Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Nüesch Development
Консультирование швейцарского девелопера по вопросам возможного вхождения в уже заключенный с Республикой Беларусь инвестиционный договор, предусматривающий строительство торгово-развлекательного комплекса в центре Минска.
Польская инвестиционная корпорация
Представление интересов польского инвестора в ходе заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь по строительству сети бесконтактных автомобильных моек самообслуживания на территории Гомельской и Могилевской областей.
Израильская нефтеперерабатывающая компания
Заключение инвестиционного договора и правовое сопровождение реализации инновационного проекта стоимостью 9 млн. долларов США по созданию централизованной системы сбора, хранения, переработки и использования отработанных масел.
Nüesch Development
Консультирование швейцарского девелопера по вопросам возможного вхождения в уже заключенный с Республикой Беларусь инвестиционный договор, предусматривающий строительство торгово-развлекательного комплекса в центре Минска.
Польская инвестиционная корпорация
Представление интересов польского инвестора в ходе заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь по строительству сети бесконтактных автомобильных моек самообслуживания на территории Гомельской и Могилевской областей.
Энергетическая корпорация
Сопровождение проекта по строительству пилотной солнечной электростанции мощностью 5МВт в Гомельской области в рамках инвестиционного договора первого уровня (предусматривает дополнительные льготы и преференции).
Производитель игрушек
Представление интересов белорусской компании в процессе заключения с Республикой Беларусь инвестиционного договора, направленного на строительство торгового комплекса в Минске.
Израильская нефтеперерабатывающая компания
Заключение инвестиционного договора и правовое сопровождение реализации инновационного проекта стоимостью 9 млн. долларов США по созданию централизованной системы сбора, хранения, переработки и использования отработанных масел.
Производитель мебели из Швеции
Представление интересов производителя мебели в процессе внесения изменений в инвестиционный договор с Республикой Беларусь по строительству деревообрабатывающей фабрики.
Fishman Group
Сопровождение проекта по застройке территории Парка высоких технологий в рамках инвестиционного договора на сумму 200 млн. евро, ставшего третьим по счету в суверенной истории Республики Беларусь.
Agromilk
Представление интересов группы инвесторов из Швейцарии и Ближнего Востока в ходе согласования и заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь по строительству молочной фермы на 10.000 гектарах, предоставленных в постоянное пользование, стоимостью 7 млн. долларов США.
Чем мы можем помочь
Беларусь предлагает ряд привлекательных инвестиционных режимов: инвестиционный договор с государством, Парк высоких технологий, Индустриальный парк «Великий камень», свободные экономические зоны и малые города.
Все они различаются по сфере бизнеса и критериям для входа и предлагают разные наборы льгот и преференций. Выбрать подходящий режим с оптимальным правовым регулированием – залог успеха будущего проекта, и мы поможем с правильным выбором.
Перед принятием решения о старте проекта необходимо понимать, насколько бизнес-модель соответствует правовому регулированию государства, куда инвестор планирует вложить деньги.
Мы проведем правовой анализ модели и дадим оценку вашему проекту с точки зрения степени его соответствия нормам белорусского законодательства, выделив возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. В ходе анализа мы проверим корпоративные, налоговые, таможенные, логистические и другие аспекты, после чего дадим рекомендации по минимизации рисков и оптимизации бизнес-модели.
Заключением договора о вложении инвестиций проект только начинается. Типичные ошибки инвесторов лежат в двух плоскостях: договорной и законодательной.
Договорные отношения с государством представляют собой ряд содержащихся в едином документе взаимных прав и обязанностей, выполнение которых необходимо контролировать, чтобы избежать несознательного неисполнения положений договора (тут поможет дорожная карта исполнения инвестиционного договора).
Законодательная плоскость отношений с государством гораздо шире: инвестор должен знать и понимать, какие обязанности у него есть на каждом этапе реализации проекта (строительные нормы, экологические требования, отчетность, охрана труда и многое другое). Юристы, которые хорошо знают конкретную сферу деятельности инвестора, помогут избежать типовых ошибок, допускаемых по незнанию или невнимательности.
Реализация любого инвестиционного проекта сопровождается подписанием ряда правовых документов: соглашения о резидентстве в ПВТ или "Великом камне", инвестиционного договора, соглашения о ГЧП, меморандумов о сотрудничестве.
Подписанию таких документов предшествуют переговоры и обсуждение с государственными органами и контрагентами. Юрист на переговорах сразу понимает правовые последствия обсуждаемых решений в разрезе проекта.
Обладая богатым опытом проведения переговоров, мы поможем правильно оценить риски перед принятием решения и зафиксировать результат переговоров в той форме (меморандум, term-sheet, (non)binding offer), которая позволит эффективно двигаться к реализации проекта.
Защитить инвестиции и получить изъятия из законодательства и особые льготы поможет заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В портфолио команды Arzinger – три десятка инвестиционных договоров, где мы выступали на стороне иностранных и местных инвесторов.
