Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Недвижимость и строительство

Arzinger – ваш экспертный партнер в сфере недвижимости и строительства, оказывающий комплексное юридическое сопровождение проектов любой сложности и на любой стадии: от приобретения земельных участков, получения разрешительной документации и проектирования, до ввода объектов в эксплуатацию и управления ими.

Наша команда проводит комплексный Due diligence недвижимости и земельных участков, структурирование сделок, разработку и экспертизу договоров строительного подряда, проектирования, договоров купли–продажи и аренды, снабжения, безвозмездного пользования и управления недвижимым имуществом, обеспечиваем получение разрешений, лицензий, антимонопольных согласий, разрешений правительства, иных регуляторных согласований, сопровождаем тендерные процедуры, выстраиваем процессы управления рисками, помогаем взыскать задолженность с заказчиком и подрядчиков, участвуем в разрешение споров, представляем интересы клиентов во взаимоотношениях с государством.

Мы умеем комплексно решать поставленные задачи, оценивая строительство не только через призму материалов и работ, но и с коммерческой точки зрения: оценивая финансовые, налоговые, административные и иные вопросы, что позволяет предложить клиентам экономически эффективные решения, минимизирующие юридические и коммерческие риски. Мы содействуем развитию проектов любой степени инновационности и сложности (от небольших коммерческих помещений площадью несколько сотен квадратных метров до майнинговых ферм, занимающих гектары), гарантируя стратегическую поддержку и результат, соответствующий национальным и международным стандартам качества.

Комплексный подход, глубокая правовая экспертиза, обширный опыт взаимодействия с ведущими национальными и международными строительными компаниями и заказчиками строительства позволяет нам участвовать в реализации крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов.

Елена Машонская Елена Машонская

Эксперт практики

Партнер
Менеджер по проектам

+375 29 304 34 11 em@arzinger.by
Дмитрий Боболя Дмитрий Боболя

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 dmb@arzinger.by
Елена Живицкая Елена Живицкая

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 ez@arzinger.by
Юлия Мацюк Юлия Мацюк

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 mj@arzinger.by
Мария Шайбак Мария Шайбак

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 msh@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 im@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

UNIBEP S.A.

Правовая поддержка польской строительной компании, хорошо известной в Беларуси как генеральный подрядчик при строительстве 2-го корпуса 4* гостиницы "Виктория" в Минске (общая площадь здания 37.699,5 кв.м).

При строительстве гостиницы оказана полная юридическая поддержка заключения и исполнения договора генерального подряда, договоров с субподрядчиками и др.

Сейчас оказывается поддержка UNIBEP S.A. по двум крупным проектам в Беларуси. Первый - строительство логистического центра площадью 230 га в Орше (Витебская область). Это самый крупный проект для белорусского логистического оператора Бремино Групп. Второй - строительство теннисного и медицинского центра в одном из районов г. Минска. Это будет самый большой теннисный центр в Минске (13 теннисных кортов, фитнес-центр, спортивный зал для групповых видов спорта) с развитой инфраструктурой (медицинский центр, сокобар, кафе с детской комнатой и магазин спорттоваров).

Испанский fashion-ритейлер

Правовая поддержка при заключении договоров аренды, ведении строительных работ в арендованных помещениях магазинов и офисов. Общая площадь офисов и магазинов превысила 20.000 кв.м.

Сопровождение в некоторых специфических вопросах, например, по обеспечению возврата инвестиций клиента в строительные работы в магазинах и связанных с этим налоговых и бухгалтерских вопросах.

Белорусский производитель дверей

В данном случае мы помогали клиенту в приобретении здания общей площадью 1783,5 кв.м, расположенного в исторической части г. Минска.

Наши функции включали правовой анализ документов, связанных со строительством объекта сделки, структурирование сделки и правовую поддержку при заключении и исполнении договора купли-продажи. Мы также проверяли соответствие документов, связанных со строительством здания, специфическим требованиям законодательства Республики Беларусь о строительстве в исторических частях г. Минска.

Структура сделки была осложнена тем, что строительство здания не было завершено к моменту заключения договора купли-продажи.

Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование клиента по вопросам необходимых разрешений для строительства, которые нужно получать у местных органов исполнительной власти, необходимых разрешений в области экологии, а также по исполнению договоров подряда со строительными организациями, которые вели те или иные работы в рамках проекта. Оказана помощь в разрешении споров с подрядчиками.

Ozaltin Inc.

Юридическая поддержка в рамках реализации строительного проекта в Беларуси по строительству жилого дома в Минске. Консультирование клиента по налоговым вопросам, порядку найма иностранной рабочей силы, составлению проектов договоров на осуществление строительной деятельности.

RIKO

Наш клиент – строительная компания из Сербии, осуществляющая комплексное руководство строительными проектами в сфере энергетики (проектирование, инженерные услуги, строительные работы, выполнение функций генподрядчика и др.).

Нами оказана комплексная юридическая поддержка в рамках $50-миллионного строительного проекта "под ключ" в Минске, который осуществляется по FIDIC Silver Book. Наша команда консультировала клиента в рамках договора с заказчиком строительства, генеральным проектировщиком, инженерной организацией и др. Мы также проводили юридическую проверку проекта на предмет соответствия белорусскому законодательству и техническим актам.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Оказание юридической поддержки Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в рамках реализации международного проекта технической помощи по развитию ветроэнергетики в Республике Беларусь. 

Цель проекта – создать комплекс ветроэнергетических установок. Это первый проект международной технической помощи в Беларуси, который направлен на развитие ветроэнергетики и финансируется совместно Программой развития ООН и Глобальным фондом окружающей среды.

Осуществлена юридическая проверка комплектности строительных документов по каждой площадке, проводится консультирование и разработка документов для проведения тендеров на продажу предынвестиционных активов (созданные для каждого объекта юридические лица вместе с полученной разрешительной документацией на создание ветроэнергетических установок). 

Швейцарская фармацевтическая компания

Юридическая поддержка в рамках инвестиционного проекта по строительству завода для производства лекарственных препаратов в Республике Беларусь из плазмы крови человека. Ожидаемый объем прямых иностранных инвестиций составляет 20 млн. долларов США. Консультирование клиента по вопросу порядка осуществления строительства, получения необходимых разрешений, вопросов договора генерального строительного подряда. А также по специфическим требованиям к производству лекарственных препаратов.

Проект начался в июне 2017 года и продолжается по настоящее время.

Fishman Group

Фишман Груп, инвестор из Израиля, через свои дочерние предприятия СвитЛанд Девелопмент и Девинвест осуществил проект по застройке территории Парка высоких технологий. Клиент построил три жилых дома (помещения в них сдаются в аренды работникам ПВТ), торговый центр и бизнес-центр с общей площадью 44.630 кв. м.

Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.

Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.

Белорусский производитель текстильной продукции

Консультирование клиента по вопросам устранения дефектов в пределах гарантийного срока по договору строительного подряда и по вопросам возмещения убытков в связи с некачественным оказанием услуг по техническому надзору за строительством объекта. Кейс осложнялся тем, что требование об устранении дефектов, которое является неденежным требованием, не подлежало удовлетворению в рамках дела о банкротстве, начатого экономическим судом в отношении генерального подрядчика.

Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

Посольство Венгрии в Республике Беларусь

Консультирование клиента по вопросам заключения договора аренды помещений, включая приведение представленного клиентом проекта договора аренды в соответствие с действующим законодательством, а также установление в проекте договора баланса интересов арендатора и арендодателя.

UNIBEP S.A.

Правовая поддержка польской строительной компании, хорошо известной в Беларуси как генеральный подрядчик при строительстве 2-го корпуса 4* гостиницы "Виктория" в Минске (общая площадь здания 37.699,5 кв.м).

При строительстве гостиницы оказана полная юридическая поддержка заключения и исполнения договора генерального подряда, договоров с субподрядчиками и др.

Сейчас оказывается поддержка UNIBEP S.A. по двум крупным проектам в Беларуси. Первый - строительство логистического центра площадью 230 га в Орше (Витебская область). Это самый крупный проект для белорусского логистического оператора Бремино Групп. Второй - строительство теннисного и медицинского центра в одном из районов г. Минска. Это будет самый большой теннисный центр в Минске (13 теннисных кортов, фитнес-центр, спортивный зал для групповых видов спорта) с развитой инфраструктурой (медицинский центр, сокобар, кафе с детской комнатой и магазин спорттоваров).

9 сентября 2025
Испанский fashion-ритейлер

Правовая поддержка при заключении договоров аренды, ведении строительных работ в арендованных помещениях магазинов и офисов. Общая площадь офисов и магазинов превысила 20.000 кв.м.

Сопровождение в некоторых специфических вопросах, например, по обеспечению возврата инвестиций клиента в строительные работы в магазинах и связанных с этим налоговых и бухгалтерских вопросах.

9 сентября 2025
Белорусский производитель дверей

В данном случае мы помогали клиенту в приобретении здания общей площадью 1783,5 кв.м, расположенного в исторической части г. Минска.

Наши функции включали правовой анализ документов, связанных со строительством объекта сделки, структурирование сделки и правовую поддержку при заключении и исполнении договора купли-продажи. Мы также проверяли соответствие документов, связанных со строительством здания, специфическим требованиям законодательства Республики Беларусь о строительстве в исторических частях г. Минска.

Структура сделки была осложнена тем, что строительство здания не было завершено к моменту заключения договора купли-продажи.

9 сентября 2025
Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование клиента по вопросам необходимых разрешений для строительства, которые нужно получать у местных органов исполнительной власти, необходимых разрешений в области экологии, а также по исполнению договоров подряда со строительными организациями, которые вели те или иные работы в рамках проекта. Оказана помощь в разрешении споров с подрядчиками.

9 сентября 2025
Ozaltin Inc.

Юридическая поддержка в рамках реализации строительного проекта в Беларуси по строительству жилого дома в Минске. Консультирование клиента по налоговым вопросам, порядку найма иностранной рабочей силы, составлению проектов договоров на осуществление строительной деятельности.

9 сентября 2025
RIKO

Наш клиент – строительная компания из Сербии, осуществляющая комплексное руководство строительными проектами в сфере энергетики (проектирование, инженерные услуги, строительные работы, выполнение функций генподрядчика и др.).

Нами оказана комплексная юридическая поддержка в рамках $50-миллионного строительного проекта "под ключ" в Минске, который осуществляется по FIDIC Silver Book. Наша команда консультировала клиента в рамках договора с заказчиком строительства, генеральным проектировщиком, инженерной организацией и др. Мы также проводили юридическую проверку проекта на предмет соответствия белорусскому законодательству и техническим актам.

9 сентября 2025
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Оказание юридической поддержки Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в рамках реализации международного проекта технической помощи по развитию ветроэнергетики в Республике Беларусь. 

Цель проекта – создать комплекс ветроэнергетических установок. Это первый проект международной технической помощи в Беларуси, который направлен на развитие ветроэнергетики и финансируется совместно Программой развития ООН и Глобальным фондом окружающей среды.

Осуществлена юридическая проверка комплектности строительных документов по каждой площадке, проводится консультирование и разработка документов для проведения тендеров на продажу предынвестиционных активов (созданные для каждого объекта юридические лица вместе с полученной разрешительной документацией на создание ветроэнергетических установок). 

9 сентября 2025
Швейцарская фармацевтическая компания

Юридическая поддержка в рамках инвестиционного проекта по строительству завода для производства лекарственных препаратов в Республике Беларусь из плазмы крови человека. Ожидаемый объем прямых иностранных инвестиций составляет 20 млн. долларов США. Консультирование клиента по вопросу порядка осуществления строительства, получения необходимых разрешений, вопросов договора генерального строительного подряда. А также по специфическим требованиям к производству лекарственных препаратов.

Проект начался в июне 2017 года и продолжается по настоящее время.

9 сентября 2025
Fishman Group

Фишман Груп, инвестор из Израиля, через свои дочерние предприятия СвитЛанд Девелопмент и Девинвест осуществил проект по застройке территории Парка высоких технологий. Клиент построил три жилых дома (помещения в них сдаются в аренды работникам ПВТ), торговый центр и бизнес-центр с общей площадью 44.630 кв. м.

Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.

Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.

9 сентября 2025
Белорусский производитель текстильной продукции

Консультирование клиента по вопросам устранения дефектов в пределах гарантийного срока по договору строительного подряда и по вопросам возмещения убытков в связи с некачественным оказанием услуг по техническому надзору за строительством объекта. Кейс осложнялся тем, что требование об устранении дефектов, которое является неденежным требованием, не подлежало удовлетворению в рамках дела о банкротстве, начатого экономическим судом в отношении генерального подрядчика.

9 сентября 2025
Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

9 сентября 2025
Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

9 сентября 2025
Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

9 сентября 2025
Посольство Венгрии в Республике Беларусь

Консультирование клиента по вопросам заключения договора аренды помещений, включая приведение представленного клиентом проекта договора аренды в соответствие с действующим законодательством, а также установление в проекте договора баланса интересов арендатора и арендодателя.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Передача по наследству или дарение недвижимости в Беларуси

Передача прав на земельный участок по наследству имеет свои особенности. Более того, это единственный способ для иностранного гражданина получить в Беларуси землю в собственность.

