Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Интеллектуальная собственность и защита данных

В современную эпоху искусственного интеллекта и стремительного развития технологий, защита интеллектуальной собственности и информации приобрела ключевое значение. Объекты ИС – товарные знаки, патенты, секреты производства – становятся не просто правовой формальностью, а полноценным и зачастую крайне дорогим активом компании. Именно они лежат в основе конкурентоспособности и капитализации бизнеса. Оставить ИС без защиты – все равно что оставить пачку денег на оживленной улице.

Arzinger обеспечивает комплексную защиту ИС и информации. Мы не просто регистрируем права: мы превращаем ваши идеи в капитал, структурируем работу с ИС, выстраиваем стратегическую защиту как на национальном, так и международном рынке. Мы регистрируем товарные знаки, патенты, промышленные образцы; разрабатываем лицензионные (в том числе франчайзинговые) соглашения и договоры уступки в отношении программного обеспечения, SaaS, ноу–хау; структурируем защиту конфиденциальной информации в компании (готовим внутренние политики, NDA), проводим аудит и выстраиваем защиту персональных данных, обучаем сотрудников; защищаем компании от недобросовестной конкуренции: сопровождаем включение объекта ИС в таможенный реестр, сопровождаем в досудебных спорах и в судебных разбирательствах; консультируем по передаче прав на ИС в процессе совершения сделок с активами или в процессе M&A.

Наши юристы – признанные эксперты, квалификация которых подтверждается в том числе свидетельствами Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Мы объединяем глубокое знание белорусского и международного права, учитываем лучшие мировые практики, применяя стратегический подход с акцентом на современные риски глобальной экономики.

Михаил Ходосевич Михаил Ходосевич

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 mk@arzinger.by
Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт практики

Партнер
Директор

+375 29 304 34 11 ks@arzinger.by
Мария Шайбак Мария Шайбак

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 msh@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 im@arzinger.by
София Борисевич София Борисевич

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 sb@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Hardware & software разработчик

Консультирование и представление интересов крупного белорусского разработчика программного обеспечения в споре с заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком условий договора и нарушением прав разработчика на объекты интеллектуальной собственности. Сумма спора более 1 млн. евро.

В рамках дела оказаны услуги, связанные с сопровождением в регистрации компьютерных программ в НЦИС, включением компьютерной программы в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, переговорами и претензионной перепиской.

Австрийский провайдер платежных систем

Сопровождение австрийской телекоммуникационной компании при вхождении на рынок Беларуси и оформлении отношений по разработке программного обеспечения с исполнителем проекта (Kapsch Group) по созданию в Беларуси системы сбора оплаты за проезд по дорогам BelToll.

Американский health-care "единорог"

Консультирование крупнейшего американского производителя фитнес девайсов по вопросам создания в Беларуси R&D центра, оформления защиты коммерческой тайны, авторских прав на служебное программное обеспечение, адаптации составленных по праву США форм трудового договора и локальных актов, сопровождение клиента при вступлении в резиденты ПВТ.

Телекоммуникационная корпорация

Консультирование крупной мировой телеком-компании по вопросу законодательного регулирования вещания в Республике Беларусь, внесения оплат НЦИС, договорных отношений с местными операторами.

Белорусский производитель продуктов питания

Представление интересов по защите от предъявленных претензионных требований в связи с тем, что продукт был по ряду признаков схож с продуктом конкурента, подготовка документов для обращения в МАРТ.

Мы провели правовую экспертизу, привлекли специалистов для проведения социальных опросов, вступили в переговоры и добились урегулирования разногласий без финансовых потерь для клиента.

Испанский fashion-ритейлер

Комплексное сопровождение вопросов выхода ритейлера на рынок, среди которых - заключение комплекса договоров франчайзинга с иностранными правообладателями. Мы изучили все объекты интеллектуальной собственности, которые входили в состав лицензионного комплекса, разработали договор франчайзинга с учетом особенностей гражданского и таможенного законодательства Беларуси, сопроводили клиента при согласовании договора с Национальным центром интеллектуальной собственности и его государственной регистрации.

Производитель игрушек

В рамках комплексного правового обслуживания крупного белорусского производителя и ритейлера детских игрушек мы разработали и заключили лицензионный договор с иностранным правообладателем на аудио произведения и персонажи известных мультфильмов.

Также мы неоднократно защищали клиента в делах о недобросовестной конкуренции и нарушении прав на товарный знак в МАРТ и суде. В одном из дел мы доказали, что белорусский конкурент умышленно разместил заказ на производство схожей продукции в КНР и импортировал ее в Беларусь, чтобы произошло смешение продукции и потребители покупали товары конкурента, находясь в состоянии заблуждения.

Такие действия были признаны МАРТ недобросовестной конкуренцией и запрещены, нарушителя привлекли к административной ответственности.

Mastercard

Консультирование крупного мирового платежного агента по актуальным вопросам деятельности в Республике Беларусь, в том числе по вопросам защиты персональных данных. В процессе сотрудничества учтены как современные требования GDPR, так и местное регулирование порядка сбора, хранения и обработки персональных данных.

