Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Международный агропромышленный холдинг
Представление интересов в ходе привлечения проектного финансирования от ЕБРР на сумму 10 млн. долларов США через вхождение в капитал компании Клиента на сумму 10 млн. долларов США (put and call option) для реализации проекта по строительству агротерминалов в Беларуси.
Австрийский провайдер платежных систем
Сопровождение австрийской телекоммуникационной компании при вхождении на рынок Беларуси и оформлении отношений по разработке программного обеспечения с исполнителем проекта (Kapsch Group) по созданию в Беларуси системы сбора оплаты за проезд по дорогам BelToll.
Иностранный девелопер
Консультирование и представление интересов иностранного инвестора (девелопер в сфере недвижимости) по вопросам исполнения и расторжения инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, проведение переговоров с государственными органами Республики Беларусь.
Сумма проекта более 100 млн. долларов США.
Китайская логистическая корпорация
Правовая поддержка строительства и реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории белорусско-китайского индустриального парка "Великий Камень". Проект по развитию территории обеспечивается нашим клиентом, общая сумма инвестиций составит около 500 млн. долларов США. Для цели реализации проекта Государственный банк развития Китая предоставил нашему клиенту долгосрочный кредит на сумму более 100 млн. долларов США.
В рамках оказываемой правовой поддержки мы осуществили правовую проверку деятельности заемщика с последующей подготовкой юридического заключения для Государственного банка развития Китая, и предоставили независимое заключение о выполнении заемщиком предварительных условий для выдачи кредита.
Международный агропромышленный холдинг
Представление интересов в ходе привлечения проектного финансирования от ЕБРР на сумму 10 млн. долларов США через вхождение в капитал компании Клиента на сумму 10 млн. долларов США (put and call option) для реализации проекта по строительству агротерминалов в Беларуси.
Сербская нефтяная компания
Консультирование по вопросам заключения и исполнения трансграничного договора поставки природного газа.
Австрийский провайдер платежных систем
Сопровождение австрийской телекоммуникационной компании при вхождении на рынок Беларуси и оформлении отношений по разработке программного обеспечения с исполнителем проекта (Kapsch Group) по созданию в Беларуси системы сбора оплаты за проезд по дорогам BelToll.
Немецкая логистическая корпорация
Представление интересов клиента по вопросам осуществления функций логистического оператора Чемпионата мира по хоккею.
Иностранный девелопер
Консультирование и представление интересов иностранного инвестора (девелопер в сфере недвижимости) по вопросам исполнения и расторжения инвестиционного договора, заключенного с Республикой Беларусь, проведение переговоров с государственными органами Республики Беларусь.
Сумма проекта более 100 млн. долларов США.
Китайская логистическая корпорация
Правовая поддержка строительства и реализации крупнейшего инвестиционного проекта на территории белорусско-китайского индустриального парка "Великий Камень". Проект по развитию территории обеспечивается нашим клиентом, общая сумма инвестиций составит около 500 млн. долларов США. Для цели реализации проекта Государственный банк развития Китая предоставил нашему клиенту долгосрочный кредит на сумму более 100 млн. долларов США.
В рамках оказываемой правовой поддержки мы осуществили правовую проверку деятельности заемщика с последующей подготовкой юридического заключения для Государственного банка развития Китая, и предоставили независимое заключение о выполнении заемщиком предварительных условий для выдачи кредита.
Чем мы можем помочь
Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.
Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.
В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.
Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?
Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.
Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.
Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.
Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.
В компании важно периодически производить полную проверку соблюдения своих налоговых обязательств.
Своевременное выявление недоплаченных налогов, неправильного учета средств и неподанной налоговой отчётности поможет избежать непредвиденных расходов и ответственности для организации и ее руководителей в будущем.
Юристы проанализируют налоговую политику организации и дадут полезные рекомендации по ее улучшению.
