Проекты, реализованные нами в данной отрасли
Белорусская технологическая корпорация
Консультирование по вопросам применения льгот для инвесторов; проработка схемы, связанной с уплатой НДС; проработка вопроса, связанного с инновационными фондами, включением товаров в перечень инновационных товаров и применением налоговых льгот.
RIKO
Консультирование по вопросам налогообложения при трудоустройстве иностранных граждан, а также по вопросам налогообложения иностранной организации при осуществлении строительной деятельности в Республике Беларусь.
Белорусский производитель электрооборудования
Европейская материнская компания, в связи с введением очередного пакета санкций, решила дистанцироваться от своей белорусской дочерней структуры и сделала это радикально: продала долю и отправила уведомление о полном прощении долга за поставленные в Беларусь товары. Казалось бы, свобода от долгов — отличная новость, но как законно оформить такую сделку в Беларуси? И не превратится ли это в иностранную безвозмездную помощь (ИБП), с которой связан ряд дополнительных обязанностей и рисков у получателя?
Мы тщательно изучили ситуацию и выделили ключевые моменты, которые стоит учитывать:
- прощение долга может быть односторонней сделкой, поэтому заключение договора между сторонами необязательно. При этом все равно должен быть документ, подтверждающий сделку (например, письмо от контрагента опрощении задолженности);
- формально процедура списания задолженности проходит через приказ директора компании с обязательным оформлением первичных учетных документов (ПУД);
- по общему правилу, прощение долга не должно признаваться ИБП. Это следует из того, что такая сделка не подпадает под определение ИБП, содержащееся в Декрете №3 от 25 мая 2020 г. «Об иностранной безвозмездной помощи». Помимо этого, порядок обращения с ИБП (приемка помощи, ее регистрация) не подразумевает того, что прощенная задолженность по коммерческой сделке может впоследствии быть квалифицирована как ИБП.
В результате проделанной работы мы помогли нашему клиенту уладить разногласия между юридическим и бухгалтерским отделами и грамотно оформить прощение долга без риска нарушения закона.
Белорусская технологическая корпорация
Консультирование по вопросам применения льгот для инвесторов; проработка схемы, связанной с уплатой НДС; проработка вопроса, связанного с инновационными фондами, включением товаров в перечень инновационных товаров и применением налоговых льгот.
Немецкий банк
Консультирование по вопросу взимания налога на доходы иностранных организаций при выплате процентов в пользу заказчика по предоставленному финансированию.
Бизнес-центр "Столица"
Подготовка позиции для обжалования акта проверки в части привлечения к административной ответственности за нарушение в сфере налогообложения (исчисление и уплата земельного налога).
Китайский экспортный банк
Консультирование по вопросам применения gross-up clause в Республике Беларусь.
Испанский fashion-ритейлер
Консультирование испанского ритейлера по налоговым вопросам работы бизнес-модели в Беларуси.
Французский молочный концерн
Консультирование международной группы компаний производителя молочной продукции (Франция) по вопросам налогообложения сделки по продаже акций ОАО.
Международная платежная система
Консультирование по вопросам налогообложения в случае организации проведения акций и рекламных игр на территории Беларуси с участием резидентов.
Китайская строительная корпорация
Правовое обоснование для возражения против акта налоговой проверки Представительства китайского девелопера в Республике Беларусь, которому доначислена сумма 2 115 000 евро в отношении налога на прибыль и подоходного налога.
RIKO
Консультирование по вопросам налогообложения при трудоустройстве иностранных граждан, а также по вопросам налогообложения иностранной организации при осуществлении строительной деятельности в Республике Беларусь.
Белорусский производитель электрооборудования
Европейская материнская компания, в связи с введением очередного пакета санкций, решила дистанцироваться от своей белорусской дочерней структуры и сделала это радикально: продала долю и отправила уведомление о полном прощении долга за поставленные в Беларусь товары. Казалось бы, свобода от долгов — отличная новость, но как законно оформить такую сделку в Беларуси? И не превратится ли это в иностранную безвозмездную помощь (ИБП), с которой связан ряд дополнительных обязанностей и рисков у получателя?
