дочерней белорусской компании.
Немецкая химическая корпорация
Правовая поддержка в процессе создания представительства компании для расширения присутствия на местном товарном рынке.
Астра-Лизинг
Сопровождение сделки с подготовкой пакета документов по изменению состава участников одной из крупнейших белорусских лизинговых компаний.
Турецкая пивоваренная компания
Правовая поддержка запуска коммерческой компании и прекращения деятельности представительства иностранной пивоваренной компании в Республике Беларусь.
Чем мы можем помочь
Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.
Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.
Закрыть компанию в Беларуси далеко не просто. Ликвидация компании занимает как минимум 3 месяца, за которые нужно провести налоговую проверку, рассчитаться с бюджетом и со всеми кредиторами, уволить всех работников и заархивировать документы компании.
Ошибки при совершении ликвидационных процедур могут привести к ответственности компании (до момента ее ликвидации), а после – к субсидиарной ответственности бывшего директора и учредителей. Наши специалисты помогут ликвидировать юридическое лицо грамотно.
Необходимость продать свои доли/акции возникает у владельцев бизнеса постоянно.
Но не владея юридическими тонкостями, стороны сделки часто допускают ошибки в оформлении документов, необходимых для продажи (согласие участников компании и самой компании на продажу, договор купли-продажи и т.д.).
Мы поможем вам осуществить куплю-продажу долей/акций участника компании в полном соответствии с законодательством, чтобы предупредить риска признания сделки недействительной в связи с нарушением порядка ее совершения.
Основы деятельности компании регулируются ее уставом. Белорусское законодательство разрешает участникам компании договариваться об отдельных вопросах ее деятельности и на другом уровне, с помощью акционерных соглашений (соглашений об осуществлении прав участников).
Благодаря подготовленным нами соглашениям участники компании могут договориться между собой об особых условиях продажи акций/долей, заранее определить цену их продажи в оговоренных условиях, установить особый порядок голосования на общем собрании, урегулировать иные вопросы, касающиеся осуществления участниками компании своих прав.
Зачастую одно и тоже лицо владеет многими бизнесами. Крупные холдинги и корпорации состоят из большого количества дочерних компаний.
Структура бизнеса должна не только отвечать интересам владельца или компании, но и соответствовать законодательству.
Мы поможем вам выбрать оптимальную стратегию реструктуризации (предупредить налоговые риски, минимизировать затраты), разработать детальный план-график реструктурирования, выполним все нужные процедуры без ущерба для деятельности ваших компаний. Обеспечим сопровождение перевода активов и обязательств компании в новую структуру.
Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».
Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.
Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.
Специальные организации могут создаваться для управления общим недвижимым имуществом, объединения интересов производителей и потребителей, благотворительной деятельности и иных целей, не преследующих коммерческого характера.
Обращение к специалистам позволит выявить ограничения для некоммерческих организаций, особенности управления и финансирования, и избежать ненужных задержек в организации деятельности некоммерческой организации.
Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.
Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.
Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.
Освоение новых рынков, запуск новых рискованных продуктов, мирный развод с партнерами по бизнесу - это не полный список причин для проведения реорганизации действующего бизнеса.
Обращение к юристам для сопровождения реорганизации позволит предупредить возможные изменения (например, запрет на использование упрощенной системы налогообложения), рассчитать стоимость вытекающих расходов (замена этикеток на продуктах, внесение изменений в лицензии и сертификаты и др.).
Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.
Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства.
Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица.
Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.
В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.
События отрасли
Сегодня мы расскажем о новом европейском регулировании, которое вступило в силу 12 сентября 2025 года. Речь пойдет о Регламенте(ЕС) 2023/2854 Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2023 года о гармонизированных правилах справедливого доступа к данным и их использования(Data Act).
Data Act не только расширяет доступ к данным, генерируемым подключёнными устройствами, но и устанавливает справедливый порядок их использования участниками цифровой экономики. Регламент чётко определяет, кто и на каких условиях может работать с данными, при этом пользователи – компании или физические лица, владеющие или арендующие «умные» устройства, – получают больший контроль над их использованием. Отдельно закреплены требования для ситуаций, когда бизнес обязан делиться данными с другими компаниями по закону.
Что такое подключённый продукт?
Определение достаточно широкое: фактически под него подпадает любой продукт, который получает, генерирует или собирает данные о своём использовании или условиях эксплуатации и передаёт их (п. 5 ст. 2 Data Act). В эту категорию входят, например, «умная» бытовая техника (телевизоры, холодильники), бытовая электроника, промышленное оборудование, медицинские устройства, телефоны и автомобили. Из определения исключаются устройства, основной функцией которых является хранение, обработка или передача данных для третьих лиц (например, серверы или маршрутизаторы).
