Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Трудовое право и миграция

Arzinger Law Offices сопровождает клиентов по всем вопросам трудового права и миграционного законодательства, опираясь на современные правовые инструменты и лучшие международные практики. Мы помогаем выстраивать прозрачные и взаимовыгодные отношения с персоналом: от найма, адаптации и оформления трудовых договоров до внедрения опционных программ, соглашений о конфиденциальности (NDA) и неконкуренции (NCA).

Arzinger оказывает комплексную поддержку в области защиты персональных данных в организации. Специалисты практики прошли курсы повышения квалификации по защите персональных данных в Национальном центре защиты персональных данных, регулярно актуализируют свои компетенции в белорусском и международном правовом поле. Это позволяет нам выстраивать эффективные правовые системы защиты данных для наших клиентов и обеспечивать соответствие их бизнеса национальным и международным стандартам, включая европейское регулирование в сфере персональных данных, Наши юристы регулярно проводят семинары и тренинги в области защиты персональных данных, а также осуществляют обучение сотрудников наших клиентов.

Arzinger разрабатывает индивидуальные трудовые соглашения (договоры, контракты, положения, инструкции, программы эффективности и мотивации, опционные программы) для руководителей и ключевых специалистов компаний, так как именно от них зависит развитие вашей бизнеса и его финансовые показатели, и шаблонные решения в данном случае не эффективны.

Наши юристы обеспечивают легальное привлечение иностранных специалистов и сопровождение по всем вопросам миграционного законодательства.

С нами вы можете быть уверены, что ваш бизнес защищён, а кадровые решения соответствуют требованиям времени и отрасли.

Евгения Серегина Евгения Серегина

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 es@arzinger.by
Елена Машонская Елена Машонская

Эксперт практики

Партнер
Менеджер по проектам

+375 29 304 34 11 em@arzinger.by
Юлия Мацюк Юлия Мацюк

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 mj@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 im@arzinger.by
Анастасия Нелюбович Анастасия Нелюбович

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 an@arzinger.by
София Борисевич София Борисевич

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 sb@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Отдел содействия торговле и инвестициям Посольства Польши в Минске

Правовое сопровождение прекращения трудовых отношений с белорусскими сотрудниками ОСТиИ при ликвидации ОСТиИ.

Посольство Государства Израиль в Минске

Консультирование по отдельным вопросам режима рабочего времени, гарантий и компенсаций, прекращения трудовых отношений с работниками.

Телекоммуникационная компания

Правовое сопровождение хозяйственной деятельности компании с момента образования, включая ведение кадровых вопросов.

Американская IT-компания

Разработка соглашения о конфиденциальности, усовершенствование стандартного трудового контракта в соответствии с требованиями законодательства и запросом клиента, консультирование по порядку проведения аттестации работников, разработка соответствующих документов, консультирование по отдельным трудовым вопросам.

Испанский fashion-ритейлер

Сопровождение текущих трудовых вопросов, консультирование и правовая поддержка по приведению в соответствие с белорусским законодательством и введению в действие ряда локальных нормативных правовых актов.

Представительство швейцарской фармацевтической компании

Проведение нескольких правовых аудитов в Представительстве по кадровой документации и ряду дополнительных вопросов, консультирование по минимизации выявленных рисков. Разработка и внедрение локальных нормативных правовых актов, юридическое сопровождение текущей деятельности Представительства.

Американский health-care "единорог"

Юридическое сопровождение внедрения нестандартных положений в контракты и локальные нормативные правовые акты, например, условий о "доступности" работника для возможности решения срочных вопросов во внерабочее время, консультирование по вопросам изменений, касающихся правового положения персонала после вступления клиента в ПВТ.

Отдел содействия торговле и инвестициям Посольства Польши в Минске

Правовое сопровождение прекращения трудовых отношений с белорусскими сотрудниками ОСТиИ при ликвидации ОСТиИ.