При создании компании необходимо определить, кто будет учредителем, как будет реинвестирована полученная прибыль и куда будут перечисляться дивиденды.
Решение всех этих вопросов связано с определением налоговой нагрузки, и неправильный расчет может привести к дополнительным финансовым издержкам. Как организовать бизнес таким образом, чтобы уменьшить ваши расходы и увеличить доходы, знают юристы налоговой практики Arzinger.
Конфиденциальность информации – деликатный вопрос, ошибка в решении которого может привести к множеству проблем для клиентов и партнеров, начиная от рассылки спама и телефонного маркетинга и заканчивая хищением денежных средств.
Задача юриста – помочь разработать политику конфиденциальности компании и структурировать процесс сбора личной информации таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства Беларуси и стран Европейского Союза.
Правда, что бизнес в США не пойдет, если не создать компанию в штате Делавэр, а продавать продукт в ЕС операционно сложно, не зарегистрировав компанию на Кипре? А Швейцария – криптодолина Европы?
Мы нашли ответы на эти и другие вопросы практикой, а не изучая статьи на модных хипстерских сайтах для стартаперов. Мы знаем, где лежат подводные камни, и можем компетентно помочь определиться, как и куда двигать ваш высокотехнологичный бизнес дальше.
Может быть готовый продукт, отличная команда, репутация и большой маркетинговый бюджет. Но так ли это с юридической точки зрения?
Инвесторы дают деньги под продукт и людей, но дают их компаниям. От обилия форм – ООО, ОАО, LTD, PLC, простое товарищество – может рябить в глазах.
Мы на понятном языке расскажем, какую форму юрлица лучше выбрать, как оформить партнерские отношения с другими учредителями и не остаться за бортом, а также как оформить права интеллектуальной собственности на ваш продукт так, чтобы не только пользователи, но и инвесторы, и партнеры видели в нем ценность.
Беларусь характеризуется значительной долей государственных предприятий. Работая с госпредприятиями, бизнесу важно понимать правовые требования к структурированию договорных отношений.
Если государственное предприятие выступает заказчиком товара или услуги, то необходимо соблюсти ряд процедур, которые позволят выбрать наилучшего поставщика, претендующего на закупку за счет бюджетных средств.
Привлечение юристов важно как на этапе подготовки к конкурсам или аукционам, так и в ходе исполнения их результатов (зачастую клиенты ищут нашей помощи на этапе опротестования результатов госзакупок).
Новые технологические решения зачастую остаются за пределами правового регулирования: десять лет назад было сложно поверить, что по дорогам будут ездить самоуправляемые автомобили, а искусственный интеллект поможет оценить перспективность покупателя в оффлайн-торговле.
Юристы помогут выделить "белые пятна" правового регулирования вашей бизнес-модели и подготовят предложения и проекты изменений законодательства, которые позволят развивать модель в рамках правового поля.
Для частного сектора тяжело отследить новые законодательные инициативы и оценить влияние конкретного законопроекта на бизнес.
Привлечение юриста для анализа законопроекта позволит оценить степень влияния документа на деятельность бизнеса и спланировать постепенный и своевременный переход к новым требованиям.
Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.
Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).
В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.
Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.
Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.
Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.
Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.
Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».
Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.
К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.
Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.
Многие споры доходят до суда в результате эмоционального конфликта сторон.
Наши партнеры помогают сесть за стол переговоров, разобраться в причине конфликтов, найти точки компромисса и заключить мировое соглашение. Примирить стороны можно на любой стадии, в том числе исполнительного производства. Обе стороны выигрывают от этого, поскольку могут сконцентрироваться на бизнесе, а не войне.
Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.
Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.
В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.
Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.
Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более.
Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.
В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".
Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.
За период действия Декрета "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" №10 от 6 августа 2009 г. в стране заключены уже тысячи инвестиционных договоров.