Кто подпадает под регулирование?
Data Act применяется к производителям подключённых продуктов, выведенных на рынок ЕС, поставщикам связанных сервисов (например, приложений), провайдерам облачных и иных сервисов обработки данных, оказывающим услуги пользователям в ЕС, а также к другим участникам цифровой экономики ЕС (ст. 1 Data Act). Европейская комиссия уточняет, что сервис признаётся «связанным», если (i) между продуктом и поставщиком осуществляется двусторонний обмен данными и (ii) такая услуга влияет на функции или работу продукта.
Как Data Act повлияет на белорусский бизнес?
Белорусские компании, выводящие на рынок ЕС «умные» устройства или цифровые сервисы, должны будут учитывать требования Data Act: от доступа к данным и правил переноса данных между провайдерами до запрета на недобросовестные договорные положения. Игнорирование этих правил может ограничить выход на европейский рынок или осложнить работу с контрагентами.
Основные новеллы:
- Доступ к данным «по умолчанию». Подключённые продукты должны производиться, а связанные приложения –предоставляться таким образом, чтобы данные продукта и данные приложения (включая метаданные, необходимые для их интерпретации) по умолчанию были доступны пользователю бесплатно, в удобном, понятном и машиночитаемом виде. При технической возможности доступ должен обеспечиваться напрямую в реальном времени. Эти требования начнут применяться к продуктам и сервисам, выведенным на рынок ЕС после 12 сентября 2026 года.
- Изменения на рынке облачных услуг. Провайдеры облачных и иных сервисов обработки данных обязаны обеспечивать перенос данных к другому провайдеру или на собственную инфраструктуру клиента в течение 30 дней. Запрещено взимать чрезмерные сборы за «выход», а с января 2027 года любые сборы за передачу данных будут полностью отменены. Регламент также требует устранять технические, договорные и организационные барьеры, мешающие клиентам расторгать договор, менять провайдера или использовать несколько сервисов одновременно.
- Недобросовестные договорные условия. Data Act признаёт недействительными навязанные условия формата take-it-or-leave-it,если они существенно ограничивают доступ к данным, их использование или лишают другую сторону эффективных средств правовой защиты. К таким положениям относятся, например: исключение ответственности за умышленные действия или грубую неосторожность; запрет компании использовать предоставленные или сгенерированные ею данные после окончания договора; а также право навязавшей стороне в одностороннем порядке изменять цену или иные существенные условия(характер, формат, качество или объём данных), если при этом не предусмотрены веские основания и право другой стороны расторгнуть договор.
Есть ли аналогичное регулирование в Беларуси?
В Беларуси отношения с данными регулируются в первую очередь Законом от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации». Он устанавливает несколько правовых режимов защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в том числе, для персональных данных, коммерческой, профессиональной, банковской и иной охраняемой законом тайны. Порядок распространения и (или)предоставления такой информации устанавливается профильным законодательством и может регулироваться в договоре субъектами соответствующих информационных отношений, так как нераскрытая информация, т.е. сведения, в отношении которых установлен правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, является объектом гражданских прав. При этом отдельного регулирования, которое бы устанавливало права на доступ к данным, генерируемым устройствами (как это предусмотрено в ЕС Data Act), в Беларуси пока нет. Однако отдельные вопросы регулируются нормами смежного законодательства.
С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).
Обязательные документы для трудоустройства
Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:
- свидетельство о направлении на работу;
- справку о самостоятельном трудоустройстве;
- решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.
Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.
Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку
Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.
Расширение оснований для возмещения затрат
Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.
Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.
Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!
Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.
Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.
Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).
Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.
Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите нам, в сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.
Основные изменения:
- Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
- Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).
При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.
- Проверка знания государственного языка для определенных профессий.
Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.
- Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
- Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
- Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (с 1 января 2026 года).
За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.
Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.
6 апреля 2025 года в Великобритании вступил в силу Закон о цифровых рынках, конкуренции и потребителях 2024 года (Digital Markets, Competition and Consumers Act 2024), направленный на повышение прозрачности и защиту интересов потребителей при онлайн-торговле.
- Новым законом прямо запрещена практика так называемого «drip pricing» — ситуации, когда обязательные платежи (например, сервисные сборы, налоги, комиссии за бронирование и прочие сборы) становятся известны покупателю только на финальных этапах покупки. Теперь компании обязаны заранее указывать полную стоимость товара или услуги, позволяя потребителю принимать осознанные решения без неприятных сюрпризов.
