Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Банки и проектное финансирование

Arzinger Law Offices предоставляет экспертное юридическое сопровождение в финансовом секторе, опираясь на глубокое понимание финансовых рынков и современной регуляторики. Мы поддерживаем банки, инвесторов и корпоративных заемщиков на всех этапах реализации проектов – от структурирования и согласования условий финансирования до комплексного сопровождения сделок и решения сложных вопросов с регуляторами. Наши юристы разрабатывают индивидуальные решения для привлечения капитала: от классического кредитования до эмиссии акций, облигаций и токенов (IPO и ICO); проводят комплексные юридические экспертизы бизнес–планов, заемщиков, поручителей; обеспечивают полное документальное оформление процесса финансирования начиная от корпоративных процедур и заканчивая фактическим получением денег на счет; сопровождают получение согласий и разрешений белорусских и иностранных регуляторов. Мы обеспечиваем всестороннюю защиту интересов клиентов, минимизируем юридические и финансовые риски даже в самых масштабных и инновационных проектах. С нами ваши финансовые инициативы реализуются надежно, своевременно и с максимальной выгодой.

Юрий Слепич Юрий Слепич

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 js@arzinger.by
Евгения Серегина Евгения Серегина

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 es@arzinger.by
Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт практики

Партнер
Директор

+375 29 304 34 11 ks@arzinger.by
Наталия Морозовская Наталия Морозовская

Эксперт практики

Финансовый аналитик

+375 29 304 34 11 nm@arzinger.by
Галина Андреева Галина Андреева

Эксперт практики

Налоговый консультант

+375 29 304 34 11 ap@arzinger.by
Анастасия Нелюбович Анастасия Нелюбович

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 an@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Белкоопстрах

Защита интересов белорусской страховой компании в отношении выплаты банку страхового возмещения.

Австрийский банк

Юридическое сопровождение деятельности и консультирование по отдельным вопросам целевого финансирования в Республике Беларусь.

Немецкий банк

Консультирование по вопросам заключения рамочного кредитного договора с ОАО «АСБ «Беларусбанк» для финансирования экспортно-импортных операций со страховым покрытием немецкой страховой компании.

Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование клиента по вопросу привлечения кредитной линии Банка Развития Республики Беларусь в размере 840,4 тыс. долларов США для реализации инвестиционного проекта "Расширение участка по нанесению тонкопленочных покрытий" за счёт средств иностранной кредитной линии Государственного банка развития Китая.

Белорусская лизинговая компания

Консультирование компании по вопросам действительности банковской гарантии, выданной в обеспечение предмета лизинга.

Немецкий консорциум экспортных банков

Консультирование по вопросам экспортного кредитования резидента Беларуси под гарантию Правительства.

Литовская лизинговая компания

Консультирование по банковским и налоговым аспектам договора международной финансовой аренды (лизинга), заключенного между резидентами Литвы, Германии, Беларуси.

Производитель льняных тканей

Консультирование государственного производителя льняных тканей и изделий по вопросу привлечения внешнего финансирования на сумму 32,34 млн. евро от Сбербанк Европа АГ (Австрия) под гарантию Правительства Республики Беларусь.

Международный агропромышленный холдинг

Представление интересов в ходе привлечения проектного финансирования от ЕБРР на сумму 10 млн. долларов США через вхождение в капитал компании Клиента на сумму 10 млн. долларов США (put and call option) для реализации проекта по строительству агротерминалов в Беларуси.

Производитель игрушек

Представление интересов клиента по вопросу привлечения кредита 10 млн. долларов США от Европейского банка реконструкции и развития на расширение производства.

Белорусский банк

В ходе многолетнего сотрудничества юристы Arzinger Law Offices готовили юридические заключения по вопросам привлечения кредитных линий от: Komerční banka, a.s. (Czech Republic), Banca Monte Dei Paschi Di Siena SpA (Italy), AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Germany) на сумму млн. 106.235 млн. евро, Bank Gospodarstwa Krajowego (Poland) на сумму 45.4 млн. евро.  

SID banka (Словения)

Предоставление юридического заключения в пользу SID banka (Словения) в отношении заемщика – резидента Республики Беларусь – для цели получения последним экспортного кредита на поставку оборудования из Словении.

Немецкий консорциум экспортных банков

Консультирование по вопросам законодательства Республики Беларусь при выдаче кредитной линии для реализации инвестиционного проекта по строительству завода для производства белой жести и металлического листа в Миорском районе, с последующей выдачей юридического заключения в отношении заемщика.

Польский банк

Предоставление юридического заключения в отношении кредитных договоров на финансирование поставки в адрес РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», Государственного объединения «Белорусская железная дорога» дизель-поездов производства польской компании PESA Bydgoszcz S.A.

Северная экологическая финансовая корпорация

Представление интересов при заключении $1 млн. кредитного договора о производстве труб, отводов и арматуры для систем централизованного теплоснабжения и очистки сточных вод с датской компанией Salling Plast AS.