Софт Теко

В рамках очередного этапа становления белорусской IT компании, которая работает с иностранными заказчиками, и с учетом изменения законодательства Беларуси по ПВТ, защиты персональных данных и коммерческой тайны, мы разработали современные формы всех ключевых документов, включая NDA, договор на разработку software, положение о коммерческой тайне, соглашение о неразглашении с работником, трудовой договор с повышенными мерами ответственности.

Hardware & software разработчик

Консультирование и представление интересов крупного белорусского разработчика программного обеспечения в споре с заказчиком в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком условий договора и нарушением прав разработчика на объекты интеллектуальной собственности. Сумма спора более 1 млн. евро.

В рамках дела оказаны услуги, связанные с сопровождением в регистрации компьютерных программ в НЦИС, включением компьютерной программы в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, переговорами и претензионной перепиской.

9 сентября 2025
Австрийский провайдер платежных систем

Сопровождение австрийской телекоммуникационной компании при вхождении на рынок Беларуси и оформлении отношений по разработке программного обеспечения с исполнителем проекта (Kapsch Group) по созданию в Беларуси системы сбора оплаты за проезд по дорогам BelToll.

9 сентября 2025
Американский health-care "единорог"

Консультирование крупнейшего американского производителя фитнес девайсов по вопросам создания в Беларуси R&D центра, оформления защиты коммерческой тайны, авторских прав на служебное программное обеспечение, адаптации составленных по праву США форм трудового договора и локальных актов, сопровождение клиента при вступлении в резиденты ПВТ.

9 сентября 2025
Телекоммуникационная корпорация

Консультирование крупной мировой телеком-компании по вопросу законодательного регулирования вещания в Республике Беларусь, внесения оплат НЦИС, договорных отношений с местными операторами.

9 сентября 2025
Белорусский производитель продуктов питания

Представление интересов по защите от предъявленных претензионных требований в связи с тем, что продукт был по ряду признаков схож с продуктом конкурента, подготовка документов для обращения в МАРТ.

Мы провели правовую экспертизу, привлекли специалистов для проведения социальных опросов, вступили в переговоры и добились урегулирования разногласий без финансовых потерь для клиента.

9 сентября 2025
Испанский fashion-ритейлер

Комплексное сопровождение вопросов выхода ритейлера на рынок, среди которых - заключение комплекса договоров франчайзинга с иностранными правообладателями. Мы изучили все объекты интеллектуальной собственности, которые входили в состав лицензионного комплекса, разработали договор франчайзинга с учетом особенностей гражданского и таможенного законодательства Беларуси, сопроводили клиента при согласовании договора с Национальным центром интеллектуальной собственности и его государственной регистрации.

9 сентября 2025
Производитель игрушек

В рамках комплексного правового обслуживания крупного белорусского производителя и ритейлера детских игрушек мы разработали и заключили лицензионный договор с иностранным правообладателем на аудио произведения и персонажи известных мультфильмов.

Также мы неоднократно защищали клиента в делах о недобросовестной конкуренции и нарушении прав на товарный знак в МАРТ и суде. В одном из дел мы доказали, что белорусский конкурент умышленно разместил заказ на производство схожей продукции в КНР и импортировал ее в Беларусь, чтобы произошло смешение продукции и потребители покупали товары конкурента, находясь в состоянии заблуждения.

Такие действия были признаны МАРТ недобросовестной конкуренцией и запрещены, нарушителя привлекли к административной ответственности.

9 сентября 2025
Mastercard

Консультирование крупного мирового платежного агента по актуальным вопросам деятельности в Республике Беларусь, в том числе по вопросам защиты персональных данных. В процессе сотрудничества учтены как современные требования GDPR, так и местное регулирование порядка сбора, хранения и обработки персональных данных.

9 сентября 2025
Софт Теко

В рамках очередного этапа становления белорусской IT компании, которая работает с иностранными заказчиками, и с учетом изменения законодательства Беларуси по ПВТ, защиты персональных данных и коммерческой тайны, мы разработали современные формы всех ключевых документов, включая NDA, договор на разработку software, положение о коммерческой тайне, соглашение о неразглашении с работником, трудовой договор с повышенными мерами ответственности.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?

Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.

Получение согласия антимонопольного органа на сделки в Беларуси

Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.

Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.

Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.

Регистрация объектов ИС в Таможенном Реестре в Беларуси

Мы можем защитить ваш бизнес посредством внесения объекта ИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Если вам, конечно, известно о реальном или потенциальном нарушении прав на объект интеллектуальной собственности и это сопряжено с перемещением товара между странами (к примеру, без вашего согласия импортируется товар с использованием вашего товарного знака или ноу-хау). 

Юристы могут быть официальными представителями правообладателя перед таможенными органами, участвовать в выявлении и изъятии контрафактного товара (товара, произведенного с нарушениями ваших объектов ИС).