- Еще одним важным новшеством стало введение запрета на фальшивые потребительские отзывы. Поддельные отзывы и намеренные манипуляции с ними (например, удаление отрицательных или продвижение только позитивных комментариев) теперь являются незаконными. Более того, онлайн-платформы и интернет-магазины теперь обязаны проводить регулярный мониторинг отзывов и удалять недостоверные оценки, которые могут вводить покупателей в заблуждение.
- Новое законодательство также существенно усиливает роль Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA), которое теперь сможет напрямую наказывать нарушителей, налагая штрафы до 10% от мирового оборота компании.
Указанные изменения британского законодательства отражают глобальную тенденцию повышения стандартов защиты потребителей при онлайн-торговле. Еще одним доказательством может послужить недавно принятый Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей».
В Беларуси схожие вопросы регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Правилами дистанционной торговли. В соответствии с ним, белорусские продавцы также обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), включая цену.
Напоминаем, что за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) законодательством Республики Беларусь предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), в том числе потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Что касается отзывов, то в настоящее время в белорусском праве отсутствует специальное регулирование, прямо устанавливающее требования к достоверности потребительских оценок. Тем не менее, отдельные практики, связанные с недостоверной или манипулятивной информацией, могут подпадать под признаки недобросовестной конкуренции — в частности, в рамках положений Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности».
Если ваша компания хочет минимизировать риски и обеспечить соответствие международным и белорусским требованиям в области электронной торговли, наша команда будет рада проконсультировать вас и оказать необходимое юридическое сопровождение.
Обращайтесь — мы поможем вам соответствовать самым актуальным стандартам защиты прав потребителей.
С 19 ноября 2024 года Гражданский кодекс Республики Беларусь ("Гражданский кодекс") предоставляет право определенным юридическим лицам действовать на основании типового устава. Данное право установлено в п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса.
Постановление №133, направленное на реализацию п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса, утвердило две формы типового устава: для обществ с ограниченной ответственностью, состоящих из одного участника, и для обществ с ограниченной ответственностью, состоящих из нескольких участников.
Данные типовые уставы содержат положения, которые ранее, как правило, не включались в уставы юридических лиц. Так, в типовых уставах ООО как с одним, так и с несколькими участниками, закреплены положения, касающиеся письменного согласия супруги (супруга) на отчуждение доли, если такая доля приобретена участником в период брака.
В типовом уставе ООО с одним участником закрепляются следующие положения, касающиеся назначения ревизора:
- ревизор избирается по решению участника без заключения трудового договора (контракта) и иного договора;
- порядок определения вознаграждения, его выплаты, компенсации расходов ревизора определяется решением участника.
- ревизором не может быть не только директор, но и управляющая организация (коммерческая организация) или управляющий (индивидуальный предприниматель, если такая деятельность для него допускается).
Помимо этого, типовой устав ООО с одним участником содержит положение о том, что в случае, если участник общества является его директором, то заключение трудового договора (контракта) не требуется.
Применение типовых уставов значительно упростит процесс регистрации юридических лиц в Республике Беларусь.
Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:
Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий
Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.
Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.
Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.
Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий
По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).
Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):
приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения
- (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
- либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
- обязательные к исполнению предписания.
Обязательные к исполнению предписания
Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
- об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.
Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).
При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.
Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве
Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:
• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;
• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.
Соглашение устанавливает новый порядок въезда и пребывания на территории Беларуси и России иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранцев), а также порядок взаимного признания виз и отметок о пересечении границы.
Что изменилось со вступлением в силу Соглашения:
- Иностранцы имеют право осуществлять въезд, выезд, транзитный проезд и (или) пребывать на территории Беларуси и России по визе одного из государств и документу, удостоверяющему личность, в течении срока действия визы;
- Иностранцы, для которых в соответствии с международными договорами предусмотрен безвизовый режим в обоих государствах, могут въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом по территории Беларуси и России без виз на основании документа, удостоверяющего личность;
- Иностранцы, для которых в одной стране действует безвизовый режим, а в другой – визовый, для въезда в последнюю и пребывания там должны иметь визу;
- Иностранцы, которые имеют разрешение на временное проживание, вид на жительство либо документ для посещения международного мероприятия, могут въезжать на территорию другого государства по документу, удостоверяющему личность, в течении срока действия разрешительных документов;
- Иностранцы, у которых есть разрешение на въезд, выезд и пребывание для осуществления трудовой деятельности, обучения, временного или постоянного проживания должны осуществлять такую деятельность только на территории государства, органами которого были выданы разрешения.