Многие из них не исполнены по причинам, которые оспариваются сторонами (неоказание содействия другой стороной, изменение экономической ситуации в стране, финансовые сложности на стороне инвестора, создание препятствий в деятельности со стороны государства и др.). Инвестиционные договоры предполагают применение санкций к стороне, виновной в ненадлежащем исполнении.
Республика Беларусь как сторона инвестиционного договора отслеживает исполнение проектов и при наличии оснований направляет соответствующие претензии и иски в согласованные сторонами органы разрешения споров.
Предъявление претензий инвестором возможно и на основании международных договоров Республики Беларусь о защите инвестиций. 2017-2018 годы ознаменовались тем, что появились первые случаи подачи таких исков против Республики Беларуси (в ICSID и другие органы разрешения споров).
Юристы оценят перспективу разрешения спора, проведут переговоры по внесудебному его урегулированию на компромиссных условиях, подготовят правовое обоснование и стратегию для рассмотрения дела. Мы представляем интересы клиентов, как в государственных судах, так и в арбитражных институтах на территории Республики Беларусь и за рубежом. Ведущие мировые специалисты по инвестиционному арбитражу сотрудничают с Arzinger Law Offices, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.
Строительство крупных объектов недвижимости предполагает взаимодействие многих участников, включая заказчика, инженера, генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации и др.
Контракты «под ключ» могут быть осложнены применением книг FIDIC или иностранного права. Ни одна стройка не проходит гладко, как правило, вина только одной стороны в нарушении срока завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию не является очевидной.
Наиболее распространенным является предъявление взаимных претензий об оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ и проведения оплат, претензий по качеству. В сложных ситуациях сторона расторгает договор во внесудебном порядке, а вторая сторона впоследствии оспаривает такое расторжение в судебном порядке, заявляет к взысканию убытки, для установления объема и качества работ назначается экспертиза.
Юристы проводят правовую экспертизу спора на стадии его возникновения, оценивают перспективу судебного рассмотрения спора, взаимодействуют с техническими экспертами, представляют интересы сторон как при проведении переговоров, так и при судебном разрешении конфликта.
Беларусь предлагает ряд привлекательных инвестиционных режимов: инвестиционный договор с государством, Парк высоких технологий, Индустриальный парк «Великий камень», свободные экономические зоны и малые города.
Все они различаются по сфере бизнеса и критериям для входа и предлагают разные наборы льгот и преференций. Выбрать подходящий режим с оптимальным правовым регулированием – залог успеха будущего проекта, и мы поможем с правильным выбором.
Антидемпинговое расследование – долгий и многоступенчатый процесс, в котором требуется как глубокий анализ ситуации на рынке определенных товаров, так и знание законодательства Евразийского экономического союза.
Наши эксперты составят заявление о возбуждении антидемпингового расследования, помогут в подготовке комментариев и заполнении опросника для Евразийской экономической комиссии, ведущей расследование, и от вашего имени примут участие в публичных слушаниях по делу.
Для ввоза в страну и реализации ряда товаров необходимо предварительно получить разрешительные документы: сертификат качества, декларацию соответствия либо иное заключение госорганов.
Мы поможем определить процедуры, которые необходимо пройти в отношении товаров, и возьмем на себя взаимодействие с органами по сертификации вплоть до получения необходимых документов.
Практически для любого бизнеса международная торговля сопряжена с рисками, связанными с прохождением таможенных процедур.
Классификация товаров и определение их таможенной стоимости часто становятся причиной споров с таможенными органами, для положительного разрешения которых крайне важно иметь соответствующий опыт и практику взаимодействия с государственными структурами.
Мы представим ваши интересы в таможенных органах и защитим от излишних финансовых и временных издержек.
Границы и налоговые режимы – два нюанса, которые нельзя не брать в расчет перед началом торговли с зарубежными партнерами.
Мы изучим вашу бизнес-модель и расскажем, какие в ней есть плюсы и минусы и как сделать так, чтобы плюсов было больше. Задача юриста - организовать законное и прозрачное трансграничное движение товаров и денег.
