Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Инфраструктура

Услуги Arzinger в данной отрасли – это профессиональное юридическое сопровождение масштабных и сложных инфраструктурных проектов: от транспортных коридоров и промышленных комплексов до городских систем и объектов социальной сферы.

Мы объединяем международный опыт с глубоким знанием национальных особенностей для обеспечения стратегической поддержки на всех этапах: от подготовки концессионных соглашений и финансирования до проектирования, строительства и управления. Наша команда консультирует по вопросам ГЧП и инвестиций, разрабатывает договоры с подрядчиками и поставщиками, обеспечивает получение разрешительной документации, управление рисками, а также сопровождает разрешение споров.

Мы используем стратегический подход и особое внимание уделяем эффективному взаимодействию инвесторов с государственными органами. С Arzinger ваши инфраструктурные инициативы получают устойчивую юридическую платформу и надёжную защиту интересов – независимо от масштаба, сложности и стадии реализации.

Сергей Машонский Сергей Машонский

Эксперт отрасли

Старший партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 sam@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Покупка белорусской проектной организации

Это был совместный проект с юридической фирмой Duvernoix Legal SPB, в рамках которого заказчиком приобретались сразу несколько российских и белорусских компаний. Мы отвечали за белорусскую составляющую.  

Юристы проводили Due Digence одного из белорусских ИООО. В рамках проекта мы также проводили правовой анализ корпоративной структуры, экономической деятельности, трудовых отношений, документов, связанных с передачей прав интеллектуальной собственности, документов на недвижимость и т.д.

Телекоммуникационная компания

Правовое сопровождение хозяйственной деятельности компании с момента образования, включая ведение кадровых вопросов.

UNIBEP S.A.

Правовая поддержка польской строительной компании, хорошо известной в Беларуси как генеральный подрядчик при строительстве 2-го корпуса 4* гостиницы "Виктория" в Минске (общая площадь здания 37.699,5 кв.м).

При строительстве гостиницы оказана полная юридическая поддержка заключения и исполнения договора генерального подряда, договоров с субподрядчиками и др.

Сейчас оказывается поддержка UNIBEP S.A. по двум крупным проектам в Беларуси. Первый - строительство логистического центра площадью 230 га в Орше (Витебская область). Это самый крупный проект для белорусского логистического оператора Бремино Групп. Второй - строительство теннисного и медицинского центра в одном из районов г. Минска. Это будет самый большой теннисный центр в Минске (13 теннисных кортов, фитнес-центр, спортивный зал для групповых видов спорта) с развитой инфраструктурой (медицинский центр, сокобар, кафе с детской комнатой и магазин спорттоваров).

Ozaltin Inc.

Юридическая поддержка в рамках реализации строительного проекта в Беларуси по строительству жилого дома в Минске. Консультирование клиента по налоговым вопросам, порядку найма иностранной рабочей силы, составлению проектов договоров на осуществление строительной деятельности.

RIKO

Наш клиент – строительная компания из Сербии, осуществляющая комплексное руководство строительными проектами в сфере энергетики (проектирование, инженерные услуги, строительные работы, выполнение функций генподрядчика и др.).

Нами оказана комплексная юридическая поддержка в рамках $50-миллионного строительного проекта "под ключ" в Минске, который осуществляется по FIDIC Silver Book. Наша команда консультировала клиента в рамках договора с заказчиком строительства, генеральным проектировщиком, инженерной организацией и др. Мы также проводили юридическую проверку проекта на предмет соответствия белорусскому законодательству и техническим актам.

Бизнес-центр "Столица"

Подготовка позиции для обжалования акта проверки в части привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере налогообложения (исчисление и уплата земельного налога).

Китайская строительная корпорация

Правовое обоснование для возражения против акта налоговой проверки Представительства китайского девелопера в Республике Беларусь, которому доначислена сумма 2 115 000 евро в отношении налога на прибыль и подоходного налога. 

Телекоммуникационная корпорация

Консультирование крупной мировой телеком-компании по вопросу законодательного регулирования вещания в Республике Беларусь, внесения оплат НЦИС, договорных отношений с местными операторами.

Польская инвестиционная корпорация

Представление интересов польского инвестора в ходе заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь по строительству сети бесконтактных автомобильных моек самообслуживания на территории Гомельской и Могилевской областей.

RIKO

Консультирование по вопросам налогообложения при трудоустройстве иностранных граждан, а также по вопросам налогообложения иностранной организации при осуществлении строительной деятельности в Республике Беларусь.

Fishman Group

Сопровождение проекта по застройке территории Парка высоких технологий в рамках инвестиционного договора на сумму 200 млн. евро, ставшего третьим по счету в суверенной истории Республики Беларусь.

Иностранный инвестор

Представление интересов иностранного инвестора в споре на основании инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, предусматривающего строительство комплекса объектов недвижимости.

Юристы проводили правовую экспертизу исполнения инвестиционного договора, представляли интересы инвесторы при проведении переговоров и заключении соглашения о внесудебном урегулировании спора. Сумма проекта более 50 млн.долларов США.