Инвестиционный договор может предоставить как стандартный для всех инвесторов набор льгот и преференций, так и особые изъятия из законодательства и налоговые льготы.
Основная цель инвестора – заключить договор, который позволит установить партнерские отношения с государством, исключив возможность споров в будущем. Мы знаем, как достичь этой цели.
События отрасли
Филиал иностранной компании – ее обособленное подразделение, открытое и расположенное в Беларуси и осуществляющее все или часть функций иностранной компании, в том числе функции представительства.
Главным отличием филиала иностранной компании от ее представительства является то, что филиал вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Порядок открытия филиалов иностранных компаний регламентируется Положением о порядке открытия и прекращения деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408). Указанное положение не распространяется на открытие и прекращение деятельности в Беларуси корреспондентских пунктов иностранных СМИ и филиалов иностранных банков.
Для открытия филиала иностранная компания должна обратиться в облисполком (Минский горисполком) по месту предполагаемого нахождения филиала или в государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (администрация парка), если предполагаемым местом нахождения филиала является территория индустриального парка «Великий камень», со следующим пакетом документов:
- заявление об открытии филиала;
- легализованная выписка из торгового регистра страны места нахождения иностранной компании или иной документ, подтверждающий ее юридический статус в стране места нахождения. Выписка должна быть выдана не позднее 6 месяцев до дня подачи в исполком (администрацию парка);
- положение о филиале, утвержденное иностранной компанией. В положении указываются наименование и место нахождения филиала, его организационная структура, цели открытия, компетенция руководителя, порядок прекращения деятельности;
- нотариально удостоверенные доверенности либо их нотариально засвидетельствованные копии на руководителя филиала и лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием филиала (при наличии такого лица). Доверенности могут не представляться, если руководитель филиала или лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием такого филиала, является руководителем иностранной компании и информация об этом содержится в выписке из торгового регистра или ином документе, подтверждающем юридический статус иностранной компании.
Вышеназванные документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы и переведены на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально).
Срок рассмотрения исполкомом (администрацией парка) документов, представленных для открытия филиала, составляет 30 рабочих дней (может быть продлен до 2-х месяцев при необходимости получения дополнительной информации).
Филиал считается открытым и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь с даты внесения записи о его открытии в реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (реестр).
В течение 3 рабочих дней с даты внесения записи о его открытии в реестр филиалу выдается выписка из реестра.
В течение 1 месяца с даты внесения в реестр записи об открытии филиал направляет в исполком (администрацию парка) сведения о постановке иностранной компании на учет в налоговых органах и ее учетном номере плательщика.
Один раз в год (с 1 января по 1 марта) филиал представляет в исполком (администрацию парка) письменный отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о:
- месте нахождения;
- штатном расписании;
- количестве иностранных граждан – работников филиала;
- изменениях, внесенных в положение о филиале;
- контактной информации этого филиала, описание деятельности филиала за истекший период.
Филиал обязан уведомлять исполком (администрацию парка) об изменении своего наименования, места нахождения, о замене руководителя филиала или о прекращении его полномочий.
Сведения об открытых и прекративших деятельность белорусских филиалах иностранных организаций размещаются в открытом доступе на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Единый государственный регистр.
Инструкция определяет, что:
- заказчики, застройщики, застройщики при долевом строительстве объектов обязаны осуществлять технический надзор за строительством в период с даты начала выполнения работ на объекте строительства, указанной в договоре строительного подряда или в решении застройщика при выполнении работ собственными силами, и до даты приемки объекта в эксплуатацию;
- не допускается совмещать функции инженера по техническому надзору и руководителя (управляющего) проекта;
- при строительстве объектов по проектной документации, разработанной и прошедшей экспертизу по законодательству иных стран, технический надзор осуществляется в соответствие с требованиями Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Инструкцией также определены:
- порядок осуществления технического надзора внутриплощадочных работ, в том числе внутриплощадочных подготовительных строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
- порядок освидетельствования скрытых работ;
- порядок промежуточной приемки ответственных конструкций;
- порядок приемки инженером по техническому надзору выполненных строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ.
В Инструкции подробно описаны функции инженера по техническому надзору, а также установлена форма извещения о проведении освидетельствования скрытых работ или промежуточной приемке ответственных конструкций.
Напомним, что с 19 ноября 2024 согласно изменениям в Гражданский кодекс, факторинг больше не будет являться исключительно банковской операцией,-коммерческие организации смогут самостоятельно заключать договоры финансирования под уступку денежного требования.
Если ваша компания планирует осуществлять деятельность по факторингу, вам необходимо учитывать следующие условия согласно Указу № 416.
I. Коммерческие организации обязаны включиться в реестр факторинговых организацией, если:
- в совокупности финансирование кредитору(-ам) превышает 3000 БВ за календарный год, что сегодня эквивалентно 120 000 белорусских рублей, и
- на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.