Подготовить красивый и понятный договор оказания услуг, поставки, дистрибуции, комиссии, сервисное соглашение или любую другую внешнеторговую сделку – это полдела.
Важно, чтобы соглашение выстояло в суде и механика его исполнения не входила в противоречие с белорусским законодательством.
Купили товар на Востоке и собираетесь перепродать его на Запад, не завозя его в Беларусь – стоит свериться с юристами, как на это смотрит закон (плохо). Контрагент настаивает на рассмотрении всех споров в будущем в Лондоне – мы расскажем, можно ли на это соглашаться.
Мы можем защитить ваш бизнес посредством внесения объекта ИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Если вам, конечно, известно о реальном или потенциальном нарушении прав на объект интеллектуальной собственности и это сопряжено с перемещением товара между странами (к примеру, без вашего согласия импортируется товар с использованием вашего товарного знака или ноу-хау).
Юристы могут быть официальными представителями правообладателя перед таможенными органами, участвовать в выявлении и изъятии контрафактного товара (товара, произведенного с нарушениями ваших объектов ИС).
Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.
Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.
Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.
Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.
Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.
Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.
Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.
Перед принятием решения о старте проекта необходимо понимать, насколько бизнес-модель соответствует правовому регулированию государства, куда инвестор планирует вложить деньги.
Мы проведем правовой анализ модели и дадим оценку вашему проекту с точки зрения степени его соответствия нормам белорусского законодательства, выделив возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. В ходе анализа мы проверим корпоративные, налоговые, таможенные, логистические и другие аспекты, после чего дадим рекомендации по минимизации рисков и оптимизации бизнес-модели.
Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента.
Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.
Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.
При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.
Заключением договора о вложении инвестиций проект только начинается. Типичные ошибки инвесторов лежат в двух плоскостях: договорной и законодательной.
Договорные отношения с государством представляют собой ряд содержащихся в едином документе взаимных прав и обязанностей, выполнение которых необходимо контролировать, чтобы избежать несознательного неисполнения положений договора (тут поможет дорожная карта исполнения инвестиционного договора).
Законодательная плоскость отношений с государством гораздо шире: инвестор должен знать и понимать, какие обязанности у него есть на каждом этапе реализации проекта (строительные нормы, экологические требования, отчетность, охрана труда и многое другое). Юристы, которые хорошо знают конкретную сферу деятельности инвестора, помогут избежать типовых ошибок, допускаемых по незнанию или невнимательности.
Реализация любого инвестиционного проекта сопровождается подписанием ряда правовых документов: соглашения о резидентстве в ПВТ или "Великом камне", инвестиционного договора, соглашения о ГЧП, меморандумов о сотрудничестве.
Подписанию таких документов предшествуют переговоры и обсуждение с государственными органами и контрагентами. Юрист на переговорах сразу понимает правовые последствия обсуждаемых решений в разрезе проекта.
Обладая богатым опытом проведения переговоров, мы поможем правильно оценить риски перед принятием решения и зафиксировать результат переговоров в той форме (меморандум, term-sheet, (non)binding offer), которая позволит эффективно двигаться к реализации проекта.
Защитить инвестиции и получить изъятия из законодательства и особые льготы поможет заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В портфолио команды Arzinger – три десятка инвестиционных договоров, где мы выступали на стороне иностранных и местных инвесторов.
Инвестиционный договор может предоставить как стандартный для всех инвесторов набор льгот и преференций, так и особые изъятия из законодательства и налоговые льготы.
Основная цель инвестора – заключить договор, который позволит установить партнерские отношения с государством, исключив возможность споров в будущем. Мы знаем, как достичь этой цели.
Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.
Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.
Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.
Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.
Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.
Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны.
Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).
Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.
Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.
Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.
При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.
Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций.
После успешного приобретения объекта важно обеспечить его активную деятельность. Для этого бывает важно, например, уменьшить число и влияние миноритарных акционеров или сменить руководство.
