4 апреля 2024 г. опубликован Закон от 03.04.2024 г. №364-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» («Закон»). Документ вносит изменения в действующий закон, в том числе, дополняет перечень случаев, когда на совершение определенных операций не требуется согласие антимонопольного органа, а также повышает пороговые значения, при превышении которых необходимо обращаться за согласием.
Закон вступает в силу через 3 месяца после официального опубликования – с 7 июля 2024 г.
Установление факта наличия / отсутствия нарушения антимонопольного законодательства, начатое до вступления в силу Закона, осуществляется в порядке, действовавшем до вступления Закона в силу.
Основные изменения следующие:
- Дополнен перечень действий, не являющихся экономической концентрацией
Так, теперь экономической концентрацией не являются и, соответственно, не требуют получения согласия антимонопольного органа:
- некоторые действия по экономической концентрации, совершаемые на основании законодательного акта;
- приобретение имущества в рамках исполнительного производства, процедур несостоятельности или банкротства;
- реорганизация в форме преобразования, если в результате создается унитарное предприятие;
- создание коммерческой организации, соответствующее критериям экономической концентрации, совершаемое в результате принудительного разделения хозяйствующих субъектов или принудительного выделения из состава хозяйствующего субъекта одного или нескольких субъектов;
- переход права собственности, иного имущественного права в порядке наследования.
- Повышены пороговые значения, определяющие необходимость обращения за согласием антимонопольного органа
Закон повысил пороговые значения в два раза. Таким образом, при совершении определенных законом действий (например, реорганизация в форме слияния или присоединения, создание юрлица с вкладом в виде долей в уставном фонде другого юрлица) не нужно получать согласие антимонопольного органа, если:
- (суммарная) балансовая стоимость активов менее 400 000 БВ (было 200 000 БВ) или
- (суммарный) объем выручки менее 800 000 БВ (было 400 000 БВ).
Балансовая стоимость активов определяется на основании данных бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи в антимонопольный орган заявления для получения согласия.Объем выручки от реализации товаров рассчитывается по итогам отчетного года, предшествующего году совершения действия, на выполнение которого испрашивается согласие (например, реорганизация).
Так, например, если при реорганизации в форме присоединения балансовая стоимость активов одной из реорганизуемых организаций превысит 400 000 БВ (около 16 млн. руб.), для реорганизации нужно будет получить согласие МАРТ.
- Дополнен перечень случаев, когда не нужно получать согласие антимонопольного органа
Не нужно будет получать согласие антимонопольного органа в случае, если реорганизация юрлиц, создание коммерческой организации и объединения хозяйствующих субъектов, включение юрлица в состав участников холдинга, заключение договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляются:
- унитарным предприятием и хозяйственным обществом, собственником имущества и владельцем более 50% голосующих акций / долей которых соответственно является одно и то же лицо;
- хозяйственным обществом, потребительским обществом, союзом потребительских обществ и унитарным предприятием, собственником имущества которого являются такое хозяйственное общество, такое потребительское общество, такой союз потребительских обществ.
Важно! Обязательным является уведомление антимонопольного органа в письменной форме не позднее 1 месяца со дня осуществления таких действий.
- Установлено право заявителя на отзыв заявления о нарушении в части осуществления недобросовестной конкуренции
Отозвать заявление можно будет до принятия решения об установлении факта наличия / отсутствия нарушения антимонопольного законодательства путем подачи соответствующего письменного или электронного заявления. В таком случае антимонопольный орган в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления возвращает заявителю оригиналы документов, приложенных в качестве доказательств.
- Конкуренты – субъекты, намеревающиеся осуществить продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке
В соответствии с новым определением, конкуренты – это не только хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке, но также и субъекты, намеревающиеся осуществить продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке.
- Не может быть признано доминирующим положение госорганов, которые наряду с государственно-властными полномочиями осуществляют деятельность, приносящую доход
Исключение в данном случае составляют организации, осуществляющие функции указанных органов.
Подписывайтесь на наш ТГ-канал, чтобы оперативно получать новости законодательства и нашу аналитику: