Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Международная торговля

Международная торговля – это пространство сложных правил, высоких рисков и новых возможностей. Контракты, логистика, валютные операции, трансграничное движение товаров – сегодня всё это требует не только оперативности и гибкости, но и безупречной юридической поддержки. Ошибка в договоре или таможенных процедурах может стоить дорого и финансово, и репутационно.

Arzinger – это надежная правовая опора для вашего бизнеса на глобальных рынках. Мы сопровождаем экспортно–импортные сделки, проводим анализ и структурирование бизнес–моделей международной торговли, разрабатываем и согласовываем внешнеторговые контракты (поставка, дистрибуция, комиссия, услуги), консультируем по вопросам таможенного, валютного и налогового регулирования, применения мер торговой защиты и соблюдения санкционного и экспортного контроля, обеспечиваем получение лицензий (в том числе экспортных), сертификатов, разрешений, сопровождаем антидемпинговые и специальные расследования, консультируем по правилам ЕС и ЕАЭС, управлению рисками и сопровождаем в процессе коммерческих споров как в досудебном порядке и в процессе судебных разбирательств.

Мы сопровождаем крупнейшие международные маркетплейсы, консультируем ведущих мировых производителей и ритейлеров. Наши юристы помогают минимизировать юридические и коммерческие риски, обеспечивают соблюдение всех требований международного и национального законодательства.

Благодаря сочетанию международной экспертизы и глубокого понимания белорусских реалий, мы делаем ваш бизнес уверенным и эффективным участником мировой торговли.

Клим Сташевский Клим Сташевский

Эксперт практики

Партнер
Директор

+375 29 304 34 11 ks@arzinger.by
Михаил Ходосевич Михаил Ходосевич

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 mk@arzinger.by
Дмитрий Боболя Дмитрий Боболя

Эксперт практики

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 dmb@arzinger.by
Елена Живицкая Елена Живицкая

Эксперт практики

Старший юрист

+375 29 304 34 11 ez@arzinger.by
Мария Шайбак Мария Шайбак

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 msh@arzinger.by
Илона Мищук Илона Мищук

Эксперт практики

Юрист

+375 29 304 34 11 im@arzinger.by
Анастасия Нелюбович Анастасия Нелюбович

Эксперт практики

Помощник юриста

+375 29 304 34 11 an@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Турецкая пивоваренная компания

Представление интересов в ходе заключения договора на организацию толлингового розлива пива с государственной пивоварней в Минске.

Немецкий производитель биттера

Консультирование немецкого производителя биттера (ликера) по вопросам экспорта продукции в Беларусь.

Производители оптического кабеля ЕАЭС

Представление интересов группы производителей оптического кабеля в ходе антидемпингового расследования, проводимого Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии в отношении оптического волокна из США и Японии.

Обеспечили подготовку всего пакета документов в рамках расследования, представили интересы клиента на слушаниях в Департаменте. Проводили работу с экспертами и органами государственного управления.

Сербская нефтяная компания

Консультирование по вопросам заключения и исполнения трансграничного договора поставки природного газа.

Немецкая стекольная корпорация

Консультирование немецкого производителя стекла и оптики по вопросам заключения рамочного договора поставки с белорусской производственной компанией.

Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат

Представление интересов в процессе заключения договора c компанией Ekman & Co AB на оказание услуг эксклюзивного трейдера по продвижению, маркетингу и продажам сульфатной хвойной и лиственной целлюлозы, производимой предприятием, ориентировочной стоимостью 600 млн. долларов США.

Немецкая логистическая корпорация

Представление интересов клиента по вопросам осуществления функций логистического оператора Чемпионата мира по хоккею.

Испанский fashion-ритейлер

Представление интересов мультибрендового ритейлера одежды из Испании по вопросам экспансии в Беларусь и открытия 11 магазинов в Минске.

GAP

Консультирование американского ритейлера по правовым вопросам осуществления электронной торговли в Беларуси.

Octapharma A.G.

Консультирование клиента, который является крупной международной фармацевтической компанией, по вопросам заключения договора поставки по результатам электронного аукциона. Проведение переговоров с РУП «Белфармация» относительно заключения договора поставки с учетом законодательства о государственных закупках.