Белорусская дочка телекоммуникационной компании

Представление интересов белорусской дочки крупнейшей китайской телекоммуникационной компании в споре с белорусским подрядчиком в связи со строительством одного из крупнейших центров обработки данных в Европе. Мы провели правовую экспертизу выполнения договора с подрядчиком, обеспечили ведение переговоров и представили интересы клиента в экономических судах Беларуси.

Сумма спора более 10 млн.долларов США.

Ведущее белорусское предприятие в сфере проектирования и строительства объектов нефтехимического комплекса

Белорусский экспертный центр по вопросам добычи и переработки калийных руд и другого минерального сырья. Представление интересов в суде по вопросам банковской гарантии и взыскания неосновательного обогащения. Сумма спора более 1 млн. дол. США.

Иностранная строительная компания

Представление интересов иностранной строительной компании, специализирующейся на строительстве объектов энергетики, при рассмотрении спора с белорусским заказчиком по договору строительства объекта под ключ (EPC контракт с применением книги FIDIC) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.

Наша команда провела правовую экспертизу спора по вопросам вины заказчика в нарушении сроков выполнения проектных и строительно-монтажных работ, поставки оборудования, представляли интересы клиента при разрешении спора в арбитражном порядке. Сумма спора более 50 млн.долларов США.

Fishman Group

Фишман Груп, инвестор из Израиля, через свои дочерние предприятия СвитЛанд Девелопмент и Девинвест осуществил проект по застройке территории Парка высоких технологий. Клиент построил три жилых дома (помещения в них сдаются в аренды работникам ПВТ), торговый центр и бизнес-центр с общей площадью 44.630 кв. м.

Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.

Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.

Белорусская инвестиционная компания

Представление интересов клиента в процессе привлечения прямого финансирования от польского банка Bank Gospodarstwa Krajowego в размере 55 млн. евро для строительства торгово-офисного центра площадью 68 тыс. кв.м. в городе Гродно, Беларусь.

Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

Покупка белорусской проектной организации

Это был совместный проект с юридической фирмой Duvernoix Legal SPB, в рамках которого заказчиком приобретались сразу несколько российских и белорусских компаний. Мы отвечали за белорусскую составляющую.  

Юристы проводили Due Digence одного из белорусских ИООО. В рамках проекта мы также проводили правовой анализ корпоративной структуры, экономической деятельности, трудовых отношений, документов, связанных с передачей прав интеллектуальной собственности, документов на недвижимость и т.д.

9 сентября 2025
Телекоммуникационная компания

Правовое сопровождение хозяйственной деятельности компании с момента образования, включая ведение кадровых вопросов.

9 сентября 2025
UNIBEP S.A.

Правовая поддержка польской строительной компании, хорошо известной в Беларуси как генеральный подрядчик при строительстве 2-го корпуса 4* гостиницы "Виктория" в Минске (общая площадь здания 37.699,5 кв.м).

При строительстве гостиницы оказана полная юридическая поддержка заключения и исполнения договора генерального подряда, договоров с субподрядчиками и др.

Сейчас оказывается поддержка UNIBEP S.A. по двум крупным проектам в Беларуси. Первый - строительство логистического центра площадью 230 га в Орше (Витебская область). Это самый крупный проект для белорусского логистического оператора Бремино Групп. Второй - строительство теннисного и медицинского центра в одном из районов г. Минска. Это будет самый большой теннисный центр в Минске (13 теннисных кортов, фитнес-центр, спортивный зал для групповых видов спорта) с развитой инфраструктурой (медицинский центр, сокобар, кафе с детской комнатой и магазин спорттоваров).

9 сентября 2025
Ozaltin Inc.

Юридическая поддержка в рамках реализации строительного проекта в Беларуси по строительству жилого дома в Минске. Консультирование клиента по налоговым вопросам, порядку найма иностранной рабочей силы, составлению проектов договоров на осуществление строительной деятельности.

9 сентября 2025
RIKO

Наш клиент – строительная компания из Сербии, осуществляющая комплексное руководство строительными проектами в сфере энергетики (проектирование, инженерные услуги, строительные работы, выполнение функций генподрядчика и др.).

Нами оказана комплексная юридическая поддержка в рамках $50-миллионного строительного проекта "под ключ" в Минске, который осуществляется по FIDIC Silver Book. Наша команда консультировала клиента в рамках договора с заказчиком строительства, генеральным проектировщиком, инженерной организацией и др. Мы также проводили юридическую проверку проекта на предмет соответствия белорусскому законодательству и техническим актам.

9 сентября 2025
Бизнес-центр "Столица"

Подготовка позиции для обжалования акта проверки в части привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере налогообложения (исчисление и уплата земельного налога).

9 сентября 2025
Китайская строительная корпорация

Правовое обоснование для возражения против акта налоговой проверки Представительства китайского девелопера в Республике Беларусь, которому доначислена сумма 2 115 000 евро в отношении налога на прибыль и подоходного налога. 

9 сентября 2025
Телекоммуникационная корпорация

Консультирование крупной мировой телеком-компании по вопросу законодательного регулирования вещания в Республике Беларусь, внесения оплат НЦИС, договорных отношений с местными операторами.

9 сентября 2025
Польская инвестиционная корпорация

Представление интересов польского инвестора в ходе заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь по строительству сети бесконтактных автомобильных моек самообслуживания на территории Гомельской и Могилевской областей.

