В Венгрии установлен самый низкий корпоративный налог во всем Европейском союзе, что делает страну привлекательной для ведения бизнеса. Компании — лидеры мирового рынка выбирают Венгрию в качестве производственной площадки: например, Mercedes-Benz и Audi разместили здесь свои производства.
В Венгрии существуют три основных способа ведения бизнеса.
1. Частные предприятия и компании. Не являются юридическими лицами, с точки зрения венгерского законодателя рассматриваются как физические лица.
2. Компании. Всегда обладают статусом юридического лица.
3. Филиалы и представительства. Не могут быть отделены от материнской компании, все действия приравниваются к бизнес-деятельности материнской компании.
Основное отличие юридического лица от физического состоит в том, что первое обладает правами и исполняет обязанности от своего имени, тогда как физическое лицо (частная компания) — лишь от имени лица, которое его открыло.
Для того чтобы начать бизнес в Венгрии, физическому лицу потребуются следующие документы:
- действующий паспорт;
- подтверждение наличия постоянного или временного адреса в Венгрии (венгерская адресная карта) или подтверждение адреса в иной стране проживания;
- личный номер налогоплательщика (выдается бесплатно; заявление на получение можно подать лично или по доверенности непосредственно в Венгрии);
- номер социального страхования для руководителя и сотрудников (частному предпринимателю необходимо иметь местный номер социального страхования).
Документы, необходимые для открытия компании в случаях, когда владельцами становятся иностранные компании или другие юридические лица:
- копия свидетельства о государственной регистрации или иной документ, подтверждающий правомерность создания лица, с апостилем и свидетельством о действительности документа;
- официальный перевод на венгерский язык указанного выше документа;
- действующий паспорт представителя юридического лица;
- подтверждение наличия постоянного или временного адреса в Венгрии (венгерская адресная карта) или подтверждение резидентства в иной стране;
- личный номер налогоплательщика (выдается бесплатно, заявление на получение можно подать лично или по доверенности непосредственно в Венгрии).
Венгрия, как и большинство стран Центральной и Восточной Европы, обладает достаточно мощными механизмами привлечения капитала, в том числе иностранных инвесторов.
При поддержке Агентства по развитию инвестиций и торговли Венгрии, которое было основано в 1993 г. венгерским Министерством экономики и транспорта (в настоящее время Министерство национального развития и экономики), реализовывается политика правительства в области инвестиций и стимулирования торговли. Например, Правительством Венгрии предоставляются преференции проектам, стоимость которых начинается от 10 000 евро.
Такие преференции могут выражаться в следующем:
- предоставление невозмещаемых денежных средств (данная денежная субсидия может предоставляться как в рамках Европейского союза, так и исходить непосредственно от Правительства Венгрии);
- предоставление налоговых льгот на отдельный этап развития инвестиционного проекта (например, инвестор освобождается от уплаты 80 % корпоративного налога с момента запуска инвестиционного проекта в течение 10 лет);
- предоставление субсидии на создаваемые рабочие места (преимущественно предоставляется в неблагоприятных по уровню занятости регионах, размер не превышает 5 000 евро);
- дополнительно могут предоставляться налоговые льготы.
Преимуществом венгерской инвестиционной системы является также возможность стать инвестором удаленно. Фактически венгерские органы принимают надлежащим образом заверенные документы, и у инвестора нет необходимости лично присутствовать при открытии или покупке бизнеса.
Трудовое законодательство
Законодательное регулирование трудовых отношений в Венгрии следует международным трендам, при этом учитываются положения трудового законодательства Европейского союза. Основной закон, регулирующий трудовые отношения в Венгрии — Венгерский трудовой кодекс (Закон № 1, принят 1 июля 2012 г.). В спорах с участием работника суды, как правило, применяют и толкуют положения трудового законодательства, коллективных трудовых договоров и индивидуальных трудовых договоров в пользу работника и для защиты его прав.
Трудовой договор с работником может быть заключен на определенный срок или являться бессрочным. Как и в Республике Беларусь, если стороны не упомянули в договоре, что он заключен на определенный срок, договор считается бессрочным.