Мы тщательно изучили ситуацию и выделили ключевые моменты, которые стоит учитывать:
- прощение долга может быть односторонней сделкой, поэтому заключение договора между сторонами необязательно. При этом все равно должен быть документ, подтверждающий сделку (например, письмо от контрагента опрощении задолженности);
- формально процедура списания задолженности проходит через приказ директора компании с обязательным оформлением первичных учетных документов (ПУД);
- по общему правилу, прощение долга не должно признаваться ИБП. Это следует из того, что такая сделка не подпадает под определение ИБП, содержащееся в Декрете №3 от 25 мая 2020 г. «Об иностранной безвозмездной помощи». Помимо этого, порядок обращения с ИБП (приемка помощи, ее регистрация) не подразумевает того, что прощенная задолженность по коммерческой сделке может впоследствии быть квалифицирована как ИБП.
В результате проделанной работы мы помогли нашему клиенту уладить разногласия между юридическим и бухгалтерским отделами и грамотно оформить прощение долга без риска нарушения закона.
Чем мы можем помочь
В Беларуси действует ряд преференциальных правовых режимов для инвесторов: Парк высоких технологий, Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий камень", свободные экономические зоны и ведение бизнеса в сельской местности.
Все эти режимы имеют свои требования для инвесторов по уровню требуемых вложений и видам бизнеса, а также предоставляют своим резидентам разные налоговые льготы.
Юристы помогут разобраться в особенностях режимов налогообложения и выбрать наиболее удобную модель бизнеса.
При получении дохода в Беларуси и за рубежом у клиента может возникнуть необходимость в установленные сроки отчитаться перед налоговыми органами о полученных средствах и уплатить подоходный налог. Пропуск срока может привести к штрафу.
Юристы помогут с правильным заполнением и подачей налоговой декларации в бумажном или электронном виде и рассчитают сумму подоходного налога к оплате.
Налоговое резидентство физического лица может не совпадать с его гражданством. Правильно определить статус налогового резидента важно для того, чтобы знать, в какой стране, с каких доходов и в какие сроки уплачивать подоходный налог.
Юристы помогут правильно определить страну налогового резидентства, а также подтвердить его в налоговых органах Беларуси, в том числе, с помощью электронного сертификата налогового резидентства.
Республика Беларусь заключила соглашения об избежании двойного налогообложения более чем с 70 государствами. Правильное их применение позволяет при получении зарплаты, дивидендов, процентов по займам и иных доходов избежать обязанности уплачивать с них налоги дважды в разных странах.
Arzinger проанализирует категорию полученного клиентом дохода и условия его налогообложения в Беларуси и за рубежом для минимизации расходов.
Чем сложнее планируемая сделка, тем более тщательный предварительный расчет возникающих налоговых обязательств требуется.
Компания должна заранее учесть аспекты трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, определить обязанность уплаты НДС и иных налогов. Если стороной по сделке выступает нерезидент, количество аспектов, которые необходимо принять во внимание, увеличивается.
Arzinger поможет рассчитать риски возникновения постоянного представительства в Беларуси для целей налогообложения при заключении сделки, определить страну реализации товаров, работ и услуг по договору и необходимость выполнения резидентом функций налогового агента за иностранного делового партнера.
Проводя мониторинг деятельности компании, налоговые органы могут установить факты недоплаты в бюджет налоговых средств, пропуск сроков их уплаты либо неправильного отражения в учете некоторых хозяйственных операций.
Это может привести к таким негативным последствиям, как штрафные санкции, принудительная остановка хозяйственной деятельности и присвоение компании статуса организации с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.
Специалисты Arzinger готовы включиться в спор на стадии проверки налогового органа, чтобы не доводить ситуацию до суда, а при его разрешении в судебном порядке – завершить ситуацию с минимальными последствиями для клиента.
В компании важно периодически производить полную проверку соблюдения своих налоговых обязательств.
Своевременное выявление недоплаченных налогов, неправильного учета средств и неподанной налоговой отчётности поможет избежать непредвиденных расходов и ответственности для организации и ее руководителей в будущем.
Юристы проанализируют налоговую политику организации и дадут полезные рекомендации по ее улучшению.
При создании компании необходимо определить, кто будет учредителем, как будет реинвестирована полученная прибыль и куда будут перечисляться дивиденды.
Решение всех этих вопросов связано с определением налоговой нагрузки, и неправильный расчет может привести к дополнительным финансовым издержкам. Как организовать бизнес таким образом, чтобы уменьшить ваши расходы и увеличить доходы, знают юристы налоговой практики Arzinger.
