Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg

Энергетика

Компетенция Arzinger в энергетическом секторе подтверждена поддержкой самых амбициозных проектов, связанных с производством, передачей, распределением, потреблением и продажей энергии, включая электроэнергию, газ, нефть, тепло, возобновляемые источники энергии, атомную энергетику. С учётом стратегического значения энергетики для экономики и национальной безопасности, правовое регулирование в этой сфере требует высокой юридической точности, учёта отраслевых стандартов, выстраивания конструктивного диалога бизнеса с государством, финансовыми институтами и подрядчиками.

Инвестиционные проекты – сопровождение от проектирования до ввода в эксплуатацию оборудования и объектов строительства; поддержка проектов ВИЭ; хранение энергии, цифровизация и декарбонизация; санкционный комплаенс, тарифное и антимонопольное регулирование. С Arzinger ваши энергетические инициативы реализуются уверенно и надёжно – в соответствии с современными тенденциями и в полной гармонии с нормативными требованиями Беларуси.

Сергей Машонский Сергей Машонский

Эксперт отрасли

Старший партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 sam@arzinger.by
Дмитрий Боболя Дмитрий Боболя

Эксперт отрасли

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

+375 29 304 34 11 dmb@arzinger.by

Проекты, реализованные нами в данной отрасли

Предприятие нефтяной отрасли

Мы консультировали предприятие нефтяной отрасти Беларуси в, так называемом, demurrage споре – взыскании убытков за сверхнормативный простой танкеров по немецкому праву. В результате проведенных переговоров претензии перевозчика были сняты.

Сербская нефтяная компания

Консультирование по вопросам заключения и исполнения трансграничного договора поставки природного газа.

Энергетическая корпорация

Сопровождение проекта по строительству пилотной солнечной электростанции мощностью 5МВт в Гомельской области в рамках инвестиционного договора первого уровня (предусматривает дополнительные льготы и преференции).

Израильская нефтеперерабатывающая компания

Заключение инвестиционного договора и правовое сопровождение реализации инновационного проекта стоимостью 9 млн. долларов США по созданию централизованной системы сбора, хранения, переработки и использования отработанных масел.

Cummins

Представление интересов компании в ходе реализации проекта по поставке и монтажу когенерационной станции по производству тепла и электроэнергии мощностью 1.5МВт и 1.2МВт соответственно в рамках программы финансирования Всемирного банка.

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Оказание юридической поддержки Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в рамках реализации международного проекта технической помощи по развитию ветроэнергетики в Республике Беларусь. 

Цель проекта – создать комплекс ветроэнергетических установок. Это первый проект международной технической помощи в Беларуси, который направлен на развитие ветроэнергетики и финансируется совместно Программой развития ООН и Глобальным фондом окружающей среды.

Осуществлена юридическая проверка комплектности строительных документов по каждой площадке, проводится консультирование и разработка документов для проведения тендеров на продажу предынвестиционных активов (созданные для каждого объекта юридические лица вместе с полученной разрешительной документацией на создание ветроэнергетических установок). 

Предприятие нефтяной отрасли

Мы консультировали предприятие нефтяной отрасти Беларуси в, так называемом, demurrage споре – взыскании убытков за сверхнормативный простой танкеров по немецкому праву. В результате проведенных переговоров претензии перевозчика были сняты.

9 сентября 2025
Сербская нефтяная компания

Консультирование по вопросам заключения и исполнения трансграничного договора поставки природного газа.

9 сентября 2025
Энергетическая корпорация

Сопровождение проекта по строительству пилотной солнечной электростанции мощностью 5МВт в Гомельской области в рамках инвестиционного договора первого уровня (предусматривает дополнительные льготы и преференции).

9 сентября 2025
Израильская нефтеперерабатывающая компания

Заключение инвестиционного договора и правовое сопровождение реализации инновационного проекта стоимостью 9 млн. долларов США по созданию централизованной системы сбора, хранения, переработки и использования отработанных масел.

9 сентября 2025
Cummins

Представление интересов компании в ходе реализации проекта по поставке и монтажу когенерационной станции по производству тепла и электроэнергии мощностью 1.5МВт и 1.2МВт соответственно в рамках программы финансирования Всемирного банка.

9 сентября 2025
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

Оказание юридической поддержки Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в рамках реализации международного проекта технической помощи по развитию ветроэнергетики в Республике Беларусь. 

Цель проекта – создать комплекс ветроэнергетических установок. Это первый проект международной технической помощи в Беларуси, который направлен на развитие ветроэнергетики и финансируется совместно Программой развития ООН и Глобальным фондом окружающей среды.

Осуществлена юридическая проверка комплектности строительных документов по каждой площадке, проводится консультирование и разработка документов для проведения тендеров на продажу предынвестиционных активов (созданные для каждого объекта юридические лица вместе с полученной разрешительной документацией на создание ветроэнергетических установок). 

9 сентября 2025

Чем мы можем помочь

Банкротство в Беларуси

Как известно, если у компании не хватает средств на расчеты с кредиторами, она может ликвидироваться через процедуру банкротства.

Отличие процедуры банкротства от обычной ликвидации заключается в более тщательном контроле государственных органов за деятельностью компании в процессе ликвидации. Кроме того, при процедуре банкротства на компанию накладываются существенные ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности.

В рамках процедуры банкротства мы осуществляем взаимодействие с управляющим в деле о банкротстве, консультируем по порядку и срокам проведения процедуры банкротства, продаже имущества, очередности расчетов с кредиторами.

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренты незаконно используют Ваш товарный знак, рассылают письма с указанием о некачественности Вашей продукции, навязывают невыгодные условия сотрудничества, либо, наоборот, обвиняют Вас в недобросовестной конкуренции?

Arzinger обеспечит представление интересов при оценке таких действий в антимонопольном органе, судах, а также в рамках административного процесса. Мы разработаем комплекс мер по защите от действий недобросовестных контрагентов, и подскажем, как избежать подобных ситуаций в будущем.

Получение согласия антимонопольного органа на сделки в Беларуси

Антимонопольное законодательство налагает на участников рынка особенные ограничения.

Некоторые сделки (реорганизация, продажа доли или акций и др.) не могут быть осуществлены без согласия антимонопольного органа, а в противном случае могут быть признаны недействительными. Причем, это касается не только субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, но и компаний, превысивших определенные показатели по объему выручки или объему активов.

Arzinger проконсультирует о необходимости получения согласия в такой ситуации, а также представит Ваши интересы при прохождении необходимых процедур.

Структурирование сделок

Чем сложнее планируемая сделка, тем более тщательный предварительный расчет возникающих налоговых обязательств требуется.

Компания должна заранее учесть аспекты трансфертного ценообразования и тонкой капитализации, определить обязанность уплаты НДС и иных налогов. Если стороной по сделке выступает нерезидент, количество аспектов, которые необходимо принять во внимание, увеличивается.

Arzinger поможет рассчитать риски возникновения постоянного представительства в Беларуси для целей налогообложения при заключении сделки, определить страну реализации товаров, работ и услуг по договору и необходимость выполнения резидентом функций налогового агента за иностранного делового партнера.

Споры с налоговыми органами в Беларуси

Проводя мониторинг деятельности компании, налоговые органы могут установить факты недоплаты в бюджет налоговых средств, пропуск сроков их уплаты либо неправильного отражения в учете некоторых хозяйственных операций.

Это может привести к таким негативным последствиям, как штрафные санкции, принудительная остановка хозяйственной деятельности и присвоение компании статуса организации с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

Специалисты Arzinger готовы включиться в спор на стадии проверки налогового органа, чтобы не доводить ситуацию до суда, а при его разрешении в судебном порядке – завершить ситуацию с минимальными последствиями для клиента.

Налоговый аудит в Беларуси

В компании важно периодически производить полную проверку соблюдения своих налоговых обязательств.

Своевременное выявление недоплаченных налогов, неправильного учета средств и неподанной налоговой отчётности поможет избежать непредвиденных расходов и ответственности для организации и ее руководителей в будущем.

Юристы проанализируют налоговую политику организации и дадут полезные рекомендации по ее улучшению.