9 сентября 2025
RIKO

Консультирование по вопросам налогообложения при трудоустройстве иностранных граждан, а также по вопросам налогообложения иностранной организации при осуществлении строительной деятельности в Республике Беларусь.

9 сентября 2025
Fishman Group

Сопровождение проекта по застройке территории Парка высоких технологий в рамках инвестиционного договора на сумму 200 млн. евро, ставшего третьим по счету в суверенной истории Республики Беларусь.

9 сентября 2025
Иностранный инвестор

Представление интересов иностранного инвестора в споре на основании инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, предусматривающего строительство комплекса объектов недвижимости.

Юристы проводили правовую экспертизу исполнения инвестиционного договора, представляли интересы инвесторы при проведении переговоров и заключении соглашения о внесудебном урегулировании спора. Сумма проекта более 50 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Белорусская дочка телекоммуникационной компании

Представление интересов белорусской дочки крупнейшей китайской телекоммуникационной компании в споре с белорусским подрядчиком в связи со строительством одного из крупнейших центров обработки данных в Европе. Мы провели правовую экспертизу выполнения договора с подрядчиком, обеспечили ведение переговоров и представили интересы клиента в экономических судах Беларуси.

Сумма спора более 10 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Ведущее белорусское предприятие в сфере проектирования и строительства объектов нефтехимического комплекса

Белорусский экспертный центр по вопросам добычи и переработки калийных руд и другого минерального сырья. Представление интересов в суде по вопросам банковской гарантии и взыскания неосновательного обогащения. Сумма спора более 1 млн. дол. США.

9 сентября 2025
Иностранная строительная компания

Представление интересов иностранной строительной компании, специализирующейся на строительстве объектов энергетики, при рассмотрении спора с белорусским заказчиком по договору строительства объекта под ключ (EPC контракт с применением книги FIDIC) в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма.

Наша команда провела правовую экспертизу спора по вопросам вины заказчика в нарушении сроков выполнения проектных и строительно-монтажных работ, поставки оборудования, представляли интересы клиента при разрешении спора в арбитражном порядке. Сумма спора более 50 млн.долларов США.

9 сентября 2025
Fishman Group

Фишман Груп, инвестор из Израиля, через свои дочерние предприятия СвитЛанд Девелопмент и Девинвест осуществил проект по застройке территории Парка высоких технологий. Клиент построил три жилых дома (помещения в них сдаются в аренды работникам ПВТ), торговый центр и бизнес-центр с общей площадью 44.630 кв. м.

Оказана комплексная юридическая поддержка в данном проекте начиная с переговоров с местными властями для защиты интересов инвестора по инвестиционному договору и заканчивая правовым анализом и подготовкой всех необходимых документов для осуществления строительства.

Инвестиционный договор, который клиент заключил для реализации данного проекта, стал третьим инвестиционным договором в истории суверенной Беларуси.

9 сентября 2025
Белорусская инвестиционная компания

Представление интересов клиента в процессе привлечения прямого финансирования от польского банка Bank Gospodarstwa Krajowego в размере 55 млн. евро для строительства торгово-офисного центра площадью 68 тыс. кв.м. в городе Гродно, Беларусь.

9 сентября 2025
Польский институт в Минске

Консультирование клиента о порядке осуществления ремонтно-реставрационных работ недвижимых историко-культурных ценностей и порядке получения иностранной безвозмездной помощи на эти цели (как альтернативного варианта финансирования).

9 сентября 2025
Unibep S.A.

Консультирование крупной польской строительной компании, осуществляющей строительство физкультурно-оздоровительных центров в Беларуси, по вопросам консервации объектов строительства по решению Заказчика строительства, возврата неиспользованных субподрядчиками авансов, передачи неиспользованных при строительстве материалов Заказчику.

9 сентября 2025
Rizzani de Eccher S.p.A.

Консультирование клиента, который является иностранным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство объекта «под ключ», по вопросам консервации объекта строительства и расторжения договора генерального строительного подряда в связи с приостановкой работ по решению Заказчика на срок более трех месяцев.

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Банкротство в Беларуси

Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.

Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?

Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.

Получение согласия антимонопольного органа на сделки в Беларуси

Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.

Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.

Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.

Privacy Policy и GDPR

Конфиденциальность информации – деликатный вопрос, ошибка в решении которого может привести к множеству проблем для клиентов и партнеров, начиная от рассылки спама и телефонного маркетинга и заканчивая хищением денежных средств.

Задача юриста – помочь разработать политику конфиденциальности компании и структурировать процесс сбора личной информации таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства Беларуси и стран Европейского Союза.

Открытие бизнеса в иностранном государстве

Правда, что бизнес в США не пойдет, если не создать компанию в штате Делавэр, а продавать продукт в ЕС операционно сложно, не зарегистрировав компанию на Кипре? А Швейцария – криптодолина Европы?

Мы нашли ответы на эти и другие вопросы практикой, а не изучая статьи на модных хипстерских сайтах для стартаперов. Мы знаем, где лежат подводные камни, и можем компетентно помочь определиться, как и куда двигать ваш высокотехнологичный бизнес дальше. 