События отрасли
17 октября Президент подписал Закон «Об изменении законов по вопросам предоставления займов». Изменения внесены в Гражданский кодекс, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и в Закон «О рекламе».
Изменения включают следующее:
- заключать договоры займа с физическими лицами смогут исключительно микрофинансовые организации. Для остальных юридических лиц и ИП установлен запрет. Исключение – займы собственным работникам;
- запрещено использовать в рекламе слова «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производные от этих слов, если рекламодатель не является микрофинансовой организацией. Аналогичное правило распространяется и при выборе наименования юридического лица.
Ряд норм нацелен на имущественную защиту граждан. Так, в рамках договора займа между физическими лицами будет запрещено:
- устанавливать в качестве предмета залога единственный жилой дом, либо квартиру, либо долю в этом единственном жилом доме/квартире;
- заключать договоры займа в иностранной валюте, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах. Исключение – займы близким родственникам (супруг/супруга, родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки и такие же родственники супруга/супруги);
- устанавливать повышенные проценты за пользование займом в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения)обязательств или какие-либо дополнительные платежи (комиссионные и иные).
Помимо этого:
- заимодавец не вправе в одностороннем порядке увеличивать размер получаемых им с заемщика процентов (при взимании процентов), размера неустойки (штрафа, пени) по договору займа, изменять срок действия договора займа либо применять к заемщику неустойку (штраф, пеню) за досрочный возврат долга или его части;
- ограничение по размеру процентов – он не сможет превышать половины размера суммы займа в случае, если заем выдается до одного года. Если более одного года — не более размера самого займа. Общая сумма неустойки (штрафа, пени) не может превышать половины суммы займа, предоставленного заемщику.
Указанные нормы о недопустимых условиях в договорах займа не распространяются на ИП и юридических лиц.
Закон вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Еще 6 месяцев будет на приведение своих учредительных документов в соответствие с ним, в противном случае юридические лица будут подлежать ликвидации в судебном порядке.
Если вам необходима помощь или остались вопросы – свяжитесь с нами, с нюансами законодательства разберемся вместе!
В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.
Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.
Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!
Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.
Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.
Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).
Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.
Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите нам, в сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.
В последнее время всё более популярным в повседневной деятельности белорусских компаний становится использование корпоративных банковских карточек. Такая карточка – это платежный инструмент, который всегда под рукой и позволяет оперативно оплатить какие-либо расходы, связанные с деятельностью организации.
Как правило, такие карточки предоставляются в распоряжение конкретным работникам юридического лица. При этом, не стоит забывать, что денежные средства на корпоративной банковской карточке – это денежные средства компании, и распоряжаться ими можно только на строго определенные цели в рамках конкретного перечня операций, определенного компанией самостоятельно.
Корпоративную банковскую карточку можно использовать для оплаты, например, за канцтовары, топливо, почтовые услуги, услуги связи, а также для оплаты расходов при командировке (билеты на общественный транспорт, бронирование гостиниц, дорожные сборы, страхование и тп.), представительских расходов и иных расходов, связанных с деятельностью организации.
Работник (держатель корпоративной карточки) обязан предоставить нанимателю отчет о суммах, израсходованных посредством использования корпоративной банковской карточки, приложив к такому отчету подтверждающие документы (чеки, квитанции и пр.).
В целях сохранности и прозрачного использования денежных средств организации мы рекомендуем нашим клиентам:
- устанавливать перечень работников, имеющих право на использование корпоративной банковской карты;
- утвердить локальный правовой акт о порядке использования корпоративных карт.
Если в Ваша компания практикует использование корпоративных банковских карт, но пока не имеет соответствующего локального правового акта, который бы четко устанавливал правила их использования и отчетности по таким расходам, наши юристы готовы подготовить для Вас соответствующие документы.
Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.
Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).
Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.
Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.
С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.
С 6 апреля прекратили действие отдельные статьи международного соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с Великобританией. В связи с этим предлагаем вспомнить, какие механизмы устранения двойного налогообложения существуют и какие аспекты применения СИДН с отдельными странами нужно иметь в виду.