Выбор налоговой модели бизнеса в Беларуси

При создании компании необходимо определить, кто будет учредителем, как будет реинвестирована полученная прибыль и куда будут перечисляться дивиденды.

Решение всех этих вопросов связано с определением налоговой нагрузки, и неправильный расчет может привести к дополнительным финансовым издержкам. Как организовать бизнес таким образом, чтобы уменьшить ваши расходы и увеличить доходы, знают юристы налоговой практики Arzinger. 

Privacy Policy и GDPR

Конфиденциальность информации – деликатный вопрос, ошибка в решении которого может привести к множеству проблем для клиентов и партнеров, начиная от рассылки спама и телефонного маркетинга и заканчивая хищением денежных средств.

Задача юриста – помочь разработать политику конфиденциальности компании и структурировать процесс сбора личной информации таким образом, чтобы соблюсти все требования законодательства Беларуси и стран Европейского Союза.

Открытие бизнеса в иностранном государстве

Правда, что бизнес в США не пойдет, если не создать компанию в штате Делавэр, а продавать продукт в ЕС операционно сложно, не зарегистрировав компанию на Кипре? А Швейцария – криптодолина Европы?

Мы нашли ответы на эти и другие вопросы практикой, а не изучая статьи на модных хипстерских сайтах для стартаперов. Мы знаем, где лежат подводные камни, и можем компетентно помочь определиться, как и куда двигать ваш высокотехнологичный бизнес дальше. 

Корпоративная структура и защита IP в Беларуси

Может быть готовый продукт, отличная команда, репутация и большой маркетинговый бюджет. Но так ли это с юридической точки зрения?

Инвесторы дают деньги под продукт и людей, но дают их компаниям. От обилия форм – ООО, ОАО, LTD, PLC, простое товарищество – может рябить в глазах.

Мы на понятном языке расскажем, какую форму юрлица лучше выбрать, как оформить партнерские отношения с другими учредителями и не остаться за бортом, а также как оформить права интеллектуальной собственности на ваш продукт так, чтобы не только пользователи, но и инвесторы, и партнеры видели в нем ценность.

Государственные закупки в Беларуси

Беларусь характеризуется значительной долей государственных предприятий. Работая с госпредприятиями, бизнесу важно понимать правовые требования к структурированию договорных отношений.

Если государственное предприятие выступает заказчиком товара или услуги, то необходимо соблюсти ряд процедур, которые позволят выбрать наилучшего поставщика, претендующего на закупку за счет бюджетных средств.

Привлечение юристов важно как на этапе подготовки к конкурсам или аукционам, так и в ходе исполнения их результатов (зачастую клиенты ищут нашей помощи на этапе опротестования результатов госзакупок).

Подготовка проектов нормативных правовых актов в Беларуси

Новые технологические решения зачастую остаются за пределами правового регулирования: десять лет назад было сложно поверить, что по дорогам будут ездить самоуправляемые автомобили, а искусственный интеллект поможет оценить перспективность покупателя в оффлайн-торговле. 

Юристы помогут выделить "белые пятна" правового регулирования вашей бизнес-модели и подготовят предложения и проекты изменений законодательства, которые позволят развивать модель в рамках правового поля.

Анализ законодательных инициатив в Беларуси

Для частного сектора тяжело отследить новые законодательные инициативы и оценить влияние конкретного законопроекта на бизнес. 

Привлечение юриста для анализа законопроекта позволит оценить степень влияния документа на деятельность бизнеса и спланировать постепенный и своевременный переход к новым требованиям.

Взыскание задолженности в Беларуси

Взыскание задолженности за поставленную продукцию, выполненные работы и услуги - спор очень распространённый. Но к таким обычным спорам может быть особый подход.

Комплекс мер по взысканию задолженности включает проверку должника на платежеспособность, наличие действительных судебных процессов и исполнительных производств, выбор и проведение наиболее эффективной для конкретной ситуации процедуры взыскания задолженности (исковое или приказное производство, исполнительная надпись нотариуса, платежное требование налоговых органов и пр.).

В исполнительном процессе мы взаимодействуем с судебными исполнителями, судом, экспертами и реализующими организациями для достижения максимального результата.

Споры с государственными органами в Беларуси

Если в вашу компанию пришла проверка, то это может закончиться доначислением сумм налогов и санкций, привлечением компании и должностных лиц к административной ответственности. При значительных суммах неуплаченных налогов могут возбуждаться уголовные дела.

Перспектива оспаривания результатов проверки во многом зависит от грамотного построения работы с проверяющими на стадии самой проверки. Иногда грань между законным и недействительным документом очень тонкая, а, казалось бы, ничтожный риск оспаривания сделки становится реальным, поскольку компания недооценила объем допущенных нарушений и упущений на стадии оформления хозяйственных операций.

Юристы помогают оперативно подготовить правовое обоснование совершенных хозяйственных операций, предоставить необходимые пояснения. Мы сопровождаем клиента при обжаловании результатов проверки и принятых мер административного взыскания в судебном и административном порядке.

Для сотрудников компании мы готовы провести специализированное обучение тому, как правильно себя вести при проведении проверки и возможном задержании. Мы можем разработать комплекс мер по защите руководителей и владельцев вашего бизнеса от угроз, связанных с экономическими правонарушениями.

Банкротство в Беларуси

Институт банкротства позволяет прекратить бизнес проект, когда в силу ряда экономических причин он «прогорел».

Мы помогаем клиенту правильно спланировать всю процедуру, начиная от оценки оснований для её начала, подготовки заявления должника о банкротстве и выбора кандидатур управляющих, заканчивая сопровождением всех процедур, включая собрания кредиторов, взыскание дебиторской задолженности. 

К сожалению, многие должники злоупотребляют процедурой банкротства и пытаются таким образом уйти от ответственности. Мы поможем кредиторам не только с оформлением требования кредитора, но и с полноценной защитой интересов на всех стадиях.

Зачастую защита кредитора предполагает оспаривание сделок, обжалование действий (бездействия) управляющих, проведение экспертизы, привлечение директора и участников должника к субсидиарной ответственности, замену управляющих.

Внесудебное урегулирование споров в Беларуси

Многие споры доходят до суда в результате эмоционального конфликта сторон.

Наши партнеры помогают сесть за стол переговоров, разобраться в причине конфликтов, найти точки компромисса и заключить мировое соглашение. Примирить стороны можно на любой стадии, в том числе исполнительного производства. Обе стороны выигрывают от этого, поскольку могут сконцентрироваться на бизнесе, а не войне.

Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов в Беларуси

Республика Беларусь является участницей ряда международных двусторонних и многосторонних соглашений, на основании которых возможно признание и приведение в исполнение решений иностранных судов на территории Беларуси.

Аналогичным образом происходит признание решений белорусских судов за рубежом. В то же время с некоторыми странами такие соглашения не заключены, но может применяться принцип взаимности в признании и приведении в исполнение решений судов.

В зависимости от вида судебного акта и основания для его признания и приведения в исполнение требуются разные документы. Кроме того, сама процедура не является «автоматической». Напротив, другая сторона вправе требовать отказа в признании и приведении в исполнение такого решения, ссылаясь на недействительность арбитражной оговорки, нарушение публичного права и на другие основания.

Юристы имеют значительный опыт представления клиентов в таких делах по многим юрисдикциям благодаря сотрудничеству с партнерами Arzinger Law Offices. Мы подготовим необходимые документы и сопроводим клиента в судебной процедуре.

Споры между владельцами бизнеса

Корпоративные споры потенциально возможны везде, где владельцев бизнеса два и более. 

Причины спора в основном связаны с тем, что вначале бизнеса ключевые условия сотрудничества и раздела денег и власти урегулированы не были, а с ростом бизнеса и прибыли эти вопросы начинают обостряться.

В первую очередь мы помогаем основателям нового бизнеса "договориться на берегу", заключив партнерское соглашение. Такое соглашение имеет юридическую силу, может покрывать бизнес в различных юрисдикциях, является законным и исполнимым. Если конфликт уже возник, то мы помогаем провести переговоры по восстановлению и урегулированию отношений, а при невозможности оформляем "цивилизованный развод".