Без включения в реестр деятельность организаций по заключению договоров факторинга является незаконной и запрещается.
II. Национальный банк является регулятором для факторинговых организаций.В частности, он устанавливает (вправе устанавливать):
- порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций;
- требования к правилам осуществления деятельности по факторингу;
- форму, объем, содержание отчетности и (или) иной информации о факторинге, порядок ее предоставления в Национальный банк;
- объем и порядок раскрытия информации об осуществляемой деятельности по факторингу на сайте факторинговой организации в сети Интернет;
- требования к системе управления рисками факторинговой организации;
- объем и порядок раскрытия информации о бенефициарных и иных владельцах и своем финансовом состоянии;
- порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;
- обязательные для соблюдения финансовые нормативы и их размеры, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;
- случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов;
- и иное.
III. Установлены требования к самой факторинговой организации.В частности, такая организация должна:
- иметь уставный фонд в размере не менее 125 тыс. белорусских рублей;
- иметь систему управления рисками;
- соблюдать размеры финансовых нормативов, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, в случае установления таких нормативов, формировать резервы;
- представлять в Национальный банк полученные при осуществлении деятельности по факторингу сведения, входящие в состав кредитной истории;
- ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и представлять аудиторское заключение в Национальный банк;
- и иное.
IV. Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения предписания и (или) требования:
- об устранении выявленных нарушений;
- об отстранении от занимаемой должности руководителя, должностного лица;
- о принятии мер по улучшению финансового состояния;
- о назначении руководителя, соответствующего квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
При неисполнении факторинговой организацией предписаний и (или) требований Национальный банк вправе направить предписание о запрете заключения новых договоров факторинга, дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение объемов предоставляемого финансирования, или исключить факторинговую организацию из реестра.
Лица из «недружественных» государств
Термин «недружественное государство» прочно вошел в обиход в деловых кругах. Перечень «недружественных» государств установлен Советом Министров в Постановлении №209 от 06.04.2022. В перечень входят: Австралийский Союз, государства – члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория и Швейцарская Конфедерация.
Запреты и ограничения, вводимые для лиц из «недружественных» государств, распространяются на:
- иностранных лиц, связанных с перечисленными «недружественными» государствами (в том числе если такие лица имеют гражданство этих государств, место их регистрации, место преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или основное место получения ими прибыли – это «недружественное» государство),
- лиц, контролируемых описанными выше иностранными лицами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Отметим также, что возможна более широкая трактовка понятия «недружественного» государства. Так, на практике государственные органы могут определять в качестве «недружественных» страны, вводящие санкции против Беларуси, даже если эти страны не включены в перечень Совмина.
Ограничения по распоряжению активами
С 22.10.2023 действует новый порядок отчуждения долей (акций) участниками (акционерами) из «недружественных» юрисдикций, порядок отчуждения недвижимого имущества, а также реорганизации и выхода из белорусских компаний (действует Указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», указ периодически изменятся и дополняется).
Необходимо получать разрешение Совета Министров на следующие действия:
- отчуждение иностранными участниками (акционерами) из «недружественных» государств долей (акций) в уставных фондах белорусских юридических лиц;
- отчуждение недвижимости собственниками имущества белорусских юридических лиц, являющимися лицами из «недружественных» государств (в первую очередь имеются в виду иностранные собственники унитарных предприятий);
- отчуждение недвижимости белорусскими юридическими лицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более;
- реорганизация белорусских юридических лиц, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из «недружественных» государств;
- выход из белорусского юридического лица участника (акционера), являющегося лицом из «недружественного» государства.
Для отчуждения долей (акций) и недвижимости, помимо получения разрешения, необходимо также уплатить взнос в размере не менее 25% (то есть, взнос может быть и выше) от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества, определяемой согласно независимой оценке. Независимая оценка производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность. Для реорганизации и выхода из белорусского юрлица платить взнос не нужно.
Порядок получения разрешения Совмина мы разбирали в подробностях тут.
В общих чертах, для получения разрешения заявителям нужно обращаться в областные / Минский городской исполкомы по месту регистрации таргета.
Заявителями для целей получения разрешения выступают:
- собственники имущества, участники (акционеры) юрлиц, являющиеся лицами из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, долей (акций), а также при выходе из белорусского юрлица;
- белорусские юридические лица, собственниками имущества, участниками которых являются лица из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, а также при их реорганизации.
Весь процесс получения разрешения займет от двух месяцев.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения, открытый и включает, например, копию заключения о рыночной стоимости отчуждаемых активов, информацию о деятельности таргета с представлением бухгалтерского баланса и т.д. (примерный перечень документов установлен в Постановлении №27). На основании предоставленных документов госорганы определяют, в том числе, размер подлежащего уплате взноса.