Напомним, что с 01.06.2024 по 31.12.2026 (включительно) со стороны Республики Беларусь приостановлено исполнение отдельных положений СИДН согласно приложению к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 7 марта 2024 года (далее – Постановление № 164). В это приложение вошли СИДН, действующие с иностранными государствами, включенными в перечень недружественных (п. 2 Постановления № 164). Реакция на данные действия указанных государств выразилась в частичном или полном приостановлении действия СИДН в одностороннем порядке. Подробнее информация указана в таблице.
Что касается последствий приостановки таких соглашений, то стоит помнить:
Например, для зачета уплаченных сумм подоходного налога Налоговый кодекс Республики Беларусь предусматривает следующий порядок действий. Плательщик прикладывает к налоговой декларации один из двух пакетов документов:
1. документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства;
2. копию налоговой декларации, представленной им в налоговый или иной компетентный орган иностранного государства, и копию платежного документа об уплате им с полученного дохода налога на доходы в бюджет такого иностранного государства.
Также по письменному заявлению плательщика зачет может быть произведен налоговым органом только на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденных источником выплаты дохода, т.е. справка от иностранного нанимателя в установленной форме. Тем не менее, это не освобождает плательщика от обязанности представить в налоговый орган документы, указанные п. № 1 либо п. № 2.
Важно! Республика Беларусь является участницей Протокола об обмене информацией в электронном виде между государствами – участниками СНГ для осуществления налогового администрирования (Нур-Султан (Астана), 02.11.2018 г.), и ряд доходов граждан охватывается этим международным договором. Это значит, что налоговые органы Республики Беларусь могут автоматически получать информацию об отдельных видах доходов своих граждан и (или) налоговых резидентов у налоговых органов иных государств.
Дополнительно в отношении налога на доходы иностранных организаций напомним, что в феврале 2025 года Министерство по налогам и сборам утвердило форму по подтверждению фактического местонахождения подлинного владельца дохода. Эти сведения предоставляются через налогового агента наряду с подтверждением иностранного резидентства организации. При непредставлении в налоговый орган такого подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет без применения льгот, установленных СИДН.
Если у вас остались вопросы по двойному налогообложению – напишите нам, мы поможем разобраться!
Напомним, что одним из новшеств НК-2025 применительно к налогу на доходы иностранных организаций стало обязательное подтверждение статуса фактического владельца дохода. Согласно новой редакции ч. 2 п. 1 ст. 194 Налогового кодекса Республики Беларусь, иностранная организация, наряду с подтверждением резидентства, также представляет в налоговый орган Республики Беларусь подтверждение того, что она является фактическим владельцем дохода, по форме, установленной Министерством по налогам и сборам, если она претендует на получение по международному договору льготы по доходу от источника в Республике Беларусь.
Новая форма представляет собой заверение получателя дохода из источников в Республике Беларусь – иностранной (международной) организации – в действительности следующих фактов:
- юридическое и фактическое местонахождение получателя дохода;
- указанного налогового агента – резидента Республики Беларусь – как источника выплаты дохода;
- вид дохода, в отношении которого предоставляется подтверждение;
- иные сведения, например, что получатель дохода вправе самостоятельно пользоваться и распоряжаться доходом.
Подписывая указанное подтверждение, получатель дохода также берет на себя обязательство информировать налогового агента об изменениях касательно предоставленной информации. Налоговым агентом может быть дополнительно запрошено подтверждение фактического владельца у налогового органа иностранного государства.
Подтверждение фактического владельца может представляться в налоговый орган по месту учета налогового агента как до установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета), в которой подлежит отражению доход (платеж), так и после истечения такого срока. Оно, как и подтверждение резидентства, может быть в виде электронного документа и направляться в налоговый орган вместе с налоговой декларацией (расчетом) по налогу на доходы, если налоговый агент представляет такую налоговую декларацию (расчет) в электронном виде, либо в качестве приложения к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа. При непредставлении в налоговый орган такого подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет без применения льгот, установленных соглашением об избежании двойного налогообложения.
Помимо указанной формы, Постановление № 4 вносит иные изменения и дополнения в Постановление № 2. Например, установлена форма для подачи сведений о стоимости оказанных услуг, в том числе услуг, местом реализации которых признается территория Республики Беларусь, и услуг в электронной форме (прил. 39-14 Постановления № 4).