Корпоративная структура и защита IP в Беларуси

Может быть готовый продукт, отличная команда, репутация и большой маркетинговый бюджет. Но так ли это с юридической точки зрения?

Инвесторы дают деньги под продукт и людей, но дают их компаниям. От обилия форм – ООО, ОАО, LTD, PLC, простое товарищество – может рябить в глазах.

Мы на понятном языке расскажем, какую форму юрлица лучше выбрать, как оформить партнерские отношения с другими учредителями и не остаться за бортом, а также как оформить права интеллектуальной собственности на ваш продукт так, чтобы не только пользователи, но и инвесторы, и партнеры видели в нем ценность.

Государственные закупки в Беларуси

Беларусь характеризуется значительной долей государственных предприятий. Работая с госпредприятиями, бизнесу важно понимать правовые требования к структурированию договорных отношений.

Если государственное предприятие выступает заказчиком товара или услуги, то необходимо соблюсти ряд процедур, которые позволят выбрать наилучшего поставщика, претендующего на закупку за счет бюджетных средств.

Привлечение юристов важно как на этапе подготовки к конкурсам или аукционам, так и в ходе исполнения их результатов (зачастую клиенты ищут нашей помощи на этапе опротестования результатов госзакупок).

Подготовка проектов нормативных правовых актов в Беларуси

Новые технологические решения зачастую остаются за пределами правового регулирования: десять лет назад было сложно поверить, что по дорогам будут ездить самоуправляемые автомобили, а искусственный интеллект поможет оценить перспективность покупателя в оффлайн-торговле. 

Юристы помогут выделить "белые пятна" правового регулирования вашей бизнес-модели и подготовят предложения и проекты изменений законодательства, которые позволят развивать модель в рамках правового поля.

Анализ законодательных инициатив в Беларуси

Для частного сектора тяжело отследить новые законодательные инициативы и оценить влияние конкретного законопроекта на бизнес. 

Привлечение юриста для анализа законопроекта позволит оценить степень влияния документа на деятельность бизнеса и спланировать постепенный и своевременный переход к новым требованиям.

Взыскание задолженности в Беларуси

Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.

Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).

В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.

Споры с государственными органами в Беларуси

Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.

Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.

Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.

Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.

Банкротство в Беларуси

Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».

Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности. 

К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.

Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов в Беларуси

Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.

Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.

В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.

Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.

Споры между владельцами бизнеса

Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более. 

Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.

В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".

Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.

Инвестиционные споры в Беларуси

За период действия Декрета "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" №10 от 6 августа 2009 г. в стране заключены уже тысячи инвестиционных договоров.

Многие из них не исполнены по причинам, которые оспариваются сторонами (неоказание содействия другой стороной, изменение экономической ситуации в стране, финансовые сложности на стороне инвестора, создание препятствий в деятельности со стороны государства и др.). Инвестиционные договоры предполагают применение санкций к стороне, виновной в ненадлежащем исполнении.

Республика Беларусь как сторона инвестиционного договора отслеживает исполнение проектов и при наличии оснований направляет соответствующие претензии и иски в согласованные сторонами органы разрешения споров.

Предъявление претензий инвестором возможно и на основании международных договоров Республики Беларусь о защите инвестиций. 2017-2018 годы ознаменовались тем, что появились первые случаи подачи таких исков против Республики Беларуси (в ICSID и другие органы разрешения споров).

Юристы оценят перспективу разрешения спора, проведут переговоры по внесудебному его урегулированию на компромиссных условиях, подготовят правовое обоснование и стратегию для рассмотрения дела. Мы представляем интересы клиентов, как в государственных судах, так и в арбитражных институтах на территории Республики Беларусь и за рубежом. Ведущие мировые специалисты по инвестиционному арбитражу сотрудничают с Arzinger Law Offices, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Арбитражные споры

Разрешение споров в арбитраже имеет свою специфику. На стороны в большей степени возложена обязанность по доказыванию своей позиции, 

в меньшей степени можно задействовать состав суда для истребования доказательств, при вынесении решения учитывается не только право Республики Беларусь, но и другие источники права. Все изложенное ведет к тому, что для профессиональной защиты клиенты в арбитраже представители должны иметь соответствующую квалификацию.

Партнеры и юристы Arzinger провели десятки процессов в арбитраже, включая дела, связанные с поставками товаров и сложного оборудования, выполнением проектных и строительно-монтажных работ. Ряд партнеров входит в список рекомендуемых арбитров известных белорусских и мировых арбитражных институтов.

Мы сопровождаем споры при разрешении, в том числе, в Международном арбитражном суде при БелТПП (Минск, Беларусь), Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (Швеция), Лондонском международном третейском суде (Великобритания), Арбитражном суде Международной торгово-промышленной палаты (г. Париж, Франция), Венском международном арбитражном центре (VIAC). Ведущие иностранные специалисты по арбитражу сотрудничают с Arzinger, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Споры, вытекающие из поставки сложного оборудования в Беларуси

Многие белорусские, в том числе государственные, предприятия проводят модернизацию своего производства или строят новые заводы.

Основой новых технологий является современное технологическое оборудование, которое поставщик должен поставить и смонтировать «под ключ», включая проведение пуско-наладочных работ и вывод на проектную мощность.