Уплатить взнос нужно в период действия независимой оценки рыночной стоимости долей (акций) юридического лица, недвижимого имущества. Важно учитывать, что уплата взноса обязательна для перевода акций, госрегистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, прав на него и сделок с ним, а также для госрегистрации изменений (дополнений) в устав, вносимых в связи со сменой собственника имущества организации, а также в связи с отчуждением долей. То есть, сделки, требующие уплаты взноса в госбюджет, не могут быть завершены без его уплаты.
Отметим, что если сделка, на которую испрашивалось разрешение, по итогу не будет совершена, уплаченный взнос не возвращается. Исключение – несовершение (неисполнение) сделки по отчуждению недвижимого имущества юрлицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более) – в данном случае взнос можно вернуть.
Какая ответственность за несоблюдение требований Указа №93?
Согласно Указу №93, совершение сделки (отчуждение долей/акций, недвижимости) без получения разрешения и уплаты взноса влечет ничтожность сделки. В свою очередь, госрегистрация соответствующих изменений или дополнений в устав организации, регистрация юридического лица в результате реорганизации, совершенные с нарушением Указа №93, могут быть признаны недействительными по решению суда.
Справочно:Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы вправе предъявлять иски о признании факта ничтожности сделки и признании государственной регистрации недействительной.
Приостановление исполнения отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения
С 01.06.2024 по 31.12.2026 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2024 № 164 «О вопросах налогообложения» приостановлено исполнение отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 27 странами:
США, Франция, Дания, Польша, Швеция, Бельгия, Литва, Латвия, Нидерланды, Чехия, Болгария, Эстония, Румыния, Кипр, Швейцария, Словакия, Австрия, Венгрия, Хорватия, Македония, Италия, Германия, Финляндия, Ирландия, Словения, Испания и Великобритания.
Положения, исполнение которых приостановлено, затрагивают только налогообложение доходов в виде дивидендов, процентов по долговым обязательствам <*> и доходов от отчуждения/использования имущества <**>. Отметим, что в СИДН с США приостановлено исполнение только одного положения, которое касается налогообложения процентов по кредитам, ссудам и другим видам задолженности, связанным с финансированием торговли между Беларусью и США.
<*> Трактовка термина «проценты» зависит от содержания конкретного СИДН. Так, например, в СИДН между Беларусью и Польшей указано, что доход в виде «процентов», охватываемый ст. 11 СИДН, – это доход от «долговых требований любого вида, банковских вкладов, правительственных ссуд, а также любой иной доход, рассматриваемый как проценты в соответствии с законодательством государства, в котором возникает такой доход».<**> Определение того, что входит в понятие «имущество» также варьируется и зависит от положений конкретного СИДН. В большинстве СИДН соответствующие статьи регулируют отчуждение как недвижимого, так и любого иного имущества, в том числе имущественных прав (долей, акций).
Приостановление действия данных положений означает, что определенные доходы, полученные в Беларуси, будут облагаться налогом и в Беларуси, и в стране налогового резидентства иностранного лица.
Также напомним, что для иностранных организаций с местом нахождения в «недружественном» государстве установлена ставка 25% по налогу на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (общеустановленная ставка – 15%).
Ставка в размере 25% действует с 01.04.2024 по 31.12.2026.
Таким образом, например, резидент Польши, получивший с 01.06.2024 дивиденды от белорусского юрлица в размере 5 000 бел. руб., должен будет уплатить налог с данной суммы дважды:
- 25% налог на доходы иностранных организаций в Беларуси (1 250 бел. руб.), и
- налог на дивиденды по соответствующей ставке в Польше.
Ограничения по выплате дивидендов
C 24.04.2024 по 31.12.2026 в отношении акционеров и участников из «недружественных» государств действует ограничение на выплату им прибыли и (или) дивидендов. Ограничение установлено Постановлением Совета Министров от 19.04.2024 №299 «О применении специальной ограничительной меры». Таким образом, лицам из «недружественных» государств запрещается выплачивать прибыль и (или) дивиденды без разрешения исполкома.
Запрет распространяется на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества белорусских юридических лиц, являющимся лицами из «недружественных» государств.
Чтобы выплатить прибыль / дивиденды своим участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств, резидент может получить разрешение на выплату распределенных (начисленных) прибыли / дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств. Разрешение выдается областным (Минским городским) исполкомом на каждую выплату прибыли и (или) дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств.
В Постановлении предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин (по состоянию на июль 2025 г. это 840 тыс. бел. руб.), разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70% к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности (например, задолженности по налогам, заработной плате и иным обязательным платежам, по кредитам, выданным белорусскими банками) на дату подачи заявления о получении разрешения или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50% среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Разрешение выдается в течение 30 рабочих дней с даты подачи заявления. Процедура бесплатная.