Указанные изменения и дополнения вступают в силу с 21 февраля 2025 года.
I. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ
- Поэтапная отмена льготных ставок при выплате дивидендов при распределении прибыли организации
С 01.01.2026 – отменяется действие льготной ставки подоходного налога в размере 6% в отношении доходов в виде дивидендов, получаемых плательщиками – резидентами Беларуси при условии, если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации. Такие доходы будут облагаться подоходным налогом по общей ставке 13%.
С 01.01.2028 – отменяется действие льготной ставки подоходного налога в размере 0% в отношении доходов в виде дивидендов, получаемых плательщиками – резидентами Беларуси при условии, если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации. Такие доходы будут облагаться подоходным налогом по общей ставке 13%.
- Отменяется освобождение от подоходного налога доходов от реализации долей/акций в уставных фондах белорусских организаций
Ранее в отношении доходов от реализации долей в уставных фондах белорусских организаций, а также акций белорусских организаций действовало освобождение от подоходного налога в случае, если плательщик владел долей непрерывно не менее 3 лет или отчуждал акции не ранее 3 лет с даты их приобретения.
Начиная с 01.01.2025, такие доходы будут облагаться подоходным налогом по общей ставке – 13%.
- Увеличение размера совокупного дохода для применения прогрессивной ставки до 220 000 рублей
Для применения «прогрессивной» ставки подоходного налога в размере 25%, совокупный доход плательщика в виде дивидендов, в рамках трудовых отношений, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, создание, использование объектов интеллектуальной собственности, отчуждение имущественных прав на них, должен составлять 220 000 белорусских рублей и более (ранее было 200 000 белорусских рублей).
II. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
- Поэтапная отмена льготных ставок налога на прибыль по дивидендам
С 01.01.2026 – отменяется действие льготной ставки налога на прибыль в размере 6% по дивидендам, в случае если в течение 3 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации.
С 01.01.2028 – отменяется действие льготной ставки налога на прибыль в размере 0% по дивидендам, в случае если в течение 5 предшествующих календарных лет последовательно прибыль не распределялась между участниками (акционерами) белорусской организации.
- Ставка налога на прибыль 30% для коммерческих микрофинансовых организаций
В НК-2025 предусмотрено увеличение ставки налога на прибыль с 25% до 30% для коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, в отношении прибыли, полученной от микрофинансовой деятельности.
- Ставка налога на прибыль 9% от операций с токенами для резидентов ПВТ
Валовая прибыль резидентов ПВТ от операций с цифровыми знаками (токенами) облагается налогом на прибыль по ставке 9%. Для нерезидентов ПВТ действует общая ставка – 20 или 25%.
- Ограничения в применении инвестиционного вычета
НК-2025 устанавливает, что инвестиционный вычет можно будет применить в отношении зданий и сооружений только производственного назначения.
Помимо этого, нельзя будет применить инвестиционный вычет к первоначальной стоимости основных средств, нормативный срок службы которых менее 5 лет.
Также в НК-2025 предусмотрен запрет на применение инвестиционного вычета бюджетными организациями, общественными объединениями, религиозными организациями, республиканскими государственно-общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, кроме организаций потребительской кооперации.
- Расширен перечень внереализационных доходов
Согласно НК-2025, в перечень внереализационных доходов будут, среди прочего, включены:
- денежные средства и иное имущество, полученные участником (акционером) организации при уменьшении ее уставного фонда;
- доходы владельца цифрового знака (токена), созданного и размещенного резидентом ПВТ или через резидента ПВТ, предусмотренные документами о его создании и размещении;
- положительная разница, возникающая у владельца цифрового знака (токена), созданного и размещенного резидентом ПВТ или через резидента ПВТ, между стоимостью такого цифрового знака (токена) при погашении обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении, и стоимостью, по которой такой цифровой знак (токен) был приобретен;
- положительная разница, возникающая у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), между стоимостью такого цифрового знака (токена) на дату его размещения и на дату погашения обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении;
- возникающая у оператора криптоплатформы положительная разница между стоимостью принадлежащих клиентам цифровых знаков (токенов), использованных оператором криптоплатформы, на дату начала их использования указанным оператором и стоимостью таких токенов на дату прекращения такого использования.
