Теперь каждого комментатора или блогера нужно идентифицировать, собрав определённый Законом набор информации о нём. Такие нормы предусмотрены в новой редакции Закона о СМИ, который вступил в силу
Кому будет полезен алерт: как белорусским, так и иностранным компаниям, на сайтах которых пользователи могут размещать свои материалы или комментировать любой контент. Напоминаем, что положения закона о СМИ затрагивают деятельность не только СМИ, но и интернет-ресурсов, которые статуса СМИ не имеют (Ситидог, Куку.орг).
Ключевых изменений, по сути, два:
- идентификация пользователей становится обязанностью интернет-ресурса;
- интернет-ресурс должен передать имеющиеся у него ID юзера милиционерам, суду, налоговой (и др. полномочным органам), в случае если пользователь будет уличён ими в противоправной деятельности.
Условно процесс идентификации можно разделить на три этапа:
1. Создание учетной запись и заключение пользовательского соглашения
у пользователя необходимо запросить информацию, по которой его в дальнейшем можно идентифицировать. Четкого перечня такой информации нет, каждый интернет-ресурс сам должен определить перечень такой информации. Это может быть: фамилия, имя, отчество (если имеется), пол, число, месяц, год рождения, место рождения, а также номер мобильного телефона и (или) адрес электронной почты
2. Активация аккаунта
Это можно сделать путем:
• направления СМС-сообщения на указанный при заполнении пользовательского соглашения номер мобильного телефона пользователя
• или с использованием иных идентификационных данных и технических средств, позволяющих идентифицировать личность пользователя.
Пока разъяснений, что следует считать иными идентификационными данными нет. Полагаем, что логика законодателя состоит в том, что с помощью таких данных можно достоверно идентифицировать физическое лицо. С определенной долей условности это может быть регистрация через соцсети (если регистрация в таких соцсетях предполагает введение номера телефона) или с помощью электронной почты (если получение адреса электронной почты требует введения номера телефона). Также владельцам интернет-ресурсов следует иметь в виду, что на один номер мобильного телефона (один комплект иных идентификационных данных) можно будет зарегистрировать только одну учетную запись на каждом конкретном интернет-ресурсе. При этом некоторые соцсети позволяют привязывать несколько аккаунтов к одному номеру мобильного телефона.
3. Добавить форму авторизации на сайте
4. Хранить инфо о пользователе не только в период действия пользовательского соглашения, но и после его расторжения. Законом устанавливается срок в один год
Обратите внимание, что хранить нужно в том числе:
• данные, полученные при предварительной идентификации пользователя
• сведения о размещении и (или) изменении пользователем на интернет-ресурсе информационных сообщений и (или) материалов, дате и времени их размещения и (или) изменения;
• сведения о сетевом (IP) адресе устройства пользователя, присвоенном при регистрации пользователя на интернет-ресурсе, внесении изменений в регистрационные данные пользователя;
• иные сведения, полученные владельцем интернет-ресурса при идентификации пользователя.
Напоминаем, что сервера, которые обрабатывают и на которых хранятся пользовательские данные вашего интернет-ресурса, физически должны находится в Республике Беларусь. В противном случае это может стать проблемой.
За нарушение норм о предварительной идентификации и хранении информации о данных пользователей и их действий на интернет-ресурсе, компетентные органы могут ограничить доступ к ресурсу, лишить интернет-ресурс статуса СМИ (если он был), наложить штраф.