Участники многих корпоративных конфликтов выиграли от нашей помощи, это уберегло их бизнес от краха. Корпоративные конфликты очень опасны для команды и бизнеса, поэтому юристов нужно привлекать для их разрешения как можно раньше.

Инвестиционные споры в Беларуси

За период действия Декрета "О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь" №10 от 6 августа 2009 г. в стране заключены уже тысячи инвестиционных договоров.

Многие из них не исполнены по причинам, которые оспариваются сторонами (неоказание содействия другой стороной, изменение экономической ситуации в стране, финансовые сложности на стороне инвестора, создание препятствий в деятельности со стороны государства и др.). Инвестиционные договоры предполагают применение санкций к стороне, виновной в ненадлежащем исполнении.

Республика Беларусь как сторона инвестиционного договора отслеживает исполнение проектов и при наличии оснований направляет соответствующие претензии и иски в согласованные сторонами органы разрешения споров.

Предъявление претензий инвестором возможно и на основании международных договоров Республики Беларусь о защите инвестиций. 2017-2018 годы ознаменовались тем, что появились первые случаи подачи таких исков против Республики Беларуси (в ICSID и другие органы разрешения споров).

Юристы оценят перспективу разрешения спора, проведут переговоры по внесудебному его урегулированию на компромиссных условиях, подготовят правовое обоснование и стратегию для рассмотрения дела. Мы представляем интересы клиентов, как в государственных судах, так и в арбитражных институтах на территории Республики Беларусь и за рубежом. Ведущие мировые специалисты по инвестиционному арбитражу сотрудничают с Arzinger Law Offices, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Арбитражные споры

Разрешение споров в арбитраже имеет свою специфику. На стороны в большей степени возложена обязанность по доказыванию своей позиции, 

в меньшей степени можно задействовать состав суда для истребования доказательств, при вынесении решения учитывается не только право Республики Беларусь, но и другие источники права. Все изложенное ведет к тому, что для профессиональной защиты клиенты в арбитраже представители должны иметь соответствующую квалификацию.

Партнеры и юристы Arzinger провели десятки процессов в арбитраже, включая дела, связанные с поставками товаров и сложного оборудования, выполнением проектных и строительно-монтажных работ. Ряд партнеров входит в список рекомендуемых арбитров известных белорусских и мировых арбитражных институтов.

Мы сопровождаем споры при разрешении, в том числе, в Международном арбитражном суде при БелТПП (Минск, Беларусь), Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма (Швеция), Лондонском международном третейском суде (Великобритания), Арбитражном суде Международной торгово-промышленной палаты (г. Париж, Франция), Венском международном арбитражном центре (VIAC). Ведущие иностранные специалисты по арбитражу сотрудничают с Arzinger, что усиливает позиции нашего клиента в процессе.

Споры, вытекающие из поставки сложного оборудования в Беларуси

Многие белорусские, в том числе государственные, предприятия проводят модернизацию своего производства или строят новые заводы.

Основой новых технологий является современное технологическое оборудование, которое поставщик должен поставить и смонтировать «под ключ», включая проведение пуско-наладочных работ и вывод на проектную мощность.

Зачастую покупатель допускает ошибки в выборе параметров оборудования или важные вопросы взаимодействия сторон остаются неурегулированными в договоре в силу отсутствия у покупателя достаточной квалификации в подобных проектах. Как следствие - конечная цель договора остается либо недостигнутой, либо одна из сторон требует изменения условий контракта, включая оплату за дополнительные работы и комплектующие, изменение сроков и т.п.

Юристы помогают правильно выстроить стратегию разрешения спора, подготовить обоснование причин неисполнения договора сторонами, применить правильные нормы права (особенно актуально при заключении смешанных договоров). При необходимости мы привлекаем в дело специалиста или экспертную организацию.

Правовая экспертиза в строительных спорах

Строительство крупных объектов недвижимости предполагает взаимодействие многих участников, включая заказчика, инженера, генерального подрядчика, субподрядчиков, проектной организации и др. 

Контракты «под ключ» могут быть осложнены применением книг FIDIC или иностранного права. Ни одна стройка не проходит гладко, как правило, вина только одной стороны в нарушении срока завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию не является очевидной.

Наиболее распространенным является предъявление взаимных претензий об оплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ и проведения оплат, претензий по качеству. В сложных ситуациях сторона расторгает договор во внесудебном порядке, а вторая сторона впоследствии оспаривает такое расторжение в судебном порядке, заявляет к взысканию убытки, для установления объема и качества работ назначается экспертиза.

Юристы проводят правовую экспертизу спора на стадии его возникновения, оценивают перспективу судебного рассмотрения спора, взаимодействуют с техническими экспертами, представляют интересы сторон как при проведении переговоров, так и при судебном разрешении конфликта.

Подбор оптимального правового режима для инвестиций в Беларуси

Беларусь предлагает ряд привлекательных инвестиционных режимов: инвестиционный договор с государством, Парк высоких технологий, Индустриальный парк «Великий камень», свободные экономические зоны и малые города.

Все они различаются по сфере бизнеса и критериям для входа и предлагают разные наборы льгот и преференций. Выбрать подходящий режим с оптимальным правовым регулированием – залог успеха будущего проекта, и мы поможем с правильным выбором.

Оформление разрешительных документов, заключений в Беларуси

Для ввоза в страну и реализации ряда товаров необходимо предварительно получить разрешительные документы: сертификат качества, декларацию соответствия либо иное заключение госорганов. 

Мы поможем определить процедуры, которые необходимо пройти в отношении товаров, и возьмем на себя взаимодействие с органами по сертификации вплоть до получения необходимых документов.

Разрешение таможенных споров в Беларуси

Практически для любого бизнеса международная торговля сопряжена с рисками, связанными с прохождением таможенных процедур.

Классификация товаров и определение их таможенной стоимости часто становятся причиной споров с таможенными органами, для положительного разрешения которых крайне важно иметь соответствующий опыт и практику взаимодействия с государственными структурами.

Мы представим ваши интересы в таможенных органах и защитим от излишних финансовых и временных издержек.

Подготовка внешнеторговых договоров

Подготовить красивый и понятный договор оказания услуг, поставки, дистрибуции, комиссии, сервисное соглашение или любую другую внешнеторговую сделку – это полдела.

Важно, чтобы соглашение выстояло в суде и механика его исполнения не входила в противоречие с белорусским законодательством.

Купили товар на Востоке и собираетесь перепродать его на Запад, не завозя его в Беларусь – стоит свериться с юристами, как на это смотрит закон (плохо). Контрагент настаивает на рассмотрении всех споров в будущем в Лондоне – мы расскажем, можно ли на это соглашаться.

Регистрация объектов ИС в Таможенном Реестре в Беларуси

Мы можем защитить ваш бизнес посредством внесения объекта ИС в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.

Если вам, конечно, известно о реальном или потенциальном нарушении прав на объект интеллектуальной собственности и это сопряжено с перемещением товара между странами (к примеру, без вашего согласия импортируется товар с использованием вашего товарного знака или ноу-хау). 

Юристы могут быть официальными представителями правообладателя перед таможенными органами, участвовать в выявлении и изъятии контрафактного товара (товара, произведенного с нарушениями ваших объектов ИС).

Защита персональных данных, GDPR в Беларуси

Каждая компания имеет дело с обработкой персональных данных – своих работников, клиентов и потенциальных контрагентов, случайных контактов на форумах и бизнес-встречах. С каждым годом законодатель в большей степени регулирует порядок сбора, хранения и обработки персональных данных. Особенно актуальным вопрос является для тех компаний, которые обмениваются такими данными со своими материнскими или дочерними структурами (к примеру, централизованное хранение данных обо всех работниках группы компаний), или ведут бизнес с использованием интернета (к примеру, с использованием серверов, расположенных за пределами Беларуси), делают рассылки по сформированной ими базе контактов.