Задача для юриста: предложить законные способы решения проблемных ситуаций после успешной сделки с объектом.
Для клиента разрабатывается пошаговый план его участия в приватизации (акционирование унитарного предприятия, приобретение акций ОАО, приобретение предприятия как имущественного комплекса и др.).
На стороне инвестора наши юристы готовят обращения, предложения, участвуют в переговорах. Мы готовим пакеты документов для участия клиента в аукционах и конкурсах. Юристы компании участвуют в разработке проектов указов и распоряжений Президента Беларуси, проекты постановлений Правительства и решений местных органов управления, участвуют в их согласовании.
Наша работа позволяет отстоять интересы клиента при согласовании сложных условий сделки (количества рабочих мест, сохранения среднемесячной заработной платы работников, внесения дополнительного вклада в уставный фонд и т.п.). Юристы Arzinger Law Offices предложат решения по слиянию и поглощению государственных организаций в тяжелом финансовом положении, включая банкротов.
В процесс сопровождения сделки входит подготовка всех документов, необходимых для заключения и исполнения сделки: это корпоративные разрешения и согласования, договоры и соглашения, изменения в устав, документы для осуществления административных процедур.
Юристы компании курируют действия брокера и депозитария, клиент - получает документы по владению активами.
Эффективная структура сделки по покупке объекта учитывает все юридические аспекты планируемой сделки, включая налоговое планирование, оценку соблюдения антимонопольного и корпоративного законодательства Беларуси, гарантии.
Тем самым она помогает сэкономить время и деньги клиента.
Отметим, что знание международного законодательства и наличие у нас постоянных партнеров в "странах с пониженным налогообложением" позволяет нам оперативно оказывать содействие в сделках с применением права зарубежных стран (Великобритания, Кипр и др.), а также с участием резидентов иностранных государств (Швейцария, Кипр, Великобритания, Литва, Израиль и др.).
После того, как вы проверили объект покупки, начинаются переговоры сторон. Предмет обсуждения: стоимость актива, порядок выплат, вопросы последующего управления и обязательства сторон, гарантии.
В каждой подобной истории важно не только фиксировать результаты и существенные условия сделки (в виде меморандумов, term sheet соглашений), но и управлять ходом переговоров.
В зависимости от проведённого DD, выбранной стратегии и навыков юриста сделка может напоминать торги, игру на понижение, игру с нулевой суммой или вовсе собеседование.
При покупке компании в Беларуси (акций, долей или унитарного предприятия) новый участник (собственник) хочет убедиться в отсутствии существенных рисков, которые повлияют на ведение бизнеса.
Эти риски можно проверить, проанализировав документацию и деятельность объекта. А именно: проверив корпоративную структуру, специфику сделок компаний-контрагентов, лицензии и IP, недвижимое и движимое имущество, налоговую и финансовую информацию, наличие обязательств и задолженностей.
Мы консультируем как покупателя, так и продавца. В каждой ситуации мы знаем, от чего все действительно зависит при подготовке, толковании и судебном рассмотрении существенной с юридической точки зрения документации.
Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.
Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.
Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.
Освоение новых рынков, запуск новых рискованных продуктов, мирный развод с партнерами по бизнесу - это не полный список причин для проведения реорганизации действующего бизнеса.
Обращение к юристам для сопровождения реорганизации позволит предупредить возможные изменения (например, запрет на использование упрощенной системы налогообложения), рассчитать стоимость вытекающих расходов (замена этикеток на продуктах, внесение изменений в лицензии и сертификаты и др.).
Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.
Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства.
Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица.
Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.
В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.
Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.
Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.
Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров.
Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.
Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.
Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.
События отрасли
С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).
Обязательные документы для трудоустройства
Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:
- свидетельство о направлении на работу;
- справку о самостоятельном трудоустройстве;
- решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.
Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.
Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку
Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.