Защита персональных данных, GDPR в Беларуси

Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.

Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.

Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.

Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.

Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.

Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.

Лицензионные договоры, франчайзинг в Беларуси

Производство или импорт брендовых товаров, торговля через фирменные магазины, реклама – для всего этого может потребоваться заключение с правообладателем лицензионного соглашения на использование прав на ТЗ и другие объекты ИС.

Неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков.

Лицензионный договор предполагает, как правило, длительное сотрудничество и контроль со стороны правообладателя. Юристы помогут составить лицензионный договор с учетом специфики вашего бизнеса, предусмотрев в нем меры контроля и ответственности, условия досрочного расторжения договора и возмещения убытков.

Если вы приобретаете франшизу (комплексную предпринимательскую лицензию), то следует учитывать наличие в Беларуси специальных требований к его содержанию и регистрации. Мы проверим подтверждающие документы в отношении всех объектов, входящих в состав лицензионного комплекса, составим договор франчайзинга с учетом  заявленных пожеланий, сопроводим в процедуре регистрации.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности в Беларуси

Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента. 

Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.

Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.

При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.

События отрасли

Data Act: что изменится для бизнеса
Data Act: что изменится для бизнеса

Сегодня мы расскажем о новом европейском регулировании, которое вступило в силу 12 сентября 2025 года. Речь пойдет о Регламенте(ЕС) 2023/2854 Европейского парламента и Совета от 13 декабря 2023 года о гармонизированных правилах справедливого доступа к данным и их использования(Data Act).

Data Act не только расширяет доступ к данным, генерируемым подключёнными устройствами, но и устанавливает справедливый порядок их использования участниками цифровой экономики. Регламент чётко определяет, кто и на каких условиях может работать с данными, при этом пользователи – компании или физические лица, владеющие или арендующие «умные» устройства, – получают больший контроль над их использованием. Отдельно закреплены требования для ситуаций, когда бизнес обязан делиться данными с другими компаниями по закону.

Что такое подключённый продукт?

Определение достаточно широкое: фактически под него подпадает любой продукт, который получает, генерирует или собирает данные о своём использовании или условиях эксплуатации и передаёт их (п. 5 ст. 2 Data Act). В эту категорию входят, например, «умная» бытовая техника (телевизоры, холодильники), бытовая электроника, промышленное оборудование, медицинские устройства, телефоны и автомобили. Из определения исключаются устройства, основной функцией которых является хранение, обработка или передача данных для третьих лиц (например, серверы или маршрутизаторы).

Кто подпадает под регулирование?

Data Act применяется к производителям подключённых продуктов, выведенных на рынок ЕС, поставщикам связанных сервисов (например, приложений), провайдерам облачных и иных сервисов обработки данных, оказывающим услуги пользователям в ЕС, а также к другим участникам цифровой экономики ЕС (ст. 1 Data Act). Европейская комиссия уточняет, что сервис признаётся «связанным», если (i) между продуктом и поставщиком осуществляется двусторонний обмен данными и (ii) такая услуга влияет на функции или работу продукта.

Как Data Act повлияет на белорусский бизнес?

Белорусские компании, выводящие на рынок ЕС «умные» устройства или цифровые сервисы, должны будут учитывать требования Data Act: от доступа к данным и правил переноса данных между провайдерами до запрета на недобросовестные договорные положения. Игнорирование этих правил может ограничить выход на европейский рынок или осложнить работу с контрагентами. 

Основные новеллы:

  • Доступ к данным «по умолчанию». Подключённые продукты должны производиться, а связанные приложения –предоставляться таким образом, чтобы данные продукта и данные приложения (включая метаданные, необходимые для их интерпретации) по умолчанию были доступны пользователю бесплатно, в удобном, понятном и машиночитаемом виде. При технической возможности доступ должен обеспечиваться напрямую в реальном времени. Эти требования начнут применяться к продуктам и сервисам, выведенным на рынок ЕС после 12 сентября 2026 года.
  • Изменения на рынке облачных услуг. Провайдеры облачных и иных сервисов обработки данных обязаны обеспечивать перенос данных к другому провайдеру или на собственную инфраструктуру клиента в течение 30 дней. Запрещено взимать чрезмерные сборы за «выход», а с января 2027 года любые сборы за передачу данных будут полностью отменены. Регламент также требует устранять технические, договорные и организационные барьеры, мешающие клиентам расторгать договор, менять провайдера или использовать несколько сервисов одновременно.
  • Недобросовестные договорные условия. Data Act признаёт недействительными навязанные условия формата take-it-or-leave-it,если они существенно ограничивают доступ к данным, их использование или лишают другую сторону эффективных средств правовой защиты. К таким положениям относятся, например: исключение ответственности за умышленные действия или грубую неосторожность; запрет компании использовать предоставленные или сгенерированные ею данные после окончания договора; а также право навязавшей стороне в одностороннем порядке изменять цену или иные существенные условия(характер, формат, качество или объём данных), если при этом не предусмотрены веские основания и право другой стороны расторгнуть договор.