Китайская логистическая корпорация

Правовая поддержка строительства и реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории белорусско-китайского индустриального парка "Великий Камень". Проект по развитию территории обеспечивается нашим клиентом, общая сумма инвестиций составит около 500 млн. долларов США. Для цели реализации проекта Государственный банк развития Китая предоставил нашему клиенту долгосрочный кредит на сумму более 100 млн. долларов США. 

В рамках оказываемой правовой поддержки мы осуществили правовую проверку деятельности заемщика с последующей подготовкой юридического заключения для Государственного банка развития Китая, и предоставили независимое заключение о выполнении заемщиком предварительных условий для выдачи кредита.

Белорусская инвестиционная компания

Представление интересов клиента в процессе привлечения прямого финансирования от польского банка Bank Gospodarstwa Krajowego в размере 55 млн. евро для строительства торгово-офисного центра площадью 68 тыс. кв.м. в городе Гродно, Беларусь.

Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

Белкоопстрах

Защита интересов белорусской страховой компании в отношении выплаты банку страхового возмещения.

9 сентября 2025
Австрийский банк

Юридическое сопровождение деятельности и консультирование по отдельным вопросам целевого финансирования в Республике Беларусь.

9 сентября 2025
Немецкий банк

Консультирование по вопросам заключения рамочного кредитного договора с ОАО «АСБ «Беларусбанк» для финансирования экспортно-импортных операций со страховым покрытием немецкой страховой компании.

9 сентября 2025
Белорусский производитель оптического оборудования

Консультирование клиента по вопросу привлечения кредитной линии Банка Развития Республики Беларусь в размере 840,4 тыс. долларов США для реализации инвестиционного проекта "Расширение участка по нанесению тонкопленочных покрытий" за счёт средств иностранной кредитной линии Государственного банка развития Китая.

9 сентября 2025
Белорусская лизинговая компания

Консультирование компании по вопросам действительности банковской гарантии, выданной в обеспечение предмета лизинга.

9 сентября 2025
Немецкий консорциум экспортных банков

Консультирование по вопросам экспортного кредитования резидента Беларуси под гарантию Правительства.

9 сентября 2025
Литовская лизинговая компания

Консультирование по банковским и налоговым аспектам договора международной финансовой аренды (лизинга), заключенного между резидентами Литвы, Германии, Беларуси.

9 сентября 2025
Производитель льняных тканей

Консультирование государственного производителя льняных тканей и изделий по вопросу привлечения внешнего финансирования на сумму 32,34 млн. евро от Сбербанк Европа АГ (Австрия) под гарантию Правительства Республики Беларусь.

9 сентября 2025
Международный агропромышленный холдинг

Представление интересов в ходе привлечения проектного финансирования от ЕБРР на сумму 10 млн. долларов США через вхождение в капитал компании Клиента на сумму 10 млн. долларов США (put and call option) для реализации проекта по строительству агротерминалов в Беларуси.

9 сентября 2025
Производитель игрушек

Представление интересов клиента по вопросу привлечения кредита 10 млн. долларов США от Европейского банка реконструкции и развития на расширение производства.

9 сентября 2025
Белорусский банк

В ходе многолетнего сотрудничества юристы Arzinger Law Offices готовили юридические заключения по вопросам привлечения кредитных линий от: Komerční banka, a.s. (Czech Republic), Banca Monte Dei Paschi Di Siena SpA (Italy), AKA Ausfuhrkredit-Gesellschaft mbH (Germany) на сумму млн. 106.235 млн. евро, Bank Gospodarstwa Krajowego (Poland) на сумму 45.4 млн. евро.  

9 сентября 2025
SID banka (Словения)

Предоставление юридического заключения в пользу SID banka (Словения) в отношении заемщика – резидента Республики Беларусь – для цели получения последним экспортного кредита на поставку оборудования из Словении.

9 сентября 2025
Немецкий консорциум экспортных банков

Консультирование по вопросам законодательства Республики Беларусь при выдаче кредитной линии для реализации инвестиционного проекта по строительству завода для производства белой жести и металлического листа в Миорском районе, с последующей выдачей юридического заключения в отношении заемщика.

9 сентября 2025
Польский банк

Предоставление юридического заключения в отношении кредитных договоров на финансирование поставки в адрес РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги», Государственного объединения «Белорусская железная дорога» дизель-поездов производства польской компании PESA Bydgoszcz S.A.

9 сентября 2025
Северная экологическая финансовая корпорация

Представление интересов при заключении $1 млн. кредитного договора о производстве труб, отводов и арматуры для систем централизованного теплоснабжения и очистки сточных вод с датской компанией Salling Plast AS.

9 сентября 2025
Китайская логистическая корпорация

Правовая поддержка строительства и реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории белорусско-китайского индустриального парка "Великий Камень". Проект по развитию территории обеспечивается нашим клиентом, общая сумма инвестиций составит около 500 млн. долларов США. Для цели реализации проекта Государственный банк развития Китая предоставил нашему клиенту долгосрочный кредит на сумму более 100 млн. долларов США. 