- Расширен перечень внереализационных расходов
Согласно НК-2025, в перечень внереализационных расходов будут, среди прочего, включены:
- суммы денежных средств, перечисленных в бюджет в счет компенсации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
- расходы, возникающие у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), предусмотренные документами о его создании и размещении;
- отрицательная разница, возникающая у лица, создавшего и разместившего собственный цифровой знак (токен), между стоимостью такого цифрового знака (токена) на дату его размещения и на дату погашения обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении;
- отрицательная разница, возникающая у владельца цифрового знака (токена), созданного и размещенного резидентом ПВТ или через резидента ПВТ, между стоимостью такого цифрового знака (токена) при погашении обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении, и стоимостью, по которой такой цифровой знак (токен) был приобретен;
- возникающая у оператора криптоплатформы отрицательная разница между стоимостью принадлежащих клиентам цифровых знаков (токенов), использованных оператором криптоплатформы, на дату начала их использования указанным оператором и стоимостью таких токенов на дату прекращения такого использования.
III. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- Доходы при выходе (исключении) из белорусской организации исключаются из объектов налогообложения
С 2025 г. не признаются объектом обложения налогом на доходы действительная стоимость доли иностранного участника-юрлица, выплачиваемая ему при выходе (исключении) из белорусской организации.
Вместе с тем, обратите внимание, что иной вид дохода, выплачиваемый выходящему (исключаемому) участнику, а именно, – часть прибыли, приходящаяся на долю вышедшего (исключенного) участника и полученная организацией с момента выхода (исключения) участника до момента расчета с ним, по-прежнему является объектом налогообложения как доходы, приравненные к дивидендам.
- Новые объекты налогообложения налогом на доходы иностранных организаций
Согласно НК-2025, вводятся новые объекты налогообложения налогом на доходы иностранных организаций:
- «доходы иностранных организаций, являющихся участниками (акционерами) белорусских организаций, получаемые при распределении между акционерами (участниками) прибыли, имущества ликвидируемых белорусских организаций».
По данному объекту будет применяться ставка 15%.
- «доходы от выполнения работ, оказания услуг взаимозависимому белорусскому лицу» (есть исключения).
Базовой ставкой налога по данному доходу будет 15%.
- Увеличение ставки налога на доходы по дивидендам, получаемым иностранными организациями
Ставка налога на доходы иностранных организаций по дивидендам и приравненным к ним доходам вырастет с 15% до 25%.
- Увеличение ставки налога на доходы от отчуждения долей (паев, акций)
Ставка налога на доходы иностранной организации от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) белорусских организаций повысилась с 12% до 15%.
- Обязательное подтверждение статуса фактического владельца дохода
НК-2025 устанавливает, что если иностранная организация как фактический владелец дохода претендует на получение по международному договору льготы по доходу из источника в Республике Беларусь, то, помимо подтверждения резидентства, иностранная организация обязана будет представить подтверждение того, что является фактическим владельцем дохода, по форме, установленной МНС. В дополнение могут быть запрошены подтверждающие документы.
IV. НДС
• Дополнительная выгода при реализации товаров в Беларуси по договорам комиссии, поручения и иным признается объектом НДС
При реализации на территории Беларуси товаров с дополнительной выгодой иностранными организациями и ИП – резидентами ЕАЭС на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных договоров, заключенных с организациями и ИП, состоящими на учете в белорусских налоговых органах, такая дополнительная выгода будет признаваться объектом НДС.
- Расширен перечень услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения покупателя
К услугам, место реализации которых для целей уплаты НДС определяется по месту нахождения покупателя, будут, среди прочего, добавлены:
- услуги в сфере отдыха (развлечений), получение которых осуществляется в дистанционной форме путем приобретения доступа к виртуальным мероприятиям, транслируемым через интернет;
- услуги по предоставлению информации из баз данных об агрегированных данных о покупателях, покупках, сформированных лицами, оказывающими услуги в электронной форме;
- услуги (за исключением услуг в электронной форме), направленные на увеличение (стимулирование) продаж через электронную торговую площадку, включая услуги по привлечению третьих лиц для исполнения обязательств, связанных с такими продажами;
К числу таких услуг также будут относиться следующие услуги в электронной форме:
- маркетинговые услуги*;
*Обратите внимание, что, согласно НК-2025, определение маркетинговых услуг распространено и на услуги в сугубо электронной форме – с 2025 г. маркетинговые услуги – это, среди прочего, «услуги, предоставляемые через Интернет, услуги, оказываемые с использованием информационных технологий и систем, по изучению текущего рынка сбыта, потребительского выбора, поисковому продвижению в интернете веб-сайтов, торговых марок (брендов), услуг и (или) товаров».