Отдельная группа вопросов связана с введением с мая 2018 года GDPR, устанавливающего особые требования и ответственность при обработке персональных данных граждан ЕС. Многие белорусские организации, выступающие субподрядчиками при обработке таких данных, или непосредственно ведущие бизнес в ЕС, уже столкнулись с необходимостью разработки комплекса мер защиты во избежание многомиллионных штрафов.

Юристы проведут аудит персональных данных, к которым имеет доступ ваша компания, и разработают комплекс мер организационно-правового и технического характера для обеспечения безопасности персональных данных и вашего бизнеса.

Защита от недобросовестной конкуренции в Беларуси

Конкуренция не всегда бывает честной. Ваш успех не дает конкурентам спать, и они могут неправомерно использовать ваши товарные знаки, технологии, внешний вид товара, секреты производства и другие объекты ИС, чтобы получить преимущество на рынке.

Мы готовы комплексно защитить ваш бизнес от таких атак.

Во-первых, каждый в отдельности объект интеллектуальной собственности можно защитить в судебном, административном и уголовно-правовом порядке. К примеру, неправомерное использование товарного знака дает правообладателю право требовать от нарушителя компенсацию в размере до 50,000 базовых величин (порядка 118 тыс. евро) без доказывания размера убытков. В судебном порядке можно запретить нарушителю совершать конкретные действия, к примеру, рекламу и предложение конкретного товара к продаже, изъять контрафактный товар (товар, произведенный с нарушениями ваших прав) из оборота.

Во-вторых, все действия нарушителя в совокупности могут составлять недобросовестную конкуренцию. Судебные органы и МАРТ (Министерство по антимонопольному регулированию и торговле) рассматривают дела, связанные с недобросовестной конкуренцией. Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях таких дел вплоть до принудительного исполнения судебных актов.

Анализ бизнес-модели на соответствие законодательству в Беларуси

Перед принятием решения о старте проекта необходимо понимать, насколько бизнес-модель соответствует правовому регулированию государства, куда инвестор планирует вложить деньги.

Мы проведем правовой анализ модели и дадим оценку вашему проекту с точки зрения степени его соответствия нормам белорусского законодательства, выделив возможные риски, которые могут возникнуть в процессе реализации проекта. В ходе анализа мы проверим корпоративные, налоговые, таможенные, логистические и другие аспекты, после чего дадим рекомендации по минимизации рисков и оптимизации бизнес-модели.

Регистрация прав на объекты интеллектуальной собственности в Беларуси

Если вы разработали товарный знак, изобретение, полезную модель, то для защиты результата вашего труда, как правило, требуется регистрация или получение патента. 

Регистрация может быть национальной или международной, осуществляться в различных товарных позициях.

Юристы помогут определить саму возможность регистрации и защиты вашего объекта, выберут территории и нужные процедуры. Вместе с патентными поверенными мы проведем проверку на предмет наличия схожих объектов, препятствующих защите вашего объекта. В результате вы получите регистрационное удостоверение или другой правоустанавливающий документ для защиты своего объекта в нужной юрисдикции.

При необходимости переоформления прав на объект на третьи лица мы подготовим договор уступки или другой подходящий договор и сопроводим при прохождении необходимых регистрационных процедур.

Сопровождение реализации инвестиционного проекта в Беларуси

Заключением договора о вложении инвестиций проект только начинается. Типичные ошибки инвесторов лежат в двух плоскостях: договорной и законодательной.

Договорные отношения с государством представляют собой ряд содержащихся в едином документе взаимных прав и обязанностей, выполнение которых необходимо контролировать, чтобы избежать несознательного неисполнения положений договора (тут поможет дорожная карта исполнения инвестиционного договора).

Законодательная плоскость отношений с государством гораздо шире: инвестор должен знать и понимать, какие обязанности у него есть на каждом этапе реализации проекта (строительные нормы, экологические требования, отчетность, охрана труда и многое другое). Юристы, которые хорошо знают конкретную сферу деятельности инвестора, помогут избежать типовых ошибок, допускаемых по незнанию или невнимательности.

Сопровождение переговоров при реализации инвестиционного договора в Беларуси

Реализация любого инвестиционного проекта сопровождается подписанием ряда правовых документов: соглашения о резидентстве в ПВТ или "Великом камне", инвестиционного договора, соглашения о ГЧП, меморандумов о сотрудничестве.

Подписанию таких документов предшествуют переговоры и обсуждение с государственными органами и контрагентами. Юрист на переговорах сразу понимает правовые последствия обсуждаемых решений в разрезе проекта.

Обладая богатым опытом проведения переговоров, мы поможем правильно оценить риски перед принятием решения и зафиксировать результат переговоров в той форме (меморандум, term-sheet, (non)binding offer), которая позволит эффективно двигаться к реализации проекта.

Подготовка инвестиционных договоров, соглашений о ГЧП в Беларуси

Защитить инвестиции и получить изъятия из законодательства и особые льготы поможет заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. 

В портфолио команды Arzinger – три десятка инвестиционных договоров, где мы выступали на стороне иностранных и местных инвесторов.

Инвестиционный договор может предоставить как стандартный для всех инвесторов набор льгот и преференций, так и особые изъятия из законодательства и налоговые льготы.

Основная цель инвестора – заключить договор, который позволит установить партнерские отношения с государством, исключив возможность споров в будущем. Мы знаем, как достичь этой цели.

Трудовые проверки в Беларуси

Необходимость проведения независимого кадрового аудита может возникнуть по различным основаниям: купля-продажа бизнеса, выявление нарушений по результатам государственной проверки или в рамках аудиторской проверки компании, выявление пробелов в документальном закреплении отдельных кадровых вопросов при возникновении конфликтных ситуаций между нанимателем и работником, наведение порядка в связи с изменениями трудового законодательства.

Мы готовы проанализировать необходимый объем вопросов, с последующим предоставлением перечня имеющихся рисков и рекомендаций по их устранению.

Увольнение в Беларуси

Исходя из кадровой документации по конкретному работнику, локальных актов нанимателя, определяющих условия труда, юристы подготовят варианты действий и соответствующие проекты документов (приказы, соглашение о расторжении и проч.) примут участие в обсуждении нанимателем и работником выбранного варианта увольнения.

Всё для того, чтобы стороны получили полную и объективную картину правовых последствий.

Кадровое делопроизводство в Беларуси

Трудовые договоры (контракты), договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, договоры на обучение, приказы, должностные инструкции – пример юридических формальностей, обязательных в Беларуси.

Вы можете поручить юристу выверить эти базовые для бизнеса документы или разработать их с нуля, периодически обновляя созданные шаблоны. 

Кроме того, есть обязательные формы локальных нормативных правовых актов (правила внутреннего трудового распорядка, положения по охране труда, положения о воинском учете и пр.), а также формы, которые позволяют нанимателю упорядочить отдельные кадровые вопросы (положение об оплате труда и премировании, положение о материальной помощи и пр.).

Найм иностранцев в Беларуси

Зачастую ведение бизнеса требует привлечения иностранных топ-менеджеров и узкопрофильных специалистов. Задача юриста – выполнить все предусмотренные законодательством процедуры  которые включают: своевременную регистрацию иностранного работника, получение разрешения на временное проживание, в некоторых случаях - получение специального разрешения для работника, включение специальных требований в трудовые договоры с иностранцами, а также, по запросу клиента, приведение в соответствие с законодательством нестандартных обязанностей работника, корпоративных политик по отдельным вопросам, повышенной ответственности в части соблюдения коммерческой тайны и проч.

Коммерческая тайна и NDA в Беларуси

Положение об охране коммерческой тайны и non-disclosure – два ключевых документа, которые определяют то, как вы защищаете свои ноу-хау, свои продукты, компетенцию и репутацию.

Создание совместных предприятий в Беларуси

Вникая в цели и задачи сторон, наши юристы помогают в создании совместных предприятий, в оформлении отношений сторон.

При разработке учредительных и иных документов особое внимание мы уделяем вопросам управления, порядку распоряжения долями / акциями, интересам мажоритарного (миноритарного) акционера, регулированию ответственности.

Координируя переговорный процесс, мы находим договорные способы разрешения тупиковых ситуаций. 