В рамках оказываемой правовой поддержки мы осуществили правовую проверку деятельности заемщика с последующей подготовкой юридического заключения для Государственного банка развития Китая, и предоставили независимое заключение о выполнении заемщиком предварительных условий для выдачи кредита.

9 сентября 2025
Белорусская инвестиционная компания

Представление интересов клиента в процессе привлечения прямого финансирования от польского банка Bank Gospodarstwa Krajowego в размере 55 млн. евро для строительства торгово-офисного центра площадью 68 тыс. кв.м. в городе Гродно, Беларусь.

9 сентября 2025
Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Сопровождение экспортного финансирования в Беларуси

Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита,

когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.

Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.

Подготовка юридических заключений в Беларуси

Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.

Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.

Участие в переговорах

Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров. 

Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.

Проверка контрагентов в Беларуси

Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.

Привлечение заемного финансирования в Беларуси

Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

Сопровождение экспортного финансирования в Беларуси

Для увеличения привлекательности товаров на внешних рынках белорусская компания может воспользоваться поддержкой в виде экспортного кредита, когда стоимость товара экспортер получит сразу после его поставки, а иностранный покупатель будет выплачивать эту стоимость своему банку на протяжении нескольких месяцев.

Такая схема снижает риски белорусских компаний по неполучению оплаты и принудительному взысканию задолженности.

События отрасли

Что такое инвестиционный кредит по новым правилам
Что такое инвестиционный кредит по новым правилам

Постановлением Правления Национального Банка Республики Беларусь от 15.09.2025 N 267 внесены изменения в Инструкцию N 488 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления денежных средств в форме кредита и их возврата (погашения)». Инструкция приведена в соответствие с Законом N 62-З «О потребительском кредите и потребительском микрозайме». Среди новшеств, впервые появится понятие инвестиционных кредитов.

Так, инвестиционный кредит, это кредит выдаваемый банком организации или ИП на следующие цели:

  • создание, возведение, реконструкция, модернизация, техническое переоснащение или приобретение основных средств, нематериальных активов;
  • вложения в долгосрочные активы;
  • приобретение оборудования к установке, строительных материалов;
  • доходные вложения в материальные активы (кроме покупки имущества для его передачи в лизинг);
  • возмещение затрат на вышеуказанные цели в текущем календарном году либо с даты которых прошло не более полугода, если расходы произведены в предшествующем календарном году;
  • приобретение кредитополучателем имущества для его последующей передачи в лизинг согласно решениям Президента.

Банки будут обязаны установить в своих ЛПА перечень документов, на основании которого они будут принимать решения о выдаче инвестиционного кредита. Среди документов должен быть бизнес-план или технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. Это не касается микрокредита (абз. 5 п. 8 Инструкции N 488 в редакции постановления N 267).

Иные требования к содержанию ЛПА банка в части инвестиционных кредитов остались прежними.

Изменения вступают в действие с 22.11.2025 года (п. 2 постановления N 267).

7 октября 2025
Корпоративные банковские карты в Беларуси: правила использования, контроль и юридическое оформление
Корпоративные банковские карты в Беларуси: правила использования, контроль и юридическое оформление

В последнее время всё более популярным в повседневной деятельности белорусских компаний становится использование корпоративных банковских карточек. Такая карточка – это платежный инструмент, который всегда под рукой и позволяет оперативно оплатить какие-либо расходы, связанные с деятельностью организации.

Как правило, такие карточки предоставляются в распоряжение конкретным работникам юридического лица. При этом, не стоит забывать, что денежные средства на корпоративной банковской карточке – это денежные средства компании, и распоряжаться ими можно только на строго определенные цели в рамках конкретного перечня операций, определенного компанией самостоятельно.

Корпоративную банковскую карточку можно использовать для оплаты, например, за канцтовары, топливо, почтовые услуги, услуги связи, а также для оплаты расходов при командировке (билеты на общественный транспорт, бронирование гостиниц, дорожные сборы, страхование и тп.), представительских расходов и иных расходов, связанных с деятельностью организации.

Работник (держатель корпоративной карточки) обязан предоставить нанимателю отчет о суммах, израсходованных посредством использования корпоративной банковской карточки, приложив к такому отчету подтверждающие документы (чеки, квитанции и пр.).

В целях сохранности и прозрачного использования денежных средств организации мы рекомендуем нашим клиентам:

- устанавливать перечень работников, имеющих право на использование корпоративной банковской карты;

- утвердить локальный правовой акт о порядке использования корпоративных карт.

Если в Ваша компания практикует использование корпоративных банковских карт, но пока не имеет соответствующего локального правового акта, который бы четко устанавливал правила их использования и отчетности по таким расходам, наши юристы готовы подготовить для Вас соответствующие документы.