Граждане ЕС имеют право работать на территории Венгрии без каких-либо разрешений, в отличие от граждан других стран. Официально работодатель при найме иностранного работника должен удостовериться, что в процессе поиска кандидата на должность он не нашел подходящего венгерского гражданина (с помощью центра занятости населения). Кроме того, для работы необходимы и другие документы, подтверждающие легальность нахождения на территории Венгрии: вид на жительство, разрешение на проживание для сезонных работников и другие.
Согласно трудовому законодательству, трудовой договор должен быть заключен в письменной форме. Существенные условия договора — обязательное указание заработной платы сотрудника и наименования его должности. Дополнительно может быть установлен испытательный срок с максимальной продолжительностью до трех месяцев с даты начала трудовых отношений. Данное условие должно быть закреплено в договоре.
Наниматель определяет продолжительность рабочего времени, которая по общему правилу не превышает 40 часов. Что касается внеурочной работы, то продолжительность такой работы не должна превышать 250 часов в календарном году.
Что касается налоговых ставок и взносов, то наниматель уплачивает налог в фонд социальной защиты населения в размере 19,5 % и профессиональный взнос в размере 1,5 %. Работник в свою очередь уплачивает подоходный налог в размере 15 %, взнос в пенсионный фонд в размере 10 %, отчисления по социальному страхованию (7 %), а также налог на занятость (1,5 %).
Налогообложение
Согласно венгерскому налоговому законодательству, все налоги можно разделить на четыре основные группы:
• Налог на доходы
• Налог на добавленную стоимость (НДС)
• Налоги по социальному страхованию
• Другие налоги
Налог на доходы
Подоходный налог с физических лиц (Személyi jövedelemadó SZJA) составляет 15 % (2018 г.). Подоходный налог с физических лиц применяется к следующим видам доходов:
• Зарплата работника
• Регулярные комиссионные
• Доходы от частных предприятий
• Доходы от отчуждения имущества (недвижимости или другого имущества)
• Дивиденды, проценты
• Доход от капитала
Корпоративный налог на прибыль (TAO)
Корпоративный налог на прибыль применяется к тем компаниям, которые не используют льготные налоговые режимы, такие как KATA или KIVA. Ставка корпоративного налога на прибыль составляет 9 %.
Существует также так называемая минимальная ставка налога на прибыль, которая применяется после первого налогового года работы компании и заключается в том, что если налоговая база компании не превышает определенного уровня, то применяется фиксированная ставка налога на прибыль в размере 2 %.
Упрощенный налог на прибыль (KATA)
Заключается в фиксированной ставке налога, который выплачивается ежемесячно. Данный налог заменяет налог на прибыль, налог на дивиденды, налог в фонд социального обеспечения. Ставка такого налога составляет $ 180 в месяц. Максимальная сумма прибыли, при которой можно использовать такую систему налогообложения, — $ 43 000. При превышении суммы прибыли за год уплачивается дополнительный налог в размере 40 % от прибыли сверх $ 43000. Данный налог весьма удобен для небольших предприятий.
Налог на прибыль небольших предприятий (KIVA)
KIVA — это упрощенная система налогообложения. Ставка налога составляет 16 %, однако следует отметить, что при использовании данной системы налогообложения подсчет налоговой базы достаточно трудоемкий. Данный налог включает в себя налог на прибыль, налог в фонд социального обеспечения. При этом данный налог может быть выгоден некоторым предприятиям по сравнению с корпоративным налогом на прибыль.
Местный налог с оборота
Данный налог уплачивается соответствующим местным органам управления и самоуправления по местонахождению предприятия или местонахождению собственности предприятия. Если предпринимательская деятельность осуществляется в нескольких регионах, тогда местный налог разделяется между соответствующими регионами. Ставка данного налога определяется самостоятельно местными органами, но не может превышать 2 %.
Налог на добавленную стоимость (НДС — AFA)
По общему правилу, данный налог уплачивается в рамках локального потребления. В стране существуют три ставки НДС: 27 %, 18 %, 5 %. Пониженные ставки НДС применяются к определенным категориям товаров и услуг.
