Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Белорусский Банк Малого Бизнеса
Мы консультировали ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" по вопросам увеличения уставного фонда банка путем реструктуризации долга банка перед акционерами, а также по общим вопросам увеличения уставного фонда ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" за счет средств акционеров.
В целом такие своп-сделки, обычные для США и Западной Европы, неизвестны белорусскому праву и до этого в Беларуси не совершались. Мы консультировали Банк по деталям процедуры совершения своп-сделки в соответствии с белорусским законодательством.
Литовская лизинговая компания
Консультирование по банковским и налоговым аспектам договора международной финансовой аренды (лизинга), заключенного между резидентами Литвы, Германии, Беларуси.
Белорусский банк
В ходе многолетнего сотрудничества юристы Arzinger Law Offices готовили юридические заключения по вопросам привлечения кредитных линий от: Komerční banka, a.s. (Czech Republic), Banca Monte Dei Paschi Di Siena SpA (Italy), AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Germany) на сумму млн. 106.235 млн. евро, Bank Gospodarstwa Krajowego (Poland) на сумму 45.4 млн. евро.
SID banka (Словения)
Предоставление юридического заключения в пользу SID banka (Словения) в отношении заемщика – резидента Республики Беларусь – для цели получения последним экспортного кредита на поставку оборудования из Словении.
Немецкий консорциум экспортных банков
Консультирование по вопросам законодательства Республики Беларусь при выдаче кредитной линии для реализации инвестиционного проекта по строительству завода для производства белой жести и металлического листа в Миорском районе, с последующей выдачей юридического заключения в отношении заемщика.
Польский банк
Предоставление юридического заключения в отношении кредитных договоров на финансирование поставки в адрес РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», Государственного объединения «Белорусская железная дорога» дизель-поездов производства польской компании PESA Bydgoszcz S.A.
Астра-Лизинг
Сопровождение сделки с подготовкой пакета документов по изменению состава участников одной из крупнейших белорусских лизинговых компаний.
Северная экологическая финансовая корпорация
Представление интересов при заключении $1 млн. кредитного договора о производстве труб, отводов и арматуры для систем централизованного теплоснабжения и очистки сточных вод с датской компанией Salling Plast AS.
Международная платежная система
Консультирование международной платежной системы по вопросу запуска платформы по токенизации платежей с использованием мобильных девайсов на предмет соответствия антимонопольному законодательству Беларуси.
Mastercard
Консультирование крупного мирового платежного агента по актуальным вопросам деятельности в Республике Беларусь, в том числе по вопросам защиты персональных данных. В процессе сотрудничества учтены как современные требования GDPR, так и местное регулирование порядка сбора, хранения и обработки персональных данных.
Белорусский Банк Малого Бизнеса
Мы консультировали ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" по вопросам увеличения уставного фонда банка путем реструктуризации долга банка перед акционерами, а также по общим вопросам увеличения уставного фонда ЗАО "Белорусский Банк Малого Бизнеса" за счет средств акционеров.
В целом такие своп-сделки, обычные для США и Западной Европы, неизвестны белорусскому праву и до этого в Беларуси не совершались. Мы консультировали Банк по деталям процедуры совершения своп-сделки в соответствии с белорусским законодательством.
Белкоопстрах
Защита интересов белорусской страховой компании в отношении выплаты банку страхового возмещения.
Австрийский банк
Юридическое сопровождение деятельности и консультирование по отдельным вопросам целевого финансирования в Республике Беларусь.
Немецкий банк
Консультирование по вопросам заключения рамочного кредитного договора с ОАО «АСБ «Беларусбанк» для финансирования экспортно-импортных операций со страховым покрытием немецкой страховой компании.
Белорусская лизинговая компания
Консультирование компании по вопросам действительности банковской гарантии, выданной в обеспечение предмета лизинга.
Немецкий консорциум экспортных банков
Консультирование по вопросам экспортного кредитования резидента Беларуси под гарантию Правительства.
Литовская лизинговая компания
Консультирование по банковским и налоговым аспектам договора международной финансовой аренды (лизинга), заключенного между резидентами Литвы, Германии, Беларуси.