12 сентября 2025
Опубликован указ о порядке осуществления факторинга
Опубликован указ о порядке осуществления факторинга

Напомним, что с 19 ноября 2024 согласно изменениям в Гражданский кодекс, факторинг больше не будет являться исключительно банковской операцией,-коммерческие организации смогут самостоятельно заключать договоры финансирования под уступку денежного требования.

Если ваша компания планирует осуществлять деятельность по факторингу, вам необходимо учитывать следующие условия согласно Указу № 416.

I. Коммерческие организации обязаны включиться в реестр факторинговых организацией, если:

  • в совокупности финансирование кредитору(-ам) превышает 3000 БВ за календарный год, что сегодня эквивалентно 120 000 белорусских рублей, и
  • на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.

Без включения в реестр деятельность организаций по заключению договоров факторинга является незаконной и запрещается. 

II. Национальный банк является регулятором для факторинговых организаций.В частности, он устанавливает (вправе устанавливать):

  • порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций;
  • требования к правилам осуществления деятельности по факторингу;
  • форму, объем, содержание отчетности и (или) иной информации о факторинге, порядок ее предоставления в Национальный банк;
  • объем и порядок раскрытия информации об осуществляемой деятельности по факторингу на сайте факторинговой организации в сети Интернет;
  • требования к системе управления рисками факторинговой организации;
  • объем и порядок раскрытия информации о бенефициарных и иных владельцах и своем финансовом состоянии;
  • порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;
  • обязательные для соблюдения финансовые нормативы и их размеры, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;
  • случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов;
  • и иное.

III. Установлены требования к самой факторинговой организации.В частности, такая организация должна:

  • иметь уставный фонд в размере не менее 125 тыс. белорусских рублей;
  • иметь систему управления рисками;
  • соблюдать размеры финансовых нормативов, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, в случае установления таких нормативов, формировать резервы;
  • представлять в Национальный банк полученные при осуществлении деятельности по факторингу сведения, входящие в состав кредитной истории;
  • ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и представлять аудиторское заключение в Национальный банк;
  • и иное.

IV. Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения предписания и (или) требования:

  • об устранении выявленных нарушений;
  • об отстранении от занимаемой должности руководителя, должностного лица;
  • о принятии мер по улучшению финансового состояния;
  • о назначении руководителя, соответствующего квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

При неисполнении факторинговой организацией предписаний и (или) требований Национальный банк вправе направить предписание о запрете заключения новых договоров факторинга, дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение объемов предоставляемого финансирования, или исключить факторинговую организацию из реестра.

12 сентября 2025
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси

Далее рассмотрены основные из введенных ограничений. 

Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.

С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.

I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь

Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси

Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.

Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:

0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.

<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.

Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.

Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши

Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:

  • некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
  • некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
  • некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
  • икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
  • сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).

Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).

Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь

Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):

– некоторых товаров и технологий морского судоходства;

– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси

Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаровкоторые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов

Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.

Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):

0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.

Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.

В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:

(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или

(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.

Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси

Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:

– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;

– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;

– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

III. Транзит товаров

Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:

– некоторые товары и технологии двойного назначения;

– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;

– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;

– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.

IV. Услуги и ПО

Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию

Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:

– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;

– услуг по налоговому консультированию;

– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;

– услуг по связям с общественностью;

– архитектурных и инженерных услуг;

– юридических консультативных услуг;

– ИТ-консалтинговых услуг;

– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;

– услуг по техническим испытаниям и анализу;

– рекламных услуг.

Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:

– ПО для управления предприятием <*>;

<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.

– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.

<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.

Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:

– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;

– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;

– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;

– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.

Транспортные услуги

ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.

Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.

V. Иные меры

Санкции на энергетический сектор Беларуси

Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:

– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);

– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);

– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;

– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.

Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):

– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;

– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;

– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.

Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)

При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.

Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:

  • товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
  • некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
  • огнестрельное оружие и боеприпасы.

Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.

Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.

Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица

Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.

Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь

Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.

Механизм вторичных санкций

В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.

Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий

Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).

 

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.

12 сентября 2025
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций

Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона «Об инвестициях», вступающей в силу с 11 июля 2024 г., инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) могут реализовываться с использованием дополнительных льгот и преференций (например, возможность заключения специального инвестиционного договора, реализации преференциальных инвестиционных проектов и т.д. – подробнее писали здесь). Таким образом, претендовать на все предусмотренные льготы можно только в случае, если инвестиции осуществляются в вид деятельности / сектор экономики, установленный Постановлением №417.

Перечень приоритетных видов деятельности включает множество видов деятельности, в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, снабжение электроэнергией, водоснабжение, строительство, оптовую торговлю легковыми автомобилями, издательскую деятельность, а также общую врачебную практику.

Наряду с видами деятельности и секторами экономики, определенными в перечне, приоритетными также считаются виды деятельности / секторы экономики, в которых реализуются инвестиционные проекты:

  • по решению Президента Республики Беларусь либо в рамках государственных программ, – на срок реализации этих проектов;
  • в рамках инвестиционных договоров, заключенных до 11 июля 2024 г., – на срок реализации этих проектов.