Зачастую покупатель допускает ошибки в выборе параметров оборудования или важные вопросы взаимодействия сторон остаются неурегулированными в договоре в силу отсутствия у покупателя достаточной квалификации в подобных проектах. Как следствие - конечная цель договора остается либо недостигнутой, либо одна из сторон требует изменения условий контракта, включая оплату за дополнительные работы и комплектующие, изменение сроков и т.п.

Юристы помогают правильно выстроить стратегию разрешения спора, подготовить обоснование причин неисполнения договора сторонами, применить правильные нормы права (особенно актуально при заключении смешанных договоров). При необходимости мы привлекаем в дело специалиста или экспертную организацию.

Правовая экспертиза в строительных спорах

Строительство крупных объектов недвижимости предполагает взаимодействие многих участников, включая заказчика, инженера, генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации и др. 

Контракты «под ключ» могут быть осложнены применением книг FIDIC или иностранного права. Ни одна стройка не проходит гладко, как правило, вина только одной стороны в нарушении срока завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию не является очевидной.

Наиболее распространенным является предъявление взаимных претензий об оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ и проведения оплат, претензий по качеству. В сложных ситуациях сторона расторгает договор во внесудебном порядке, а вторая сторона впоследствии оспаривает такое расторжение в судебном порядке, заявляет к взысканию убытки, для установления объема и качества работ назначается экспертиза.

Юристы проводят правовую экспертизу спора на стадии его возникновения, оценивают перспективу судебного рассмотрения спора, взаимодействуют с техническими экспертами, представляют интересы сторон как при проведении переговоров, так и при судебном разрешении конфликта.

Подбор оптимального правового режима для инвестиций в Беларуси

Беларусь предлагает ряд привлекательных инвестиционных режимов: инвестиционный договор с государством, Парк высоких технологий, Индустриальный парк «Великий камень», свободные экономические зоны и малые города.

Все они различаются по сфере бизнеса и критериям для входа и предлагают разные наборы льгот и преференций. Выбрать подходящий режим с оптимальным правовым регулированием – залог успеха будущего проекта, и мы поможем с правильным выбором.

Защита интересов в антидемпинговом расследовании

Антидемпинговое расследование – долгий и многоступенчатый процесс, в котором требуется как глубокий анализ ситуации на рынке определенных товаров, так и знание законодательства Евразийского экономического союза.

Наши эксперты составят заявление о возбуждении антидемпингового расследования, помогут в подготовке комментариев и заполнении опросника для Евразийской экономической комиссии, ведущей расследование, и от вашего имени примут участие в публичных слушаниях по делу.

Оформление разрешительных документов, заключений в Беларуси

Для ввоза в страну и реализации ряда товаров необходимо предварительно получить разрешительные документы: сертификат качества, декларацию соответствия либо иное заключение госорганов. 

Мы поможем определить процедуры, которые необходимо пройти в отношении товаров, и возьмем на себя взаимодействие с органами по сертификации вплоть до получения необходимых документов.

Разрешение таможенных споров в Беларуси

Практически для любого бизнеса международная торговля сопряжена с рисками, связанными с прохождением таможенных процедур.

Классификация товаров и определение их таможенной стоимости часто становятся причиной споров с таможенными органами, для положительного разрешения которых крайне важно иметь соответствующий опыт и практику взаимодействия с государственными структурами.

Мы представим ваши интересы в таможенных органах и защитим от излишних финансовых и временных издержек.

Подготовка внешнеторговых договоров

Подготовить красивый и понятный договор оказания услуг, поставки, дистрибуции, комиссии, сервисное соглашение или любую другую внешнеторговую сделку – это полдела.

Важно, чтобы соглашение выстояло в суде и механика его исполнения не входила в противоречие с белорусским законодательством.

Купили товар на Востоке и собираетесь перепродать его на Запад, не завозя его в Беларусь – стоит свериться с юристами, как на это смотрит закон (плохо). Контрагент настаивает на рассмотрении всех споров в будущем в Лондоне – мы расскажем, можно ли на это соглашаться.

Регистрация объектов ИС в Таможенном Реестре в Беларуси

Мы можем защитить ваш бизнес посредством внесения объекта ИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Если вам, конечно, известно о реальном или потенциальном нарушении прав на объект интеллектуальной собственности и это сопряжено с перемещением товара между странами (к примеру, без вашего согласия импортируется товар с использованием вашего товарного знака или ноу-хау). 

Юристы могут быть официальными представителями правообладателя перед таможенными органами, участвовать в выявлении и изъятии контрафактного товара (товара, произведенного с нарушениями ваших объектов ИС).

Защита персональных данных, GDPR в Беларуси

Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.

Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.

Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.

Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.

Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.

Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.

Анализ бизнес-модели на соответствие законодательству в Беларуси

Перед принятием решения о старте проекта необходимо понимать, насколько бизнес-модель соответствует правовому регулированию государства, куда инвестор планирует вложить деньги.

Мы проведем правовой анализ модели и дадим оценку вашему проекту с точки зрения степени его соответствия нормам белорусского законодательства, выделив возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. В ходе анализа мы проверим корпоративные, налоговые, таможенные, логистические и другие аспекты, после чего дадим рекомендации по минимизации рисков и оптимизации бизнес-модели.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности в Беларуси

Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента. 

Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.

Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.

При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.

Сопровождение реализации инвестиционного проекта в Беларуси

Заключением договора о вложении инвестиций проект только начинается. Типичные ошибки инвесторов лежат в двух плоскостях: договорной и законодательной.

Договорные отношения с государством представляют собой ряд содержащихся в едином документе взаимных прав и обязанностей, выполнение которых необходимо контролировать, чтобы избежать несознательного неисполнения положений договора (тут поможет дорожная карта исполнения инвестиционного договора).

Законодательная плоскость отношений с государством гораздо шире: инвестор должен знать и понимать, какие обязанности у него есть на каждом этапе реализации проекта (строительные нормы, экологические требования, отчетность, охрана труда и многое другое). Юристы, которые хорошо знают конкретную сферу деятельности инвестора, помогут избежать типовых ошибок, допускаемых по незнанию или невнимательности.

Сопровождение переговоров при реализации инвестиционного договора в Беларуси

Реализация любого инвестиционного проекта сопровождается подписанием ряда правовых документов: соглашения о резидентстве в ПВТ или "Великом камне", инвестиционного договора, соглашения о ГЧП, меморандумов о сотрудничестве.

Подписанию таких документов предшествуют переговоры и обсуждение с государственными органами и контрагентами. Юрист на переговорах сразу понимает правовые последствия обсуждаемых решений в разрезе проекта.

Обладая богатым опытом проведения переговоров, мы поможем правильно оценить риски перед принятием решения и зафиксировать результат переговоров в той форме (меморандум, term-sheet, (non)binding offer), которая позволит эффективно двигаться к реализации проекта.

Подготовка инвестиционных договоров, соглашений о ГЧП в Беларуси

Защитить инвестиции и получить изъятия из законодательства и особые льготы поможет заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. 

В портфолио команды Arzinger – три десятка инвестиционных договоров, где мы выступали на стороне иностранных и местных инвесторов.

Инвестиционный договор может предоставить как стандартный для всех инвесторов набор льгот и преференций, так и особые изъятия из законодательства и налоговые льготы.

Основная цель инвестора – заключить договор, который позволит установить партнерские отношения с государством, исключив возможность споров в будущем. Мы знаем, как достичь этой цели.

Трудовые проверки в Беларуси

Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.

Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.

Увольнение в Беларуси

Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.

Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.

Кадровое делопроизводство в Беларуси

Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.

Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны. 

Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).

Найм иностранцев в Беларуси

Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры  которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.

Коммерческая тайна и NDA в Беларуси

Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.

Создание совместных предприятий в Беларуси

Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.

При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.

Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций. 

Сопровождение после сделки M&A

После успешного приобретения объекта важно обеспечить его активную деятельность. Для этого бывает важно, например, уменьшить число и влияние миноритарных акционеров или сменить руководство.

Задача для юриста: предложить законные способы решения проблемных ситуаций после успешной сделки с объектом.

Участие в приватизации в Беларуси

Для клиента разрабатывается пошаговый план его участия в приватизации (акционирование унитарного предприятия, приобретение акций ОАО, приобретение предприятия как имущественного комплекса и др.). 

На стороне инвестора наши юристы готовят обращения, предложения, участвуют в переговорах. Мы готовим пакеты документов для участия клиента в аукционах и конкурсах. Юристы компании участвуют в разработке проектов указов и распоряжений Президента Беларуси, проекты постановлений Правительства и решений местных органов управления, участвуют в их согласовании.

Наша работа позволяет отстоять интересы клиента при согласовании сложных условий сделки (количества рабочих мест, сохранения среднемесячной заработной платы работников, внесения дополнительного вклада в уставный фонд и т.п.). Юристы Arzinger Law Offices предложат решения по слиянию и поглощению государственных организаций в тяжелом финансовом положении, включая банкротов.

Сопровождение сделки M&A в Беларуси

В процесс сопровождения сделки входит подготовка всех документов, необходимых для заключения и исполнения сделки: это корпоративные разрешения и согласования, договоры и соглашения, изменения в устав, документы для осуществления административных процедур.

Юристы компании курируют действия брокера и депозитария, клиент - получает документы по владению активами.

Структурирование сделки M&A в Беларуси

Эффективная структура сделки по покупке объекта учитывает все юридические аспекты планируемой сделки, включая налоговое планирование, оценку соблюдения антимонопольного и корпоративного законодательства Беларуси, гарантии. 

Тем самым она помогает сэкономить время и деньги клиента.

Отметим, что знание международного законодательства и наличие у нас постоянных партнеров в "странах с пониженным налогообложением" позволяет нам оперативно оказывать содействие в сделках с применением права зарубежных стран (Великобритания, Кипр и др.), а также с участием резидентов иностранных государств (Швейцария, Кипр, Великобритания, Литва, Израиль и др.).

Сопровождение переговоров при M&A в Беларуси

После того, как вы проверили объект покупки, начинаются переговоры сторон. Предмет обсуждения: стоимость актива, порядок выплат, вопросы последующего управления и обязательства сторон, гарантии.

В каждой подобной истории важно не только фиксировать результаты и существенные условия сделки (в виде меморандумов, term sheet соглашений), но и управлять ходом переговоров.