- услуги по предоставлению через интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для увеличения (стимулирования) продаж через электронную торговую площадку;
- хранение, подборка (выборка) и (или) обработка информации при условии, что лицо, предоставившее эту информацию, или иной пользователь имеют к ней доступ через интернет;
- услуги обработки и предоставления результатов обработки статистики на сайтах в интернете;
- автоматизированное дистанционное обучение через информационную сеть за исключением случая, когда информационная сеть используется как средство коммуникации.
V. ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ
- Установлена обязанность маркетплейсов предоставлять в МНС сведения о белорусских продавцах и их продажах
Белорусские маркетплейсы, организующие электронную дистанционную продажу товаров белорусских организаций/ИП белорусским и иностранным покупателям товаров, обязаны представлять ежеквартально не позднее срока, установленного для представления налоговой декларации (расчета) по НДС, в МНС в электронном виде сведения о таких продавцах – белорусских организациях/ИП и их оборотах по реализации товаров в государствах, на территорию которых товары доставлены покупателям.
VI. УСН
- Увеличены предельные значения валовой выручки для применения УСН
- для перехода на УСН значение валовой выручки за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором претендуют на начало применения УСН, увеличивается с 1 733 440 рублей до 1 827 045 рублей;
- для сохранения права применения УСН валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года не может превышать 2 436 060 рублей.
VII. ИНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
- Расширено определение взаимозависимых лиц
С 01.01.2025, взаимозависимыми лицами будут признаваться, среди прочего, организация и ее руководитель, а также организация и ее работник.
- Изменен порядок определения дня уплаты налога, сбора, пошлины, пеней
С 01.05.2025 днем уплаты налога, сбора, пошлины, пеней признается не день выдачи платежной инструкции, а день исполнения банком платежной инструкции (поставщиком платежных услуг – платежного указания) на перечисление налога, сбора (пошлины), пеней.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком (поставщиком платежных услуг) в установленный срок платежной инструкции (платежного указания) на уплату налога, сбора (пошлины), пеней либо платежного требования налогового или таможенного органа, кроме случаев неисполнения по причинам, не зависящим от банка (поставщика платежных услуг), банк (поставщик платежных услуг) уплачивает пени и несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Филиал иностранной компании – ее обособленное подразделение, открытое и расположенное в Беларуси и осуществляющее все или часть функций иностранной компании, в том числе функции представительства.
Главным отличием филиала иностранной компании от ее представительства является то, что филиал вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.
Порядок открытия филиалов иностранных компаний регламентируется Положением о порядке открытия и прекращения деятельности на территории Республики Беларусь представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408). Указанное положение не распространяется на открытие и прекращение деятельности в Беларуси корреспондентских пунктов иностранных СМИ и филиалов иностранных банков.
Для открытия филиала иностранная компания должна обратиться в облисполком (Минский горисполком) по месту предполагаемого нахождения филиала или в государственное учреждение «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (администрация парка), если предполагаемым местом нахождения филиала является территория индустриального парка «Великий камень», со следующим пакетом документов:
- заявление об открытии филиала;
- легализованная выписка из торгового регистра страны места нахождения иностранной компании или иной документ, подтверждающий ее юридический статус в стране места нахождения. Выписка должна быть выдана не позднее 6 месяцев до дня подачи в исполком (администрацию парка);
- положение о филиале, утвержденное иностранной компанией. В положении указываются наименование и место нахождения филиала, его организационная структура, цели открытия, компетенция руководителя, порядок прекращения деятельности;
- нотариально удостоверенные доверенности либо их нотариально засвидетельствованные копии на руководителя филиала и лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием филиала (при наличии такого лица). Доверенности могут не представляться, если руководитель филиала или лицо, уполномоченное осуществлять действия, связанные с открытием такого филиала, является руководителем иностранной компании и информация об этом содержится в выписке из торгового регистра или ином документе, подтверждающем юридический статус иностранной компании.