Пересекать белорусско-российскую границу можно будет через международные пункты пропуска через госграницу, железнодорожным, воздушным, а также автомобильным транспортом. При этом срок пребывания иностранцев на территориях Беларуси и России исчисляется с даты въезда на территорию любого из государств.
Обращаем внимание, что Соглашение не отменяет обязанность иностранцев зарегистрироваться (встать на миграционный учет) в соответствии с законодательством страны пребывания.
Мы выделили для вас основные тезисы, на которые стоит обратить внимание:
- Правовым основанием для рекламной рассылки выступает согласие субъекта персональных данных. Регулятор напоминает, что субъекту должно быть предоставлено право отказаться от дачи согласия. В ином случае (например, если согласие включено в договор) оно не имеет юридической силы, а обработка на основании такого согласия является незаконной;
- Отзыв согласия влечет обязанность оператора в течение 15 дней после получения заявления прекратить обработку данных, удалить их и уведомить об этом субъекта. Однако необходимо также учитывать нормы Закона о рекламе. Так, рекламодатель обязан по первому требованию абонента (адресата) в течениеодного рабочего дняобеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы, а рекламораспространитель – прекратить размещение (распространение) такой рекламы. Важно учитывать, что форма требования не конкретизирована, т.е. отказ может быть выражен как устно, так и письменно;
- Не вся информация, которая рассылается клиентам, является рекламой. Так, например, информация, необходимая для определения предмета и условий договора, его исполнения, не будет являться рекламой. А рассылка с информацией о появлении новых партнерских программ, начислении индивидуальной скидки, открытии нового магазина, проходящих акциях и иная информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, будет рекламой;
- Использование одновременно нескольких каналов рассылки (Viber, SMS, совершение звонков) может быть избыточным, поскольку, как считает регулятор, цель может быть достигнута менее масштабной обработкой. Для минимизации обработки и обеспечения прозрачности клиенты должны иметь возможность выбирать, какие именно контактные данные они готовы предоставить и готовы ли они получать, например, не только сообщения, но и звонки с рекламным предложением;
- Клиент может давать согласие на получение рекламы как рекламодателю, так и рекламораспространителю. Однако если рекламодатель всегда выступает в качестве оператора, то рекламораспространитель может иметь статус и оператора, и уполномоченного лица. В этой связи если согласие было дано рекламораспространителю, то он должен быть и отправителем сообщения. Кроме того, если рекламораспространитель хочет отправлять рекламу от третьих лиц, то он должен взять на это отдельное согласие.
Cфера применения
Обновленное Положение о порядке технической и криптографической защиты информации в информационных системах, утверждённое приказом, может не приняться собственниками (владельцами) ИС, в которых обрабатываются общедоступные и обезличенные персональные данные, а также определенными операторами электросвязи. Для всех остальных собственников (владельцев) систем, обрабатывающих коммерческую, профессиональную, банковскую тайну, персональные данные и иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенную к государственным секретам, обязательна актуализация процессов защиты.
Основные нововведения в проектировании и эксплуатации систем защиты информации
- Уточнены требования к политике информационной безопасности;
- Установлена необходимость разработки структурной и логической схемы информационной системы, включающей детализированные требования к содержанию и перечень обязательных приложений, вместо ранее разрабатываемой общей схемы системы защиты;
- Установлена необходимость разработки ЛПА и других документов, в которых регламентируются права и обязанности пользователей информационной системы, а также порядок применения системы защиты информации;
- Уточнены требования к техническому заданию, а также внесены корректировки в перечень требований к системе защиты информации, подлежащей включению в техническое задание;
- Требование по разработке/корректировке документации на систему защиты информации (согласно новой редакции, не разрабатывается) было заменено на корректировку структурной и логической схем ИС, а также ЛПА и иных документов;
- Уточнен порядок предоставления, а также перечень сведений о событиях информационной безопасности, состоянии технической и криптографической защиты информации. В частности, в случае обнаружения неисправностей в системе защиты информации, которые невозможно устранить, собственник ИС обязан прекратить обработку данных в течение пяти рабочих дней. О данном факте необходимо уведомить ОАЦ в письменной форме;
- Установлены иные требования к назначению должностного лица (созданию подразделения), ответственного за обеспечение защиты информации. Если ранее необходимость назначения (создания) определялась отдельными законодательными актами, то, согласно новой редакции, любая организация для использования ИС, аттестованной системой защиты, должна иметь такое должностное лицо (подразделение).
Пересмотр дополнительных положений
- Обновлена классификация типовых информационных систем;
- Из списка допустимых методов обезличивания персональных данных исключено зашифрование.