Есть ли аналогичное регулирование в Беларуси?

В Беларуси отношения с данными регулируются в первую очередь Законом от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации». Он устанавливает несколько правовых режимов защиты информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, в том числе, для персональных данных, коммерческой, профессиональной, банковской и иной охраняемой законом тайны. Порядок распространения и (или)предоставления такой информации устанавливается профильным законодательством и может регулироваться в договоре субъектами соответствующих информационных отношений, так как нераскрытая информация, т.е. сведения, в отношении которых установлен правовой режим информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, является объектом гражданских прав. При этом отдельного регулирования, которое бы устанавливало права на доступ к данным, генерируемым устройствами (как это предусмотрено в ЕС Data Act), в Беларуси пока нет. Однако отдельные вопросы регулируются нормами смежного законодательства.

29 сентября 2025
Белорусским компаниям на заметку: Великобритания ужесточила требования к прозрачности онлайн-торговли
Белорусским компаниям на заметку: Великобритания ужесточила требования к прозрачности онлайн-торговли

6 апреля 2025 года в Великобритании вступил в силу Закон о цифровых рынках, конкуренции и потребителях 2024 года (Digital Markets, Competition and Consumers Act 2024), направленный на повышение прозрачности и защиту интересов потребителей при онлайн-торговле.

  • Новым законом прямо запрещена практика так называемого «drip pricing» — ситуации, когда обязательные платежи (например, сервисные сборы, налоги, комиссии за бронирование и прочие сборы) становятся известны покупателю только на финальных этапах покупки. Теперь компании обязаны заранее указывать полную стоимость товара или услуги, позволяя потребителю принимать осознанные решения без неприятных сюрпризов.
  • Еще одним важным новшеством стало введение запрета на фальшивые потребительские отзывы. Поддельные отзывы и намеренные манипуляции с ними (например, удаление отрицательных или продвижение только позитивных комментариев) теперь являются незаконными. Более того, онлайн-платформы и интернет-магазины теперь обязаны проводить регулярный мониторинг отзывов и удалять недостоверные оценки, которые могут вводить покупателей в заблуждение.
  • Новое законодательство также существенно усиливает роль Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA), которое теперь сможет напрямую наказывать нарушителей, налагая штрафы до 10% от мирового оборота компании.

Указанные изменения британского законодательства отражают глобальную тенденцию повышения стандартов защиты потребителей при онлайн-торговле. Еще одним доказательством может послужить недавно принятый Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей».

В Беларуси схожие вопросы регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Правилами дистанционной торговли. В соответствии с ним, белорусские продавцы также обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), включая цену.

Напоминаем, что за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) законодательством Республики Беларусь предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), в том числе потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Что касается отзывов, то в настоящее время в белорусском праве отсутствует специальное регулирование, прямо устанавливающее требования к достоверности потребительских оценок. Тем не менее, отдельные практики, связанные с недостоверной или манипулятивной информацией, могут подпадать под признаки недобросовестной конкуренции — в частности, в рамках положений Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности».

Если ваша компания хочет минимизировать риски и обеспечить соответствие международным и белорусским требованиям в области электронной торговли, наша команда будет рада проконсультировать вас и оказать необходимое юридическое сопровождение.

Обращайтесь — мы поможем вам соответствовать самым актуальным стандартам защиты прав потребителей.

9 сентября 2025
Разъяснения об обработке персональных данных при осуществлении рекламной рассылки
Разъяснения об обработке персональных данных при осуществлении рекламной рассылки

Мы выделили для вас основные тезисы, на которые стоит обратить внимание:

  • Правовым основанием для рекламной рассылки выступает согласие субъекта персональных данных. Регулятор напоминает, что субъекту должно быть предоставлено право отказаться от дачи согласия. В ином случае (например, если согласие включено в договор) оно не имеет юридической силы, а обработка на основании такого согласия является незаконной;
  • Отзыв согласия влечет обязанность оператора в течение 15 дней после получения заявления прекратить обработку данных, удалить их и уведомить об этом субъекта. Однако необходимо также учитывать нормы Закона о рекламе. Так, рекламодатель обязан по первому требованию абонента (адресата) в течениеодного рабочего дняобеспечить прекращение размещения (распространения) рекламы, а рекламораспространитель – прекратить размещение (распространение) такой рекламы. Важно учитывать, что форма требования не конкретизирована, т.е. отказ может быть выражен как устно, так и письменно;
  • Не вся информация, которая рассылается клиентам, является рекламой. Так, например, информация, необходимая для определения предмета и условий договора, его исполнения, не будет являться рекламой. А рассылка с информацией о появлении новых партнерских программ, начислении индивидуальной скидки, открытии нового магазина, проходящих акциях и иная информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, будет рекламой;
  • Использование одновременно нескольких каналов рассылки (Viber, SMS, совершение звонков) может быть избыточным, поскольку, как считает регулятор, цель может быть достигнута менее масштабной обработкой. Для минимизации обработки и обеспечения прозрачности клиенты должны иметь возможность выбирать, какие именно контактные данные они готовы предоставить и готовы ли они получать, например, не только сообщения, но и звонки с рекламным предложением;
  • Клиент может давать согласие на получение рекламы как рекламодателю, так и рекламораспространителю. Однако если рекламодатель всегда выступает в качестве оператора, то рекламораспространитель может иметь статус и оператора, и уполномоченного лица. В этой связи если согласие было дано рекламораспространителю, то он должен быть и отправителем сообщения. Кроме того, если рекламораспространитель хочет отправлять рекламу от третьих лиц, то он должен взять на это отдельное согласие.
12 сентября 2025
Изменения в порядке технической и криптографической защиты информации
Изменения в порядке технической и криптографической защиты информации