9 сентября 2025
Посольство Государства Израиль в Минске

Консультирование по отдельным вопросам режима рабочего времени, гарантий и компенсаций, прекращения трудовых отношений с работниками.

9 сентября 2025
Телекоммуникационная компания

Правовое сопровождение хозяйственной деятельности компании с момента образования, включая ведение кадровых вопросов.

9 сентября 2025
Американская IT-компания

Разработка соглашения о конфиденциальности, усовершенствование стандартного трудового контракта в соответствии с требованиями законодательства и запросом клиента, консультирование по порядку проведения аттестации работников, разработка соответствующих документов, консультирование по отдельным трудовым вопросам.

9 сентября 2025
Испанский fashion-ритейлер

Сопровождение текущих трудовых вопросов, консультирование и правовая поддержка по приведению в соответствие с белорусским законодательством и введению в действие ряда локальных нормативных правовых актов.

9 сентября 2025
Представительство швейцарской фармацевтической компании

Проведение нескольких правовых аудитов в Представительстве по кадровой документации и ряду дополнительных вопросов, консультирование по минимизации выявленных рисков. Разработка и внедрение локальных нормативных правовых актов, юридическое сопровождение текущей деятельности Представительства.

9 сентября 2025
Американский health-care "единорог"

Юридическое сопровождение внедрения нестандартных положений в контракты и локальные нормативные правовые акты, например, условий о "доступности" работника для возможности решения срочных вопросов во внерабочее время, консультирование по вопросам изменений, касающихся правового положения персонала после вступления клиента в ПВТ.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Соглашения NCA и NSA в Беларуси

Чтобы избежать переманивания сотрудников другими фирмами, а также необходимости конкурировать со своими же работниками, предлагаем разработать non-compete и non-solicitation agreements. 

которые защитят ваш бизнес от утечки кадров и недобросовестной конкуренции ваших деловых партнеров.

Трудовые проверки в Беларуси

Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.

Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.

Увольнение в Беларуси

Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.

Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.

Кадровое делопроизводство в Беларуси

Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.

Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны. 

Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).

Найм иностранцев в Беларуси

Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры  которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.

Коммерческая тайна и NDA в Беларуси

Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.

Создание совместных предприятий в Беларуси

Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.

При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.

Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций. 

События отрасли

Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025
Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025

С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).

Обязательные документы для трудоустройства

Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:

  • свидетельство о направлении на работу;
  • справку о самостоятельном трудоустройстве;
  • решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.

Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.

Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку

Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.

Расширение оснований для возмещения затрат

Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.

Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.

Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!

9 сентября 2025
Новый Указ о трудовой миграции
Новый Указ о трудовой миграции

Основные изменения:

  • Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
  • Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).

При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля   трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.

  • Проверка знания государственного языка для определенных профессий.

Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.

  •  Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
  • Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
  • Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы       (с 1 января 2026 года).

За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.

Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.

9 сентября 2025
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов

Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:

Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий

Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.

Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.

Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.

Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий

По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).

Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):

приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения 

  • (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
  • либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
  • обязательные к исполнению предписания.

Обязательные к исполнению предписания

Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:

  • о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
  • об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.

Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).

При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.

Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве

Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:

• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;

• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.

12 сентября 2025
О вступлении в силу Соглашения между Беларусью и Россией о взаимном признании виз
О вступлении в силу Соглашения между Беларусью и Россией о взаимном признании виз

Соглашение устанавливает новый порядок въезда и пребывания на территории Беларуси и России иностранных граждан и лиц без гражданства (иностранцев), а также порядок взаимного признания виз и отметок о пересечении границы.