Сопровождение после сделки M&A

После успешного приобретения объекта важно обеспечить его активную деятельность. Для этого бывает важно, например, уменьшить число и влияние миноритарных акционеров или сменить руководство.

Задача для юриста: предложить законные способы решения проблемных ситуаций после успешной сделки с объектом.

Сопровождение сделки M&A в Беларуси

В процесс сопровождения сделки входит подготовка всех документов, необходимых для заключения и исполнения сделки: это корпоративные разрешения и согласования, договоры и соглашения, изменения в устав, документы для осуществления административных процедур.

Юристы компании курируют действия брокера и депозитария, клиент - получает документы по владению активами.

Структурирование сделки M&A в Беларуси

Эффективная структура сделки по покупке объекта учитывает все юридические аспекты планируемой сделки, включая налоговое планирование, оценку соблюдения антимонопольного и корпоративного законодательства Беларуси, гарантии. 

Тем самым она помогает сэкономить время и деньги клиента.

Отметим, что знание международного законодательства и наличие у нас постоянных партнеров в "странах с пониженным налогообложением" позволяет нам оперативно оказывать содействие в сделках с применением права зарубежных стран (Великобритания, Кипр и др.), а также с участием резидентов иностранных государств (Швейцария, Кипр, Великобритания, Литва, Израиль и др.).

Сопровождение переговоров при M&A в Беларуси

После того, как вы проверили объект покупки, начинаются переговоры сторон. Предмет обсуждения: стоимость актива, порядок выплат, вопросы последующего управления и обязательства сторон, гарантии.

В каждой подобной истории важно не только фиксировать результаты и существенные условия сделки (в виде меморандумов, term sheet соглашений), но и управлять ходом переговоров.

В зависимости от проведённого DD, выбранной стратегии и навыков юриста сделка может напоминать торги, игру на понижение, игру с нулевой суммой или вовсе собеседование.

Due Diligence в Беларуси

При покупке компании в Беларуси (акций, долей или унитарного предприятия) новый участник (собственник) хочет убедиться в отсутствии существенных рисков, которые повлияют на ведение бизнеса. 

Эти риски можно проверить, проанализировав документацию и деятельность объекта. А именно: проверив корпоративную структуру, специфику сделок компаний-контрагентов, лицензии и IP, недвижимое и движимое имущество, налоговую и финансовую информацию, наличие обязательств и задолженностей.        

Мы консультируем как покупателя, так и продавца. В каждой ситуации мы знаем, от чего все действительно зависит при подготовке, толковании и судебном рассмотрении существенной с юридической точки зрения документации.

Корпоративное управление в Беларуси

Одним из ключевых условий успешной работы компании является правильное разделение компетенций между ее органами управления.

Так, собственники должны сосредоточиться на будущем компании, совет директоров должен обоснованно одобрять или отклонять решения о приобретении новых бизнесов и освоении новых рынков, а правление или директор должны обеспечивать достижение поставленных целей и слаженную работу всех сотрудников.

Именно такая правильная настройка корпоративного управления является ключом к большей привлекательности предприятий для инвесторов.

Реорганизация бизнеса в Беларуси

Освоение новых рынков, запуск новых рискованных продуктов, мирный развод с партнерами по бизнесу - это не полный список причин для проведения реорганизации действующего бизнеса.

Обращение к юристам для сопровождения реорганизации позволит предупредить возможные изменения (например, запрет на использование упрощенной системы налогообложения), рассчитать стоимость вытекающих расходов (замена этикеток на продуктах, внесение изменений в лицензии и сертификаты и др.).

Открытие представительств иностранных организаций в Беларуси

Как показывает наш опыт, до регистрации своих дочерних компаний в Беларуси крупный бизнес исследует возможности ведения деятельности в Беларуси путем открытия представительства иностранной компании.

Такие представительства отлично подходят для изучения рынков Республики Беларусь, возможностей для осуществления инвестиций, продаже билетов и бронированию мест компаний авиационного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта. Несомненным плюсом является полный контроль головной компании за деятельностью своего представительства, а также отсутствие необходимости в получении каких-либо разрешений на трудовую деятельность для главы представительства. 

Создание компании в Беларуси

Для ведения любой предпринимательской деятельности в первую очередь необходимо получить статус субъекта хозяйствования, то есть выполнить регистрацию юридического лица. 

Процесс регистрации начинается с анализа целей создания компании (коммерческие или социальные), состава ее участников (один, два или несколько десятков) и других правовых и бизнес-факторов.

В результате такого анализа мы предложим оптимальную форму ведения деятельности (из более чем десятка возможных в Беларуси) и систему налогообложения.

Подготовка юридических заключений в Беларуси

Одним из требований иностранных кредитных и финансовых организаций является получение независимого юридического заключения о том, что сделка, заключаемая с белорусской компанией, не противоречит требованиям местного законодательства.

Помимо формальной части, получение такого заключения позволяет сторонам убедиться, что все обязательные требования (валютное регулирование, антимонопольное законодательство и др.) были соблюдены и не повлекут негативных последствий (ущерб деловой репутации, штрафы) для бизнеса.

Участие в переговорах

Даже если участники переговоров долго работают в одной сфере, это не всегда является залогом успешного проведения переговоров. 

Порой сторонний помощник в переговорах может увидеть те детали, которые являются препятствием для быстрого достижения положительных результатов, будь то заключение договора, получение отсрочки по оплате, снижение штрафных санкций и др.

Проверка контрагентов в Беларуси

Первое впечатление о контрагенте может быть обманчиво, особенно когда речь идет о существенных финансовых рисках снизить вероятность неисполнения обязательств, судебных разбирательств, претензий со стороны государственных органов поможет проверка информации о контрагенте, которую специалисты получат как из достоверных государственных источников, так и через свои контакты.

Привлечение заемного финансирования в Беларуси

Если стоимость кредитов в белорусских банках оставляет желать лучшего, всегда есть возможность рассмотреть альтернативные способы привлечения заемных средств.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

К ним, среди прочего, относятся, прямые кредиты иностранных банков и международных финансовых организаций, выпуск облигаций в Беларуси и за ее пределами, привлечение иностранного инвестора в качестве одного из участников (акционеров) белорусской компании и др.

События отрасли

Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025
Прием на работу молодых специалистов: ключевые изменения для нанимателей с сентября 2025

С 1 сентября 2025 года работодателей ждут важные изменения, связанные с приёмом на работу молодых специалистов (Закон от 05.12.2024 № 46-З «Об изменении кодексов по вопросам образования»).

Обязательные документы для трудоустройства

Теперь, дополнительно к привычному набору документов для трудоустройства, наниматель обязан требовать у выпускника один из следующих документов:

  • свидетельство о направлении на работу;
  • справку о самостоятельном трудоустройстве;
  • решение суда о взыскании средств, затраченных на подготовку специалиста.

Без этих документов заключить трудовой договор с выпускником будет невозможно. Их предъявление становится обязательным и для самого выпускника. Нарушение этого правила может повлечь прекращение трудового договора с молодым специалистом и административную ответственность для должностного лица работодателя – штраф от 2 до 20 базовых величин.

Уточнение периодов, засчитываемых в обязательную отработку

Изменяются условия, при которых военная служба, альтернативная служба, отпуск по уходу за ребёнком входят в срок обязательной работы. Теперь эти периоды засчитываются, только если они попадают непосредственно на время обязательной работы или предусмотренного для выпускников отдыха перед началом отработки.

Расширение оснований для возмещения затрат

Организации-заказчики кадров должны будут возместить государству расходы на обучение специалиста, если необоснованно расторгнут или не выполнят условия договора о целевой подготовке. Все наниматели несут аналогичную ответственность при отказе принять молодого специалиста на работу. Перечень причин увольнения, при которых возникает такая обязанность, утвердит Правительство.

Принимая во внимание вышеизложенное, всем нанимателям до 1 сентября 2025 следует внести соответствующее изменения во внутренние локальные акты и скорректировать порядок работы с молодыми специалистами.

Остались вопросы или необходима консультация по трудовому праву? Напишите нам!