Принятие наследства сопряжено с обращением к нотариусу и в регистрирующий орган, оформлением документов на земельный участок. Благодаря квалифицированной юридической помощи клиент сможет избежать таких неожиданных препятствий, как неправильное оформление документов и пропуск сроков вступления в наследство.

Восстановление документов на землю в Беларуси

Утеря правоустанавливающих документов на землю чревата для землепользователя множеством проблем, начиная от невозможности оформить в отношении него любую сделку и заканчивая случаем проверки контролирующих органов.

Восстановление таких документов порой требует продолжительного взаимодействия с регистрирующими органами и часто сопряжено с необходимостью предоставлять доказательства своих прав на землю. Arzinger Law Offices досконально знает все особенности данного процесса и поможет максимально быстро восстановить все необходимые документы.

Урегулирование спорных ситуаций по земле в Беларуси

Установление порядка использования земельного участка третьими лицами, оформление сервитута, изъятие земельного участка из чужого владения, установка новых границ между участками. 

Все это спорные ситуации по земле, разрешение которых не всегда очевидно. Задача юриста – помочь определить и заявить права законного пользователя или потребовать исполнения обязанности другими лицами.  

Досудебное урегулирование споров и ведение судебных дел по недвижимости и земельным вопросам в Беларуси

Споры с недвижимостью, часто бывают чувствительны. Проигравшая сторона, как правило, лишается прав на свой земельный участок, на объект недвижимости либо неоконченное строительство и, соответственно, всех вложенных средств.

Специалисты Arzinger Law Offices помогут клиенту уладить спор еще на стадии претензионной работы с контрагентом, а в случае судебного разбирательства – обеспечат надежную защиту интересов Клиента с минимальными финансовыми издержками.

Выделение земельного участка для конкретного проекта (инвест, энерго, и т.д.) в Беларуси

Получение земельного участка – первый и один из самых ответственных этапов инвестиционной деятельности.

Местоположение и размер земельного участка, пределы и срок его использования – все эти моменты чрезвычайно важно обозначить ещё на первом этапе взаимодействия с государственными органами, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Arzinger Law Offices возьмет на себя общение с государственными органами вплоть до принятия решения о выделении земельного участка и заключения договора аренды/купли-продажи земельного участка.

Правовая экспертиза при нецелевом использовании или незаконном занятии земельного участка в Беларуси

Землепользование связано со множеством нюансов. 

Деятельность строго в рамках выделенного земельного участка и только в соответствии с целью, которая указана в договоре аренды и решении исполкома, соблюдение ограничений, установленных для определенных охранных зон и иные аспекты.

Юристы Arzinger Law Offices проведет полную экспертизу документов Клиента на земельный участок и поможет выявить все риски и иные важные особенности, которые нужно иметь в виду при его использовании.

Оформление прав на земельный участок при самовольном строительстве в Беларуси

Часто в силу различных причин землепользователи на протяжении долгого времени не оформляют свои права на земельные участки, при этом продолжая их использовать и вести на них строительную деятельность.

Если земельный участок станет объектом проверки контролирующих органов, самовольное занятие участка чревато для землепользователя такими последствиями, как высокая налоговая нагрузка и угроза сноса построенной недвижимости.

Юристы помогут клиенту предотвратить негативные последствия и своевременно оформить свои права на земельный участок во всех необходимых инстанциях.

Аренда земельного участка в Беларуси

Помощь в определении пакета документов, необходимых для заключения договора аренды с учетом выбранной процедуры (участие в аукционе, обращение в исполнительный орган для выделения земельного участка). 

А также - взаимодействие с землеустроительной службой для оформления акта выбора земельного участка.

Кроме того, юристы помогут в подготовке и заключении договора аренды земельного участка с максимальным учетом интересов клиента. Часто аренда земельного участка сопровождается дополнительными затратами для арендатора, о чем порой становится известно только на стадии подписания договора. Например, плата за право заключения договора аренды – неявные издержки для арендатора.

Аренда недвижимости в Беларуси

Аренда офиса, склада, торгового объекта – буквально отправная точка любого бизнеса. Часто возникают сложности, когда арендатор не платит и не освобождает помещения, или наоборот, арендодатель закрыл доступ в офис. 

Задача юриста – использовать в соглашении такие защитные механизмы, которые позволят принимать экстренные меры для защиты своих интересов еще до обращения в суд. Страхование, обеспечительный платеж – лишь некоторые из них, что успешно используются арендодателями.

Переговоры с продавцом / покупателем земли в Беларуси

Важная составляющая успешной сделки – переговоры с контрагентом по сделке и разъяснение клиенту (как и второй стороне), какие риски могут возникнуть и как предотвратить негативные последствия.

Аудит документов на недвижимость и земельный участок в Беларуси

Правовой аудит помогает обнаружить многие скрытые риски для покупателя.

Например, получены ли своевременно все необходимые разрешения на землю, правильно ли оформлены правоустанавливающие документы, какие ограничения имеются при пользовании земельным участком, не находится ли он в зоне охраны.

Юристы помогут разобраться во всей истории создания земельного участка, получении разрешений на его использование и законном оформлении.

Истребование документов для проверки недвижимости и земельных участков в Беларуси

Юристы помогают клиенту с тем, какие документы должны быть на землю или недвижимость у правообладателя до совершения сделки, и какие документы необходимо дополнительно проверить.

Аудит реестров (судебный, недвижимого имущества, нотариальный) в Беларуси

Важно проверить правовой «статус» недвижимости и земельного участка, принадлежит ли он продавцу на праве собственности, не находится ли в залоге, до оформления сделки.

Проверка поможет клиенту обезопасить себя от покупки у лица, которое не имеет прав на недвижимость или полномочий на совершение такой сделки, либо от приобретения объекта недвижимости которое имеет ограничения к продаже. Легальное совершение сделки сделает невозможным оспорить приобретение в будущем.

Купля-продажа, залог, аренда недвижимости в Беларуси

Консультирование и устранение рисков при заключении договора, сопровождение сделок с объектами недвижимости (залог, купля-продажа, аренда).

Зафиксировать изменения и спорные моменты в договоре, выбирать безопасные решения – самые популярные запросы клиента. 

Совместное домовладение или управление в Беларуси

В случае, когда на одном объекте недвижимости присутствует нескольких собственников или пользователей (офисы, склады, квартиры и т.д.), возникает вопрос, как управлять совместным имуществом.