В качестве приоритетных секторов экономики для осуществления инвестиций определены следующие:

  • информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта;
  • аэрокосмические технологии;
  • производство на основе применения биотехнологий, нанотехнологий;
  • производство композитов и новых материалов;
  • создание и развитие логистической системы;
  • производство робототехники и беспилотных систем;
  • производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры;
  • деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, технологии рационального природопользования.

Помимо того, что инвестиции должны осуществляться в определенный вид деятельности / сектор экономики, для получения дополнительных льгот необходимо выполнять требование по минимальному объему инвестиций. Постановление №417 устанавливает минимальный объем инвестиций в отношении конкретных видов деятельности и секторов экономики: объем варьируется от 1 млн. базовых величин (40 млн. бел. руб.) в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и до 6 млн. базовых величин (240 млн. бел. руб.) в горнодобывающей промышленности.

Обратите внимание, что минимальный объем инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 70% от определенного в Постановлении №417 минимального объема инвестиций, за исключением инвестиций по отдельным видам деятельности / секторам экономики (например, инвестиций в сфере IT и логистики).

Постановление вступает в силу 11 июля 2024 г.

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.

12 сентября 2025
Планируется уменьшение лимита по наличным платежам для ИП и юридических лиц с 500 БВ до 100 БВ
Планируется уменьшение лимита по наличным платежам для ИП и юридических лиц с 500 БВ до 100 БВ

Планируется, что изменения вступят в силу с 1 июля 2024 г.

Свои предложения по проекту можно подать до 8 апреля 2024 г.

Основные изменения:

  • Поэтапное снижение лимита по наличным платежам

На данный момент при приеме юрлицами и ИП от физлиц платежей, не связанных с осуществлением физлицами предпринимательской деятельности, размер платежа (совокупной суммы платежей) наличными денежными средствами за товары (работы, услуги), реализуемые этими юрлицами и ИП, не может превышать в рамках одной сделки 500 БВ.

Проект изменений в Указ №493 предлагает установить следующие лимиты по приему юрлицами и ИП наличных платежей от физлиц (в рамках одной сделки):

  • с 1 июля 2024 г. до 31 декабря 2024 г. включительно – 400 БВ;
  • с 1 января 2025 г. до 30 июня 2025 г. включительно – 300 БВ;
  • с 1 июля 2025 г. до 31 декабря 2025 г. включительно – 200 БВ;
  • с 1 января 2026 г. – 100 БВ.

Юрлица и ИП также обязаны будут предоставить физлицам возможность осуществления платежей в безналичной форме, если при регулярной (более 3 раз в течение календарного квартала) продаже физлицам товаров (выполнении работ, оказании услуг), суммарная стоимость по одной сделке превысит установленный в данный период лимит наличных расчетов.

Важно! Соответствующие поэтапные изменения лимитов не будут распространяться на сделки, заключенные до вступления в силу таких лимитов (например, на сделки, заключенные до 30 июня 2024 г. включительно, не будет распространяться сниженный лимит в 400 БВ).

  • Повышение размера не облагаемого подоходным налогом вознаграждения за безналичный расчет

В проекте предлагается увеличить размерне облагаемого подоходным налогомвознаграждения, выплачиваемого поставщиками платежных услуг физлицам за расчеты в безналичной форме. Предполагается, что такое вознаграждение может выплачиваться в денежной или натуральной форме, электронными деньгами, в размере, не превышающем 10% от суммы совершенного безналичного платежа (сейчас размер вознаграждения не может превышать 2%).

12 сентября 2025
Иностранные участники белорусских компаний смогут получать дивиденды только на специальные счета в Беларуси при введении ограничительных мер
Иностранные участники белорусских компаний смогут получать дивиденды только на специальные счета в Беларуси при введении ограничительных мер

Когда требуется открывать банковские счета со специальным режимом функционирования

Обязанность открыть специальный счет возникает в случае применения Республикой Беларусь специальной ограничительной меры в виде установления ограничений на совершение финансовых операций по получению иностранными участниками или собственниками имущества белорусских юридических лиц («иностранные участники») прибыли и дивидендов.

Возможность применения специальной ограничительной меры в виде установления запретов или ограничений на совершение финансовых операций предусмотрена Законом Республики Беларусь от 12.07.2023 № 280-З «О применении специальных ограничительных мер». Решение о ее применении принимается Правительством Республики Беларусь.На 15.09.2023 указанная мера в отношении выплаты прибыли или дивидендов не введена.

На кого распространяется обязанность открывать специальные счета

Открытие специальных счетов предполагается для двух категорий субъектов:

  • юридические лица Республики Беларусь (за исключением банков) («резиденты»).

Резиденты вправе открыть специальный счет в белорусских рублях в любом банке. Отдельный специальный счет может быть открыт для выплат каждому из участников, собственников имущества.