В зависимости от проведённого DD, выбранной стратегии и навыков юриста сделка может напоминать торги, игру на понижение, игру с нулевой суммой или вовсе собеседование.

Due Diligence в Беларуси

При покупке компании в Беларуси (акций, долей или унитарного предприятия) новый участник (собственник) хочет убедиться в отсутствии существенных рисков, которые повлияют на ведение бизнеса. 

Эти риски можно проверить, проанализировав документацию и деятельность объекта. А именно: проверив корпоративную структуру, специфику сделок компаний-контрагентов, лицензии и IP, недвижимое и движимое имущество, налоговую и финансовую информацию, наличие обязательств и задолженностей.        

Мы консультируем как покупателя, так и продавца. В каждой ситуации мы знаем, от чего все действительно зависит при подготовке, толковании и судебном рассмотрении существенной с юридической точки зрения документации.

Регистрация некоммерческих организаций в Беларуси

Специальные организации могут создаваться для управления общим недвижимым имуществом, объединения интересов производителей и потребителей, благотворительной деятельности и иных целей, не преследующих коммерческого характера.

Обращение к специалистам позволит выявить ограничения для некоммерческих организаций, особенности управления и финансирования, и избежать ненужных задержек в организации деятельности некоммерческой организации.

Корпоративное управление в Беларуси

Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.

Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.

Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.

Реорганизация бизнеса в Беларуси

Освоение новых рынков, запуск новых рискованных продуктов, мирный развод с партнерами по бизнесу - это не полный список причин для проведения реорганизации действующего бизнеса.

Обращение к юристам для сопровождения реорганизации позволит предупредить возможные изменения (например, запрет на использование упрощенной системы налогообложения), рассчитать стоимость вытекающих расходов (замена этикеток на продуктах, внесение изменений в лицензии и сертификаты и др.).

Открытие представительств иностранных организаций в Беларуси

Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.

Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства. 

Создание компании в Беларуси

Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица. 

Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.

В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.

Подготовка юридических заключений в Беларуси

Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.

Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.

Участие в переговорах

Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров. 

Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.

Проверка контрагентов в Беларуси

Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.

Привлечение заемного финансирования в Беларуси

Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

События отрасли

Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025
Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025

С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).

Обязательные документы для трудоустройства

Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:

  • свидетельство о направлении на работу;
  • справку о самостоятельном трудоустройстве;
  • решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.

Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.

Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку

Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.

Расширение оснований для возмещения затрат

Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.

Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.

Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!

9 сентября 2025
С какими странами Беларусь обменивается информацией по налоговым и финансовым вопросам?
С какими странами Беларусь обменивается информацией по налоговым и финансовым вопросам?

В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.

Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.

Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!

12 сентября 2025
Новые ограничения на выплату дивидендов в Беларуси
Новые ограничения на выплату дивидендов в Беларуси

Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.

Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.

Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:

- ­списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;

- ­отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:

- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);

- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;

- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).

Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).

Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.

Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите намв сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.

9 сентября 2025
Отмена налогового соглашения Эстония Беларусь
Отмена налогового соглашения Эстония Беларусь

Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.

Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).

Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.

Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.

С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.

9 сентября 2025
Новый Указ о трудовой миграции
Новый Указ о трудовой миграции

Основные изменения:

  • Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
  • Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).

При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля   трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.

  • Проверка знания государственного языка для определенных профессий.

Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.

  •  Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
  • Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
  • Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы       (с 1 января 2026 года).

За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.

Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.

9 сентября 2025
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов

Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:

Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий

Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.

Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.

Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.

Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий

По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).

Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):

приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения 

  • (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
  • либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
  • обязательные к исполнению предписания.

Обязательные к исполнению предписания

Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:

  • о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
  • об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.

Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).

При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.

Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве

Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:

• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;

• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.

12 сентября 2025
Новые правила ценообразования в строительстве: что изменилось в 2025 году?
Новые правила ценообразования в строительстве: что изменилось в 2025 году?

Документ вступает в силу с 9 марта 2025 года. 

В Перечень также включены товары, предназначенные для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства.

После вступления в силу Постановления, утрачивают силу многие нормативные правовые акты, регулирующие ценообразование, в том числе, и Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2022 г. № 447 «О регулировании цен» (далее – Постановление №447).

Постановление определяет перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые, регулируются государственными органами (организациями) без привязки к «внутреннему рынку», на котором данные товары (работы, услуги) производятся (ввозятся) и реализуются.

Каким образом данные изменения скажутся на деятельности белорусских предприятий покажет только время. Мы в свою очередь будем ждать нормативные правовые акты трех министерств, приведенные в соответствие с Постановлением и разъяснения по их применению.

12 сентября 2025
Новые правила приемки объектов в эксплуатацию в 2025 году
Новые правила приемки объектов в эксплуатацию в 2025 году

Указ устанавливает следующие особенности приемки объектов строительства в эксплуатацию:

  • Не допускаются приемка в эксплуатацию объекта без полного завершения строительно-монтажных работ, очередей строительства, пусковых комплексов в составе объекта и перенос отдельных видов работ на благоприятный период года.
  • Объекты производственной инфраструктуры допускаются к приемке в эксплуатацию только после подтверждения рабочей комиссией по приемке оборудования готовности смонтированного оборудования к эксплуатации, выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг) в соответствии с чертежами (монтажными схемами).