Cфера применения

Обновленное Положение о порядке технической и криптографической защиты информации в информационных системах, утверждённое приказом, может не приняться собственниками (владельцами) ИС, в которых обрабатываются общедоступные и обезличенные персональные данные, а также определенными операторами электросвязи. Для всех остальных собственников (владельцев) систем, обрабатывающих коммерческую, профессиональную, банковскую тайну, персональные данные и иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено, не отнесенную к государственным секретам, обязательна актуализация процессов защиты.

Основные нововведения в проектировании и эксплуатации систем защиты информации

  • Уточнены требования к политике информационной безопасности;
  • Установлена необходимость разработки структурной и логической схемы информационной системы, включающей детализированные требования к содержанию и перечень обязательных приложений, вместо ранее разрабатываемой общей схемы системы защиты;
  • Установлена необходимость разработки ЛПА и других документов, в которых регламентируются права и обязанности пользователей информационной системы, а также порядок применения системы защиты информации;
  • Уточнены требования к техническому заданию, а также внесены корректировки в перечень требований к системе защиты информации, подлежащей включению в техническое задание;
  • Требование по разработке/корректировке документации на систему защиты информации (согласно новой редакции, не разрабатывается) было заменено на корректировку структурной и логической схем ИС, а также ЛПА и иных документов;
  • Уточнен порядок предоставления, а также перечень сведений о событиях информационной безопасности, состоянии технической и криптографической защиты информации. В частности, в случае обнаружения неисправностей в системе защиты информации, которые невозможно устранить, собственник ИС обязан прекратить обработку данных в течение пяти рабочих дней. О данном факте необходимо уведомить ОАЦ в письменной форме;
  • Установлены иные требования к назначению должностного лица (созданию подразделения), ответственного за обеспечение защиты информации. Если ранее необходимость назначения (создания) определялась отдельными законодательными актами, то, согласно новой редакции, любая организация для использования ИС, аттестованной системой защиты, должна иметь такое должностное лицо (подразделение).

Пересмотр дополнительных положений

  • Обновлена классификация типовых информационных систем;
  • Из списка допустимых методов обезличивания персональных данных исключено зашифрование.
12 сентября 2025
Утвержден перечень товаров для параллельного импорта в Беларусь
Утвержден перечень товаров для параллельного импорта в Беларусь

Перечень включает 34 группы товаров и соответствующие коды ТН ВЭД, в том числе средства наземного транспорта, различные изделия из каучука и пластмасс, текстильные изделия, электрическое оборудование и другие группы. Постановление действует до 31 декабря 2024 г.

Напомним, что механизм «параллельного импорта» был впервые установлен в Законе Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Этот механизм разрешал ввоз на территорию Беларуси и введение в гражданский оборот товаров, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств, в том числе совершающих недружественные действия, если такие товары правомерно введены в гражданский оборот на территории любого государства непосредственно правообладателями или иными лицами с их согласия (разрешения) (правомерность презюмируется). Основное условие – товар должен быть включен в Перечень, утверждаемый МАРТ, который до сегодняшнего дня отсутствовал.

Сейчас в список недружественных включены Австралийский Союз, государства-члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация.

В дополнение к «параллельному импорту» в случае включения товара, в котором применен объект интеллектуальной собственности (прежде всего, товарный знак), в Перечень, по решению Государственного таможенного комитета соответствующий объект ИС подлежит временному исключению из национального таможенного реестра объектов ИС.

12 сентября 2025
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси

Далее рассмотрены основные из введенных ограничений. 

Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.

С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.

I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь

Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси

Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.

Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:

0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.

<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.

Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.

Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши

Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:

  • некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
  • некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
  • некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
  • икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
  • сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).

Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).

Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь

Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):

– некоторых товаров и технологий морского судоходства;

– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси

Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаровкоторые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов

Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.

Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):

0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.

Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.

В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:

(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или

(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.

Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси

Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:

– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;

– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;

– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

III. Транзит товаров

Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:

– некоторые товары и технологии двойного назначения;

– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;

– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;

– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.