Что изменилось со вступлением в силу Соглашения:

  • Иностранцы имеют право осуществлять въезд, выезд, транзитный проезд и (или) пребывать на территории Беларуси и России по визе одного из государств и документу, удостоверяющему личность, в течении срока действия визы;
  • Иностранцы, для которых в соответствии с международными договорами предусмотрен безвизовый режим в обоих государствах, могут въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом по территории Беларуси и России без виз на основании документа, удостоверяющего личность;
  • Иностранцы, для которых в одной стране действует безвизовый режим, а в другой – визовый, для въезда в последнюю и пребывания там должны иметь визу;
  • Иностранцы, которые имеют разрешение на временное проживание, вид на жительство либо документ для посещения международного мероприятия, могут въезжать на территорию другого государства по документу, удостоверяющему личность, в течении срока действия разрешительных документов;
  • Иностранцы, у которых есть разрешение на въезд, выезд и пребывание для осуществления трудовой деятельности, обучения, временного или постоянного проживания должны осуществлять такую деятельность только на территории государства, органами которого были выданы разрешения.

Пересекать белорусско-российскую границу можно будет через международные пункты пропуска через госграницу, железнодорожным, воздушным, а также автомобильным транспортом. При этом срок пребывания иностранцев на территориях Беларуси и России исчисляется с даты въезда на территорию любого из государств.

Обращаем внимание, что Соглашение не отменяет обязанность иностранцев зарегистрироваться (встать на миграционный учет) в соответствии с законодательством страны пребывания.

12 сентября 2025
Внесены изменения в закон о внешней трудовой миграции
Внесены изменения в закон о внешней трудовой миграции

Остановимся на изменениях, связанных с приемом иностранцев на работу в Беларуси.

С трудящимся-иммигрантом возможно заключение только срочного трудового договора

Срок действия трудового договора не должен превышать срока действия специального разрешения. Заключение контракта не допускается.

Требования в отношении трудового договора между трудящимся-иммигрантом и нанимателем дополнены условием об установлении размера оплаты труда не менее минимальной заработной платы, действующей в республике на дату заключения трудового договора.

Полный список сведений и условий, подлежащих указанию в трудовом договоре, содержится в ст. 33 Закона.

Изменены критерии определения высококвалифицированного работника

С 1 июля 2023 года трудящийся-иммигрант, чтобы считаться высококвалифицированным работником, должен соответствовать следующим критериям:

  • наличие профессионального образования;
  • опыт работы по соответствующему виду профессиональной деятельности не менее 5 лет;
  • размер указанной в трудовом договоре месячной заработной платы, превышающий пятикратный размер месячной минимальной заработной платы.

С 1 января 2023 года размер минимальной заработной платы составляет 554 бел. руб. Следовательно, нижний порог заработной платы высококвалифицированного работника составляет 2 770 бел. руб.

Для оформления на работу иностранного высококвалифицированного работника (в случае, если в отношении должности, на которую он устраивается, государство не осуществляет защиту национального рынка труда) не нужно получать заключение органа по труду и занятости и, соответственно, размещать сведения о наличии у нанимателя вакансии.

Расширен перечень случаев, когда при привлечении иностранцев для осуществления трудовой деятельности не учитываются требования главы 4 Закона

Печень исключений позволяет нанимателю не получать специальное разрешение в отношении иностранца, привлекаемого для осуществления трудовой деятельности.

Отметим некоторые нововведения:

  • Командирование работников для работы в представительствах иностранных организаций на срок, не превышающий 2 месяцев (ранее разрешалось трудоустройство только руководителей иностранных представительств).
  • Осуществление трудовой деятельности иностранцами, являющимися профессиональными спортсменами, выступающими за Беларусь на международных спортивных соревнованиях, профессиональными тренерами.
  • Осуществление трудовой деятельности иностранцами, получающими профессионально-техническое и среднее специальное образование в учреждениях образования Беларуси вне зависимости от специальности (ранее из-под регулирования главы 4 Закона исключались только иностранцы, получающие высшее образование, а трудоустройство по получаемой специальности было обязательным). При этом продолжительность рабочего времени не может превышать половину нормальной продолжительности рабочего времени.
  • Привлечение иностранцев по профессиям рабочих (должностям служащих), включенным в перечень профессий/должностей, на которые привлекаются иностранцы без учета ограничений по защите национального рынка труда. Перечень устанавливается Министерством труда и социальной защиты.
  • Привлечение иностранцев по трудовым договорам на сезонные работы в сельском хозяйстве на срок до 6 месяцев в календарном году.