IKEA

Консультирование Заказчика, который является международной компанией по продаже товаров для обустройства дома по вопросам предоставления субординационного займа белорусскому поставщику, а также по вопросам заключения договора залога оборудования и регистрации залога в Реестре движимого имущества, обременённого залогом.

Octapharma A.G.

Консультирование Заказчика по вопросам взаимодействия с Министерством здравоохранения Республики Беларусь по вопросам легализации иностранных официальных документов для предоставления их в рамках государственных закупок лекарственных средств, по вопросам проверки производителей лекарственных средств на предмет соблюдения ими требований законодательства Республики Беларусь в области производства лекарственных средств.

LLC KSK Invest

Консультирование клиента (импортера изделий медицинского назначения) по вопросам предоставления сертификата (паспорта) стерильности от производителя в отношении каждой поставки (серии) поставляемых изделий медицинского назначения, подтверждения соответствия процессов производства требованиям европейского законодательства и Правилам надлежащей производственной практики.

Турецкая пивоваренная компания

Представление интересов в ходе заключения договора на организацию толлингового розлива пива с государственной пивоварней в Минске.

9 сентября 2025
Немецкий производитель биттера

Консультирование немецкого производителя биттера (ликера) по вопросам экспорта продукции в Беларусь.

9 сентября 2025
Производители оптического кабеля ЕАЭС

Представление интересов группы производителей оптического кабеля в ходе антидемпингового расследования, проводимого Департаментом защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии в отношении оптического волокна из США и Японии.

Обеспечили подготовку всего пакета документов в рамках расследования, представили интересы клиента на слушаниях в Департаменте. Проводили работу с экспертами и органами государственного управления.

9 сентября 2025
Сербская нефтяная компания

Консультирование по вопросам заключения и исполнения трансграничного договора поставки природного газа.

9 сентября 2025
Немецкая стекольная корпорация

Консультирование немецкого производителя стекла и оптики по вопросам заключения рамочного договора поставки с белорусской производственной компанией.

9 сентября 2025
Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат

Представление интересов в процессе заключения договора c компанией Ekman & Co AB на оказание услуг эксклюзивного трейдера по продвижению, маркетингу и продажам сульфатной хвойной и лиственной целлюлозы, производимой предприятием, ориентировочной стоимостью 600 млн. долларов США.

9 сентября 2025
Немецкая логистическая корпорация

Представление интересов клиента по вопросам осуществления функций логистического оператора Чемпионата мира по хоккею.

9 сентября 2025
Испанский fashion-ритейлер

Представление интересов мультибрендового ритейлера одежды из Испании по вопросам экспансии в Беларусь и открытия 11 магазинов в Минске.

9 сентября 2025
GAP

Консультирование американского ритейлера по правовым вопросам осуществления электронной торговли в Беларуси.

9 сентября 2025
Octapharma A.G.

Консультирование клиента, который является крупной международной фармацевтической компанией, по вопросам заключения договора поставки по результатам электронного аукциона. Проведение переговоров с РУП «Белфармация» относительно заключения договора поставки с учетом законодательства о государственных закупках.

9 сентября 2025
IKEA

Консультирование Заказчика, который является международной компанией по продаже товаров для обустройства дома по вопросам предоставления субординационного займа белорусскому поставщику, а также по вопросам заключения договора залога оборудования и регистрации залога в Реестре движимого имущества, обременённого залогом.

9 сентября 2025
Octapharma A.G.

Консультирование Заказчика по вопросам взаимодействия с Министерством здравоохранения Республики Беларусь по вопросам легализации иностранных официальных документов для предоставления их в рамках государственных закупок лекарственных средств, по вопросам проверки производителей лекарственных средств на предмет соблюдения ими требований законодательства Республики Беларусь в области производства лекарственных средств.

9 сентября 2025
LLC KSK Invest

Консультирование клиента (импортера изделий медицинского назначения) по вопросам предоставления сертификата (паспорта) стерильности от производителя в отношении каждой поставки (серии) поставляемых изделий медицинского назначения, подтверждения соответствия процессов производства требованиям европейского законодательства и Правилам надлежащей производственной практики.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Организация бизнеса в сфере электронной торговли в Беларуси

За многообразием форм электронной торговли (маркетплейсы, классифайды, интернет-магазины, мобильные приложения, социальные сети) кроется множество нюансов: начиная от требований к размещению серверов и обработке персональных данных 

и заканчивая требованиями к логистике товаров и оформлению товаросопроводительных документов.