9 сентября 2025
С какими странами Беларусь обменивается информацией по налоговым и финансовым вопросам?
С какими странами Беларусь обменивается информацией по налоговым и финансовым вопросам?

В июле вступило в силу Соглашение между Правительством Беларуси, Национальным банком Беларуси и Правительством России, Центральным банком России о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком.

Мы разобрали, как будет работать это соглашение, а также изучили, с какими другими странами и как именно Беларусь обменивается налоговой, финансовой и другой информацией о своих резидентах.

Обращайтесь – делимся по запросу бесплатно!

12 сентября 2025
Новые ограничения на выплату дивидендов в Беларуси
Новые ограничения на выплату дивидендов в Беларуси

Напомним, что Постановление № 299 установило ограничение – разрешительный порядок на выплату прибыли и дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества юридических лиц-резидентов Республики Беларусь из недружественных стран на период с 24 апреля 2024 года до 31 декабря 2025 года.

Перечень недружественных стран установлен Постановлением Совета Министров № 209 от 6 апреля 2022 г. Если вы сами являетесь иностранным лицом, связанным каким-либо образом с указанными государствами, или лицом, контролируемым такими иностранными лицами, то установленные ограничения действуют в отношении вас.

Новым постановлением, в частности, продлено действие ограничений до конца 2026 года, а также применены различные подходы к выплатам до и свыше 20 тыс. базовых величин в год (на июль 2025 год – 840 тыс. рублей). Так, предусмотрено, что:

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовыхвеличин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:

- ­списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70 процентов к уровню аналогичного периода прошлого года;

- ­отсутствие определенных видов задолженности на дату подачи заявления о получении разрешения на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранному участнику, собственнику имущества или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин или эквивалент этой суммы в иностранной валюте по официальному курсу Национального банка, установленному на первое число месяца, в котором проводится выплата, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:

- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50 процентов среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);

- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;

- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы, если не соблюден критерий по общему годовому объему прибыли (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).

Напомним, что ранее ограничения действовали, если сумма выплаченной в течение календарного года прибыли или дивидендов превышает в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 80 тыс. базовых величин (ч. 2 п. 1 Постановления № 299).

Указанные ключевые изменения вступают в силу после официального опубликования Нового постановления (п. 5 Нового постановления), т.е. с 24 июля 2025.

Если материал по ограничительным мерам является актуальным для вас, напишите намв сложностях и тонкостях законодательства разберемся вместе.

9 сентября 2025
Отмена налогового соглашения Эстония Беларусь
Отмена налогового соглашения Эстония Беларусь

Эстония стала очередной страной, принявшей ответные меры на Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 164 от 07.03.2024 г., которым приостановлены отдельные положения соглашений об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) с рядом стран, включая Эстонию.

Ранее о применении ответных мер и приостановке СИДН полностью или частично заявили Великобритания, Румыния, США, ФРГ, Франция, Литва, Украина (быстро найти информацию по указанным странам поможет наша таблица).

Правительство Эстонии одобрило законопроект о денонсации Соглашения между Республикой Беларусь и Эстонской Республикой об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы 1997 г.

Согласно условиям СИДН с Эстонией, любая сторона может прекратить его действие, направив письменное уведомление о прекращении не менее чем за 6 месяцев до окончания любого календарного года. В таком случае СИДН прекращает свое действие в обоих государствах. Если Эстония уведомит Беларусь о выходе из соглашения в июне 2025 года, то механизм защиты от двойного налогообложения перестанет работать с 1 января 2026 года.

С этого момента доходы физических и юридических лиц обеих стран будут облагаться налогами в соответствии с национальным законодательством без защиты от двойного налогообложения.

9 сентября 2025
Новый Указ о трудовой миграции
Новый Указ о трудовой миграции

Основные изменения:

  • Обязательное заключение трудового договорав течение 30 днейпосле въезда работника при наличии у него специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а в отсутствие такового − в течение 30 дней с даты получения разрешения.
  • Контроль нанимателя за условиями пребывания трудящихся-иммигрантов (фактическое проживание по месту пребывания, соответствие условий их проживания санитарным нормам и правилам, соблюдение трудящимися-иммигрантами правил пользования жилыми помещениями, срок действия необходимых для пребывания на территории Республики Беларусь и осуществления трудовой деятельности документов).

При этом, наниматели определяют в локальных правовых актах лиц, ответственных за осуществление контроля   трудовой деятельности и условий пребывания трудящихся-иммигрантов.

  • Проверка знания государственного языка для определенных профессий.

Перечень профессий, а также порядок оценки знаний одного из государственного языка Совет Министров Республики Беларусь определит в трехмесячный срок.

  •  Ознакомление трудящихся-мигрантов с документами, регламентирующими их права и обязанности, а также иными документами, необходимыми для осуществления трудовой деятельности на понятном для них языке (исключение – определенные профессии, для которых необходимо знание одного из государственных языков), проверка нанимателем знаний по указанным документам у трудящихся-иммигрантов.
  • Запрет на временный перевод к другому нанимателю.
  • Уведомление миграционных органов о заключении (продлении срока действия, прекращении) трудовых договоров в электронном виде посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы       (с 1 января 2026 года).

За нарушение требований Указа предусмотрена административная ответственность нанимателя, а невыполнение трудящимся-мигрантом условий осуществления трудовой деятельности и пребывания может повлечь досрочное расторжение договора.

Рекомендуем проверить соответствие ваших процессов новым требованиям.

9 сентября 2025
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов
Согласие на назначение руководителей и иные новые полномочия исполкомов

Указ существенно расширяет кадровые полномочия местных исполкомов и их председателей:

Согласование директоров (в т.ч. и частных) предприятий

Председатели районных, городских (городов областного подчинения) исполкомов будут осуществлять согласование кандидатур на должности руководителей организаций, филиалов и иных обособленных подразделений организаций, расположенных на соответствующей территории, по перечню, который будет определяться соответствующим исполкомом. При этом речь идет не только о государственных организациях, но и о частных. По состоянию на дату этой публикации такие перечни еще не определены. Исключение составляют должности руководителей организаций, являющихся единственным собственником имущества организации.

Согласованию будут подлежать и должности заместителей руководителей организаций, имущество которых находится в коммунальной собственности, а также должности главных специалистов сельскохозяйственных организаций по перечню, определяемому председателем исполкома базового уровня.

Под главным специалистом организации понимается работник, занимающий должность служащего с наименованием, включающим слово «главный», и относящейся к категории «руководитель». Данный специалист руководит структурным подразделением(ми) и (или) работниками по конкретному направлению деятельности и находится в подчинении у руководителя или заместителя руководителя организации.

Согласование прекращения или приостановления деятельности (в т.ч. и частных) предприятий

По согласованию с рай-, городским исполкомом будут приниматься решения, предусматривающие прекращение деятельности расположенных на территории городов областного подчинения, районов остановочных пунктов, объектов благоустройства, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и парковок, велосипедных стоянок, объектов общественного питания, бытового обслуживания, почтовой связи, торговли, аптек, культурно-развлекательных объектов, отделений банков и банкоматов (в т.ч. и частной формы собственности).

Согласования исполкома потребуют также и следующие действия (применимо также и к организациям частной формы собственности):

приостановление деятельности расположенной на территории городов областного подчинения, районов организации, ее филиала (структурного подразделения) или иного подразделения 

  • (под приостановлением деятельности организации мы понимаем временное неосуществление производственной, хозяйственной, финансовой или иной деятельности);
  • либо перевод более 25% работников организации на неполное рабочее время, предоставление более 25% работников отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе нанимателя;
  • обязательные к исполнению предписания.

Обязательные к исполнению предписания

Председатели рай-, горисполкомов получили право наряду с изданием распоряжений выносить письменные требования (предписания) руководителям нижестоящих местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций (кроме государственных органов), их филиалов или иных подразделений:

  • о привлечении к дисциплинарной ответственности работников таких органов и организаций;
  • об об устранении нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, а также нарушений законодательства, включая несоблюдение порядка назначения на должность, обеспечение здоровых и безопасных условий труда, служебной, производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, промышленной, пожарной и радиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации транспорта, иных нарушений законодательства.