Если вы получите отказ в разрешении на выплату, то прибыль / дивиденды нужно будет перечислить сначала на специальный счет юрлица-резидента, а затем на специальный счет участника (акционера, собственника имущества) из «недружественного» государства, открытый в белорусском банке. Порядок использования специальных счетов определен Указом Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 №285. Средства на специальном счете могут расходоваться участником (акционером, собственником имущества) из «недружественного» государства только на предусмотренные Указом №285 цели (подробнее об этом мы писали здесь).
Также отметим, что резидент в течение 10 календарных дней со дня выплаты прибыли / дивидендов должен информировать областной (Минский городской) исполком по месту регистрации о сумме начисленных / фактически выплаченных участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств денежных средств в виде прибыли и (или) дивидендов.
Временное внешнее управление компанией в случае ликвидации
Ввиду ограничений, ликвидацию юридического лица кто-то может рассматривать как вариант ухода с рынка, поскольку формально она не запрещена, а также за нее не нужно получать разрешение Совмина и уплачивать взнос. Тем не менее, необходимо учитывать, что данные действия (например, заявления о намерении ликвидироваться) могут рассматриваться как основания для передачи полномочий по управлению компанией внешним управляющим на срок до 18 месяцев.
Напомним, что белорусская организация с иностранными участниками (любыми иностранными участниками, необязательно из «недружественных» стран) может быть передана местным исполкомом под временное внешнее управление в случае выполнения одного из следующих условий:
- управление организацией со стороны исполнительного и (или) иных органов управления фактически прекращено;
- совершение исполнительным и (или) иными органами управления общества экономически необоснованных действий, которые могут привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации и (или) банкротству общества;
- в иных случаях, определяемых Правительством (пока не установлены).
Временное внешнее управление не вводится в отношении компаний, которые уже находятся в процессе ликвидации либо в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве.
Изъятие активов за совершение «недружественных» действий
Закон Республики Беларусь от 03.01.2023 № 240-З «Об изъятии имущества» ввел механизм принудительного изъятия объектов права собственности у лиц из «недружественных» государств.
Основание для изъятия объектов права собственности <*> – совершение в отношении Республики Беларусь, ее юридических и (или) физических лиц недружественных действий <**>.
<*> Под объектами права собственности закон подразумевает «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, находящиеся на территории Республики Беларусь и принадлежащие на праве собственности субъектам изъятия».<**> Важно отметить, что закон не предусматривает определения «недружественных действий».
Так, решение об изъятии активов может быть принято в отношении:
- иностранных государств, совершающих недружественные действия,
- лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также аффилированных лиц.
Решение об изъятии принимает Совет Министров. После принятия решения Совмином Государственный комитет по имуществу обращается в экономический суд г. Минска с заявлением об изъятии активов. Решение экономического суда подлежит немедленному исполнению, однако его можно обжаловать.
Изъятые объекты права собственности поступают в собственность Республики Беларусь, а денежные средства подлежат перечислению в республиканский бюджет.
Общая гарантия о компенсации стоимости изъятых активов не предусмотрена. Вместе с тем, компенсация может быть обеспечена, если компенсация применялась при совершении в отношении Беларуси недружественных действий. Размер компенсации устанавливается в судебном решении.
По состоянию на 28.10.2024, механизм применялся единожды.
Что должен предпринять акционер-продавец перед продажей акций закрытого акционерного общества (ЗАО) третьему лицу?
Алгоритм действий продавца состоит из следующих шагов:
- Принять решение об отчуждении акций (для акционеров, являющихся юридическими лицами);
- Удостовериться в отсутствии ограничений на продажу (залог; арест; обременение правами третьих лиц; ограничение на продажу акций лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг; наличие в уставе общества положения об ограничении круга лиц, которым могут быть проданы акции, и др.);
- Получить разрешение Совета Министров на продажу акций (в случаях, когда законодательство требует получение такого разрешения);
- Получить согласие МАРТ на продажу акций (если получение такого согласия необходимо в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности);
- Получить согласие супруга/супруги на продажу акций (в случае продажи физическим лицом акций, являющихся совместной собственностью супругов);
- Предложить акции облисполкому/Мингорисполкому (в случаях, когда исполкомы имеют преимущественное право на приобретение акций);
- Предложить акции другим акционерам (если преимущественное право покупки акций закреплено в уставе ЗАО);
- Предложить невостребованные другими акционерами акции самому обществу или выбранному им третьему лицу (в случае, если право общества и/или третьего лица на покупку невостребованных акций закреплено в уставе ЗАО).
Если после выполения вышеуказанных действий все лица отказались от преимущественного права покупки, тогда акционер-продавец вправе предложить акции выбранному им третьему лицу.
Акции должны предлагаться к покупке третьему лицу по цене и на условиях, предложенных ранее исполкомам и/или акционерам (обществу) в рамках соблюдения требований о преимущественном праве покупки.
Продажа акций ЗАО может осуществляться на неорганизованном (внебиржевом) рынке ценных бумаг, т.е. вне рамок торговой системы организатора торговли ценными бумагами.