Собственники должны определить, как будет обслуживаться совместное имущество, сколько составят затраты и как они будут оплачиваться.

Во-первых, нужно четко определить, что относится к совместному имуществу, во-вторых, как определяется доля каждого собственника, в-третьих, как распределяются затраты между собственниками.

Задача юриста не только ответить на все эти вопросы, но и четко зафиксировать договоренности собственников в соглашении, определить условия участия каждого собственника.

Регистрация недвижимости и земли в Беларуси

Строительство, купля-продажа, дарение, залог - любое действие с недвижимостью требует государственной регистрации. Процедура регистрации включает множество подвидов с учетом объекта, характера сделки, особенности собственника.

Каждый вид регистрации сопровождается сбором документов по отдельному перечню.

Задача юриста – сориентировать клиента, какие последствия регистрации, какие риски, если не проходить регистрацию, ее стоимость, сроки и главное – какие документы нужны.

Консервация и приостановка проекта в Беларуси

На случай, если по финансовым или иным причинам необходимо приостановить строительство объекта или законсервировать объект. 

Мы поможем оформить все необходимые документы, согласовать процедуру в государственных органах, при необходимости – провести переговоры с инвестором, подрядчиком, оформить дополнительные соглашения к договорам с ними.

Согласование и продление сроков строительства в Беларуси

Начав строительство в Беларуси, вы должны завершить его в срок. 

Если, по каким-либо причинам, Вы не успеваете реализовать свой проект в согласованные сроки, мы подготовим необходимые правовые и договорные документы для их продления, проведем переговоры, включая переговоры в государственных органах, и зафиксируем договоренности.

Отношения с субподрядчиками в Беларуси

Юристы могут оформить правоотношения с субподрядчиками, проконсультировать по вопросам исполнения договора, надлежащим образом оформить сдачу-приемку выполненных строительных работ. 

При необходимости – расторгнуть договор и привлечь другого субподрядчика, а также решить другого рода вопросы, возникающие в процессе работы по проекту.

Договоры строительного подряда в Беларуси

При разработке договора рекомендуем учитывать не только интересы двух сторон, но и возможные проблемы в реализации проекта. Это поможет закончить споры и продолжать работу.

Помните, что каждый новый договор – это новый контрагент, а значит и новые риски. Рекомендуем использовать индивидуально разработанные договоры. 

Например:

  • нужно четко определять в договоре механизм образования и состав контрактной цены;
  • необходимо определять в договоре порядок и сроки обеспечения строительства проектной документацией, строительными материалами, а также ответственность сторон за невыполнение данных обязательств срок и порядок пересмотра сроков строительства;
  • также необходимо определить порядок внесения изменений в сроки и порядок реализации проекта в случае внесения изменений в проектную документацию, распределение ответственности между сторонами в данном случае;

Наконец, важно определить в договоре порядок сдачи-приемки выполненных работ, неиспользованных строительных материалов, порядок освобождения стройплощадки по завершению работ и др.

Экспертиза проекта в Беларуси

По нашему опыту, много споров между подрядчиком и заказчиком возникают из-за того, что подрядчику передается либо не соответствующая заданию на проектирование проектная документация, либо проектная документация, не прошедшая в установленном порядке государственную экспертизу. Такие споры приводят к срыву сроков реализации проектов. Альтернатива: утвердить и оформить проектную документацию с помощью юристов.

Проектирование в Беларуси

Учитывая то, как сильно сроки реализации строительного проекта и успех ввода здания в эксплуатацию зависят от проектировщика, рекомендуем подойти к этому вопросу особенно тщательно.

Хороший договор на проведение проектных работ будет гарантией качества будущей проектной документации. А качественная проектная документация – залог минимального количества споров между заказчиком и подрядчиком строительства.

Мы поможем Вам сделать договор таким, чтобы проектировщик четко понимал требования заказчика, а заказчик четко понимал, за что он должен будет платить.

Проверка контрагента в Беларуси

Для того, чтобы законно вести строительство в Беларуси, важно проверить, чтобы ваш контрагент (генподрядчик, субподрядчик, поставщик работ и оборудования) также соответствовал установленным требованиям.

Если этого не сделать, вы можете столкнуться с риском затягивания сроков реализации проекта, затяжным проверкам госорганов и другими проблемами.

Мы проверим для вас: платежеспособность партнёра, соблюдение им законодательства (особенно налогового) наличие в его отношении исполнительных производств, наличие задолженностей перед бюджетом, а также наличие необходимых документов на ведение строительной деятельности (аттестат соответствия строительной организации).

Финансирование в Беларуси

Если для реализации проекта привлекаются средства третьих лиц (банков, инвесторов, дольщиков), то определение условий финансирования не менее важно, чем определение условий сотрудничества с подрядчиком.

Вам может пригодиться опыт Arzinger в привлечении внешнего финансирования проектов (в том числе из иностранных банков, например, BGK). Участие юристов будет заключаться в проведении переговоров с банком и инвесторами, разработке  необходимых договоров, включая договоры обеспечения, представления интересов в ходе переговоров.

Получаем разрешительную документацию на строительство в Беларуси

Для организации строительства необходимо наличие разрешительной документации. 

А это: решение об изъятии и предоставлении земельного участка, технические условия на инженерно-техническое обеспечение объектов, уведомление о начале производства строительно-монтажных работ и т.д. Кроме того, строительство должно осуществляться на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.

Правильное и своевременное оформление разрешений и документов помогает клиенту избежать штрафов и иных санкций, позволяет избежать возможных проблем при последующей приемке объекта в эксплуатацию.

Мы поможем получить нужные разрешительные документы для организации проектирования и строительства.

Допуск к строительной деятельности в Беларуси

Для оказания услуг в области строительной, проектной, инжиниринговой деятельности в Беларуси обязательно наличие аттестата соответствия. До его получения нужно осуществить ряд действий и разработать необходимые документы.

Мы подготовим все документы для получения квалификационных аттестатов на персонал, поможем пройти оценку системы производственного контроля и получить сертификаты соответствия строительных работ.

Мы также поможем создать в организации службу охраны труда и систему производственного контроля, приобрести необходимое оборудование для аттестации, а также возьмем на себя все функции по взаимодействию с госорганами в процессе аттестации.

События отрасли

Новые правила ценообразования в строительстве: что изменилось в 2025 году?
Новые правила ценообразования в строительстве: что изменилось в 2025 году?

Документ вступает в силу с 9 марта 2025 года. 

В Перечень также включены товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства.

После вступления в силу Постановления, утрачивают силу многие нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование, в том числе, и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 «О регулировании цен» (далее – Постановление №447).