IV. Услуги и ПО

Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию

Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:

– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;

– услуг по налоговому консультированию;

– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;

– услуг по связям с общественностью;

– архитектурных и инженерных услуг;

– юридических консультативных услуг;

– ИТ-консалтинговых услуг;

– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;

– услуг по техническим испытаниям и анализу;

– рекламных услуг.

Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:

– ПО для управления предприятием <*>;

<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.

– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.

<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.

Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:

– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;

– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;

– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;

– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.

Транспортные услуги

ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.

Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.

V. Иные меры

Санкции на энергетический сектор Беларуси

Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:

– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);

– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);

– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;

– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.

Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):

– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;

– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;

– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.

Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)

При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.

Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:

  • товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
  • некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
  • огнестрельное оружие и боеприпасы.

Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.

Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.

Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица

Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.

Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь

Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.

Механизм вторичных санкций

В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.

Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий

Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).

 

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.

12 сентября 2025
Проект изменений в Закон о защите прав потребителей
Проект изменений в Закон о защите прав потребителей

Свои предложения можно подать до 18:00 10 ноября 2023 г.

Основные изменения:

  • Продавцам интернет-магазинов разрешается осуществлять расчеты с потребителями только в безналичной форме

Сейчас онлайн-продавцы обязаны предоставлять покупателям выбор формы оплаты: наличную или безналичную. При утверждении изменений, интернет-продавцам будет позволено принять решение о переходе на исключительно безналичную оплату.

  • У продавцов появится обязанность организовать возврат и обмен товаров через пункты выдачи заказов

Возврат и обмен товаров по общему правилу осуществляются в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом. В Проекте устанавливается, что при осуществлении дистанционной торговли через интернет, предусматривающей передачу товаров потребителям в пунктах выдачи заказов, определенных продавцом, местом приобретения таких товаров, а следовательно, и местом, где может осуществляться возврат и обмен, являются эти пункты.

  • Потребитель будет иметь право предоставить собственные материалы для выполнения работ или оказания услуг исполнителем, независимо от согласия исполнителя

В настоящий момент действует норма, согласно которой предоставление потребителем собственных материалов возможно при закреплении такой договоренности в договоре с исполнителем. Как указано в обосновании к Проекту, на белорусском рынке существует ненадлежащая практика оказания услуг, например, по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, когда исполнитель не соглашается на оказание услуг с использованием предоставленных покупателем материалов, а реализует покупателю свои материалы по завышенной цене.

Если Проект будет принят в предлагаемой редакции, потребители смогут беспрепятственно предоставлять собственные материалы для выполнения работ и оказания услуг.

  • Продавцы будут обязаны предоставлять по запросам уполномоченных органов даже информацию, составляющую коммерческую тайну

Организации и ИП будут обязаны по требованию уполномоченного органа (организации) в установленный срок предоставлять документы, объяснения, информацию в письменной или устной форме, необходимую для исполнения возложенных на такие органы (организации) полномочий по вопросам защиты прав потребителей,в том числе информацию, составляющую коммерческую тайну,за исключением иной информации, распространение или предоставление которой ограничено.

12 сентября 2025
Реестр операторов персональных данных начнет работать с 1 января 2024 года
Реестр операторов персональных данных начнет работать с 1 января 2024 года

Операторы обязаны вносить в создаваемый Национальным центром защиты персональных данных государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных» сведения об информационных ресурсах (системах), содержащих персональные данные, а также обеспечивать актуализацию соответствующих сведений согласно п. 3.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.10.2021 № 422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных».

Какие ресурсы должны быть внесены в Реестр?

В Реестр должны быть внесены сведения об информационных ресурсах (системах), посредством которых осуществляется:

  • трансграничная передача специальных персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;

Специальные персональные данные – персональные данные, касающиеся расовой либо национальной принадлежности, политических взглядов, членства в профессиональных союзах, религиозных или других убеждений, здоровья или половой жизни, привлечения к административной или уголовной ответственности, а также биометрические и генетические персональные данные.

В список «безопасных» юрисдикций входят страны-участницы ЕАЭС, а также Конвенции Совета Европы № 108 о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

  • обработка биометрических и (или) генетических персональных данных;

Биометрические персональные данные – информация, характеризующая физиологические и биологические особенности человека, которая используется для его уникальной идентификации (отпечатки пальцев рук, ладоней, радужная оболочка глаза, характеристики лица и его изображение и другое).

Генетические персональные данные – информация, относящаяся к наследуемым либо приобретенным генетическим характеристикам человека, которая содержит уникальные данные о его физиологии либо здоровье и может быть выявлена, в частности, при исследовании его биологического образца.

  • обработка персональных данных более 100 тыс. физических лиц;
  • обработка персональных данных более 10 тыс. физических лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

Порядок внесения сведений в Реестр

Информация для внесения в Реестр может предоставляться:

  • в электронном виде с использованиемединой системыидентификации физических и юридических лиц;
  • в виде письма-заявки, направленного в адрес НЦЗПД посредством почтовой связи, а для государственных органов и организаций – также посредством системы межведомственного документооборота.