Полный перечень категорий иностранцев, на которых не распространяются требования главы 4 Закона, установлен в ч. 2 ст. 2 Закона.

Обращаем ваше внимание, что при привлечении на работу иностранцев, не подпадающих под требования главы 4 Закона, наниматели обязаны уведомить миграционные органы о заключении (продлении срока действия) или прекращении трудового договора в течение 3 рабочих дней с даты его заключения (продления срока действия) или прекращения. Таким образом, исключена обязанность регистрации трудовых договоров.

Упразднено требование получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы

На данный момент наниматели должны получать только специальное разрешение.

При этом, трудящийся-иммигрант может осуществлять трудовую деятельность у нескольких нанимателей при наличии у каждого из них соответствующего специального разрешения. Отдельное специальное разрешение требуется в случае выполнения трудящимся-иммигрантом в свободное от основной работы время иной оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя либо по профессии рабочего (должности служащего), отличной от указанной в трудовом договоре и специальном разрешении.

Срок действия специального разрешения можно продлить только единожды

Впоследствии необходимо получать новое специальное разрешение.

Расширен перечень случаев, когда специальное разрешение может быть аннулировано

Среди новых положений:

  • выявление факта неосуществления иностранцем трудовой деятельности в течение 6 месяцев, в том числе по заявленному месту работы;
  • незаключение трудового договора в течение 6 месяцев после получения специального разрешения;
  • неуплата нанимателем обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в период осуществления иностранцем трудовой деятельности в случаях, когда уплата таких взносов является обязательной.

Как нанимателям реализовать нововведения?

  • До 1 августа 2023 г. наниматели должны вернуть в миграционный орган:

а) упраздненные разрешения на привлечение иностранной рабочей силы,

б) специальные разрешения в отношении иностранцев, на которых не распространяется действие главы 4 Закона.

  • В случае привлечения трудящихся-иммигрантов, на которых не распространяется действие главы 4 Закона, наниматели должны до 1 августа 2023 г. проинформировать миграционный орган о заключении с такими иностранцами трудовых договоров.
11 сентября 2025
Установлен порядок контроля за исполнением законодательства о труде
Установлен порядок контроля за исполнением законодательства о труде

Какие выплаты будут контролироваться

Постановление №203 предусматривает контроль Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и его региональных подразделений за начислением следующих категорий выплат:

  • заработная плата;
  • компенсации за сверхурочное время, работу в выходные и праздничные дни, мобильный и разъездной характер работы, вахтовый метод, служебные командировки;
  • доплаты до минимальной зарплаты, за ночную работу, при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника;
  • выплаты среднего заработка в определенных случаях;
  • единовременные выплаты на оздоровление во время отпуска;
  • выходные пособия;
  • окончательный расчет при увольнении.

Порядок проведения контроля

  • При наличии информации о том, что наниматель не в полной мере соблюдает законодательство о труде в части выплат работникам, Департамент вправе направить нанимателю запрос о предоставлении документов, связанных с начислением и выплатой заработной платы и иных обязательных выплат.

Указанную информацию Департамент может получить из следующих источников:

  • правоохранительных органов, других государственных органов, организаций, СМИ;
  • физических лиц при условии, если заявление физического лица подано в течение трех лет с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права на получение выплат.

В запросе Департамент должен указать конкретный перечень документов, а также срок, в который необходимо предоставить документы.

  • При выявлении невыплаты или неполной выплаты заработной платы, Департамент выносит требование об устранении нарушений.

Требование выносится не позднее 5 рабочих дней после представления документов. В требовании указываются, помимо прочего, описание нарушения, перечень работников и суммы, срок устранения нарушений (не более 15 рабочих дней), срок информирования Департамента и информация о порядке возможного принудительного взыскания. Требование вручается нанимателю или его представителю под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением и считается полученным через 3 дня после отправки.