Как совершаются сделки с акциями?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора купли-продажи. К договору купли-продажи акций применяются как общие положения о купле-продаже (Гражданский кодекс), так и специальное законодательство, регулирующее куплю-продажу ценных бумаг.
Существенными условиями для договора купли-продажи акций являются, в том числе:
- предмет договора (вид акции, ее номинальная стоимость);
- количество акций;
- цена одной акции и общая цена обязательств по договору;
- сведения об отсутствии ограничений и запретов на совершение сделок с акциями;
- сведения о соблюдении продавцом требований законодательства и/или устава общества и пр.
Подлежат ли сделки с акциями обязательной регистрации?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием.
Несоблюдение требования о регистрации сделки с акциями, совершаемой на неорганизованном рынке, влечет ее недействительность.
Для осуществления регистрации договора купли-продажи необходимо присутствие акционера-продавца и покупателя.
Договор регистрируется брокером или депозитарием после проверки его соответствия требованиям законодательства.
После регистрации договора купли-продажи акционер-продавец переводит акции со своего счета "депо" на счет "депо" покупателя (покупателю необходимо позаботиться о наличии открытого счета "депо"). Права на акции возникают с момента зачисления их на счет "депо" покупателя (факт зачисления фиксируется в выписке по счету).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.
Отныне местные и зарубежные инвесторы могут воспользоваться следующими инструментами:
- заключить инвестиционный договор (известный, привычный и много раз опробованный на практике инструмент);
- заключить специальный инвестиционный договор;
- реализовать преференциальный инвестиционный проект.
I. Специальный инвестиционный договор
Специальный инвестиционный договор – разновидность инвестиционного договора, предусматривающего организацию производства на территории Беларуси усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника по установленным ценам.
Как видно, специальный инвестиционный договор заключается только для создания производства и только усовершенствованной продукции. Более того, он позволяет гарантировать сбыт через госзакупки.
Усовершенствованная продукция – продукция, соответствующая одному из следующих требований:- продукция ранее не выпускалась в Беларуси; или- продукция усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся в Беларуси продукцией в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или новое определение (наименование).
Отметим, что для заключения специального инвестиционного договора необходимо, чтобы инвестпроектсоответствовал приоритетным видам деятельности. Перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций был определен Постановлением Совета Министров № 417 «О приоритетных видах деятельности для осуществления инвестиций» (мы разбирали данное постановление ранее). Помимо этого, должно быть установлено и подтверждено финансово-экономической оценкойсоответствие инвестиционного проекта критериям, определенным Советом Министров.
Льготы, предоставляемые при реализации специального инвестиционного договора, аналогичны льготам и преференциям, предоставляемым по обычному инвестиционному договору.
Напомним, что среди основных льгот и преференций, на которые вправе претендовать инвестор по инвестиционному договору или специальному инвестиционному договору, следующие:
Налоги, таможенные и иные платежи:
- освобождение от НДС и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей и получением капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного строительства и иных основных средств, передаваемых для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора (реализующей организации), хозяйственное ведение или оперативное управление;
- освобождение от земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства);
- вычет в полном объеме сумм НДС, предъявленных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором;
- освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных объектах недвижимости;
- освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых для исключительного использования на территории Беларуси для реализации инвестиционного проекта;
- гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства на период действия инвестиционного договора, но не более 5 лет с года вступления инвестиционного договора в силу (действует только в случае, если закреплена в конкретном решении о заключении инвестдоговора).
Освобождения:
- освобождение от платы за право заключения договора аренды земельного участка;
- освобождение от обязанности по возмещению лесо- и сельскохозяйственных потерь;
Важно! Льгота действует в течение 5 календарных лет со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением.
- освобождение от госпошлины за выдачу (однократное продление срока действия) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью;
Важно! Такая преференция предоставляется также для подрядчика / разработчика проектной документации.
Иные преференции:
- разрешено параллельное проектирование и строительство;
- разрешено превышение базовых размеров санитарно-защитных зон в объектах, воздействующих на здоровье человека и окружающую среду;
- разрешено изменение функционального назначения отдельных частей объекта строительства.
II. Преференциальный инвестиционный проект
Преференциальный инвестиционный проект – это новый механизм инвестиций, для реализации которого не требуется заключения инвестиционного договора. Данный институт направлен на привлечение инвестиций в приоритетные секторы экономики регионов.
Реализация преференциального инвестиционного проекта осуществляется на основании решения исполнительного комитета о включении данного проекта в перечень преференциальных инвестиционных проектов. В данном решении устанавливаются все обязательства, а также льготы и преференции в рамках проекта.
Для реализации преференциального инвестиционного проекта необходимо, чтобы данный проект соответствовал региональному перечню приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций. В случае, если исполком не принял соответствующий региональный перечень, оценивается соответствие перечню приоритетных видов деятельности (секторов экономики), определенному Советом Министров (определен Постановлением №417).