Мы работаем с компаниями, которые являются разными звеньями этой цепи: платежные системы, провайдеры облачных решений, логистические операторы, общества защиты прав потребителей – это позволяет нам комплексно посмотреть на вашу бизнес-модель и предложить способы ее оптимизации.

Защита интересов в антидемпинговом расследовании

Антидемпинговое расследование – долгий и многоступенчатый процесс, в котором требуется как глубокий анализ ситуации на рынке определенных товаров, так и знание законодательства Евразийского экономического союза.

Наши эксперты составят заявление о возбуждении антидемпингового расследования, помогут в подготовке комментариев и заполнении опросника для Евразийской экономической комиссии, ведущей расследование, и от вашего имени примут участие в публичных слушаниях по делу.

Оформление разрешительных документов, заключений в Беларуси

Для ввоза в страну и реализации ряда товаров необходимо предварительно получить разрешительные документы: сертификат качества, декларацию соответствия либо иное заключение госорганов. 

Мы поможем определить процедуры, которые необходимо пройти в отношении товаров, и возьмем на себя взаимодействие с органами по сертификации вплоть до получения необходимых документов.

Разрешение таможенных споров в Беларуси

Практически для любого бизнеса международная торговля сопряжена с рисками, связанными с прохождением таможенных процедур.

Классификация товаров и определение их таможенной стоимости часто становятся причиной споров с таможенными органами, для положительного разрешения которых крайне важно иметь соответствующий опыт и практику взаимодействия с государственными структурами.

Мы представим ваши интересы в таможенных органах и защитим от излишних финансовых и временных издержек.

Оценка бизнес-модели международной торговли

Границы и налоговые режимы – два нюанса, которые нельзя не брать в расчет перед началом торговли с зарубежными партнерами.

Мы изучим вашу бизнес-модель и расскажем, какие в ней есть плюсы и минусы и как сделать так, чтобы плюсов было больше. Задача юриста - организовать законное и прозрачное трансграничное движение товаров и денег.

Подготовка внешнеторговых договоров

Подготовить красивый и понятный договор оказания услуг, поставки, дистрибуции, комиссии, сервисное соглашение или любую другую внешнеторговую сделку – это полдела.

Важно, чтобы соглашение выстояло в суде и механика его исполнения не входила в противоречие с белорусским законодательством.

Купили товар на Востоке и собираетесь перепродать его на Запад, не завозя его в Беларусь – стоит свериться с юристами, как на это смотрит закон (плохо). Контрагент настаивает на рассмотрении всех споров в будущем в Лондоне – мы расскажем, можно ли на это соглашаться.

События отрасли

Белорусским компаниям на заметку: Великобритания ужесточила требования к прозрачности онлайн-торговли
Белорусским компаниям на заметку: Великобритания ужесточила требования к прозрачности онлайн-торговли

6 апреля 2025 года в Великобритании вступил в силу Закон о цифровых рынках, конкуренции и потребителях 2024 года (Digital Markets, Competition and Consumers Act 2024), направленный на повышение прозрачности и защиту интересов потребителей при онлайн-торговле.

  • Новым законом прямо запрещена практика так называемого «drip pricing» — ситуации, когда обязательные платежи (например, сервисные сборы, налоги, комиссии за бронирование и прочие сборы) становятся известны покупателю только на финальных этапах покупки. Теперь компании обязаны заранее указывать полную стоимость товара или услуги, позволяя потребителю принимать осознанные решения без неприятных сюрпризов.
  • Еще одним важным новшеством стало введение запрета на фальшивые потребительские отзывы. Поддельные отзывы и намеренные манипуляции с ними (например, удаление отрицательных или продвижение только позитивных комментариев) теперь являются незаконными. Более того, онлайн-платформы и интернет-магазины теперь обязаны проводить регулярный мониторинг отзывов и удалять недостоверные оценки, которые могут вводить покупателей в заблуждение.
  • Новое законодательство также существенно усиливает роль Управления по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA), которое теперь сможет напрямую наказывать нарушителей, налагая штрафы до 10% от мирового оборота компании.

Указанные изменения британского законодательства отражают глобальную тенденцию повышения стандартов защиты потребителей при онлайн-торговле. Еще одним доказательством может послужить недавно принятый Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О единых правилах в области защиты прав потребителей».