  • Наниматель обязан информировать Департамент о выполнении требования в установленные сроки, прилагая подтверждающие документы. Если наниматель не может исправить нарушения в установленный срок, есть возможность подать заявление о продлении срока с указанием причин. Запросы на продление срока можно подать только один раз.

Обжалование требования Департамента

В течение 5 рабочих дней с момента вынесения требования наниматель вправе его обжаловать, подав жалобу начальнику обособленного территориального подразделения Департамента или директору Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты.

Требование, вынесенное директором Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты, может быть обжаловано сразу в судебном порядке.

Жалоба рассматривается в течение 10 рабочих дней, и по итогам рассмотрения могут быть приняты следующие решения:

  • отклонить жалобу. В этом случае требование необходимо исполнить в полном объеме.
  • отменить или частично изменить требование.

При несогласии с решением, принятым в рамках внесудебного обжалования, наниматель может обратиться в суд для обжалования действий (бездействия) должностного лица в общем порядке, предусмотренном законодательством.

11 сентября 2025
Законопроект «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» принят в первом чтении нижней палаты Парламента
Законопроект «Об изменении законов по вопросам трудовых отношений» принят в первом чтении нижней палаты Парламента

Основные изменения, планируемые к внесению в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – «ТК»), рассмотрены ниже.

Работники и наниматели смогут совершать действия в электронном виде

Проект Закона предусматривает, что предупреждение работника, получение от него согласия, ознакомление, в том числе под роспись, с локальными правовыми актами (далее – «ЛПА»), приказами нанимателя, уведомлениями и иными документами, ведение которых предписано законодательством о труде, а также обращение работника к нанимателю и совершение иных действий в письменной форме могут также осуществляться и в электронном виде, в том числе с использованием аналогов собственноручной подписи.  

При этом программно-технические средства, используемые нанимателем, должны позволять однозначно идентифицировать работника.

В связи с введением такой нормы проект Закона предусматривает дополнение ряда статей ТК уточнением возможной формы взаимодействия работника и нанимателя.

Изменены положения, регулирующие дистанционную работу

Проект Закона предусматривает, что:

  • дистанционная работа может выполняться работником постоянно, временно (непрерывно в течение определенного срока, не превышающего шести месяцев в течение календарного года) или комбинированным способом (выполняться постоянно или временно с чередованием в течение рабочего времени дистанционной работы и работы по месту нахождения нанимателя);
  • необходимость направления работнику копий документов на бумажном носителе (в том числе приказа нанимателя о прекращении трудового договора) перестанет носить обязательный характер, если работник и наниматель договорятся об этом;
  • способы и периодичность рабочих контактов работника с нанимателем, режим рабочего времени и времени отдыха работника, обязанности нанимателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и ряд других вопросов могут определяться не только в трудовом договоре (как происходит сейчас), но и в ЛПА.

Периодичность выплаты заработной платы при контрактной форме найма

Проект Закона предусматривает установление такой же периодичности выплаты заработной платы при контрактной форме найма, как и для трудового договора, то есть не реже двух раз в месяц.

Напомним, что сейчас в контракте можно предусмотреть выплату заработной только один раз в месяц.

Разделение отпуска более, чем на две части при согласии нанимателя

Проект Закона закрепляет право работников делить трудовой отпуск более, чем на две части не только в случае, когда это предусмотрено коллективным договором, соглашением, но и при согласии нанимателя.

Скорректирован срок выплаты среднего заработка за время трудового отпуска

Проект Закона предусматривает, что наниматель будет обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска, но только в случае, если он предоставляется в соответствии с графиком трудовых отпусков.

В иных случаях наниматель с согласия работника сможет выплачивать средний заработок не позднее двух рабочих дней со дня начала трудового отпуска.