Расширение оснований для возмещения затрат
Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.
Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.
Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!
В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.
Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!
Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.
Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.
Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).
Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.
Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите нам, в сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.
Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.
Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).
Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.
Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.
С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.
Основные изменения:
- Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
- Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).
При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.
- Проверка знания государственного языка для определенных профессий.
Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.
- Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
- Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
- Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы (с 1 января 2026 года).
За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.
Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.
С 6 апреля прекратили действие отдельные статьи международного соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с Великобританией. В связи с этим предлагаем вспомнить, какие механизмы устранения двойного налогообложения существуют и какие аспекты применения СИДН с отдельными странами нужно иметь в виду.
Напомним, что с 01.06.2024 по 31.12.2026 (включительно) со стороны Республики Беларусь приостановлено исполнение отдельных положений СИДН согласно приложению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 7 марта 2024 года (далее – Постановление № 164). В это приложение вошли СИДН, действующие с иностранными государствами, включенными в перечень недружественных (п. 2 Постановления № 164). Реакция на данные действия указанных государств выразилась в частичном или полном приостановлении действия СИДН в одностороннем порядке. Подробнее информация указана в таблице.
Что касается последствий приостановки таких соглашений, то стоит помнить:
Например, для зачета уплаченных сумм подоходного налога Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает следующий порядок действий. Плательщик прикладывает к налоговой декларации один из двух пакетов документов:
1. документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства;
2. копию налоговой декларации, представленной им в налоговый или иной компетентный орган иностранного государства, и копию платежного документа об уплате им с полученного дохода налога на доходы в бюджет такого иностранного государства.
Также по письменному заявлению плательщика зачет может быть произведен налоговым органом только на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных источником выплаты дохода, т.е. справка от иностранного нанимателя в установленной форме. Тем не менее, это не освобождает плательщика от обязанности представить в налоговый орган документы, указанные п. № 1 либо п. № 2.
Важно! Республика Беларусь является участницей Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (Нур-Султан (Астана), 02.11.2018 г.), и ряд доходов граждан охватывается этим международным договором. Это значит, что налоговые органы Республики Беларусь могут автоматически получать информацию об отдельных видах доходов своих граждан и (или) налоговых резидентов у налоговых органов иных государств.
Дополнительно в отношении налога на доходы иностранных организаций напомним, что в феврале 2025 года Министерство по налогам и сборам утвердило форму по подтверждению фактического местонахождения подлинного владельца дохода. Эти сведения предоставляются через налогового агента наряду с подтверждением иностранного резидентства организации. При непредставлении в налоговый орган такого подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет без применения льгот, установленных СИДН.
Если у вас остались вопросы по двойному налогообложению – напишите нам, мы поможем разобраться!
27 января 2025 года вступил в силу Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «Об отдельных мерах по противодействию незаконному импорту товаров на территорию Союзного государства»от 06.12.2024 № 7 (далее – Декрет № 7), который устанавливает обязанность наложения навигационных пломб для отдельных видов автоперевозок по территории Союзного государства.
Справочно: Электронные навигационные пломбы – это устройства, отслеживающие перемещение транспорта в процессе автомобильной перевозки и передающие информацию в таможенные органы. Навигационные пломбы накладываются на основе заключения с заказчиком (потребителем) услуг по отслеживанию перевозки с применением навигационных пломб разового договора либо на условиях публичной оферты по договору возмездного оказания услуг. Услуга оказывается национальным оператором. В Республике Беларусь этим занимается РУП «Белтаможсервис».
Требование устанавливать навигационные пломбы не является новым для Беларуси. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 311 «О применении навигационных устройств (пломб)» (далее – Постановление № 311) устанавливает обязанность по перемещению с навигационной пломбой по территории Республики Беларусь по некоторым основаниям, в частности, при ввозе любых товаров с территории Европейского Союза.