Указом устанавливается персональная ответственность председателей исполкомов базового уровня за издаваемые ими распоряжения, принимаемые решения о согласовании кандидатур на должности и выносимые письменные требования (предписания).

При несоблюдении требований (предписаний) председателя будут применятся меры административной ответственности согласно статье 24.3 КоАП РБ, а именно: наложение штрафа в размере от двух до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Письменное требование (предписание) председателя исполкома базового уровня может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в соответствующий областной исполком.

Расширение полномочий по госзакупкам и в строительстве

Председателям исполкомов базового уровня будет предоставлено право принимать решения по осуществлению государственных закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов, включенных в инвестиционную программу города или района, с применением процедуры закупки из одного источника у организаций, имущество или более 25% акций (долей) которых находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.

Положения Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности допускают снос объектов без разработки проектной документации, если исполком установит отсутствие такой необходимости. Согласно Указу, все исполкомы базового уровня будут наделены полномочиями в принятии решений без разработки проектной документации на снос (полностью или частично за счет средств местного бюджета) находящихся в аварийном состоянии или грозящих обвалом:

• капитальных строений (зданий, сооружений), являющихся коммунальной собственностью;

• объектов незавершенного строительства, возводившихся за счетсредств бюджетов всех уровней и (или) средств организаций, имущество или более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находятся в коммунальной собственности.

12 сентября 2025
Приостановлено действие положений соглашений об избежании двойного налогообложения
Приостановлено действие положений соглашений об избежании двойного налогообложения

Изменения:

  • Ставка налога 25% на дивиденды иностранных организаций

Изменение распространяется только на иностранные организации с местом нахождения в государстве, включенном в перечень «недружественных» государств, и только на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (доходы, начисленные унитарным предприятием собственнику его имущества в порядке распределения прибыли, и часть прибыли, приходящаяся на долю вышедшего (исключенного) участника общества, полученная обществом с момента выхода участника до расчета с ним).

Ставка в размере 25% будет действовать с 1 апреля 2024 г. по 31 декабря 2026 г.

Помимо этого, Министерству финансов и Министерству по налогам и сборам поручено проработать вопрос о целесообразности изменения ставок

- налога на прибыль,

- подоходного налога с физлиц,

- налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство,

по дивидендам и приравненным к ним доходам.

Справочно: к «недружественным» странам относятся Австралийский Союз, государства-члены ЕС, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, США, Черногория, Швейцария.

  • Приостановлено исполнение отдельных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения

Приостановлено исполнение положений соглашений с 27 странами:

США, Франция, Дания, Польша, Швеция, Бельгия, Литва, Латвия, Нидерланды, Чехия, Болгария, Эстония, Румыния, Кипр, Швейцария, Словакия, Австрия, Венгрия, Хорватия, Македония, Италия, Германия, Финляндия, Ирландия, Словения, Испания и Великобритания.

Важно! Положения, исполнение которых приостановлено, затрагивают только налогообложение доходов в виде дивидендов, процентов по долговым обязательствам и доходов от отчуждения/использования имущества. Отметим, что в соглашении с США приостановлено исполнение только одного положения, которое касается налогообложения процентов по кредитам, ссудам и другим видам задолженности, связанным с финансированием торговли между Беларусью и США.

Мера будет действовать с 1 июня 2024 г. по 31 декабря 2026 г. включительно.

Срок применения данной меры может быть сокращен в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для ее применения (в случае отмены санкций в отношении Беларуси), либо по предложению Министерства по налогам и сборам.

12 сентября 2025
Новая редакция закона «Об инвестициях»
Новая редакция закона «Об инвестициях»

Большая часть положений новой редакции Закона вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, т.е., 10.07.2024. В этот же срок утратит силу и Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь».

Важно! Стоит отметить, что действие нового Закона не будет распространяться на инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу новой редакции Закона.

Среди основных изменений можем отметить следующие:

  • Расширен перечень льгот и преференций

В период действия инвестиционного договора инвесторы и (или) реализующая организация вправе получать льготы по НДС, государственной пошлине за выдачу разрешений, земельному налогу, арендной плате и таможенным платежам.

Справочно: реализующая организация – юридическое лицо Республики Беларусь, являющееся коммерческой организацией и созданное инвестором, либо юридическое лицо Республики Беларусь, являющееся коммерческой организацией, 10 и более процентов акций (долей в уставном фонде) которого принадлежит инвестору, реализующие инвестиционный проект в рамках инвестиционного договора.

Нововведением является, к примеру, установление возможности оказания поддержки в виде бюджетных трансфертов. Такая поддержка может быть оказана инвесторам-белорусским юрлицам по инвестиционным проектам, соответствующим приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций в случае, если проекты соответствуют определенным Советом Министров критериям. Принятие данных критериев ожидается в шестимесячный срок с момента опубликования новой редакции Закона.

Помимо этого, теперь инвестор / реализующая организация будут вправе получать возмещение затрат (части затрат), связанных с созданием объектов инфраструктуры. Право на возмещение существует при реализации проектов в рамках инвестиционного договора в пределах отдельных регионов, определяемых Советом Министров.

В новой редакции Закона установлена также возможность предоставления инвестору финансовой поддержки в виде бюджетных займов. Такая поддержка может оказываться по решению Президента при наличии положительного заключения государственной комплексной экспертизы.

Более того, в случае прекращения инвестиционного договора в связи с его исполнением инвестор / реализующая организация могут быть освобождены от налога на прибыль в отношении прибыли от реализации товаров собственного производства, произведенных на созданных ими объектах недвижимого имущества. Срок действия такой льготы, по общему правилу, – 5 календарных лет со дня, следующего за днем прекращения инвестиционного договора.

  • Уточнена гарантия стабильности в сфере налогообложения

Гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства предусмотрена и в нынешнем Законе, однако новая редакция более детально регулирует данный вопрос. Под неблагоприятными изменениями налогового законодательства по-прежнему будут понимать повышение налоговых ставок (а) и (или) введение новых налогов и сборов (b). В случае такого неблагоприятного изменения инвестору / реализующей организации может быть предоставлено право:

  1. уплачивать налоги (сборы), ставки по которым увеличены, исходя из их ставок, действовавших на дату вступления в силу инвестиционного договора;
  2. не применять нормы налогового законодательства, относящиеся к новым налогам (сборам).

Подчеркнем, что предоставление такой гарантии является правом государства, а не его обязанностью. Основанием для предоставления такой гарантии является ее закрепление в решении о заключении (специального) инвестиционного договора, принимаемом государственным органом.

Обращаем внимание, что данная гарантия действует в период действия инвестиционного договора, но не более 5 лет. Срок исчисляется календарными годами с года регистрации договора в Государственном реестре инвестиционных договоров (включительно).

  • Введен особый правовой режим специальных инвестиционных договоров

Отличительной особенностью таких договоров является то, что они предусматривают организацию производства на территории Беларуси усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках госзакупок с применением процедуры закупки из одного источника по установленным ценам.

Для отнесения продукции к усовершенствованной необходимо ее соответствие одному из следующих требований:

- продукция ранее не выпускалась в Беларуси; или

- продукция усовершенствована по сравнению с ранее выпускавшейся в Беларуси продукцией в части ее свойств или способов использования и получила новое обозначение или новое определение (наименование).

Отметим, что для заключения специального инвестиционного договора требуются соответствие инвестпроекта приоритетным видам деятельности и подтвержденное финансово-экономической оценкой соответствие инвестиционного проекта критериям, устанавливаемым Советом Министров.

  • Установлен механизм реализации преференциальных инвестиционных проектов

Институт преференциальных инвестиционных проектов направлен на привлечение инвестиций в приоритетные секторы экономики регионов.

Преференциальный инвестиционный проект определяется в новой редакции Закона как инвестиционный проект, соответствующий приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций, реализуемый без заключения инвестиционного договора с предоставлением льгот и (или) преференций, предусмотренных новым Законом. Отметим, что такой проект должен быть включен в перечень преференциальных инвестиционных проектов по решению соответствующего исполкома.