Постановление определяет перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые, регулируются государственными органами (организациями) без привязки к «внутреннему рынку», на котором данные товары (работы, услуги) производятся (ввозятся) и реализуются.

Каким образом данные изменения скажутся на деятельности белорусских предприятий покажет только время. Мы в свою очередь будем ждать нормативные правовые акты трех министерств, приведенные в соответствие с Постановлением и разъяснения по их применению.

12 сентября 2025
Об осуществлении технического надзора
Об осуществлении технического надзора

Инструкция определяет, что:

- заказчики, застройщики, застройщики при долевом строительстве объектов обязаны осуществлять технический надзор за строительством в период с даты начала выполнения работ на объекте строительства, указанной в договоре строительного подряда или в решении застройщика при выполнении работ собственными силами, и до даты приемки объекта в эксплуатацию;

- не допускается совмещать функции инженера по техническому надзору и руководителя (управляющего) проекта;

- при строительстве объектов по проектной документации, разработанной и прошедшей экспертизу по законодательству иных стран, технический надзор осуществляется в соответствие с требованиями Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Инструкцией также определены:

- порядок осуществления технического надзора внутриплощадочных работ, в том числе внутриплощадочных подготовительных строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- порядок освидетельствования скрытых работ;

- порядок промежуточной приемки ответственных конструкций;

- порядок приемки инженером по техническому надзору выполненных строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ.

В Инструкции подробно описаны функции инженера по техническому надзору, а также установлена форма извещения о проведении освидетельствования скрытых работ или промежуточной приемке ответственных конструкций. 

12 сентября 2025
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций

Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона «Об инвестициях», вступающей в силу с 11 июля 2024 г., инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) могут реализовываться с использованием дополнительных льгот и преференций (например, возможность заключения специального инвестиционного договора, реализации преференциальных инвестиционных проектов и т.д. – подробнее писали здесь). Таким образом, претендовать на все предусмотренные льготы можно только в случае, если инвестиции осуществляются в вид деятельности / сектор экономики, установленный Постановлением №417.

Перечень приоритетных видов деятельности включает множество видов деятельности, в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, снабжение электроэнергией, водоснабжение, строительство, оптовую торговлю легковыми автомобилями, издательскую деятельность, а также общую врачебную практику.

Наряду с видами деятельности и секторами экономики, определенными в перечне, приоритетными также считаются виды деятельности / секторы экономики, в которых реализуются инвестиционные проекты:

  • по решению Президента Республики Беларусь либо в рамках государственных программ, – на срок реализации этих проектов;
  • в рамках инвестиционных договоров, заключенных до 11 июля 2024 г., – на срок реализации этих проектов.

В качестве приоритетных секторов экономики для осуществления инвестиций определены следующие:

  • информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта;
  • аэрокосмические технологии;
  • производство на основе применения биотехнологий, нанотехнологий;
  • производство композитов и новых материалов;
  • создание и развитие логистической системы;
  • производство робототехники и беспилотных систем;
  • производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры;
  • деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, технологии рационального природопользования.

Помимо того, что инвестиции должны осуществляться в определенный вид деятельности / сектор экономики, для получения дополнительных льгот необходимо выполнять требование по минимальному объему инвестиций. Постановление №417 устанавливает минимальный объем инвестиций в отношении конкретных видов деятельности и секторов экономики: объем варьируется от 1 млн. базовых величин (40 млн. бел. руб.) в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и до 6 млн. базовых величин (240 млн. бел. руб.) в горнодобывающей промышленности.

Обратите внимание, что минимальный объем инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 70% от определенного в Постановлении №417 минимального объема инвестиций, за исключением инвестиций по отдельным видам деятельности / секторам экономики (например, инвестиций в сфере IT и логистики).

Постановление вступает в силу 11 июля 2024 г.

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.

12 сентября 2025
Изменения в Указ №93: установлены случаи, когда не нужно получать разрешение Правительства на отчуждение имущества и платить взнос
Изменения в Указ №93: установлены случаи, когда не нужно получать разрешение Правительства на отчуждение имущества и платить взнос

Согласно изменениям не требуется получать разрешение Совета Министров и платить взнос:

  • при отчуждении недвижимого имущества физическим лицам застройщиками, заказчиками;
  • при государственной регистрации возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) прав на основании сделок об отчуждении недвижимого имущества, зарегистрированных до 2 октября 2023 года;
  • при отчуждении недвижимого имущества, выступающего предметом лизинга или принятого в обеспечение обязательств по договору лизинга, в случаях выкупа предмета лизинга, его продажи третьему лицу в течение срока лизинга, обращения взыскания и реализации принятой в качестве обеспечения недвижимости, при отчуждении недвижимости, возвращенной лизингополучателями;
  • при отчуждении должником недвижимого имущества в случае самостоятельной реализации имущества, а также при отчуждении имущества в рамках дел о несостоятельности или банкротстве;
  • при безвозмездной передаче имущества в государственную собственность или собственность хозяйственных обществ с долей государства;
  • при отчуждении третьим лицам полученного от должников имущества банками, ОАО «Банк развития Республики Беларусь»;
  • в некоторых случаях отчуждения недвижимого имущества страховыми организациями;
  • по решению Президента Республики Беларусь.

Также в соответствии с изменениями:

  • исключено положение, исходя из которого при оценке рыночной стоимости недвижимости для целей расчета размера взноса должен применяться сравнительный метод, а что касается долей (акций) – сравнительный или доходный метод. Теперь, полагаем, государственными организациями могут применяться и другие методы оценки;
  • Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченные им органы государственного управления получили право разъяснять вопросы, связанные с установленным ограничением на отчуждение долей (акций), недвижимости белорусских предприятий, связанных с инвесторами из «недружественных» государств.

Изменения вступят в силу после официального опубликования Указа №91 и будут распространять свое действие на отношения, возникшие с 22 октября 2023 г.

12 сентября 2025
При отчуждении недвижимости белорусские компании должны предоставлять сведения о (не)распространении на них ограничений Указа №93
При отчуждении недвижимости белорусские компании должны предоставлять сведения о (не)распространении на них ограничений Указа №93

Исходя из формулировки пункта 3 Постановления №27, теперь любому юридическому лицу Республики Беларусь при продаже или ином отчуждении недвижимого имущества будет необходимо предоставить в организацию по государственной регистрации информацию:

  • о том, относятся ли собственники имущества соответствующего юридического лица Республики Беларусь к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия; либо
  • о наличии (отсутствии) в составе участников (акционеров) юридического лица Республики Беларусь лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, которым принадлежат доли в уставном фонде (акции), составляющие в совокупности 25 и более процентов уставного фонда соответствующего юридического лица.