Средства на таких специальных счетах имеют целевое назначение и должны быть использованы исключительно для исполнения обязательств по выплате распределенной (начисленной) прибыли, дивидендов иностранным участникам;

  • иностранные участники.

Иностранный участник вправе открыть специальный счет в белорусских рублях в любом банке. Такой счет может быть только один и должен использоваться исключительно для получения денежных средств со специальных счетов резидентов.

Для получения средств от резидента, иностранный участник должен уведомить резидента об открытии специального счета, после чего резидент в течение 10 рабочих дней перечисляет средства на открытый иностранным участником счет.

Средства на специальном счету могут расходоваться иностранным участником во время действия ограничительных мер, но только на предусмотренные Указом №285 цели:

  • на финансирование реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь;
  • на погашение задолженности по кредитам, предоставленным ОАО «Банк развития Республики Беларусь», а также банками в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь;
  • на приобретение государственных ценных бумаг, эмитированных для целей реализации постановления Правительства о применении специальной ограничительной меры;
  • на размещение в безотзывные банковские вклады (депозиты) на срок не менее 1 года в банке, в котором открыт специальный счет;
  • на иные цели, согласованные Советом Министров Республики Беларусь с Президентом Республики Беларусь.

Перечислить средства со специального счета на иной иностранный участник сможет только при истечении срока действия специальной ограничительной меры. Для этого необходимо направить в банк заявление о закрытии специального счета не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения срока действия специальной ограничительной меры. В заявлении указываются текущие (расчетные) банковские счета и платежные инструкции для перечисления остатка денежных средств.

12 сентября 2025
Утверждено Положение о представителе владельцев облигаций, порядке осуществления деятельности общего собрания владельцев облигаций
Утверждено Положение о представителе владельцев облигаций, порядке осуществления деятельности общего собрания владельцев облигаций

Положение определяет случаи назначения (избрания) лица, действующего от имени и в интересах владельцев облигаций («представитель владельцев облигаций»), требования к нему, порядок осуществления деятельности представителя владельцев облигаций, его права и обязанности, а также порядок осуществления деятельности общего собрания владельцев облигаций («общее собрание»).

Функции представителя владельцев облигаций

Представитель владельцев облигаций представляет интересы владельцев облигаций перед эмитентом, лицом, предоставившим обеспечение исполнения обязательств по облигациям эмитента, а также перед иными лицами, в том числе государственными органами.

Представитель владельцев облигаций исполняет решения общего собрания, принимает меры, направленные на защиту прав и законных интересов владельцев облигаций, заявляет требования от имени владельцев облигаций эмитенту или лицу, предоставившему обеспечение исполнения обязательств по облигациям эмитента, представляет интересы владельцев облигаций в деле о несостоятельности или банкротстве эмитента или лица, предоставившего обеспечение исполнения обязательств по облигациям эмитента.

Представитель владельцев облигаций осуществляет свои полномочия от имени владельцев облигаций без доверенности на основании проспекта эмиссии облигаций и договора с эмитентом.

Функции общего собрания владельцев облигаций

Некоторые вопросы, касающиеся находящихся в обращении облигаций, отнесены Положением к общей компетенции общего собрания владельцев облигаций. Общее собрание созывает и проводит эмитент по собственному решению, а также по требованию представителя владельцев облигаций либо владельцев не менее 10% находящихся в обращении облигаций по каждому отдельному выпуску.

Общее собрание принимает решения по вопросам:

  • об отказе от права требовать досрочного погашения или выкупа облигаций в случае возникновения у владельцев облигаций указанного права;
  • о согласии на заключение представителем владельцев облигаций от имени владельцев облигаций соглашения о прекращении обязательств по облигациям предоставлением отступного или новацией, а также об утверждении условий указанного соглашения;
  • об избрании представителя владельцев облигаций, избрании нового представителя облигаций взамен ранее назначенного эмитентом, в том числе в случае одностороннего отказа от исполнения договора, его расторжения, а также об одобрении назначаемого эмитентом облигаций представителя владельцев в случае, когда такой представитель не был назначен до даты начала размещения облигаций, указанной в проспекте эмиссии облигаций.

Когда нужно назначить представителя владельцев облигаций

Эмитент облигацийобязанназначить представителя владельцев облигаций в случаях, когда:

  • эмитент является нерезидентом и его облигации допущены к размещению на территории Республики Беларусь;или
  • облигации удовлетворяютодновременно следующим условиям:- исполнение обязательств эмитента по облигациям обеспечивается залогом недвижимого имущества;

- общий объем обязательств эмитента по облигациям, обеспечиваемым залогом недвижимого имущества, превышает 50% оценочной стоимости этого имущества;

- размещение или обращение облигаций осуществляются среди неограниченного круга субъектов.

В указанных случаях назначение осуществляется до утверждения проспекта эмиссии облигаций.