В Беларуси схожие вопросы регулируются Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Правилами дистанционной торговли. В соответствии с ним, белорусские продавцы также обязаны своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах), включая цену.

Напоминаем, что за предоставление ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге) законодательством Республики Беларусь предусмотрена гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), в том числе потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Что касается отзывов, то в настоящее время в белорусском праве отсутствует специальное регулирование, прямо устанавливающее требования к достоверности потребительских оценок. Тем не менее, отдельные практики, связанные с недостоверной или манипулятивной информацией, могут подпадать под признаки недобросовестной конкуренции — в частности, в рамках положений Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности».

Если ваша компания хочет минимизировать риски и обеспечить соответствие международным и белорусским требованиям в области электронной торговли, наша команда будет рада проконсультировать вас и оказать необходимое юридическое сопровождение.

Обращайтесь — мы поможем вам соответствовать самым актуальным стандартам защиты прав потребителей.

9 сентября 2025
Новое в ценообразовании 2025
Новое в ценообразовании 2025

В частности, сокращен перечень товаров, реализуемых на внутреннем рынке в Республике Беларусь, подпадающих под указанное регулирование.

Также правила ценообразования дополнены следующим:

  • введен норматив рентабельности при повышении отпускной цены на потребительский товар. При повышении отпускной цены на потребительский товар норматив рентабельности не может превышать максимальное годовое значение фактического уровня рентабельности, сложившегося в 2021–2024 годах по соответствующему виду товаров. Производители товаров, цены на которые подпадают под регулирование, смогут повышать цены без согласования с госорганами, если их рентабельность не превышает установленный предел.
  • изменены правила применения надбавок импортеров, оптовых и торговых надбавок с 15 апреля 2025 года. В частности, суммарный размер надбавок не может превышать установленный максимум, даже если товар проходит через нескольких посредников. Изменено отражение данных сведений в товарных накладных.
  • цены на экспортируемые товары (при условии согласования) и товары в стерильной зоне аэропортов не подпадают под вышеуказанные ограничения при определенных условиях.
  • также предоставлено право облисполкомам и Минскому горисполкому определять перечни товарообменных операций, которые включают в себя предмет и разрешенных субъектов таких операций. Уточнены полномочия Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования – предоставлено право принимать решения о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен.

Если у вас есть вопросы, в том числе по Постановлению № 713 – напишите нам !

8 сентября 2025
Перевозки через Беларусь: как избежать штрафов за навигационные пломбы?
Перевозки через Беларусь: как избежать штрафов за навигационные пломбы?

27 января 2025 года вступил в силу Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «Об отдельных мерах по противодействию незаконному импорту товаров на территорию Союзного государства»от 06.12.2024 № 7 (далее – Декрет № 7), который устанавливает обязанность наложения навигационных пломб для отдельных видов автоперевозок по территории Союзного государства.

Справочно: Электронные навигационные пломбы – это устройства, отслеживающие перемещение транспорта в процессе автомобильной перевозки и передающие информацию в таможенные органы. Навигационные пломбы накладываются на основе заключения с заказчиком (потребителем) услуг по отслеживанию перевозки с применением навигационных пломб разового договора либо на условиях публичной оферты по договору возмездного оказания услуг. Услуга оказывается национальным оператором. В Республике Беларусь этим занимается РУП «Белтаможсервис».

Требование устанавливать навигационные пломбы не является новым для Беларуси. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее – Постановление № 311) устанавливает обязанность по перемещению с навигационной пломбой по территории Республики Беларусь по некоторым основаниям, в частности, при ввозе любых товаров с территории Европейского Союза.

Помимо Декрета № 7, новшеством является отдельное регулирование перевозки табачных изделий, которое предписывает установление навигационных пломб при вывозе таких товаров с территории Союзного государства в рамках процедуры экспорта и вывозе товаров с территории Беларуси в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС (Постановление Совета Министров Союзного государства «Об отдельных мерах по противодействию незаконному обороту табака, табачных изделий на территорию Союзного государства» от 05 ноября 2024 № 44, далее – Постановление № 44).

Декрет № 7 и Постановление № 44 являются наднациональными актами и действуют параллельно с национальным регулированием навигационных пломб. Все три документа (один национальный и два наднациональных) отсылают к различным категориям товаров.