Такая информация должна подаваться за подписью уполномоченного должностного лица компании.

Напомним, что ранее утверждённый Постановлением Совета Министров №436 перечень юридических лиц, доли (акции) в которых принадлежат собственникам из «недружественных» государств, утратил свою силу. В настоящий момент вопрос о том, является ли участник (акционер) или собственник белорусской компании лицом из «недружественного» иностранного государства, будет решаться исходя из определения, данного в Указе Президента Республик Беларусь от 14.03.2022 г. №93 («Указ №93»):

«Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности».

Иными словами, теперь белорусским компаниям с иностранным капиталом необходимо будет самостоятельно определять, подпадают ли они под установленные Указом №93 ограничения на отчуждение недвижимости. В случае нераспространения соответствующих ограничений уполномоченному должностному лицу белорусской компании (как правило, директору) необходимо будет письменно подтвердить это.

Важно!Согласно определению Указа №93 к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут относиться в том числе компании, которые хотя инезарегистрированы в «недружественных» иностранных государствах, однако находятся под контролем компаний и/или физических лиц из «недружественных» иностранных государств. Перечень «недружественных» иностранных государств можно найти здесь.

В этой связи при продаже или ином отчуждении имущества белорусской компанией, прямо или косвенно связанной с иностранным капиталом, мы не рекомендуем поверхностно относиться к вопросу о (не)распространении на нее ограничений, установленных Указом №93, и предоставлению соответствующей информации в организацию по государственной регистрации. При наличии сомнений в отношении какого-либо участника (акционера) и/или собственника имущества белорусской компании следует провести тщательный анализ на предмет возможности отнесения их к лицам из «недружественных» иностранных государств (возможно, с привлечением внешнего юридического консультанта, в том числе для получения заключения).

Важно! Сделки по отчуждению недвижимости, совершенные с нарушением требований Указа №93, являются ничтожными. Уполномоченные государственные органы Республики Беларусь вправе обратиться в суд с исками об установлении факта ничтожности таких сделок и применении последствий их недействительности в течение 10 лет со дня, когда началось исполнение сделки.

12 сентября 2025
Определен порядок выдачи разрешений на отчуждение долей и уплаты сбора инвесторами из недружественных стран
Определен порядок выдачи разрешений на отчуждение долей и уплаты сбора инвесторами из недружественных стран

Справочно: в соответствии со внесенными в Указ №93 изменениями, с 22.10.2023 была установлена необходимость получать разрешение Правительства на следующие действия:

  • отчуждение иностранными участниками из недружественных государств долей (акций) в уставных фондах белорусских юрлиц;
  • отчуждение недвижимого имущества собственниками имущества белорусских юрлиц, являющимися лицами из недружественных государств;
  • отчуждение недвижимого имущества юрлицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из недружественных государств составляет 25% и более;
  • реорганизация юрлиц, участниками которых являются лица из недружественных государств;
  • выход из юрлица участника, являющегося лицом из недружественного государства.

Таким образом, Постановление №27 определяет порядок и условия выдачи разрешений на описанные выше операции.

  • Утрачивает силу Постановление Совета Министров от 01.07.2022 № 436 «О перечне лиц»

Прекращает действие перечень юридических лиц, участникам которых, являющимся лицами из недружественных государств, запрещается отчуждение принадлежащих им долей (акций).

Таким образом, теперь ограничения на отчуждение имущества распространяются на всех участников и собственников имущества из недружественных государств и также на юридические лица с собственниками имущества или участниками из недружественных государств.

  • Для получения разрешения заявители обращаются в областные / Минский городской исполнительные комитеты по месту регистрации юрлица

Решение оформляется в виде постановления Совета Министров и действует в течение одного года со дня его принятия.

  • Установлен перечень документов, предъявляемых для получения разрешения

Так, в исполком необходимо предоставить следующие документы:

- копию заключения государственной организации о рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества;

- информацию о деятельности юрлица с представлением бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках на последнюю отчетную дату, масштабах производства (выполнения работ, оказания услуг), составе и численности работников, платежах в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды (если отчуждаются доли (акции), предприятия как имущественные комплексы, а также в случае реорганизации юридического лица или выхода из него участника);

- легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации с переводом на белорусский или русский язык (если заявитель – собственник имущества, участник, являющийся иностранной организацией);

- копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (если заявитель – собственник имущества, участник, являющийся иностранным физическим лицом);

- выписку по счету «депо» (если отчуждаются акции);

- выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество (если отчуждается недвижимое имущество);

- сведения о приобретателе доли в уставном фонде (акций), недвижимого имущества (при наличии);

- иные документы по усмотрению исполкомов.

Отметим, что перечень документов открытый.

Полагаем, что на основании предоставляемых документов государственные органы будут определять размер взноса, подлежащего перечислению в бюджет для совершения сделки.

  • Срок выдачи разрешения займет по меньшей мере 2 месяца

Процедура принятия Постановления о выдаче разрешения состоит из нескольких этапов

Первый этап.

На первом этапе областной / Минский городской исполнительный комитет принимает решение о возможности совершения заявителем соответствующих действий (или об отказе в совершении).

В решении исполнительный орган определяет и размер взноса, подлежащего перечислению в бюджет, и срок его внесения. Напомним, что он составляет не менее 25% от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества.

Срок подготовки решения не должен превышать 30 рабочих дней со дня представления заявителем всех необходимых документов.

Второй этап

На втором этапе исполком направляет решение в Государственный комитет по имуществу. На основании представленных решений Государственный комитет по имуществу ежемесячно (при необходимости) подготавливает сводный проект постановления Совета Министров.

Третий этап

Государственный комитет по имуществу согласовывает подготовленный проект постановления с Министерством юстиции (в части сведений о юридическом лице, его участниках, собственнике имущества), а при отчуждении акций – с Министерством финансов (в части сведений об их владельце и принадлежащем ему количестве акций). Затем проект вносится на рассмотрение в Совет Министров.

Четвертый этап

Областные / Минский городской исполнительные комитеты в течение 5 рабочих дней со дня получения постановления Совета Министров направляют копию разрешения заявителю.

Таким образом, некоторые сроки согласования разрешений внутри государственных органов не установлены, в связи с этим реальные сроки прохождения процедуры получения разрешения будут ясны на практике.