В то же время, обязанность по назначению представителя владельцев облигаций не распространяется на определенные виды облигаций:

  • государственные облигации;
  • облигации местных исполнительных и распорядительных органов;
  • облигации Национального банка;
  • выпуски облигаций, эмитированные и зарегистрированные до вступления Положения в силу.

В отсутствие обязанности назначения представителя владельцев облигаций, эмитент или общее собрание все равно вправе принять решение о назначении/избрании представителя владельцев облигаций, при этом:

а) Эмитент может назначать представителя владельцев облигаций и заключать с ним договор как до утверждения проспекта эмиссии облигаций, так и после регистрации выпуска облигаций.

Назначение эмитентом представителя, если такой представитель не был назначен до даты начала размещения облигаций, указанной в проспекте эмиссии, осуществляется при условии одобрения представителя решением общего собрания.

б) Общее собрание вправе избирать представителя, принимая соответствующее решение. В таком случае эмитент обязан заключить с представителем владельцев облигаций договор не позднее 30 дней с даты проведения общего собрания, принявшего такое решение.

Несоблюдение эмитентом требований Положения в части назначения представителя владельцев облигаций и заключения с ним договора, организации и проведения общего собрания квалифицируется как нарушение порядка эмиссии и размещения ценных бумаг.

Кто может быть представителем владельцев облигаций

Представителями владельцев облигаций могут быть:

  • профессиональный участник рынка ценных бумаг (брокер, депозитарий, доверительный управляющий);
  • управляющая организация инвестиционного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда;
  • иная коммерческая организация, осуществляющая деятельность не менее 3 лет.

Одно и то же лицо может быть представителем владельцев облигаций в отношении нескольких выпусков облигаций одного либо нескольких эмитентов.

Представителями владельцев облигаций не могут быть:

  • эмитент, собственник имущества (учредители, участники) эмитента, дочерние и зависимые хозяйственные общества эмитента, унитарные предприятия, собственником имущества которых является эмитент, иные аффилированные лица эмитента;
  • юридическое лицо, предоставившее обеспечение исполнения обязательств по облигациям эмитента, собственник имущества (учредители, участники), дочерние и зависимые хозяйственные общества этого юридического лица, унитарные предприятия, собственником имущества которых является указанное юридическое лицо, иные аффилированные лица юридического лица, предоставившего обеспечение исполнения обязательств по облигациям эмитента;
  • юридическое лицо, в высшем органе управления которого лица, указанные в двух предыдущих пунктах, имеют право распоряжаться более 50% голосов.
12 сентября 2025
Комиссионер не признается платежным агрегатором
Комиссионер не признается платежным агрегатором

Напомним, что платежным агрегатором признается поставщик платежной услуги эквайринга платежных операций, осуществляющий деятельность по приему платежей от инициаторов платежей (переводов денежных средств, электронных денег) в адрес третьих лиц, предоставляющий информацию, необходимую для осуществления указанных платежей, и осуществляющий передачу (перечисление) денежных средств (электронных денег) в пользу их получателей*. При этом пользователь платежных услуг уплачивает платежному агрегатору вознаграждение в рамках платежного соглашения.

* согласно Закону Республики Беларусь от 19.04.2022 № 164-З «О платежных системах и платежных услугах»

В то же время, осуществление перечисления денежных средств по поручению одного лица иному лицу может также происходить в рамках договоров комиссии. В частности, при осуществлении продаж по комиссионной модели, денежные средства, полученные комиссионером по сделке, будут перечисляться комитенту за вычетом комиссионного вознаграждения. До принятия дополнений в Инструкцию №453 такая модель могла быть трактована как составляющая часть платежных услуг.

Обновленная Инструкция №453 четко определяет, что к платежным услугам эквайринга не относятся:

  • действия комиссионеров по приему и передаче (перечислению) денежных средств (электронных денег) в рамках исполнения обязательств по договорам комиссии;
  • реализация видов экономической (предпринимательской) деятельности, предметом которой не является деятельность в области платежных систем и платежных услуг.
11 сентября 2025
Новый порядок применения специальных ограничительных мер и исключительная подсудность «санкционных» споров
Новый порядок применения специальных ограничительных мер и исключительная подсудность «санкционных» споров

Понятие, основания и объекты применения специальных ограничительных мер со стороны Беларуси

Согласно Закону, специальные ограничительные меры со стороны Беларуси – это меры экономического характера и иные меры противодействия, не связанные с применением силы или угрозы силой, направленные на исключение (минимизацию) негативных последствий недружественных действий иностранных государств в отношении Беларуси, ее граждан или организаций. Специальные ограничительные меры носят временный характер и могут применяться наряду с другими мерами защиты.

Основанием для применения специальных ограничительных мер является совершение иностранным государством недружественных действий, в том числе выражающихся в применении односторонних ограничительных мер в качестве средства экономического и (или) политического принуждения, не санкционированных Советом Безопасности ООН и (или) несовместимых с принципами и нормами международного права.