Важно! Преференциальные инвестиционные проекты не могут реализовываться в г. Минске. Инвестором по таким проектам может выступать только юридическое лицо или ИП, зарегистрированное в Беларуси.
Перечень льгот, на которые вправе претендовать инвестор при реализации преференциального инвестиционного проекта, менее объемный, чем перечень в рамках обычного инвестиционного договора. Так, например, при реализации преференциального инвестиционного проекта не предоставляется освобождение от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, не предусмотрено также разрешение на превышение базовых размеров санитарно-защитных зон, изменение функционального назначения отдельных частей объекта строительства. Инвесторы, реализующие преференциальный инвестиционный проект, также не вправе претендовать на гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства.
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.
Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона «Об инвестициях», вступающей в силу с 11 июля 2024 г., инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) могут реализовываться с использованием дополнительных льгот и преференций (например, возможность заключения специального инвестиционного договора, реализации преференциальных инвестиционных проектов и т.д. – подробнее писали здесь). Таким образом, претендовать на все предусмотренные льготы можно только в случае, если инвестиции осуществляются в вид деятельности / сектор экономики, установленный Постановлением №417.
Перечень приоритетных видов деятельности включает множество видов деятельности, в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, снабжение электроэнергией, водоснабжение, строительство, оптовую торговлю легковыми автомобилями, издательскую деятельность, а также общую врачебную практику.
Наряду с видами деятельности и секторами экономики, определенными в перечне, приоритетными также считаются виды деятельности / секторы экономики, в которых реализуются инвестиционные проекты:
- по решению Президента Республики Беларусь либо в рамках государственных программ, – на срок реализации этих проектов;
- в рамках инвестиционных договоров, заключенных до 11 июля 2024 г., – на срок реализации этих проектов.
В качестве приоритетных секторов экономики для осуществления инвестиций определены следующие:
- информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта;
- аэрокосмические технологии;
- производство на основе применения биотехнологий, нанотехнологий;
- производство композитов и новых материалов;
- создание и развитие логистической системы;
- производство робототехники и беспилотных систем;
- производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры;
- деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, технологии рационального природопользования.
Помимо того, что инвестиции должны осуществляться в определенный вид деятельности / сектор экономики, для получения дополнительных льгот необходимо выполнять требование по минимальному объему инвестиций. Постановление №417 устанавливает минимальный объем инвестиций в отношении конкретных видов деятельности и секторов экономики: объем варьируется от 1 млн. базовых величин (40 млн. бел. руб.) в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и до 6 млн. базовых величин (240 млн. бел. руб.) в горнодобывающей промышленности.
Обратите внимание, что минимальный объем инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 70% от определенного в Постановлении №417 минимального объема инвестиций, за исключением инвестиций по отдельным видам деятельности / секторам экономики (например, инвестиций в сфере IT и логистики).
Постановление вступает в силу 11 июля 2024 г.
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.
Планируется, что изменения вступят в силу к моменту начала действия новой редакции Закона Республики Беларусь «Об инвестициях» (прим. с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 11.07.2024) («Закон об инвестициях»).
Основные предложения по изменению подходов, предусмотренных Положением:
- определить государственный орган (организацию), в который адресуется инициатива заключения инвестиционного договора.
Предлагается закрепить возможность обращения в государственный орган, определяемый в соответствии с его компетенцией.
- определить требования к инициативе.
Инициирование заключения инвестиционного договора будет представлять собой предложение о заключении инвестиционного договора, включающее заявление и прилагаемые к нему документы.
- установить критерии, которым должен соответствовать инвестиционный проект, в отношении которого заключается инвестиционный договор.
Предлагаемый набор критериев будет подразумевать повышение уровня эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в рамках инвестиционных договоров, а также повышение ответственности инвесторов за такую реализацию.
- урегулировать условия, при наличии одного из которых в решении о заключении инвестиционного договора следует предусматривать в обязательном порядке гарантию от неблагоприятного изменения налогового законодательства;
- определить дополнительные требования к инвестору (инвесторам), инициирующему заключение инвестиционного договора, а также перечень документов и сведений, которыми подтверждается соответствие инвестора (инвесторов) и реализующей организации (при ее наличии) предъявляемым к ним требования, порядок проверки таких документов и сведений в соответствии с пп. 3.4 п. 3 ст. 21 обновленной редакции Закона об инвестициях;
- урегулировать вопрос предоставления освобождения от налога на прибыль и срока такого освобождения в случае продления срока окончания реализации инвестиционного проекта;
- определить конкретные разновидности оснований прекращения по основаниям иным, нежели исполнение инвестором обязательств по инвестиционному договору;
- закрепить регулирование заключения специального инвестиционного договора в том же порядке, что и инвестиционного договора.