Для внесения ресурса в Реестр необходимо предоставить НЦЗПД следующие сведения:

  • наименование информационного ресурса (системы);
  • местонахождение систем хранения данных и серверного оборудования, на которых размещается информационный ресурс (система);
  • полное наименование (ФИО), место нахождения (адрес места жительства или пребывания) и регистрационный номер в ЕГР оператора;
  • полное наименование (ФИО) и место нахождения (адрес места жительства или пребывания) и регистрационный номер в ЕГР уполномоченного лица (если таковое имеется), осуществляющего обработку персональных данных в информационном ресурсе (системе) от имени оператора или в его интересах, в том числе по поручению которого вносятся сведения в реестр;
  • ФИО, контактный номер телефона, адрес электронной почты руководителя структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, назначенного оператором и (или) уполномоченным лицом;
  • основания, предусмотренные для включения информационного ресурса (системы) в Реестр;
  • количество субъектов персональных данных, персональные данные которых обрабатываются в информационном ресурсе (системе) на момент внесения информации в Реестр;
  • заявленные цели и правовые основания обработки персональных данных;
  • срок хранения персональных данных;
  • перечень иностранных государств, на территорию которых осуществляется трансграничная передача специальных персональных данных, если на их территории не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных.

Внесение изменений в сведения в Реестре

При изменении сведений об информационном ресурсе (системе), сообщить об изменениях необходимо в течение 10 рабочих дней после ввода в постоянную эксплуатацию ресурса (системы) в измененном виде.

Предоставление оператором или уполномоченным лицом запроса об исключении сведений из Реестра вследствие окончания эксплуатации информационного ресурса (системы) осуществляется в тот же срок.

12 сентября 2025
Уточняется порядок регистрации товарного знака ЕАЭС и евразийского патента
Уточняется порядок регистрации товарного знака ЕАЭС и евразийского патента

Товарный знак Союза

Товарный знак Союза – это товарный знак, охраняемый одновременно на территориях всех государств – членов ЕАЭС. Основное регулирование регистрации и охраны такого товарного знака содержится в Договоре о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров ЕАЭС от 3 февраля 2020 года («Договор о товарных знаках»).

Заявка на регистрацию товарного знака Союза подается в патентный орган в виде электронного документа или в виде документа на бумажном носителе на русском или белорусском языке по форме и в порядке, установленным Инструкцией к Договору о товарных знаках. Если заявка на регистрацию товарного знака Союза подается на белорусском языке, к ней прилагается заявка, составленная на русском языке.

Также устанавливается процедура преобразования национальной заявки в заявку на регистрацию товарного знака Союза и наоборот. В частности, устанавливаются условия, при которых национальная заявка может быть преобразована:

  • ходатайство о преобразовании заявки должно быть подано и оформлено в соответствии с Инструкцией к Договору о товарных знаках;
  • к ходатайству о преобразовании заявки должна быть приложена заявка на регистрацию товарного знака Союза.

Замена национальной регистрации товарного знака регистрацией товарного знака Союза не влечет прекращения действия национальной регистрации товарного знака и не затрагивает прав ее владельца.

До принятия решения о регистрации товарного знака Союза, соответствующая заявка может быть преобразована в национальную заявку с сохранением даты приоритета. Для этого заявителю необходимо подать в патентный орган ходатайство о преобразовании заявки на регистрацию товарного знака Союза в национальную заявку по форме, установленной в Инструкции к Договору о товарных знаках. Патентный орган рассматривает ходатайства в течение 15 рабочих дней с даты подачи.

Лицензионные договоры о предоставлении права на использование товарного знака Союза на территории Республики Беларусь, договоры уступки и залога исключительного права на товарный знак Союза, заявки на регистрацию которых были поданы в белорусский патентный орган, регистрируются в порядке, установленном для договоров в отношении товарных знаков Республики Беларусь.

Евразийский патент

Евразийская заявка – заявка на выдачу евразийского патента на промышленный образец в соответствии с Протоколом об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года. По общему правилу, такая заявка подается в Евразийское патентное ведомство, если государством-участником конвенции не предусмотрено иное.

Изменения в белорусское регулирование предусматривают, что евразийская заявка будет подаваться в белорусский патентный орган, если хотя бы один из заявителей имеет место жительства или место нахождения на территории Республики Беларусь. Евразийская заявка, включая прикладываемые к ней документы, по-прежнему должна соответствовать требованиям Патентной инструкции к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года.

Лицензионные договоры о предоставлении права использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых евразийскими патентами, действие которых распространяется на территорию Республики Беларусь, подлежат регистрации в порядке, установленном для лицензионных договоров о предоставлении права использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых патентами Республики Беларусь.

Договоры уступки и залога прав на евразийские патенты регистрируются Евразийским патентным ведомством.

Географические указания

Вводится порядок регистрации географического указания в иностранных государствах. Так, подача заявки в иностранных государствах может производиться только после получения права на пользование географическим указанием в Республике Беларусь. При этом регистрация наименования места происхождения товара Союза осуществляется в соответствии с Договором о товарных знаках.