  • Установлен порядок возврата уплаченного в бюджет взноса

Отметим, что возврат уплаченного в бюджет взноса предусмотрен только в одном случае – в случае несовершения (неисполнения) сделки по отчуждению недвижимого имущества юрлицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из недружественных государств составляет 25% и более. Во всех иных случаях отчуждения взнос не будет возвращаться.

Возврат взноса производится областным или Минским городским исполнительным комитетом по месту регистрации юридического лица при подтверждении его правомерности в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления плательщика. Заявление плательщика должно содержать обоснование для возврата, а также выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество в отношении данного объекта недвижимости.

12 сентября 2025
Новая редакция закона «Об инвестициях»
Новая редакция закона «Об инвестициях»

Большая часть положений новой редакции Закона вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, т.е., 10.07.2024. В этот же срок утратит силу и Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

Важно! Стоит отметить, что действие нового Закона не будет распространяться на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу новой редакции Закона.

Среди основных изменений можем отметить следующие:

  • Расширен перечень льгот и преференций

В период действия инвестиционного договора инвесторы и (или) реализующая организация вправе получать льготы по НДС, государственной пошлине за выдачу разрешений, земельному налогу, арендной плате и таможенным платежам.

Справочно: реализующая организация – юридическое лицо Республики Беларусь, являющееся коммерческой организацией и созданное инвестором, либо юридическое лицо Республики Беларусь, являющееся коммерческой организацией, 10 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которого принадлежит инвестору, реализующие инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора.

Нововведением является, к примеру, установление возможности оказания поддержки в виде бюджетных трансфертов. Такая поддержка может быть оказана инвесторам-белорусским юрлицам по инвестиционным проектам, соответствующим приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций в случае, если проекты соответствуют определенным Советом Министров критериям. Принятие данных критериев ожидается в шестимесячный срок с момента опубликования новой редакции Закона.

Помимо этого, теперь инвестор / реализующая организация будут вправе получать возмещение затрат (части затрат), связанных с созданием объектов инфраструктуры. Право на возмещение существует при реализации проектов в рамках инвестиционного договора в пределах отдельных регионов, определяемых Советом Министров.

В новой редакции Закона установлена также возможность предоставления инвестору финансовой поддержки в виде бюджетных займов. Такая поддержка может оказываться по решению Президента при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы.

Более того, в случае прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением инвестор / реализующая организация могут быть освобождены от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных ими объектах недвижимого имущества. Срок действия такой льготы, по общему правилу, – 5 календарных лет со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора.

  • Уточнена гарантия стабильности в сфере налогообложения

Гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства предусмотрена и в нынешнем Законе, однако новая редакция более детально регулирует данный вопрос. Под неблагоприятными изменениями налогового законодательства по-прежнему будут понимать повышение налоговых ставок (а) и (или) введение новых налогов и сборов (b). В случае такого неблагоприятного изменения инвестору / реализующей организации может быть предоставлено право:

  1. уплачивать налоги (сборы), ставки по которым увеличены, исходя из их ставок, действовавших на дату вступления в силу инвестиционного договора;
  2. не применять нормы налогового законодательства, относящиеся к новым налогам (сборам).

Подчеркнем, что предоставление такой гарантии является правом государства, а не его обязанностью. Основанием для предоставления такой гарантии является ее закрепление в решении о заключении (специального) инвестиционного договора, принимаемом государственным органом.

Обращаем внимание, что данная гарантия действует в период действия инвестиционного договора, но не более 5 лет. Срок исчисляется календарными годами с года регистрации договора в Государственном реестре инвестиционных договоров (включительно).

  • Введен особый правовой режим специальных инвестиционных договоров

Отличительной особенностью таких договоров является то, что они предусматривают организацию производства на территории Беларуси усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника по установленным ценам.

Для отнесения продукции к усовершенствованной необходимо ее соответствие одному из следующих требований:

- продукция ранее не выпускалась в Беларуси; или

- продукция усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся в Беларуси продукцией в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или новое определение (наименование).

Отметим, что для заключения специального инвестиционного договора требуются соответствие инвестпроекта приоритетным видам деятельности и подтвержденное финансово-экономической оценкой соответствие инвестиционного проекта критериям, устанавливаемым Советом Министров.

  • Установлен механизм реализации преференциальных инвестиционных проектов

Институт преференциальных инвестиционных проектов направлен на привлечение инвестиций в приоритетные секторы экономики регионов.

Преференциальный инвестиционный проект определяется в новой редакции Закона как инвестиционный проект, соответствующий приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, реализуемый без заключения инвестиционного договора с предоставлением льгот и (или) преференций, предусмотренных новым Законом. Отметим, что такой проект должен быть включен в перечень преференциальных инвестиционных проектов по решению соответствующего исполкома.

Важно! Преференциальные инвестиционные проекты не могут реализовываться в г. Минске.

Приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций будут определяться Советом Министров. Однако в целях реализации преференциальных инвестиционных проектов в регионе, на территории административно-территориальной единицы с учетом особенностей ее развития соответствующий облисполком может установить региональный перечень приоритетных видов деятельности для осуществления инвестиций (из числа определенных Советом Министров).

  • Дополнен перечень обязательных условий инвестиционного договора

Перечень обязательных условий инвестиционного договора на данный момент установлен в Декрете №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Новая редакция закона «Об инвестициях» расширяет список существенных условий. Так, например, в качестве существенных условий будут выступать условие о форс-мажоре и обязанность инвестора / реализующей организации информировать уполномоченный орган о ходе реализации инвестпроекта не реже одного раза в квартал.

Следует учитывать, что наличие обстоятельств непреодолимой силы может быть установлено только Белорусской торгово-промышленной палатой или государственным органом государства инвестора / иным его субъектом хозяйствования. При этом новая редакция Закона не позволяет органу / субъекту хозяйствования иностранного государства установить форс-мажор в случае, если это государство вводит ограничительные меры против Республики Беларусь.

  • Ограничен срок предъявления требований к инвестору

Согласно новой редакции Закона, требования Республики Беларусь, госорганов и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены к инвестору по истечении 3 лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны или из которого вытекают соответствующие требования.

Важно учитывать, что данное ограничение не распространяется на требования, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также из отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.

12 сентября 2025
Взнос при отчуждении инвесторами из “недружественных” стран долей (акций), недвижимости белорусских предприятий
Взнос при отчуждении инвесторами из “недружественных” стран долей (акций), недвижимости белорусских предприятий

Если ранее действовал перечень юридических лиц Республики Беларусь, который запрещал их участникам (акционерам) из “недружественных” юрисдикций отчуждать доли / реорганизовывать / выходить из состава участников таких юридических лиц, то новый Указ в корне меняет существующее регулирование.