Указом также установлен ряд критериев, по которым объект оценивается приемочной комиссией при приемке в эксплуатацию, в том числе такие критерии, как:

  •  соответствие эскизному проекту;
  •  возможность обеспечения подъезда автомобилей специального назначения и аварийных служб к принимаемому в эксплуатацию объекту;
  • создание на объекте доступной среды для инвалидов и физически ослабленных лиц.

Совету Министров Республики Беларусь поручено в трехмесячный срок установить состав и порядок согласования эскизного проекта.

Указ закрепляет положение о том, что соответствие принимаемых в эксплуатацию объектов требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, должно подтверждаться заключениями органов государственного надзора.

Предъявление требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, не допускается.

Указом прямо запрещается приемка в эксплуатацию объектов при отсутствии положительных заключений органов государственного надзора.

12 сентября 2025
С 19 ноября 2024 года иностранные компании смогут открывать в Беларуси свои филиалы
С 19 ноября 2024 года иностранные компании смогут открывать в Беларуси свои филиалы

Филиал иностранной компании – ее обособленное подразделение, открытое и расположенное в Беларуси и осуществляющее все или часть функций иностранной компании, в том числе функции представительства.

Главным отличием филиала иностранной компании от ее представительства является то, что филиал вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Порядок открытия филиалов иностранных компаний регламентируется Положением о порядке открытия и прекращения деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408). Указанное положение не распространяется на открытие и прекращение деятельности в Беларуси корреспондентских пунктов иностранных СМИ и филиалов иностранных банков.

Для открытия филиала иностранная компания должна обратиться в облисполком (Минский горисполком) по месту предполагаемого нахождения филиала или в государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (администрация парка), если предполагаемым местом нахождения филиала является территория индустриального парка «Великий камень», со следующим пакетом документов:

  • заявление об открытии филиала;
  • легализованная выписка из торгового регистра страны места нахождения иностранной компании или иной документ, подтверждающий ее юридический статус в стране места нахождения. Выписка должна быть выдана не позднее 6 месяцев до дня подачи в исполком (администрацию парка);
  • положение о филиале, утвержденное иностранной компанией. В положении указываются наименование и место нахождения филиала, его организационная структура, цели открытия, компетенция руководителя, порядок прекращения деятельности;
  • нотариально удостоверенные доверенности либо их нотариально засвидетельствованные копии на руководителя филиала и лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием филиала (при наличии такого лица). Доверенности могут не представляться, если руководитель филиала или лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием такого филиала, является руководителем иностранной компании и информация об этом содержится в выписке из торгового регистра или ином документе, подтверждающем юридический статус иностранной компании.

Вышеназванные документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы и переведены на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально).

Срок рассмотрения исполкомом (администрацией парка) документов, представленных для открытия филиала, составляет 30 рабочих дней (может быть продлен до 2-х месяцев при необходимости получения дополнительной информации).

Филиал считается открытым и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь с даты внесения записи о его открытии в реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (реестр).

В течение 3 рабочих дней с даты внесения записи о его открытии в реестр филиалу выдается выписка из реестра.

В течение 1 месяца с даты внесения в реестр записи об открытии филиал направляет в исполком (администрацию парка) сведения о постановке иностранной компании на учет в налоговых органах и ее учетном номере плательщика.

Один раз в год (с 1 января по 1 марта) филиал представляет в исполком (администрацию парка) письменный отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о:

  • месте нахождения;
  • штатном расписании;
  • количестве иностранных граждан – работников филиала;
  • изменениях, внесенных в положение о филиале;
  • контактной информации этого филиала, описание деятельности филиала за истекший период.

Филиал обязан уведомлять исполком (администрацию парка) об изменении своего наименования, места нахождения, о замене руководителя филиала или о прекращении его полномочий.

Сведения об открытых и прекративших деятельность белорусских филиалах иностранных организаций размещаются в открытом доступе на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  Единый государственный регистр.

12 сентября 2025
Об осуществлении технического надзора
Об осуществлении технического надзора

Инструкция определяет, что:

- заказчики, застройщики, застройщики при долевом строительстве объектов обязаны осуществлять технический надзор за строительством в период с даты начала выполнения работ на объекте строительства, указанной в договоре строительного подряда или в решении застройщика при выполнении работ собственными силами, и до даты приемки объекта в эксплуатацию;

- не допускается совмещать функции инженера по техническому надзору и руководителя (управляющего) проекта;

- при строительстве объектов по проектной документации, разработанной и прошедшей экспертизу по законодательству иных стран, технический надзор осуществляется в соответствие с требованиями Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

Инструкцией также определены:

- порядок осуществления технического надзора внутриплощадочных работ, в том числе внутриплощадочных подготовительных строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

- порядок освидетельствования скрытых работ;

- порядок промежуточной приемки ответственных конструкций;

- порядок приемки инженером по техническому надзору выполненных строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ.

В Инструкции подробно описаны функции инженера по техническому надзору, а также установлена форма извещения о проведении освидетельствования скрытых работ или промежуточной приемке ответственных конструкций. 

12 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.