- Установлено ограничение на выплату прибыли и (или) дивидендов лицам из «недружественных» государств
Постановление №299 ввело ограничение на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества белорусских юридических лиц, являющимся лицами из «недружественных» государств («иностранные участники»).
Ограничение применяется, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли и (или) дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников резидента 80 тыс. БВ (сейчас это 3,2 млн. белорусских рублей) или эквивалент этой суммы в иностранной валюте.
- Определен порядок получения разрешения на выплату прибыли и (или) дивидендов
Для минования ограничения по выплате прибыли и (или) дивидендов резидент может получить разрешение на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику.
Обратите внимание! Разрешение выдается областным (Минским городским) исполнительным комитетом на каждую выплату прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику.
Разрешение выдается при соответствии резидента в совокупности следующим критериям:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных за текущий календарный год прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50% среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе за 5 лет, предшествующих году их выплаты (если резидент осуществляет деятельность менее 5 лет или иностранный участник (учредитель) состоит в обществе менее 5 лет – за общий период деятельности резидента / наличия иностранного участника (учредителя)),
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70% к уровню аналогичного периода прошлого года,
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года,
- отсутствие задолженностей по уплате налогов, сборов, пеней и иных обязательных платежей в бюджет,
- отсутствие просроченной задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь,
- иные критерии, указанные в Постановлении №299.
Разрешение выдается в течение 30 календарных дней с даты подачи заявления. Процедура бесплатная.
В случае получения отказа в разрешении на выплату, выплата осуществляется перечислением прибыли и (или) дивидендов на специальный счет иностранного участника. Порядок использования специального счета определен Указом Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 г. № 285 («Указ №285»). Средства на специальном счету могут расходоваться иностранным участником только на предусмотренные Указом №285 цели (подробнее об этом мы писали здесь).
- Установлена обязанность информировать исполком о сумме фактически выплаченных дивидендов
Резидент в течение 10 календарных дней со дня выплаты прибыли и (или) дивидендов информирует областной (Минский городской) исполнительный комитет по месту регистрации о сумме фактически выплаченных иностранным участникам денежных средств в виде прибыли и (или) дивидендов.
Постановление №299 вступает в силу с 24 апреля 2024 г. и действует до 31 декабря 2025 г.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал, чтобы оперативно получать новости законодательства и нашу аналитику:
Исходя из формулировки пункта 3 Постановления №27, теперь любому юридическому лицу Республики Беларусь при продаже или ином отчуждении недвижимого имущества будет необходимо предоставить в организацию по государственной регистрации информацию:
- о том, относятся ли собственники имущества соответствующего юридического лица Республики Беларусь к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия; либо
- о наличии (отсутствии) в составе участников (акционеров) юридического лица Республики Беларусь лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, которым принадлежат доли в уставном фонде (акции), составляющие в совокупности 25 и более процентов уставного фонда соответствующего юридического лица.
Такая информация должна подаваться за подписью уполномоченного должностного лица компании.
Напомним, что ранее утверждённый Постановлением Совета Министров №436 перечень юридических лиц, доли (акции) в которых принадлежат собственникам из «недружественных» государств, утратил свою силу. В настоящий момент вопрос о том, является ли участник (акционер) или собственник белорусской компании лицом из «недружественного» иностранного государства, будет решаться исходя из определения, данного в Указе Президента Республик Беларусь от 14.03.2022 г. №93 («Указ №93»):
«Под лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности».
Иными словами, теперь белорусским компаниям с иностранным капиталом необходимо будет самостоятельно определять, подпадают ли они под установленные Указом №93 ограничения на отчуждение недвижимости. В случае нераспространения соответствующих ограничений уполномоченному должностному лицу белорусской компании (как правило, директору) необходимо будет письменно подтвердить это.
Важно!Согласно определению Указа №93 к лицам из иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут относиться в том числе компании, которые хотя инезарегистрированы в «недружественных» иностранных государствах, однако находятся под контролем компаний и/или физических лиц из «недружественных» иностранных государств. Перечень «недружественных» иностранных государств можно найти здесь.
В этой связи при продаже или ином отчуждении имущества белорусской компанией, прямо или косвенно связанной с иностранным капиталом, мы не рекомендуем поверхностно относиться к вопросу о (не)распространении на нее ограничений, установленных Указом №93, и предоставлению соответствующей информации в организацию по государственной регистрации. При наличии сомнений в отношении какого-либо участника (акционера) и/или собственника имущества белорусской компании следует провести тщательный анализ на предмет возможности отнесения их к лицам из «недружественных» иностранных государств (возможно, с привлечением внешнего юридического консультанта, в том числе для получения заключения).
Важно! Сделки по отчуждению недвижимости, совершенные с нарушением требований Указа №93, являются ничтожными. Уполномоченные государственные органы Республики Беларусь вправе обратиться в суд с исками об установлении факта ничтожности таких сделок и применении последствий их недействительности в течение 10 лет со дня, когда началось исполнение сделки.