Белорусский банк
В ходе многолетнего сотрудничества юристы Arzinger Law Offices готовили юридические заключения по вопросам привлечения кредитных линий от: Komerční banka, a.s. (Czech Republic), Banca Monte Dei Paschi Di Siena SpA (Italy), AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Germany) на сумму млн. 106.235 млн. евро, Bank Gospodarstwa Krajowego (Poland) на сумму 45.4 млн. евро.
SID banka (Словения)
Предоставление юридического заключения в пользу SID banka (Словения) в отношении заемщика – резидента Республики Беларусь – для цели получения последним экспортного кредита на поставку оборудования из Словении.
Немецкий консорциум экспортных банков
Консультирование по вопросам законодательства Республики Беларусь при выдаче кредитной линии для реализации инвестиционного проекта по строительству завода для производства белой жести и металлического листа в Миорском районе, с последующей выдачей юридического заключения в отношении заемщика.
Польский банк
Предоставление юридического заключения в отношении кредитных договоров на финансирование поставки в адрес РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», Государственного объединения «Белорусская железная дорога» дизель-поездов производства польской компании PESA Bydgoszcz S.A.
Немецкий банк
Консультирование по вопросу взимания налога на доходы иностранных организаций при выплате процентов в пользу заказчика по предоставленному финансированию.
Китайский экспортный банк
Консультирование по вопросам применения gross-up clause в Республике Беларусь.
Международная платежная система
Консультирование по вопросам налогообложения в случае организации проведения акций и рекламных игр на территории Беларуси с участием резидентов.
Астра-Лизинг
Сопровождение сделки с подготовкой пакета документов по изменению состава участников одной из крупнейших белорусских лизинговых компаний.
Северная экологическая финансовая корпорация
Представление интересов при заключении $1 млн. кредитного договора о производстве труб, отводов и арматуры для систем централизованного теплоснабжения и очистки сточных вод с датской компанией Salling Plast AS.
Международная платежная система
Консультирование международной платежной системы по вопросу запуска платформы по токенизации платежей с использованием мобильных девайсов на предмет соответствия антимонопольному законодательству Беларуси.
Mastercard
Консультирование крупного мирового платежного агента по актуальным вопросам деятельности в Республике Беларусь, в том числе по вопросам защиты персональных данных. В процессе сотрудничества учтены как современные требования GDPR, так и местное регулирование порядка сбора, хранения и обработки персональных данных.
Чем мы можем помочь
Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита,
когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.
Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.
Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.
Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.
Споры с недвижимостью, часто бывают чувствительны. Проигравшая сторона, как правило, лишается прав на свой земельный участок, на объект недвижимости либо неоконченное строительство и, соответственно, всех вложенных средств.
Специалисты Arzinger Law Offices помогут клиенту уладить спор еще на стадии претензионной работы с контрагентом, а в случае судебного разбирательства – обеспечат надежную защиту интересов Клиента с минимальными финансовыми издержками.
Аренда офиса, склада, торгового объекта – буквально отправная точка любого бизнеса. Часто возникают сложности, когда арендатор не платит и не освобождает помещения, или наоборот, арендодатель закрыл доступ в офис.
Задача юриста – использовать в соглашении такие защитные механизмы, которые позволят принимать экстренные меры для защиты своих интересов еще до обращения в суд. Страхование, обеспечительный платеж – лишь некоторые из них, что успешно используются арендодателями.
Важная составляющая успешной сделки – переговоры с контрагентом по сделке и разъяснение клиенту (как и второй стороне), какие риски могут возникнуть и как предотвратить негативные последствия.
Правовой аудит помогает обнаружить многие скрытые риски для покупателя.
Например, получены ли своевременно все необходимые разрешения на землю, правильно ли оформлены правоустанавливающие документы, какие ограничения имеются при пользовании земельным участком, не находится ли он в зоне охраны.
Юристы помогут разобраться во всей истории создания земельного участка, получении разрешений на его использование и законном оформлении.