Ограничена максимальная длительность отпуска по семейно-бытовым и иным уважительным причинам

Проект Закона предусматривает, что коллективным договором, иными ЛПА, нанимателем может быть установлен отпуск без сохранения заработной платы по семейно-бытовым и другим уважительным причинам продолжительностью более 30 календарных дней, но суммарно такой отпуск все равно не должен будет превышать трех календарных месяцев в течение календарного года.

Новые основания предоставления отпуска с сохранением среднего заработка

Проект Закона предусматривает, что в случаях рождения ребенка, регистрации заключения брака, смерти близких родственников (членов семьи), иных уважительных причин коллективным договором, иными ЛПА, нанимателем может быть установлено предоставление работникам не более трех календарных дней отпуска по каждой из указанных причин с сохранением среднего заработка.

 

Новое основание для нанимателя осуществить удержание из заработной платы работников

Проектом Закона предусмотрено, что наниматель будет вправе удержать из заработной платы работников суммы средств (полностью или частично), затраченных нанимателем на организацию питания, которым работник воспользовался.

Сокращение продолжительности рабочего времени для работников с неполным рабочим временем накануне праздников

Проект Закона предусматривает, что для работников с неполным рабочим временем продолжительность работы в рабочий день, непосредственно предшествующий государственному празднику или праздничному дню, будет сокращаться пропорционально продолжительности неполного рабочего времени.

Некоторым работникам разрешат выполнять трудовую функцию без перерыва для отдыха и питания

Проект Закона предусматривает, что работники будут вправе отказаться от предоставления им перерыва для отдыха и питания в случае установления работнику продолжительности ежедневной работы (смены), не превышающей четырех часов.

Расширено право на компенсацию по условиям труда

Проект Закона предусматривает, что обеспечение работника, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молоком или равноценными пищевыми продуктами по его заявлению может быть заменено выплатой денежной компенсации. Размер и порядок осуществления выплаты денежной компенсации установит Совет Министров.

Работники получат право на освобождение от работы при прохождении диспансеризации

Проект Закона предусматривает, что работники получат право на освобождение от работы с сохранением должности служащего (профессии рабочего) и среднего заработка при прохождении диспансеризации.

Периодичность такого освобождения от работы будет зависеть от возраста работника, но, например, работники, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, а также работники в течение пяти лет до достижения такого возраста при прохождении диспансеризации будут иметь право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год.

При этом в ЛПА наниматель сможет закрепить обязанность работников предоставлять нанимателю документы, подтверждающие прохождение ими диспансеризации в день (дни) освобождения от работы.

10 сентября 2025
Новые льготы для граждан Украины
Новые льготы для граждан Украины

Всоответствии с положениями Указа, гражданам Украины и лицам без гражданства, проживающим в Украине и оказавшимся в сложной жизненной ситуации, предоставлен ряд льгот, позволяющий упростить пребывание в Республике Беларусь.

Ранее схожие льготы предоставлялись исключительно гражданам Украины, проживающим на территории Донецкой и Луганской областей Украины. С принятием Указа перечень льгот был расширен и стал распространяться на всех граждан Украины, вне зависимости от места проживания.

Право на получение образования, медицинское обслуживание и иные социально-значимые аспекты пребывания в Республике Беларусь

Гражданам Украины предоставлено право на получение дошкольного, общего и специального образования, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов или на условиях оплаты, предусмотренных для граждан Республики Беларусь, при наличии вакантных мест, установленных планами приема, по решению руководителя с учетом результатов собеседования с абитуриентом. Данные граждане освобождаются от представления документов, необходимых для принятия решения о приеме в учреждения образования, в случае отсутствия объективной возможности представить такие документы.

Также гражданам Украины, прибывшим в Беларусь, в том числе не имеющим разрешений на временное проживание или разрешений на постоянное проживание, гарантируется право на доступное медицинское обслуживание наравне с гражданами Республики Беларусь.

 Для тех лиц, кто прибыл в Беларусь и получил разрешение на временное проживание/вид на жительство/идентификационную карту гражданина Республики Беларусь/паспорт гражданина Республики Беларусь, предоставлена возможность получения пенсий и пособий также без предоставления документов, подтверждающих получение пенсий/пособий в Украине, в случае отсутствия объективной возможности их предоставления.