Важно! Преференциальные инвестиционные проекты не могут реализовываться в г. Минске.

Приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций будут определяться Советом Министров. Однако в целях реализации преференциальных инвестиционных проектов в регионе, на территории административно-территориальной единицы с учетом особенностей ее развития соответствующий облисполком может установить региональный перечень приоритетных видов деятельности для осуществления инвестиций (из числа определенных Советом Министров).

  • Дополнен перечень обязательных условий инвестиционного договора

Перечень обязательных условий инвестиционного договора на данный момент установлен в Декрете №10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь». Новая редакция закона «Об инвестициях» расширяет список существенных условий. Так, например, в качестве существенных условий будут выступать условие о форс-мажоре и обязанность инвестора / реализующей организации информировать уполномоченный орган о ходе реализации инвестпроекта не реже одного раза в квартал.

Следует учитывать, что наличие обстоятельств непреодолимой силы может быть установлено только Белорусской торгово-промышленной палатой или государственным органом государства инвестора / иным его субъектом хозяйствования. При этом новая редакция Закона не позволяет органу / субъекту хозяйствования иностранного государства установить форс-мажор в случае, если это государство вводит ограничительные меры против Республики Беларусь.

  • Ограничен срок предъявления требований к инвестору

Согласно новой редакции Закона, требования Республики Беларусь, госорганов и их должностных лиц к инвестору, возникающие в связи с осуществлением инвестиций, не могут быть предъявлены к инвестору по истечении 3 лет с даты наступления обстоятельства, с которым связаны или из которого вытекают соответствующие требования.

Важно учитывать, что данное ограничение не распространяется на требования, вытекающие из налоговых, таможенных, трудовых и связанных с ними отношений, а также из отношений, связанных с привлечением лиц к уголовной и административной ответственности.

12 сентября 2025
Взнос при отчуждении инвесторами из “недружественных” стран долей (акций), недвижимости белорусских предприятий
Взнос при отчуждении инвесторами из “недружественных” стран долей (акций), недвижимости белорусских предприятий

Если ранее действовал перечень юридических лиц Республики Беларусь, который запрещал их участникам (акционерам) из “недружественных” юрисдикций отчуждать доли / реорганизовывать / выходить из состава участников таких юридических лиц, то новый Указ в корне меняет существующее регулирование.

Перечень утрачивает силу и теперь ограничения распространяются на все юридические лица Республики Беларусь, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из “недружественных” государств. Кроме того, ограничения теперь распространяются и на некоторые случаи продажи недвижимости.

Снять ограничение можно, получив разрешение Совета Министров Республики Беларусь, но для этого придется заплатить взнос в размере не менее 25% от рыночной стоимости актива.

С 22.10.2023 потребуется получать разрешение Совета Министров на следующие действия:

  • Отчуждение иностранными участниками (акционерами) из “недружественных” государств долей (акций) в уставных фондах юридических лиц Республики Беларусь;
  • Отчуждение недвижимого имущества собственниками имущества юридических лиц Республики Беларусь, являющимися лицами из “недружественных” государств (в первую очередь имеются в виду иностранные собственники унитарных предприятий);
  • Отчуждение недвижимого имущества юридическими лицами Республики Беларусь, в уставных фондах которых доля собственности лиц из “недружественных” государств составляет 25 и более процентов;
  • Реорганизация юридических лиц Республики Беларусь, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из “недружественных” государств;
  • Выход из юридического лица Республики Беларусь участника (акционера), являющегося лицом из “недружественного” государства.
Порядок и условия получения разрешений определены Постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 12.01.2024 №27 «О выдаче разрешений».Более подробно об этом см.здесь.

Для совершения действий с долями (акциями) и подпадающей под ограничения недвижимостью потребуется уплатить взнос в размере не менее 25% (то есть взнос может быть и выше) от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества, определяемой согласно независимой оценке. Независимая оценка производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность.

Последствием совершения сделки без получения разрешения и уплаты взноса является ее ничтожность.

Завершение выполнения принятых до вступления в силу Указа решений об отчуждении долей (акций) или реорганизации юридических лиц Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на дату принятия таких решений.

12 сентября 2025
Реестр операторов персональных данных начнет работать с 1 января 2024 года
Реестр операторов персональных данных начнет работать с 1 января 2024 года

Операторы обязаны вносить в создаваемый Национальным центром защиты персональных данных государственный информационный ресурс «Реестр операторов персональных данных» сведения об информационных ресурсах (системах), содержащих персональные данные, а также обеспечивать актуализацию соответствующих сведений согласно п. 3.6 Указа Президента Республики Беларусь от 28.10.2021 № 422 «О мерах по совершенствованию защиты персональных данных».

Какие ресурсы должны быть внесены в Реестр?

В Реестр должны быть внесены сведения об информационных ресурсах (системах), посредством которых осуществляется:

  • трансграничная передача специальных персональных данных, если на территории иностранного государства не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных;

Специальные персональные данные – персональные данные, касающиеся расовой либо национальной принадлежности, политических взглядов, членства в профессиональных союзах, религиозных или других убеждений, здоровья или половой жизни, привлечения к административной или уголовной ответственности, а также биометрические и генетические персональные данные.

В список «безопасных» юрисдикций входят страны-участницы ЕАЭС, а также Конвенции Совета Европы № 108 о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

  • обработка биометрических и (или) генетических персональных данных;

Биометрические персональные данные – информация, характеризующая физиологические и биологические особенности человека, которая используется для его уникальной идентификации (отпечатки пальцев рук, ладоней, радужная оболочка глаза, характеристики лица и его изображение и другое).

Генетические персональные данные – информация, относящаяся к наследуемым либо приобретенным генетическим характеристикам человека, которая содержит уникальные данные о его физиологии либо здоровье и может быть выявлена, в частности, при исследовании его биологического образца.

  • обработка персональных данных более 100 тыс. физических лиц;
  • обработка персональных данных более 10 тыс. физических лиц, не достигших возраста шестнадцати лет.

Порядок внесения сведений в Реестр

Информация для внесения в Реестр может предоставляться:

  • в электронном виде с использованиемединой системыидентификации физических и юридических лиц;
  • в виде письма-заявки, направленного в адрес НЦЗПД посредством почтовой связи, а для государственных органов и организаций – также посредством системы межведомственного документооборота.

Для внесения ресурса в Реестр необходимо предоставить НЦЗПД следующие сведения:

  • наименование информационного ресурса (системы);
  • местонахождение систем хранения данных и серверного оборудования, на которых размещается информационный ресурс (система);
  • полное наименование (ФИО), место нахождения (адрес места жительства или пребывания) и регистрационный номер в ЕГР оператора;
  • полное наименование (ФИО) и место нахождения (адрес места жительства или пребывания) и регистрационный номер в ЕГР уполномоченного лица (если таковое имеется), осуществляющего обработку персональных данных в информационном ресурсе (системе) от имени оператора или в его интересах, в том числе по поручению которого вносятся сведения в реестр;
  • ФИО, контактный номер телефона, адрес электронной почты руководителя структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных, назначенного оператором и (или) уполномоченным лицом;
  • основания, предусмотренные для включения информационного ресурса (системы) в Реестр;
  • количество субъектов персональных данных, персональные данные которых обрабатываются в информационном ресурсе (системе) на момент внесения информации в Реестр;
  • заявленные цели и правовые основания обработки персональных данных;
  • срок хранения персональных данных;
  • перечень иностранных государств, на территорию которых осуществляется трансграничная передача специальных персональных данных, если на их территории не обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных.

Внесение изменений в сведения в Реестре

При изменении сведений об информационном ресурсе (системе), сообщить об изменениях необходимо в течение 10 рабочих дней после ввода в постоянную эксплуатацию ресурса (системы) в измененном виде.

Предоставление оператором или уполномоченным лицом запроса об исключении сведений из Реестра вследствие окончания эксплуатации информационного ресурса (системы) осуществляется в тот же срок.

12 сентября 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.