Компания, которая имеет оборот менее $ 28 000, может выбрать систему налогообложения без взимания НДС.
Существует также упрощенная система уплаты НДС, так называемый метод уплаты НДС по поступлению средств. Данный метод может применяться для предприятий с оборотом менее $ 450000. Так, НДС уплачивается и уменьшается, когда стоимость инвойса уже оплачена. Данная система может быть удобна в тех случаях, когда покупатель оплачивает товар позднее.
Налоги по социальному страхованию
В Венгрии применяется государственная система социального страхования, в соответствии с которой каждый застрахованный гражданин обязан осуществлять отчисления в фонд социального страхования. Средства из этого фонда направляются на выплату пенсий и пособий по безработице, оплату медицинских услуг.
Разрешение споров
Судебная система Венгрии является четырехзвенной: суды справедливости (окружные суды), суды апелляционной инстанции, Верховный Суд (the Curia) и Конституционный суд.
Перед подачей иска в соответствующий венгерский суд сторонам необходимо попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. При подаче искового заявления бремя доказывания лежит на истце, который включает в заявление факты и доказательства, обосновывающие исковые требования. Общий срок исковой давности согласно Гражданскому кодексу составляет пять лет.
Стороны не могут выбирать процедуру и расписание рассмотрения дела. Более того, гражданско-процессуальное право Венгрии закрепляет право судей на пресечение попыток сторон затянуть процесс.
Что касается доказательств в процессе, суд может затребовать только те документы, которые, согласно положениям гражданского права, могут быть переданы другой стороне спора. Также суд может запросить многочисленные документы (например, из бюро налогов и сборов, органа по социальному страхованию).
Институт исполнения судебного решения определен Законом об исполнении решений суда 1994 г. Если сторона, проигравшая спор, не исполняет решение суда, существует возможность принудительного исполнения через судебного исполнителя.
Апелляция может быть подана в суд, который вынес решение, в течение 15 дней с даты получения судебного решения. В судебном законодательстве Венгрии отсутствует возможность повторной апелляции, кроме случаев нарушения закона и пересмотра решения в Верховном Суде.
Решения, принятые в любом из государств ЕС, подлежат исполнению в Венгрии без какой-лицо процедуры исполнения на основании Регламента ЕС Брюссель-I. Аналогичная процедура исполнения судебных решений действует между Венгрией и странами — членами Европейской ассоциации свободной торговли (кроме Лихтенштейна) на основании Конвенции о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и хозяйственным делам 2007 г. Решения, принятые в других государствах, подлежат исполнению на основании норм Кодекса Венгрии о международном частном праве при соблюдении следующих условий:
- юрисдикция иностранного суда считается законной в соответствии с правилами определения юрисдикции, установленными в венгерском законодательстве;
- решение суда является окончательным и исполнимым в государстве вынесения решения;
- существует взаимность между Венгрией и соответствующим государством (например, взаимности нет в отношениях с США).
Существует возможность использования арбитража в качестве альтернативы судебному разбирательству. В качестве регулятора арбитражной процедуры может быть избран Венгерский арбитражный акт 2017 г., который основан на Типовом законе ЮНСИТРАЛ 2006 г. Данный арбитражный регламент может использоваться как для постоянно действующих арбитражных органов на территории Венгрии, так и для арбитражей ad hoc. Что касается инвестиционных арбитражных споров, то Венгрия является участником конвенции, учреждающей Международный центр по урегулированию инвестиционных споров - МЦУИС (ICSID). Следовательно, возможность выбора арбитража в качестве способа разрешения спора доступна и для инвесторов в Венгрии.
Что особенно важно, Венгрия является участником Нью-Йоркской конвенции 1958 г. по признанию и приведению в исполнение иностранных арбитражных решений.
Кроме арбитража, в Венгрии существует и такой способ альтернативного разрешения споров, как медиация, который пока не получил широкого распространения в крупных коммерческих спорах.