Перечень утрачивает силу и теперь ограничения распространяются на все юридические лица Республики Беларусь, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из “недружественных” государств. Кроме того, ограничения теперь распространяются и на некоторые случаи продажи недвижимости.

Снять ограничение можно, получив разрешение Совета Министров Республики Беларусь, но для этого придется заплатить взнос в размере не менее 25% от рыночной стоимости актива.

С 22.10.2023 потребуется получать разрешение Совета Министров на следующие действия:

  • Отчуждение иностранными участниками (акционерами) из “недружественных” государств долей (акций) в уставных фондах юридических лиц Республики Беларусь;
  • Отчуждение недвижимого имущества собственниками имущества юридических лиц Республики Беларусь, являющимися лицами из “недружественных” государств (в первую очередь имеются в виду иностранные собственники унитарных предприятий);
  • Отчуждение недвижимого имущества юридическими лицами Республики Беларусь, в уставных фондах которых доля собственности лиц из “недружественных” государств составляет 25 и более процентов;
  • Реорганизация юридических лиц Республики Беларусь, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из “недружественных” государств;
  • Выход из юридического лица Республики Беларусь участника (акционера), являющегося лицом из “недружественного” государства.
Порядок и условия получения разрешений определены Постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 12.01.2024 №27 «О выдаче разрешений».Более подробно об этом см.здесь.

Для совершения действий с долями (акциями) и подпадающей под ограничения недвижимостью потребуется уплатить взнос в размере не менее 25% (то есть взнос может быть и выше) от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества, определяемой согласно независимой оценке. Независимая оценка производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность.

Последствием совершения сделки без получения разрешения и уплаты взноса является ее ничтожность.

Завершение выполнения принятых до вступления в силу Указа решений об отчуждении долей (акций) или реорганизации юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату принятия таких решений.

12 сентября 2025
Общественное обсуждение проекта указа о переоценке имущества
Общественное обсуждение проекта указа о переоценке имущества

Внести свои предложения в отношении нововведений можно на Правовом форуме до 7 сентября 2023 г. включительно.

Текущее регулирование

Указом №622 предусмотрено проведение обязательной переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств, только в случае достижения показателя уровня инфляции 100% и более на ноябрь календарного года за предшествующий ему период с даты проведения последней переоценки. В этом случае переоценку указанных основных средств проводят все организации.

В случае недостижения порога инфляции в 100%, организация либо собственник ее имущества вправе самостоятельно принять решение о переоценке.

Справочно: сведения об уровне инфляции ежегодно в ноябре отчетного года публикуются Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

Планируемые изменения

Проект Указа устанавливает для всех организаций обязанность по проведению с 01.01.2024 обязательной ежегодной переоценки в отношении зданий, сооружений и передаточных устройств, а в отношении иного имущества (машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь) – добровольной переоценки по решению руководителя организации.

Ожидается, что такие нововведения позволят решить несколько задач:

  • обеспечить проведение переоценки зданий, сооружений и передаточных устройств на постоянной основе с целью недопущения их обесценения, приведения к реальной стоимости в условиях протекающих инфляционных процессов, улучшения структуры балансов организаций;
  • не допустить резкого одномоментного роста стоимости основных средств за ряд лет (при проведении переоценки не ежегодно, а при достижении порогового значения уровня инфляции);
  • стимулировать организации к проведению рыночной оценки имущества при переоценке для обеспечения отражения реальной справедливой стоимости имущества в бухгалтерском учете;
  • обеспечить возможность аккумулировать дополнительные средства в виде амортизационных отчислений на обновление основного капитала.
12 сентября 2025
Новые правила размещения наружной рекламы в г. Минске
Новые правила размещения наружной рекламы в г. Минске

Изменения касаются корректировки условий, при которых размещение средств наружной рекламы запрещается.

Основные изменения в порядке размещения наружной рекламы:

  • при размещении средств наружной рекламы следует соблюдать единую высоту только нижнего края рекламного поля отдельно стоящих средств наружной рекламы одного вида, расположенных на перекрестке в зоне прямой видимости;
  • разрешено размещать по вертикали два и более средства наружной рекламы на одной опоре в случае, если это указатель с общей площадью не более 1.8 кв. м.;
  • при размещении новой надкрышной рекламной конструкции (независимо от вида размещаемой рекламы) проектной документацией на здание должно быть предусмотрено размещение конструктивных элементов, на которых могут размещаться средства наружной рекламы;
  • размещение средства наружной рекламы на здании должно проходить с композиционной привязкой, помимо прочего, к другим отдельно стоящим средствам наружной рекламы, расположенным на прилегающей территории;
  • размещение средства наружной рекламы колоннах как архитектурных элементах декора фасада здания запрещается только в случае, если их ширина составляет менее 1 метра;
  • средства наружной рекламы могут размещаться за пределами внешней поверхности фасада жилого здания, занимаемых рекламодателем также при применении кронштейна;
  • запрещается размещение средства наружной рекламы на фасадах зданий (сооружений) с использованием баннерной ткани без конструктивной основы – ранее запрещалось использование любой баннерной ткани, в том числе с использованием конструктивной основы;
  • запрещается размещение средства наружной рекламы на расстоянии менее двух метров от мемориальных досок, информационных табличек и одного метра от адресного знака – в отношении адресных знаков теперь запрещается любое размещение рекламы в таких случаях, даже если они не перекрывают визуальное восприятие;
  • разрешено размещение средства наружной рекламы посредством установки светопропускаемых мультимедийных рекламных конструкций на остекленных витринах;
  • запрещено размещение новых средств наружной рекламы на конструктивных элементах путепроводов (мостов), на или под ними, расположенных на элементах улично-дорожной сети в соответствии со списком, определенным РешениемМингорисполкома;
  • запрещено использование пульсирующего режима подсветки с 23.00 до 7.00;
  • запрещено размещение средств наружной рекламы в арочном пространстве, если при этом уменьшается высота проема в отношении проездных арок высотой до 4,5 метра, в проходных до 4,0 метра;
  • запрещено размещение средства наружной рекламы, за исключением указателей, панелей, на зеленых насаждениях, турникетах, малых архитектурных формах, урнах, опорах наружного освещения, остановочных навесах, за исключением предусмотренных проектом установки;
  • запрещено размещение одним рекламораспространителем более 1 плакатницы и иной выносной рекламной конструкции с площадью рекламного поля до 1 кв. метра на расстоянии не более 5 метров от зданий, в которых рекламораспространитель осуществляет деятельность или реализует рекламируемые товары (работы, услуги).
11 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.