Если товар подпадает под критерии Постановления № 311, то тогда навигационная пломба является обязательной от внешней границы с ЕС и до внутренней границы между РФ и РБ. Если товар подпадает под критерии Декрета № 7 или Постановления № 44, то навигационные пломбы накладываются в Беларуси и могут быть использованы для отслеживания товара при перемещении по территории России (и наоборот - пломбы, наложенные в России, будут использоваться для отслеживания по территории Беларуси).

Сами категории товаров и критерии применения наднациональных и национальных актов довольно обширны.  

Мы будем рады помочь Вам в этом предметно разобраться –напишите нам!

12 сентября 2025
«Новая форма МНС: как подтвердить фактического владельца дохода?»
«Новая форма МНС: как подтвердить фактического владельца дохода?»

Напомним, что одним из новшеств НК-2025 применительно к налогу на доходы иностранных организаций стало обязательное подтверждение статуса фактического владельца дохода. Согласно новой редакции ч. 2 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса Республики Беларусь, иностранная организация, наряду с подтверждением резидентства, также представляет в налоговый орган Республики Беларусь подтверждение того, что она является фактическим владельцем дохода, по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, если она претендует на получение по международному договору льготы по доходу от источника в Республике Беларусь.

Новая форма представляет собой заверение получателя дохода из источников в Республике Беларусь – иностранной (международной) организации – в действительности следующих фактов:

  • юридическое и фактическое местонахождение получателя дохода;
  • указанного налогового агента – резидента Республики Беларусь – как источника выплаты дохода;
  • вид дохода, в отношении которого предоставляется подтверждение;
  • иные сведения, например, что получатель дохода вправе самостоятельно пользоваться и распоряжаться доходом.

Подписывая указанное подтверждение, получатель дохода также берет на себя обязательство информировать налогового агента об изменениях касательно предоставленной информации. Налоговым агентом может быть дополнительно запрошено подтверждение фактического владельца у налогового органа иностранного государства.

Подтверждение фактического владельца может представляться в налоговый орган по месту учета налогового агента как до установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета), в которой подлежит отражению доход (платеж), так и после истечения такого срока. Оно, как и подтверждение резидентства, может быть в виде электронного документа и направляться в налоговый орган вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на доходы, если налоговый агент представляет такую налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, либо в качестве приложения к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа. При непредставлении в налоговый орган такого подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет без применения льгот, установленных соглашением об избежании двойного налогообложения.

Помимо указанной формы, Постановление № 4 вносит иные изменения и дополнения в Постановление № 2. Например, установлена форма для подачи сведений о стоимости оказанных услуг, в том числе услуг, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, и услуг в электронной форме (прил. 39-14 Постановления № 4).

Указанные изменения и дополнения вступают в силу с 21 февраля 2025 года.

12 сентября 2025
Утвержден перечень товаров для параллельного импорта в Беларусь
Утвержден перечень товаров для параллельного импорта в Беларусь

Перечень включает 34 группы товаров и соответствующие коды ТН ВЭД, в том числе средства наземного транспорта, различные изделия из каучука и пластмасс, текстильные изделия, электрическое оборудование и другие группы. Постановление действует до 31 декабря 2024 г.

Напомним, что механизм «параллельного импорта» был впервые установлен в Законе Республики Беларусь от 03.01.2023 № 241-З «Об ограничении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности». Этот механизм разрешал ввоз на территорию Беларуси и введение в гражданский оборот товаров, в которых применены (содержатся, включены) объекты интеллектуальной собственности, без согласия правообладателей из иностранных государств, в том числе совершающих недружественные действия, если такие товары правомерно введены в гражданский оборот на территории любого государства непосредственно правообладателями или иными лицами с их согласия (разрешения) (правомерность презюмируется). Основное условие – товар должен быть включен в Перечень, утверждаемый МАРТ, который до сегодняшнего дня отсутствовал.

Сейчас в список недружественных включены Австралийский Союз, государства-члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория, Швейцарская Конфедерация.

В дополнение к «параллельному импорту» в случае включения товара, в котором применен объект интеллектуальной собственности (прежде всего, товарный знак), в Перечень, по решению Государственного таможенного комитета соответствующий объект ИС подлежит временному исключению из национального таможенного реестра объектов ИС.

