22 апреля 2025 г. ГТК вынес на общественное обсуждение проект Закона Республики Беларусь «Об изменении Закона Республики Беларусь “О таможенном регулировании в Республике Беларусь”» (“проект Закона”). Общественное обсуждение будет продолжаться по 2 мая 2025 г.
Проект Закона предусматривает реализацию положений Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017 (“Протокол”). Протокол был подписан 25.12.2023 и вступит в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления от государства-члена ЕАЭС о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Протокола в силу.
Со вступлением в силу Протокола правовое регулирование в странах-членах ЕАЭС претерпит, в том числе, следующие изменения:
- введение новой категории товаров – товары электронной торговли. В отношении ввоза и вывоза таких товаров в/из ЕАЭС будет действовать особый правовой режим;
Справочно:
Товары электронной торговли представлены двумя категориями товаров:
- «товары электронной торговли, предназначенные для реализации физическим лицам» – ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС товары, предназначенные для реализации физлицам на электронных торговых площадках с использованием интернет-ресурсов в рамках сделки, одной из сторон которой является физлицо (за исключением сделок между физлицами).
- «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами» – товары, приобретенные физлицами на электронных торговых площадках с использованием интернет-ресурсов в рамках сделки между (а) физлицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства-члена ЕАЭС, и иностранным лицом либо (b) сделки между физлицом, постоянно или временно проживающим (временно пребывающим) на территории государства, не являющегося членом ЕАЭС, и лицом государства-члена ЕАЭС, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС в международных почтовых отправлениях или перевозчиком в адрес физлиц, являющихся получателями таких товаров (за исключением сделок между физлицами).
- введение в рамках ЕАЭС нового института оператора электронной торговли. Операторы электронной торговли будут осуществлять декларирование товаров электронной торговли и помещение их под необходимые таможенные процедуры, а также обеспечивать их доставку получателю. Требования для включения юридического лица в реестр операторов электронной торговли установлены как в Протоколе, так и в проекте Закона.
В дополнение к изменениям в ТК ЕАЭС в соответствии с Протоколом, основные изменения, предлагаемые в белорусский закон «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», следующие:
- устанавливается, что за совершение таможенных операций в отношении товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, подлежит уплате таможенный сбор, вместе с тем
- предполагается ввести условие, при котором не нужно платить таможенный сбор;
Проект Закона предусматривает, что обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении товаров электронной торговли, приобретенных физическими лицами, прекращается в случае, если размер не уплаченных в установленный срок суммы таможенных сборов не превышает 3 белорусских рублей.
- предусматривается введение реестра операторов электронной торговли, а также определяется ряд требований, которым должно соответствовать лицо для его внесения в реестр;
- предлагается ужесточить требования для включения юридического лица в реестр таможенных представителей.
В соответствии с проектом Закона предлагается установить, что для включения юрлица в реестр таможенных представителей необходимо наличие в штате юрлица не менее 10 специалистов по таможенному декларированию, для которых работа у этого нанимателя является основным местом работы (на данный момент необходимо наличие только 2 специалистов). Также предлагается закрепить, что такие специалисты не могут работать по совместительству в других организациях для выполнения работы, связанной с непосредственным совершением таможенных операций.
Непринятие мер по обеспечению наличия в штате не менее 10 специалистов по таможенному декларированию в соответствии с требованиями, описанными выше, повлечет приостановление деятельности таможенного представителя.
Предполагается, что бóльшая часть изменений согласно проекту Закона должна вступить в силу через 6 месяцев, но не ранее вступления в силу Протокола.