Предоставление миграционных льгот

Граждане Украины освобождаются от уплаты государственных пошлин за однократную регистрацию временного пребывания в Республике Беларусь, выдачу разрешения на временное проживание, рассмотрение заявления о выдаче разрешения на постоянное проживание, выдачу биометрического вида на жительство.

Не требуется представление документов, необходимых для принятия решения о выдаче гражданам Украины таких разрешений, вида на жительство, а также для решения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, в случае отсутствия объективной возможности для этого.

Упрощение процедуры найма работников из Украины

Наниматели из Беларуси, привлекающие к работе граждан Украины, освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, получение (однократное продление) разрешений на привлечение иностранных работников в Республику Беларусь.

Также нанимателям из Беларуси предоставлено право принимать граждан Украины на работу без прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных учреждениями образования, иными организациями Украины. При этом, при отсутствии у граждан Украины в возрасте 18 лет и старше документов об образовании для целей трудоустройства такие граждане считаются получившими общее базовое образование. Они могут приниматься на работу по профессии рабочего без документов, подтверждающих квалификацию работника, с последующим направлением на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации в очной форме получения образования.

10 сентября 2025
Новое в дистанционной работе
Новое в дистанционной работе

16 марта 2022 года IT компании Беларуси получили соответствующие разъяснения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В разъяснении отмечено, что несмотря на то, что требование о расторжении трудовых отношений в случае выезда дистанционного работника за границу законодательством о труде не установлено, данный вопрос относится к компетенции сторон трудового договора. Так, стороны могут ограничить дистанционную работу территорией Республики Беларусь.

Если ограничение договором не закреплено, работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь.

На дату настоящей публикации в официальном комментарии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь речь идет о том, что трудовые отношения, возникшие на территории Республики Беларусь, осуществляются также на ее территории, за исключением случаев направления в служебную командировку либо на работу в учреждения Республики Беларусь за границей (в дипломатические, торговые и постоянные представительства, консульские учреждения и другие). В качестве правового обоснования Министерство ссылается на ст. 3 Трудового кодекса Республики Беларусь (ТК) и п.1 ст. 67 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах».

Следовательно, впервые озвучена позиция, допускающая выполнение работы дистанционно, находясь за пределами Республики Беларусь.

Прием на дистанционную работу:

Для заключения трудового договора с дистанционным работником необходимо его личное присутствие по месту нахождения нанимателя. Не допускается заключение трудового договора удаленно, обмениваясь электронными документами, или через представителя по доверенности.

Помимо стандартных обязательных условий, трудовой договор, заключаемый с дистанционным работником, должен включать:

  • условие о том, что работа является дистанционной;
  • порядок и сроки обеспечения работника оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иным средствами (далее - оборудование);
  • размер, порядок и сроки выплаты компенсации за использование оборудования, если оно арендовано или принадлежит работнику, а также порядок возмещения иных расходов, связанных с выполнением дистанционной работы;
  • способы и периодичность рабочих контактов работника и нанимателя (в т.ч. порядок и сроки представления отчёта о выполненной работе);
  • условия обмена электронными документами и сообщениями в электронном виде (в т.ч. СМС, файлами и записями).

Переход работника на дистанционную работу возможен:

  1. По соглашению сторон. Инициатива может исходить как от работника, так и от нанимателя, требуется заключить дополнительное соглашение к трудовому договору.
  2. В одностороннем порядке. Статья 32 ТК закрепляет право нанимателя предложить работнику выполнение работы дистанционно в одностороннем порядкев связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами. Продолжение работы с изменившимися существенными условиями труда требует согласия работника с последующим заключением дополнительного соглашения к трудовому договору. В случае отказа трудовой договор прекращается.