12 сентября 2025
Опубликован указ о порядке осуществления факторинга
Опубликован указ о порядке осуществления факторинга

Напомним, что с 19 ноября 2024 согласно изменениям в Гражданский кодекс, факторинг больше не будет являться исключительно банковской операцией,-коммерческие организации смогут самостоятельно заключать договоры финансирования под уступку денежного требования.

Если ваша компания планирует осуществлять деятельность по факторингу, вам необходимо учитывать следующие условия согласно Указу № 416.

I. Коммерческие организации обязаны включиться в реестр факторинговых организацией, если:

  • в совокупности финансирование кредитору(-ам) превышает 3000 БВ за календарный год, что сегодня эквивалентно 120 000 белорусских рублей, и
  • на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.

Без включения в реестр деятельность организаций по заключению договоров факторинга является незаконной и запрещается. 

II. Национальный банк является регулятором для факторинговых организаций.В частности, он устанавливает (вправе устанавливать):

  • порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций;
  • требования к правилам осуществления деятельности по факторингу;
  • форму, объем, содержание отчетности и (или) иной информации о факторинге, порядок ее предоставления в Национальный банк;
  • объем и порядок раскрытия информации об осуществляемой деятельности по факторингу на сайте факторинговой организации в сети Интернет;
  • требования к системе управления рисками факторинговой организации;
  • объем и порядок раскрытия информации о бенефициарных и иных владельцах и своем финансовом состоянии;
  • порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;
  • обязательные для соблюдения финансовые нормативы и их размеры, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;
  • случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов;
  • и иное.

III. Установлены требования к самой факторинговой организации.В частности, такая организация должна:

  • иметь уставный фонд в размере не менее 125 тыс. белорусских рублей;
  • иметь систему управления рисками;
  • соблюдать размеры финансовых нормативов, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, в случае установления таких нормативов, формировать резервы;
  • представлять в Национальный банк полученные при осуществлении деятельности по факторингу сведения, входящие в состав кредитной истории;
  • ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и представлять аудиторское заключение в Национальный банк;
  • и иное.

IV. Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения предписания и (или) требования:

  • об устранении выявленных нарушений;
  • об отстранении от занимаемой должности руководителя, должностного лица;
  • о принятии мер по улучшению финансового состояния;
  • о назначении руководителя, соответствующего квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.

При неисполнении факторинговой организацией предписаний и (или) требований Национальный банк вправе направить предписание о запрете заключения новых договоров факторинга, дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение объемов предоставляемого финансирования, или исключить факторинговую организацию из реестра.

12 сентября 2025
Продаем акции ЗАО третьему лицу
Продаем акции ЗАО третьему лицу

Что должен предпринять акционер-продавец перед продажей акций закрытого акционерного общества (ЗАО) третьему лицу?

 Алгоритм действий продавца состоит из следующих шагов:

  • Принять решение об отчуждении акций (для акционеров, являющихся юридическими лицами);
  • Удостовериться в отсутствии ограничений на продажу (залог; арест; обременение правами третьих лиц; ограничение на продажу акций лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг; наличие в уставе общества положения об ограничении круга лиц, которым могут быть проданы акции, и др.);
  • Получить разрешение Совета Министров на продажу акций (в случаях, когда законодательство требует получение такого разрешения);
  • Получить согласие МАРТ на продажу акций (если получение такого согласия необходимо в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности);
  • Получить согласие супруга/супруги на продажу акций (в случае продажи физическим лицом акций, являющихся совместной собственностью супругов);
  • Предложить акции облисполкому/Мингорисполкому (в случаях, когда исполкомы имеют преимущественное право на приобретение акций);
  • Предложить акции другим акционерам (если преимущественное право покупки акций закреплено в уставе ЗАО);
  • Предложить невостребованные другими акционерами акции самому обществу или выбранному им третьему лицу (в случае, если право общества и/или третьего лица на покупку невостребованных акций закреплено в уставе ЗАО).

Если после выполения вышеуказанных действий все лица отказались от преимущественного права покупки, тогда акционер-продавец вправе предложить акции выбранному им третьему лицу. 

Акции должны предлагаться к покупке третьему лицу по цене и на условиях, предложенных ранее исполкомам и/или акционерам (обществу) в рамках соблюдения требований о преимущественном праве покупки.