Помимо Декрета № 7, новшеством является отдельное регулирование перевозки табачных изделий, которое предписывает установление навигационных пломб при вывозе таких товаров с территории Союзного государства в рамках процедуры экспорта и вывозе товаров с территории Беларуси в рамках взаимной торговли государств-членов ЕАЭС (Постановление Совета Министров Союзного государства «Об отдельных мерах по противодействию незаконному обороту табака, табачных изделий на территорию Союзного государства» от 05 ноября 2024 № 44, далее – Постановление № 44).
Декрет № 7 и Постановление № 44 являются наднациональными актами и действуют параллельно с национальным регулированием навигационных пломб. Все три документа (один национальный и два наднациональных) отсылают к различным категориям товаров.
Если товар подпадает под критерии Постановления № 311, то тогда навигационная пломба является обязательной от внешней границы с ЕС и до внутренней границы между РФ и РБ. Если товар подпадает под критерии Декрета № 7 или Постановления № 44, то навигационные пломбы накладываются в Беларуси и могут быть использованы для отслеживания товара при перемещении по территории России (и наоборот - пломбы, наложенные в России, будут использоваться для отслеживания по территории Беларуси).
Сами категории товаров и критерии применения наднациональных и национальных актов довольно обширны.
Мы будем рады помочь Вам в этом предметно разобраться –напишите нам!
Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:
Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий
Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.
Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.
Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.
Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий
По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).
Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):
приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения
- (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
- либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
- обязательные к исполнению предписания.
Обязательные к исполнению предписания
Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:
- о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
- об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.
Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).
При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.
Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве
Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:
• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;
• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.
Филиал иностранной компании – ее обособленное подразделение, открытое и расположенное в Беларуси и осуществляющее все или часть функций иностранной компании, в том числе функции представительства.
Главным отличием филиала иностранной компании от ее представительства является то, что филиал вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Порядок открытия филиалов иностранных компаний регламентируется Положением о порядке открытия и прекращения деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408). Указанное положение не распространяется на открытие и прекращение деятельности в Беларуси корреспондентских пунктов иностранных СМИ и филиалов иностранных банков.
Для открытия филиала иностранная компания должна обратиться в облисполком (Минский горисполком) по месту предполагаемого нахождения филиала или в государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (администрация парка), если предполагаемым местом нахождения филиала является территория индустриального парка «Великий камень», со следующим пакетом документов:
- заявление об открытии филиала;
- легализованная выписка из торгового регистра страны места нахождения иностранной компании или иной документ, подтверждающий ее юридический статус в стране места нахождения. Выписка должна быть выдана не позднее 6 месяцев до дня подачи в исполком (администрацию парка);
- положение о филиале, утвержденное иностранной компанией. В положении указываются наименование и место нахождения филиала, его организационная структура, цели открытия, компетенция руководителя, порядок прекращения деятельности;
- нотариально удостоверенные доверенности либо их нотариально засвидетельствованные копии на руководителя филиала и лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием филиала (при наличии такого лица). Доверенности могут не представляться, если руководитель филиала или лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием такого филиала, является руководителем иностранной компании и информация об этом содержится в выписке из торгового регистра или ином документе, подтверждающем юридический статус иностранной компании.
Вышеназванные документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы и переведены на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально).
Срок рассмотрения исполкомом (администрацией парка) документов, представленных для открытия филиала, составляет 30 рабочих дней (может быть продлен до 2-х месяцев при необходимости получения дополнительной информации).
Филиал считается открытым и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь с даты внесения записи о его открытии в реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (реестр).
В течение 3 рабочих дней с даты внесения записи о его открытии в реестр филиалу выдается выписка из реестра.
В течение 1 месяца с даты внесения в реестр записи об открытии филиал направляет в исполком (администрацию парка) сведения о постановке иностранной компании на учет в налоговых органах и ее учетном номере плательщика.