При этом под недружественными действиями понимаются действия дискриминационного характера, совершаемые иностранным государством против национальных интересов и безопасности Республики Беларусь, ее суверенитета и территориальной целостности, политической и экономической стабильности, прав, свобод и законных интересов граждан или организаций Беларуси, наносящие ущерб Беларуси, ее гражданам или организациям.

Специальные ограничительные меры могут применяться к следующим субъектам (в Законе они именуются как объекты применения специальных ограничительных мер):

  • к иностранным государствам, совершающим недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан или организаций;
  • к иностранным лицам (физическим лицам, иностранным организациям), связанным с иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Беларуси, ее граждан и организаций (в т.ч. такая связь может иметь место вследствие гражданства, места регистрации, места преимущественного ведения хозяйственной деятельности или места преимущественного извлечения прибыли от деятельности);
  • к лицам, которые находятся под контролем указанных в пункте выше иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Важно! Граждане и организации Республики Беларусь не могут быть объектами применения специальных ограничительных мер.

Соблюдение специальных ограничительных мер является обязательным для:

  • организаций и граждан Беларуси;
  • иностранных организаций, на которых распространяется белорусское право;
  • иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих, временно или постоянно проживающих в Беларуси.

Данные лица, с одной стороны, могут быть привлечены к ответственности за несоблюдение специальных ограничительных мер, с другой стороны, освобождаются от гражданско-правовой ответственности за неисполнение договорных и иных обязательств, на исполнение которых существенно повлияли специальные ограничительные меры.

Виды специальных ограничительных мер

Закон предусматривает следующие виды специальных ограничительных мер, которые могут быть приняты:

  • запреты или ограничения на ввоз и реализацию в Беларуси отдельных групп товаров;
  • запреты или ограничения на транзит отдельных групп товаров;
  • запреты или ограничения импорта в Беларусь работ и услуг;
  • запреты или ограничения экспорта товаров, работ или услуг в иностранные государства;
  • запреты или ограничения использования территории Беларуси, в том числе и ее воздушного пространства;
  • запреты или ограничения на совершение финансовых операций;
  • отсрочка исполнения обязательств (мораторий) по внешнеторговым договорам на период действия обстоятельств-оснований для применения специальных ограничительных мер;
  • отсрочка исполнения обязательств (мораторий) в отношении объектов применения специальных ограничительных мер;
  • приостановление международного сотрудничества, приостановление действия или прекращение международных договоров Беларуси;
  • иные меры.

Порядок принятия специальных ограничительных мер

Специальные ограничительные меры вводятся постановлениями Совета Министров (Правительства) Республики Беларусь.

Инициаторами введения специальных ограничительных мер могут быть государственные органы (организации), которые вносят в установленном порядке соответствующее предложение в Совет Министров. Такое предложение должно сопровождаться заключением Министерства иностранных дел о соответствии применения специальных ограничительных мер международным обязательствам Республики Беларусь.

Перед принятием Советом Министров решения о применении специальных ограничительных мер должна проводится всесторонняя оценка обоснованности их инициирования, оценка эффективности их применения, в том числе с учетом необходимости исключения (минимизации) негативных последствий для Беларуси, ее граждан и организаций, которые могут возникнуть при применении специальных ограничительных мер.

Исключительная подсудность судам Республики Беларусь «санкционных» споров

Закон также устанавливает, «если иное не установлено международным договором или соглашением сторон», исключительную подсудность белорусским судам дел по спорам в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности с участием («санкционные» споры»):

  • Республики Беларусь в лице государственных органов, ее юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных граждан, в отношении которых совершены недружественные действия («белорусские лица»);
  • одного белорусского или иностранного лица с другим белорусским или иностранным лицом, если основанием для таких споров являются недружественные действия в отношении белорусских лиц.

Приведенное выше правило об исключительной подсудности белорусским судам указанной категории споров действует и при наличии соглашения сторон (в частности, при наличии арбитражного или пророгационного соглашения), если соглашение сторон «не может быть исполнено по причине совершения в отношении одной из сторон недружественных действий, создающих ей препятствия в защите своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод либо в защите своих законных интересов».

Запрет инициировать или продолжать разбирательство

Закон также позволяет лицу обратиться в белорусский экономический суд с заявлением о запрете другой стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде (арбитраже) при инициации другой стороной разбирательства в иностранном суде (арбитраже) либо при наличии доказательств того, что такое разбирательство будет инициировано.

Исходя из формулировок Закона, такое заявление может быть подано и при наличии арбитражного или пророгационного соглашения между сторонами, если имеются «обстоятельства подтверждающие, что соглашение сторон … не может быть исполнено стороной спора».

Освобождение от уплаты госпошлины

Лица, обращающиеся в белорусский государственный суд в связи с исключительной подсудностью «санкционного» спора или подающие заявление для получения запрета инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде (арбитраже), освобождаются от уплаты государственной пошлины.

11 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.