Подводя итоги, отметим следующее:

  1. Работник может выполнять дистанционную работу, находясь за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено трудовым договором.
  2. Нарушение работником требования трудового договора о выполнении обязанностей в пределах Республики Беларусь может стать основанием для увольнения по инициативе нанимателя.
  3. Личное присутствие работника по месту нахождения нанимателя при заключении трудового договора с условием о дистанционной работе обязательно.
  4. При дистанционной работе трудовой договор должен содержать дополнительный список условий.

Переход работника на дистанционную работу возможен либо по соглашению сторон, либо через процедуру изменения существенных условий труда в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинам (ст. 32 ТК).


9 сентября 2025
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью
Разъяснены особенности обработки персональных данных в связи с трудовой деятельностью

Общие правила обработки персональных данных

Вне зависимости от целей обработки, все операторы* должны соблюдать общие принципы обработки персональных данных, включая:

  • ограничить обработку персональных данных достижением конкретных, заранее заявленных законных целей;
  • обеспечить соответствие содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям их обработки;
  • хранить персональные данные в форме, позволяющей идентифицировать субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют заявленные цели обработки персональных данных.

* Напомним, в законодательстве о персональных данных под операторами понимаются государственные органы,белорусские и иностранные организации, физические лица, в том числе ИП, самостоятельно или совместноорганизующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных.

Когда нужно согласие на обработку данных?

Белорусское законодательство допускает случаи, когда оператор вправе обрабатывать персональные данные без согласия субъекта. Некоторые подобные исключения предусмотрены и для трудовой сферы.

Кандидаты на трудоустройство

Отбор кандидатов, как правило, начинается с рассмотрения резюме. Если наниматель получает резюме по электронной почте, то он должен позаботиться о получении согласия на обработку данных соискателя. В иных случаях, отмечает Центр, обработка резюме может попасть в исключение и согласие не понадобится.

Обработка без согласия субъекта может происходить при оформлении трудовых отношений, но только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, например:

  • предъявление документов для заключения трудового договора согласно статье 26 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • предоставление медицинской справки о состоянии здоровья, если прохождение предварительного медицинского осмотра обязательно;
  • запрос характеристики с предыдущего места работы и др.

Работники

Аналогичное правило применяется и к обработке данных уже нанятых работников в рамках осуществления трудовой деятельности, а также родственников работников. При этом законодательство не всегда устанавливает формы документов или точные перечни данных, которые праве обрабатывать наниматель. В случае, когда компания самостоятельно разрабатывает формы документов, важно соблюдать общие принципы обработки персональных данных и исключить обработку избыточных данных работника.

Помимо прочего, согласие на обработку данных работника не нужно в следующих случаях:

  • заполнение и хранение трудовой книжки, личных дел, табелей использования рабочего времени;
  • выдача расчетных листков, командировочных удостоверений;
  • выплата заработной платы, иных компенсаций;
  • предоставление трудовых отпусков;
  • реализация мер по исполнению нанимателями обязанностей рационально использовать труд и создавать условия для полного и производительного использования рабочего времени работников (например, ведение телефонных справочников с указанием ФИО, должности, рабочего телефона работников);
  • награждение работников грамотами, благодарностями, занесения на Доску Почета и др.

Передача данных третьим лицам

В некоторых предусмотренных законом случаях передача данных работников, в том числе бывших, также может быть осуществлена без их согласия. Это касается случаев, когда имеет место:

  • предоставление документов и информации по запросу налоговых органов;
  • направление информации при исполнении обязанностей по ведению воинского учета;
  • предоставление сведений для ведения персонифицированного учета;
  • предоставление сведений, необходимых для начисления пенсий, сведений о приеме на работу и увольнении пенсионеров.

Центр подчеркивает, что уполномоченные органы при направлении запроса о предоставлении персональных данных должны указывать правовые основания запроса, цель обработки, содержание и объем запрашиваемых персональных данных, а при необходимости прикладывать форму согласия.

В противном случае нанимать должен получить предварительное согласие работника на передачу его персональных данных.


9 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.