Один раз в год (с 1 января по 1 марта) филиал представляет в исполком (администрацию парка) письменный отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о:
- месте нахождения;
- штатном расписании;
- количестве иностранных граждан – работников филиала;
- изменениях, внесенных в положение о филиале;
- контактной информации этого филиала, описание деятельности филиала за истекший период.
Филиал обязан уведомлять исполком (администрацию парка) об изменении своего наименования, места нахождения, о замене руководителя филиала или о прекращении его полномочий.
Сведения об открытых и прекративших деятельность белорусских филиалах иностранных организаций размещаются в открытом доступе на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Единый государственный регистр.
Что должен предпринять акционер-продавец перед продажей акций закрытого акционерного общества (ЗАО) третьему лицу?
Алгоритм действий продавца состоит из следующих шагов:
- Принять решение об отчуждении акций (для акционеров, являющихся юридическими лицами);
- Удостовериться в отсутствии ограничений на продажу (залог; арест; обременение правами третьих лиц; ограничение на продажу акций лицами, располагающими закрытой информацией на рынке ценных бумаг; наличие в уставе общества положения об ограничении круга лиц, которым могут быть проданы акции, и др.);
- Получить разрешение Совета Министров на продажу акций (в случаях, когда законодательство требует получение такого разрешения);
- Получить согласие МАРТ на продажу акций (если получение такого согласия необходимо в соответствии с законодательством о противодействии монополистической деятельности);
- Получить согласие супруга/супруги на продажу акций (в случае продажи физическим лицом акций, являющихся совместной собственностью супругов);
- Предложить акции облисполкому/Мингорисполкому (в случаях, когда исполкомы имеют преимущественное право на приобретение акций);
- Предложить акции другим акционерам (если преимущественное право покупки акций закреплено в уставе ЗАО);
- Предложить невостребованные другими акционерами акции самому обществу или выбранному им третьему лицу (в случае, если право общества и/или третьего лица на покупку невостребованных акций закреплено в уставе ЗАО).
Если после выполения вышеуказанных действий все лица отказались от преимущественного права покупки, тогда акционер-продавец вправе предложить акции выбранному им третьему лицу.
Акции должны предлагаться к покупке третьему лицу по цене и на условиях, предложенных ранее исполкомам и/или акционерам (обществу) в рамках соблюдения требований о преимущественном праве покупки.
Продажа акций ЗАО может осуществляться на неорганизованном (внебиржевом) рынке ценных бумаг, т.е. вне рамок торговой системы организатора торговли ценными бумагами.
Как совершаются сделки с акциями?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, совершаются в простой письменной форме путем заключения договора купли-продажи. К договору купли-продажи акций применяются как общие положения о купле-продаже (Гражданский кодекс), так и специальное законодательство, регулирующее куплю-продажу ценных бумаг.
Существенными условиями для договора купли-продажи акций являются, в том числе:
- предмет договора (вид акции, ее номинальная стоимость);
- количество акций;
- цена одной акции и общая цена обязательств по договору;
- сведения об отсутствии ограничений и запретов на совершение сделок с акциями;
- сведения о соблюдении продавцом требований законодательства и/или устава общества и пр.
Подлежат ли сделки с акциями обязательной регистрации?
Сделки с акциями, совершаемые на неорганизованном рынке, подлежат обязательной регистрации брокером или депозитарием.
Несоблюдение требования о регистрации сделки с акциями, совершаемой на неорганизованном рынке, влечет ее недействительность.
Для осуществления регистрации договора купли-продажи необходимо присутствие акционера-продавца и покупателя.
Договор регистрируется брокером или депозитарием после проверки его соответствия требованиям законодательства.
После регистрации договора купли-продажи акционер-продавец переводит акции со своего счета "депо" на счет "депо" покупателя (покупателю необходимо позаботиться о наличии открытого счета "депо"). Права на акции возникают с момента зачисления их на счет "депо" покупателя (факт зачисления фиксируется в выписке по счету).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.