Компетенция Апелляционного совета при патентном органе

Начиная с 3 августа 2023 года, Апелляционный совет будет рассматривать возражения против: 

  • выдачи патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец в соответствии с национальной процедурой регистрации;
  • выдачи патента на сорт растения;
  • выдачи патента на изобретение в соответствии с Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 года;
  • выдачи патента на промышленный образец в соответствии с Протоколом об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года;
  • международной регистрации промышленного образца в соответствии с Женевским актом Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов от 2 июля 1999 года;
  • предоставления правовой охраны товарному знаку, зарегистрированному в соответствии с национальной процедурой регистрации;
  • предоставления правовой охраны товарному знаку Евразийского экономического союза;
  • предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара Евразийского экономического союза;
  • предоставления права пользования наименованием места происхождения товара Евразийского экономического союза конкретному лицу (лицам);
  • регистрации географического указания и предоставления права пользования им;
  • предоставления права пользования географическим указанием конкретному лицу (лицам).
11 сентября 2025
Новая редакция Закона о СМИ
Новая редакция Закона о СМИ

Новая редакция вступает в силу с 7 октября 2023 года. Рассмотрим ключевые изменения.

Регламентирована деятельность новостного агрегатора

Новостной агрегатор – это интернет-ресурс, который используется для обработки, структурирования и распространения информационных сообщений и (или) материалов в Интернете и на котором размещаются не менее 50 новостных материалов в сутки в течение 5 суток подряд, а количество заимствованных из различных источников новостных материалов превышает 50% от общего количества размещенных информационных сообщений и (или) материалов в сутки.

Под «новостными материалами» понимаются информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию по текущим вопросам в экономической, политической, социальной, научно-технологической, экологической, военной и других сферах жизнедеятельности государства и общества.

Новостными агрегаторами не признаются:

  • интернет-магазины;
  • сетевые издания;
  • официальные интернет-сайты республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов и организаций.

Новая редакция Закона о СМИ также устанавливает обязанности новостных агрегаторов, включая требование о хранении распространяемой информации, источников ее получения, сроках ее распространения в течение 1 года.

Уточнены обязанности владельцев определенных интернет-ресурсов

Владельцы интернет-ресурсов, посредством которых распространяется продукция телевизионных и радиовещательных средств массовой информации («СМИ»), доступ к которым предоставляется за плату или при условии просмотра (прослушивания) рекламы, направленной на привлечение внимания белорусских потребителей, должны выполнять следующие обязанности:

  • не допускать использование интернет-ресурса в целях размещения информации, распространение которой ограничено;
  • не допускать распространение продукции не зарегистрированных телевизионных и (или) радиовещательных СМИ;
  • обеспечить предоставление каждому пользователю возможности просмотра обязательного общедоступного пакета телепрограмм. Общедоступный пакет телепрограмм становится обязательным исключительно для распространителей продукции телевизионных СМИ;
  • не допускать распространение информационных сообщений, материалов интернет-ресурсов, сетевых изданий, в отношении которых принято решение об ограничении доступа, а также гиперссылок на них;
  • исполнять иные обязанности владельца интернет-ресурса.

Владельцы интернет-ресурсов, новостных агрегаторов обязаны размещать на своих интернет-ресурсах:

  • наименование юридического лица или ИП – владельца интернет-ресурса;
  • УНП;
  • адрес электронной почты.

Дополнен список случаев, при которых доступ к интернет-ресурсу может быть ограничен:

  • непредоставление либо несвоевременное предоставление 2 и более раз в течение года сведений, необходимых для анализа информации, размещенной на интернет-ресурсе, в целях оценки ее соответствия законодательству по запросу Министерства информации;
  • ликвидация юридического лица – владельца интернет-ресурса;
  • размещение на интернет-ресурсах, распространяющих теле- и (или) радиопрограммы, продукции не зарегистрированных СМИ;
  • принятие решения о запрете деятельности иностранного СМИ, интернет-ресурса, действующего в Республике Беларусь.

Не регламентируется срок ограничения доступа к интернет-ресурсу, если доступ ограничивается по причине размещения запрещенной информации. При отказе в возобновлении доступа по заявлению владельца ресурса по причине неустранения нарушений или наличия новых нарушений, срок ограничения доступа может быть продлен на период до 6 месяцев.

Предусмотрена возможность применения ответных мер в отношении иностранных СМИ, их журналистов, интернет-ресурсов

Министерство информации вправе принимать решения о запрете деятельности иностранных СМИ в Беларуси. Такие решения могут приниматься на основании уведомления Министерства иностранных дел о запрете деятельности белорусского СМИ на территории иностранного государства

Запрет деятельности иностранного СМИ влечет:

  • запрет на распространение продукции такого СМИ;
  • лишение аккредитации журналистов, аннулирование разрешения;
  • прекращение деятельности корреспондентских пунктов;
  • ограничение доступа к интернет-ресурсу.
11 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.