С 1 июля 2019 вступила в силу новая редакция Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». А это значит, что примерно 6% ВВП Республики (около 7 млрд. рублей) будет распределяться по новым правилам. Раскроем основные векторы изменений в законе о госзакупках.
Борьба с изменениями условий договора после того, как заключен договор по результатам конкурса
За последние годы сложилась практика, когда после завершения рассмотрения предложений по инициативе одной из сторон изменялись условия заключенного договора. Это мог быть и пересмотр (в сторону уменьшения) договорной цены заказчиком и добавление дополнительных платежей (работ, оборудования) в условия договора по инициативе исполнителя. В новой редакции закона законодатель решил бороться следующими изменениями.
Термин «государственная закупка» дополнен указанием о том, что это также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки. Таким образом теперь действие закона не ограничивается только лишь процедурой заключения договора и обжалования принятого решения, но и регулирует расходование бюджетных средств при дальнейшем исполнении достигнутого первоначального соглашения. Как следствие, будут существенно урезаны возможности корректировки отдельных (ввода дополнительных) условий договоров, которые будут заключены в соответствии с законом.
Введен термин «цена предложения». Теперь в это понятие входят все платежи, которые входят в стоимость товара (услуги), включая налоги, сборы, а также расходы участника, которые лягут на него, в случае заключения договора. По нашему мнению, использование этого определения существенно урежет возможности корректировки фактической цены договора за счет лицензионных платежей и иных механизмов.
Все эти и иные изменения приводят к тому, что на стадии заключения условия договора нельзя менять. На стадии исполнения будет невозможно (по общему правилу) изменить:
- предмет закупки;
- объем закупки (можно скорректировать в пределах 10%);
- требования к предмету закупки;
- цену договора (можно скорректировать пропорционально изменению объема, а также в случае изменения законодательства – при регулировании цен/тарифов);
- порядок оплаты;
- срок исполнения договора (допускается корректировка по инициативе заказчика, если такое изменение вызвано конструктивными особенностями предмета закупки и такое изменение невозможно было предвидеть на стадии до заключения договора);
- ответственность сторон.
При этом возможность изменить предмет закупки еще сохраняется, но для этого необходимо одновременное наличие трех условий:
- объективно невозможно исполнить договор с определенным предметом (например, ввели запрет на ввоз конкретных товаров на территорию Республики Беларусь);
- объективная невозможность должна подтверждаться документально;
- заказчик выразил согласие на замену предмета закупки.
Развитие добросовестной конкуренции, повышение прозрачности и гласности процедур закупок
Изменения также касаются переосмысления привычного портала icetrade.by – теперь интернет-ресурсы дополнены возможностью получить более полную информацию о действующем законодательстве о закупках, об ограничениях или особых режимах, которые установлены в отношении отдельных участников или групп товаров (услуг), а также получить доступ к типовым формам документов, к информации о ценах. Вся система теперь получила законодательно закрепленное наименование – «государственная информационно-аналитическая система».
Теперь данные о договорах, соглашения об их изменении или расторжении будут в открытом доступе.
Более того, порядок включения участников в реестр недобросовестных несколько изменен. Решение суда для этого более не является обязательным, а заказчики не вправе (как было раньше), а обязаны (в настоящее время) подавать сведения в реестр. Увеличен до 2 лет срок, на который участники закупок могут быть включены в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в госзакупках.
Введены единые требования к участникам
В новой редакции определено, что участники должны соответствовать только трем основным требованиям:
- Иметь соответствующую лицензию (если таковая является необходимой по роду деятельности, связанному с предметом государственной закупки).
- Не находиться в реестре недобросовестных участников или в стадии ликвидации, или в стадии реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения), или банкротства.
- Не иметь задолженность по уплате налогов, сборов, пошлин и пеней за их несвоевременную уплату.
При этом обязанность указать о себе достоверные сведения возложена на участника. Сообщение информации, не соответствующей действительности, является основанием для расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке.
Дополнительные требования к тем или иным видам государственных закупок могут быть введены только Советом Министров Республики Беларусь. В частности, Правительство ввело требование к поставщикам продуктов питания в столовые и буфеты учреждений образования – не менее 3 лет опыта работы.
Введение каких-либо иных «локальных» требований к поставщикам (исполнителям), которые бы ограничивали конкуренцию – запрещено. С введением новой редакции закона заказчики будут не вправе вводить свои собственные перечни недобросовестных поставщиков или вводить дополнительные требования к опыту работы/производства.
Дополнительный перечень требований может быть только в специальной новой процедуре закупки – конкурс с ограниченным участием.
Какие еще изменения введены новой редакцией закона?
- Сокращены сроки для подготовки и подачи предложений – открытый (закрытый) конкурсы, а также электронный аукцион (стоимость свыше 3000 базовых величин) – не менее 15 календарных дней; электронный аукцион (менее 3000 базовых величин) – не менее 10 календарных дней; запрос ценовых предложений – не менее 5 рабочих дней.
- Срок приостановления процедуры закупки по жалобе, поступившей в государственный орган – уменьшен с 30 календарных дней до 10 рабочих дней.
- Подписание договора по результатам торгов на электронных площадках – теперь договор подписывается с использованием ЭЦП в форме электронного документа.
- Введены новые виды процедур: конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Двухэтапный конкурс при этом предусматривает, что на первом этапе, на основании технического задания, в соответствии с предложениями участников, формируется предмет закупки, а уже на втором этапе, открытый конкурс для участников 1-го этапа по предмету, который был сформирован.
- Введены не только стоимостные критерии оценки предложения – теперь в расчет должны также браться срок поставки (выполнения работ или оказания услуг), наличие у исполнителя ресурсов и его опыт работы.
- Введены требования к членам комиссии и работникам, которые участвуют в закупках от имени заказчика.