Продажа акций ЗАО может осуществляться на неорганизованном (внебиржевом) рынке ценных бумаг, т.е. вне рамок торговой системы организатора торговли ценными бумагами.

Как совершаются сделки с акциями?

Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора купли-продажи. К договору купли-продажи акций применяются как общие положения о купле-продаже (Гражданский кодекс), так и специальное законодательство, регулирующее куплю-продажу ценных бумаг.

Существенными условиями для договора купли-продажи акций являются, в том числе:

  • предмет договора (вид акции, ее номинальная стоимость);
  • количество акций;
  • цена одной акции и общая цена обязательств по договору;
  • сведения об отсутствии ограничений и запретов на совершение сделок с акциями;
  • сведения о соблюдении продавцом требований законодательства и/или устава общества и пр.

Подлежат ли сделки с акциями обязательной регистрации? 

Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием.

Несоблюдение требования о регистрации сделки с акциями, совершаемой на неорганизованном рынке, влечет ее недействительность.

Для осуществления регистрации договора купли-продажи необходимо присутствие акционера-продавца и покупателя.

Договор регистрируется брокером или депозитарием после проверки его соответствия требованиям законодательства.

После регистрации договора купли-продажи акционер-продавец переводит акции со своего счета "депо" на счет "депо" покупателя (покупателю необходимо позаботиться о наличии открытого счета "депо"). Права на акции возникают с момента зачисления их на счет "депо" покупателя (факт зачисления фиксируется в выписке по счету).

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.

12 сентября 2025
Изменения в Инструкции о регистрации валютных договоров
Изменения в Инструкции о регистрации валютных договоров

Изменения, вступившие в силу 01.10.2024:

  • установлен порядок регистрации и представления информации об исполнении обязательств по валютному договору в случае перехода ИП в коммерческую организацию

Так, ИП, принявший решение о создании коммерческой организации, представляет в личном кабинете резидента информацию об исполнении обязательств по зарегистрированным валютным договорам в части суммы передаваемых по этим договорам обязательств создаваемой им коммерческой организации. Отметим, что информация предоставляется не позднее чем за день до госрегистрации коммерческой организации.

Созданная коммерческая организация регистрирует валютный договор с указанием ранее присвоенного такому валютному договору регистрационного номера. В поле «сумма денежных обязательств по валютному договору» нужно будет указать общую сумму денежных обязательств по договору, обязательства по которому были переданы при переходе из ИП в коммерческую организацию.

Таким образом, в отношении перехода из ИП в коммерческую организацию применяются правила регистрации валютных договоров, предусмотренные для случаев реорганизации резидента.

Основные изменения, вступающие в силу с 19.11.2024:

  • установлена обязанность по регистрации на веб-портале Нацбанка валютных договоров факторинга

С 19.11.2024 регистрации на веб-портале Нацбанка подлежат валютные договоры, предусматривающие исполнение обязательств резидентом перед нерезидентом, а также нерезидентом перед резидентом на основании договоров финансирования под уступку денежного требования (договоров факторинга).

В качестве суммы денежных обязательств по договорам факторинга указывается сумма передаваемых (принимаемых) по таким договорам обязательств.

Данные изменения связаны с изменениями в Гражданском кодексе – с 19.11.2024 фактором по договорам факторинга могут выступать любые коммерческие организации. Ранее факторинг являлся исключительно банковской операцией.

Отметим, что договоры факторинга будут подлежать регистрации только в том случае, если одновременно выполняются два условия (по аналогии с переводом долга и уступкой права требования):

- сумма денежных обязательств по договору факторинга превышает 4 000 БВ;

- валютный договор, по которому уступлено денежное требование, подлежал регистрации на веб-портале или денежное требование уступлено резиденту по договору между нерезидентами.

Важно! По валютным договорам, заключенным до 19.11.2024, регистрации подлежат только те договоры, обязательства по которым не исполнены в полном объеме до 19.11.2024.

  • установлен подход к определению суммы денежных обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования для целей регистрации валютного договора

Так, для определения того, нужно ли регистрировать валютный договор страхования, сострахования, перестрахования, резиденты должны учитывать сумму денежных обязательств страхователя по уплате страхового взноса (страховой премии) либо сумму денежных обязательств страховщика по выплате страхового возмещения и (или) страхового обеспечения в связи с наступлением страхового случая.