Вышеназванные документы, выданные на территории иностранного государства, должны быть легализованы и переведены на белорусский или русский язык (верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально).
Срок рассмотрения исполкомом (администрацией парка) документов, представленных для открытия филиала, составляет 30 рабочих дней (может быть продлен до 2-х месяцев при необходимости получения дополнительной информации).
Филиал считается открытым и имеет право осуществлять деятельность на территории Республики Беларусь с даты внесения записи о его открытии в реестр представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц (реестр).
В течение 3 рабочих дней с даты внесения записи о его открытии в реестр филиалу выдается выписка из реестра.
В течение 1 месяца с даты внесения в реестр записи об открытии филиал направляет в исполком (администрацию парка) сведения о постановке иностранной компании на учет в налоговых органах и ее учетном номере плательщика.
Один раз в год (с 1 января по 1 марта) филиал представляет в исполком (администрацию парка) письменный отчет о своей деятельности, в который включаются сведения о:
- месте нахождения;
- штатном расписании;
- количестве иностранных граждан – работников филиала;
- изменениях, внесенных в положение о филиале;
- контактной информации этого филиала, описание деятельности филиала за истекший период.
Филиал обязан уведомлять исполком (администрацию парка) об изменении своего наименования, места нахождения, о замене руководителя филиала или о прекращении его полномочий.
Сведения об открытых и прекративших деятельность белорусских филиалах иностранных организаций размещаются в открытом доступе на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Единый государственный регистр.
Напомним, что с 19 ноября 2024 согласно изменениям в Гражданский кодекс, факторинг больше не будет являться исключительно банковской операцией,-коммерческие организации смогут самостоятельно заключать договоры финансирования под уступку денежного требования.
Если ваша компания планирует осуществлять деятельность по факторингу, вам необходимо учитывать следующие условия согласно Указу № 416.
I. Коммерческие организации обязаны включиться в реестр факторинговых организацией, если:
- в совокупности финансирование кредитору(-ам) превышает 3000 БВ за календарный год, что сегодня эквивалентно 120 000 белорусских рублей, и
- на момент уступки требований просрочка исполнения денежных обязательств должника перед первоначальным кредитором составляет не более 180 дней.
Без включения в реестр деятельность организаций по заключению договоров факторинга является незаконной и запрещается.
II. Национальный банк является регулятором для факторинговых организаций.В частности, он устанавливает (вправе устанавливать):
- порядок создания и ведения реестра факторинговых организаций;
- требования к правилам осуществления деятельности по факторингу;
- форму, объем, содержание отчетности и (или) иной информации о факторинге, порядок ее предоставления в Национальный банк;
- объем и порядок раскрытия информации об осуществляемой деятельности по факторингу на сайте факторинговой организации в сети Интернет;
- требования к системе управления рисками факторинговой организации;
- объем и порядок раскрытия информации о бенефициарных и иных владельцах и своем финансовом состоянии;
- порядок оценки финансовой устойчивости факторинговых организаций;
- обязательные для соблюдения финансовые нормативы и их размеры, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности;
- случаи, размеры и порядок формирования и использования резервов;
- и иное.
III. Установлены требования к самой факторинговой организации.В частности, такая организация должна:
- иметь уставный фонд в размере не менее 125 тыс. белорусских рублей;
- иметь систему управления рисками;
- соблюдать размеры финансовых нормативов, в том числе в отношении собственного капитала, показателей финансовой деятельности, в случае установления таких нормативов, формировать резервы;
- представлять в Национальный банк полученные при осуществлении деятельности по факторингу сведения, входящие в состав кредитной истории;
- ежегодно проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и представлять аудиторское заключение в Национальный банк;
- и иное.
IV. Национальный банк вправе направлять обязательные для исполнения предписания и (или) требования:
- об устранении выявленных нарушений;
- об отстранении от занимаемой должности руководителя, должностного лица;
- о принятии мер по улучшению финансового состояния;
- о назначении руководителя, соответствующего квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
При неисполнении факторинговой организацией предписаний и (или) требований Национальный банк вправе направить предписание о запрете заключения новых договоров факторинга, дополнительных соглашений, предусматривающих увеличение объемов предоставляемого финансирования, или исключить факторинговую организацию из реестра.