Юристы помогают клиенту с тем, какие документы должны быть на землю или недвижимость у правообладателя до совершения сделки, и какие документы необходимо дополнительно проверить.
Важно проверить правовой «статус» недвижимости и земельного участка, принадлежит ли он продавцу на праве собственности, не находится ли в залоге, до оформления сделки.
Проверка поможет клиенту обезопасить себя от покупки у лица, которое не имеет прав на недвижимость или полномочий на совершение такой сделки, либо от приобретения объекта недвижимости которое имеет ограничения к продаже. Легальное совершение сделки сделает невозможным оспорить приобретение в будущем.
Консультирование и устранение рисков при заключении договора, сопровождение сделок с объектами недвижимости (залог, купля-продажа, аренда).
Зафиксировать изменения и спорные моменты в договоре, выбирать безопасные решения – самые популярные запросы клиента.
Если для реализации проекта привлекаются средства третьих лиц (банков, инвесторов, дольщиков), то определение условий финансирования не менее важно, чем определение условий сотрудничества с подрядчиком.
Вам может пригодиться опыт Arzinger в привлечении внешнего финансирования проектов (в том числе из иностранных банков, например, BGK). Участие юристов будет заключаться в проведении переговоров с банком и инвесторами, разработке необходимых договоров, включая договоры обеспечения, представления интересов в ходе переговоров.
Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?
Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.
Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.
Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.
Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.
Республика Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 70 государствами. Правильное их применение позволяет при получении зарплаты, дивидендов, процентов по займам и иных доходов избежать обязанности уплачивать с них налоги дважды в разных странах.
Arzinger проанализирует категорию полученного клиентом дохода и условия его налогообложения в Беларуси и за рубежом для минимизации расходов.
Чем сложнее планируемая сделка, тем более тщательный предварительный расчет возникающих налоговых обязательств требуется.
Компания должна заранее учесть аспекты трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, определить обязанность уплаты НДС и иных налогов. Если стороной по сделке выступает нерезидент, количество аспектов, которые необходимо принять во внимание, увеличивается.
Arzinger поможет рассчитать риски возникновения постоянного представительства в Беларуси для целей налогообложения при заключении сделки, определить страну реализации товаров, работ и услуг по договору и необходимость выполнения резидентом функций налогового агента за иностранного делового партнера.
Проводя мониторинг деятельности компании, налоговые органы могут установить факты недоплаты в бюджет налоговых средств, пропуск сроков их уплаты либо неправильного отражения в учете некоторых хозяйственных операций.
Это может привести к таким негативным последствиям, как штрафные санкции, принудительная остановка хозяйственной деятельности и присвоение компании статуса организации с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Специалисты Arzinger готовы включиться в спор на стадии проверки налогового органа, чтобы не доводить ситуацию до суда, а при его разрешении в судебном порядке – завершить ситуацию с минимальными последствиями для клиента.
В компании важно периодически производить полную проверку соблюдения своих налоговых обязательств.
Своевременное выявление недоплаченных налогов, неправильного учета средств и неподанной налоговой отчётности поможет избежать непредвиденных расходов и ответственности для организации и ее руководителей в будущем.
Юристы проанализируют налоговую политику организации и дадут полезные рекомендации по ее улучшению.
При создании компании необходимо определить, кто будет учредителем, как будет реинвестирована полученная прибыль и куда будут перечисляться дивиденды.
Решение всех этих вопросов связано с определением налоговой нагрузки, и неправильный расчет может привести к дополнительным финансовым издержкам. Как организовать бизнес таким образом, чтобы уменьшить ваши расходы и увеличить доходы, знают юристы налоговой практики Arzinger.
Конфиденциальность информации – деликатный вопрос, ошибка в решении которого может привести к множеству проблем для клиентов и партнеров, начиная от рассылки спама и телефонного маркетинга и заканчивая хищением денежных средств.
Задача юриста – помочь разработать политику конфиденциальности компании и структурировать процесс сбора личной информации таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства Беларуси и стран Европейского Союза.