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.

12 сентября 2025
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси

Далее рассмотрены основные из введенных ограничений. 

Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.

С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.

I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь

Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси

Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.

Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:

0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.

<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.

Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.

Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши

Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:

  • некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
  • некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
  • некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
  • икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
  • сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).

Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).

Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь

Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):

– некоторых товаров и технологий морского судоходства;

– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси

Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаровкоторые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов

Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.

Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):

0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.

Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.

В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:

(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или

(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.

Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси

Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:

– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;

– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;

– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

III. Транзит товаров

Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:

– некоторые товары и технологии двойного назначения;

– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;

– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;

– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.

IV. Услуги и ПО

Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию

Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:

– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;

– услуг по налоговому консультированию;

– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;

– услуг по связям с общественностью;

– архитектурных и инженерных услуг;

– юридических консультативных услуг;

– ИТ-консалтинговых услуг;

– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;

– услуг по техническим испытаниям и анализу;

– рекламных услуг.

Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:

– ПО для управления предприятием <*>;

<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.

– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.

<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.

Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:

– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;

– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;

– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;

– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.

Транспортные услуги

ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.

Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.

V. Иные меры

Санкции на энергетический сектор Беларуси

Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:

– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);

– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);

– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;

– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.

Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):

– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;

– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;

– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.

Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)

При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.

Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:

  • товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
  • некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
  • огнестрельное оружие и боеприпасы.

Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.

Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.

Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица

Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.

Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь

Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.

Механизм вторичных санкций

В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.

Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий

Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).

 

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.

12 сентября 2025
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций
Определен перечень приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций

Напомним, что, в соответствии с новой редакцией Закона «Об инвестициях», вступающей в силу с 11 июля 2024 г., инвестиционные проекты в приоритетных видах деятельности (секторах экономики) могут реализовываться с использованием дополнительных льгот и преференций (например, возможность заключения специального инвестиционного договора, реализации преференциальных инвестиционных проектов и т.д. – подробнее писали здесь). Таким образом, претендовать на все предусмотренные льготы можно только в случае, если инвестиции осуществляются в вид деятельности / сектор экономики, установленный Постановлением №417.

Перечень приоритетных видов деятельности включает множество видов деятельности, в том числе сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающую промышленность, обрабатывающую промышленность, снабжение электроэнергией, водоснабжение, строительство, оптовую торговлю легковыми автомобилями, издательскую деятельность, а также общую врачебную практику.

Наряду с видами деятельности и секторами экономики, определенными в перечне, приоритетными также считаются виды деятельности / секторы экономики, в которых реализуются инвестиционные проекты:

  • по решению Президента Республики Беларусь либо в рамках государственных программ, – на срок реализации этих проектов;
  • в рамках инвестиционных договоров, заключенных до 11 июля 2024 г., – на срок реализации этих проектов.

В качестве приоритетных секторов экономики для осуществления инвестиций определены следующие:

  • информационно-коммуникационные и компьютерные технологии, технологии больших данных, технологии искусственного интеллекта;
  • аэрокосмические технологии;
  • производство на основе применения биотехнологий, нанотехнологий;
  • производство композитов и новых материалов;
  • создание и развитие логистической системы;
  • производство робототехники и беспилотных систем;
  • производство автомобильного электротранспорта, комплектующих для него и зарядной инфраструктуры;
  • деятельность по переработке вторичных материальных ресурсов, технологии рационального природопользования.

Помимо того, что инвестиции должны осуществляться в определенный вид деятельности / сектор экономики, для получения дополнительных льгот необходимо выполнять требование по минимальному объему инвестиций. Постановление №417 устанавливает минимальный объем инвестиций в отношении конкретных видов деятельности и секторов экономики: объем варьируется от 1 млн. базовых величин (40 млн. бел. руб.) в сельском хозяйстве, образовании и здравоохранении и до 6 млн. базовых величин (240 млн. бел. руб.) в горнодобывающей промышленности.

Обратите внимание, что минимальный объем инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 70% от определенного в Постановлении №417 минимального объема инвестиций, за исключением инвестиций по отдельным видам деятельности / секторам экономики (например, инвестиций в сфере IT и логистики).

Постановление вступает в силу 11 июля 2024 г.

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.

12 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.