Правда, что бизнес в США не пойдет, если не создать компанию в штате Делавэр, а продавать продукт в ЕС операционно сложно, не зарегистрировав компанию на Кипре? А Швейцария – криптодолина Европы?
Мы нашли ответы на эти и другие вопросы практикой, а не изучая статьи на модных хипстерских сайтах для стартаперов. Мы знаем, где лежат подводные камни, и можем компетентно помочь определиться, как и куда двигать ваш высокотехнологичный бизнес дальше.
Может быть готовый продукт, отличная команда, репутация и большой маркетинговый бюджет. Но так ли это с юридической точки зрения?
Инвесторы дают деньги под продукт и людей, но дают их компаниям. От обилия форм – ООО, ОАО, LTD, PLC, простое товарищество – может рябить в глазах.
Мы на понятном языке расскажем, какую форму юрлица лучше выбрать, как оформить партнерские отношения с другими учредителями и не остаться за бортом, а также как оформить права интеллектуальной собственности на ваш продукт так, чтобы не только пользователи, но и инвесторы, и партнеры видели в нем ценность.
Новые технологические решения зачастую остаются за пределами правового регулирования: десять лет назад было сложно поверить, что по дорогам будут ездить самоуправляемые автомобили, а искусственный интеллект поможет оценить перспективность покупателя в оффлайн-торговле.
Юристы помогут выделить "белые пятна" правового регулирования вашей бизнес-модели и подготовят предложения и проекты изменений законодательства, которые позволят развивать модель в рамках правового поля.
Для частного сектора тяжело отследить новые законодательные инициативы и оценить влияние конкретного законопроекта на бизнес.
Привлечение юриста для анализа законопроекта позволит оценить степень влияния документа на деятельность бизнеса и спланировать постепенный и своевременный переход к новым требованиям.
Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.
Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).
В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.
Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.
Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.
Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.
Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.
Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».
Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.
Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.
Многие споры доходят до суда в результате эмоционального конфликта сторон.
Наши партнеры помогают сесть за стол переговоров, разобраться в причине конфликтов, найти точки компромисса и заключить мировое соглашение. Примирить стороны можно на любой стадии, в том числе исполнительного производства. Обе стороны выигрывают от этого, поскольку могут сконцентрироваться на бизнесе, а не войне.
Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.
Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.
В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.
Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.
Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более.
Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.
В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".
Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.
Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.
Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.
Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.
Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.
Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.
Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.
Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.
Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента.
Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.
Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.
При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.
Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.
Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.
Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.
Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.
Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.
Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны.
Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).
Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.
Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.
Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.
При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.
Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций.
При покупке компании в Беларуси (акций, долей или унитарного предприятия) новый участник (собственник) хочет убедиться в отсутствии существенных рисков, которые повлияют на ведение бизнеса.
Эти риски можно проверить, проанализировав документацию и деятельность объекта. А именно: проверив корпоративную структуру, специфику сделок компаний-контрагентов, лицензии и IP, недвижимое и движимое имущество, налоговую и финансовую информацию, наличие обязательств и задолженностей.
Мы консультируем как покупателя, так и продавца. В каждой ситуации мы знаем, от чего все действительно зависит при подготовке, толковании и судебном рассмотрении существенной с юридической точки зрения документации.
Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.
Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.
Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.
Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.
Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства.
Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица.
Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.
В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.
Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.
Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.
Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров.
Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.
Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.
Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита, когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.
Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.
События отрасли
С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).
Обязательные документы для трудоустройства
Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:
- свидетельство о направлении на работу;
- справку о самостоятельном трудоустройстве;
- решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.
Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.
Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку
Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.
Расширение оснований для возмещения затрат
Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.
Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.
Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!
В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.
Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!
Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.
Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.
Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).
Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.
Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите нам, в сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.
Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.
Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).
Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.
Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.
С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.
Основные изменения:
- Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
- Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).
При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.
- Проверка знания государственного языка для определенных профессий.
Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.
- Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
- Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
- Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (с 1 января 2026 года).
За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.
Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.
Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:
Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий
Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.
Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.
Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.
Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий
По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).
Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):
приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения
- (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
- либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
- обязательные к исполнению предписания.
Обязательные к исполнению предписания
Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
- об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.
Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).
При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.
Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве
Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:
• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;
• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.
Напомним, что с 19 ноября 2024 согласно изменениям в Гражданский кодекс, факторинг больше не будет являться исключительно банковской операцией,-коммерческие организации смогут самостоятельно заключать договоры финансирования под уступку денежного требования.
Если ваша компания планирует осуществлять деятельность по факторингу, вам необходимо учитывать следующие условия согласно Указу № 416.
I. Коммерческие организации обязаны включиться в реестр факторинговых организацией, если:
- в совокупности финансирование кредитору(-ам) превышает 3000 БВ за календарный год, что сегодня эквивалентно 120 000 белорусских рублей, и
- на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.
Без включения в реестр деятельность организаций по заключению договоров факторинга является незаконной и запрещается.
II. Национальный банк является регулятором для факторинговых организаций.В частности, он устанавливает (вправе устанавливать):
- порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций;
- требования к правилам осуществления деятельности по факторингу;
- форму, объем, содержание отчетности и (или) иной информации о факторинге, порядок ее предоставления в Национальный банк;
- объем и порядок раскрытия информации об осуществляемой деятельности по факторингу на сайте факторинговой организации в сети Интернет;
- требования к системе управления рисками факторинговой организации;
- объем и порядок раскрытия информации о бенефициарных и иных владельцах и своем финансовом состоянии;
- порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;
- обязательные для соблюдения финансовые нормативы и их размеры, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;
- случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов;
- и иное.
III. Установлены требования к самой факторинговой организации.В частности, такая организация должна:
- иметь уставный фонд в размере не менее 125 тыс. белорусских рублей;
- иметь систему управления рисками;
- соблюдать размеры финансовых нормативов, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, в случае установления таких нормативов, формировать резервы;
- представлять в Национальный банк полученные при осуществлении деятельности по факторингу сведения, входящие в состав кредитной истории;
- ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и представлять аудиторское заключение в Национальный банк;
- и иное.
IV. Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения предписания и (или) требования:
- об устранении выявленных нарушений;
- об отстранении от занимаемой должности руководителя, должностного лица;
- о принятии мер по улучшению финансового состояния;
- о назначении руководителя, соответствующего квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
При неисполнении факторинговой организацией предписаний и (или) требований Национальный банк вправе направить предписание о запрете заключения новых договоров факторинга, дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение объемов предоставляемого финансирования, или исключить факторинговую организацию из реестра.
Далее рассмотрены основные из введенных ограничений.
Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.
С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.
I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь
Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси
Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.
Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:
0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.
<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.
Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.
Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.
Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши
Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:
- некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
- некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
- некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
- икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
- сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).
Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).
Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь
Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):
– некоторых товаров и технологий морского судоходства;
– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.
Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.
II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси
Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаров, которые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов
Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.
Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):
0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.
Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.
В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:
(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или
(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.
Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси
Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:
– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;
– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;
– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.
Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.
III. Транзит товаров
Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:
– некоторые товары и технологии двойного назначения;
– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;
– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;
– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.
IV. Услуги и ПО
Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию
Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:
– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;
– услуг по налоговому консультированию;
– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;
– услуг по связям с общественностью;
– архитектурных и инженерных услуг;
– юридических консультативных услуг;
– ИТ-консалтинговых услуг;
– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;
– услуг по техническим испытаниям и анализу;
– рекламных услуг.
Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:
– ПО для управления предприятием <*>;
<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.
– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.
<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.
Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.
Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:
– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;
– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;
– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;
– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.
Транспортные услуги
ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.
Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.
V. Иные меры
Санкции на энергетический сектор Беларуси
Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:
– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);
– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);
– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;
– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.
Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):
– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;
– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;
– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.
Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)
При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.
Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:
- товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
- некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
- огнестрельное оружие и боеприпасы.
Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.
Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.
Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица
Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.
Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь
Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.
Механизм вторичных санкций
В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.
Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий
Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.
Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона «Об инвестициях», вступающей в силу с 11 июля 2024 г., инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) могут реализовываться с использованием дополнительных льгот и преференций (например, возможность заключения специального инвестиционного договора, реализации преференциальных инвестиционных проектов и т.д. – подробнее писали здесь). Таким образом, претендовать на все предусмотренные льготы можно только в случае, если инвестиции осуществляются в вид деятельности / сектор экономики, установленный Постановлением №417.
Перечень приоритетных видов деятельности включает множество видов деятельности, в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, снабжение электроэнергией, водоснабжение, строительство, оптовую торговлю легковыми автомобилями, издательскую деятельность, а также общую врачебную практику.
Наряду с видами деятельности и секторами экономики, определенными в перечне, приоритетными также считаются виды деятельности / секторы экономики, в которых реализуются инвестиционные проекты:
- по решению Президента Республики Беларусь либо в рамках государственных программ, – на срок реализации этих проектов;
- в рамках инвестиционных договоров, заключенных до 11 июля 2024 г., – на срок реализации этих проектов.
В качестве приоритетных секторов экономики для осуществления инвестиций определены следующие:
- информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта;
- аэрокосмические технологии;
- производство на основе применения биотехнологий, нанотехнологий;
- производство композитов и новых материалов;
- создание и развитие логистической системы;
- производство робототехники и беспилотных систем;
- производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры;
- деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, технологии рационального природопользования.
Помимо того, что инвестиции должны осуществляться в определенный вид деятельности / сектор экономики, для получения дополнительных льгот необходимо выполнять требование по минимальному объему инвестиций. Постановление №417 устанавливает минимальный объем инвестиций в отношении конкретных видов деятельности и секторов экономики: объем варьируется от 1 млн. базовых величин (40 млн. бел. руб.) в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и до 6 млн. базовых величин (240 млн. бел. руб.) в горнодобывающей промышленности.
Обратите внимание, что минимальный объем инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 70% от определенного в Постановлении №417 минимального объема инвестиций, за исключением инвестиций по отдельным видам деятельности / секторам экономики (например, инвестиций в сфере IT и логистики).
Постановление вступает в силу 11 июля 2024 г.
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.
Планируется, что изменения вступят в силу с 1 июля 2024 г.
Свои предложения по проекту можно подать до 8 апреля 2024 г.
Основные изменения:
- Поэтапное снижение лимита по наличным платежам
На данный момент при приеме юрлицами и ИП от физлиц платежей, не связанных с осуществлением физлицами предпринимательской деятельности, размер платежа (совокупной суммы платежей) наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые этими юрлицами и ИП, не может превышать в рамках одной сделки 500 БВ.
Проект изменений в Указ №493 предлагает установить следующие лимиты по приему юрлицами и ИП наличных платежей от физлиц (в рамках одной сделки):
- с 1 июля 2024 г. до 31 декабря 2024 г. включительно – 400 БВ;
- с 1 января 2025 г. до 30 июня 2025 г. включительно – 300 БВ;
- с 1 июля 2025 г. до 31 декабря 2025 г. включительно – 200 БВ;
- с 1 января 2026 г. – 100 БВ.
Юрлица и ИП также обязаны будут предоставить физлицам возможность осуществления платежей в безналичной форме, если при регулярной (более 3 раз в течение календарного квартала) продаже физлицам товаров (выполнении работ, оказании услуг), суммарная стоимость по одной сделке превысит установленный в данный период лимит наличных расчетов.
Важно! Соответствующие поэтапные изменения лимитов не будут распространяться на сделки, заключенные до вступления в силу таких лимитов (например, на сделки, заключенные до 30 июня 2024 г. включительно, не будет распространяться сниженный лимит в 400 БВ).
- Повышение размера не облагаемого подоходным налогом вознаграждения за безналичный расчет
В проекте предлагается увеличить размерне облагаемого подоходным налогомвознаграждения, выплачиваемого поставщиками платежных услуг физлицам за расчеты в безналичной форме. Предполагается, что такое вознаграждение может выплачиваться в денежной или натуральной форме, электронными деньгами, в размере, не превышающем 10% от суммы совершенного безналичного платежа (сейчас размер вознаграждения не может превышать 2%).






