Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg
Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси

Обзор нового пакета санкций Европейского союза в отношении Беларуси

1 июля 2024

29 июня 2024 г. Совет ЕС принял ряд новых ограничительных мер, нацеленных на различные сектора экономики Беларуси. Заявленная цель новых санкций – зеркальное принятие в отношении Беларуси мер, уже введенных против России с тем, чтобы предотвратить возможность обхода санкций.

Далее рассмотрены основные из введенных ограничений. 

Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.

С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.

I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь

Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси

Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.

Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:

0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.

<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.

Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.

Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.

Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши

Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:

  • некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
  • некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
  • некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
  • икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
  • сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).

Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).

Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь

Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):

– некоторых товаров и технологий морского судоходства;

– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси

Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаровкоторые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов

Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.

Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):

0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.

Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.

В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:

(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или

(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.

Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси

Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:

– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;

– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;

– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.

Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.

III. Транзит товаров

Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:

– некоторые товары и технологии двойного назначения;

– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;

– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;

– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.

IV. Услуги и ПО

Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию

Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:

– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;

– услуг по налоговому консультированию;

– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;

– услуг по связям с общественностью;

– архитектурных и инженерных услуг;

– юридических консультативных услуг;

– ИТ-консалтинговых услуг;

– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;

– услуг по техническим испытаниям и анализу;

– рекламных услуг.

Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:

– ПО для управления предприятием <*>;

<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.

– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.

<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.

Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.

Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:

– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;

– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;

– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;

– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.

В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.

Транспортные услуги

ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.

Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.

V. Иные меры

Санкции на энергетический сектор Беларуси

Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:

– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);

– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);

– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;

– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.

Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):

– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;

– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;

– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.

Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)

При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.

Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:

  • товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
  • некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
  • огнестрельное оружие и боеприпасы.

Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.

Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.

Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица

Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.

Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь

Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.

Механизм вторичных санкций

В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.

Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий

Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).

 

Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.

Эксперты по данной теме

Дмитрий Боболя
Дмитрий Боболя

Ассоциированный партнер
Заместитель директора

Илона Мищук
Илона Мищук

Юрист

Отрасли

Практики

Сейчас читают

Инвестиции 90-х и налоги 2020-х: как определить расходы при продаже акций

Компания владеет пакетом акций белорусского акционерного общества, приобретённых ещё в 1997 году за счёт вложений в уставный фонд неденежного вклада в виде кредиторской задолженности. Величина неденежного вклада согласно проведённой экспертизе подтверждена в сумме 5,25млрд неденоминированных белорусских рублей. За эту сумму неденежного вклада было приобретено 105 000 акций. Номинальная стоимость одной акции составила 50 000 неденоминированных белорусских рублей.

Впоследствии акции перешли к правопреемнику. После деноминации 2016 года стоимость всего пакета составила 525 000 белорусских рублей (BYN), то есть себестоимость одной акции — 5,00 BYN. Также акционерное общество в 2016 году увеличило номинал акций за счёт собственных источников до 5,50 BYN.

Сегодня компания планирует продать принадлежащие ей акции инвестору из России. Встал ключевой вопрос:

  • какие затраты можно учесть при расчёте налогов от продажи акций?
  • подлежат ли затраты на приобретение акций, номинированных в белорусских рублях, пересчёту через официальные курсы Национального банка на дату признания выручки и на дату фактического осуществления расходов?

Что говорит Налоговый кодекс

Статья 179 НК РБ закрепляет, что при определении валовой прибыли по операциям с ценными бумагами:

  • доход определяется исходя из цены реализации;
  • затраты — исходя из цены приобретения акций, подтверждённой документами.

При этом включение в расходы номинальной стоимости акций или пересчёт стоимости в связи с изменением курса доллара законодательством не предусмотрены.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция МНС считает, что:

  • расходы учитываются только в размере, подтверждённом документами о первоначальном приобретении акций и переходе прав на них;
  • изменение номинала акций за счёт собственных источников общества (например, с 5,00 до 5,50 BYN) не влияет на налоговый учёт;
  • пересчёт стоимости в связи с изменением валютного курса также невозможен.

Практический вывод

При продаже акций, номинированных в белорусских рублях, компания должна учитывать расходы в сумме, документально подтверждённой на момент их приобретения, даже если это было 20–30 лет назад.

Таким образом, если на счету числятся 105 000 акций по номиналу 5,50 BYN — это бухгалтерский учёт. Для целей налогообложения важен первоначальный документально подтверждённый вклад (525 000 BYN). Размер затратна 1 акцию для налога на прибыль в нашем случае составляет 5,00 BYN.

Почему это важно бизнесу

  • При долгосрочных инвестициях в акции, номинированные в белорусских рублях, налоговая база может существенно отличаться от бухгалтерской.
  • Рост номинала этих акций за счёт эмитента не увеличивает расходы инвестора.
  • Любые попытки пересчитать стоимость акций через курсы доллара на день приобретения и реализации не соответствуют НКРБ.


22 сентября 2025

Суд США: Google сохранит Chrome и Android, но поделится данными

Юристы Arzinger Law Offices Клим Сташевский и Владислав Корзун прокомментировали решение, а также порассуждали, сложилась бы судьба процесса, если бы все происходило в Беларуси.

Основной итог для Google: компания сохранила за собой браузер Chrome и мобильную операционную систему Android, но должна выполнить серьёзные ограничения в области обмена данными и эксклюзивных соглашений.

ЧТО ПОСТАНОВИЛ СУД

  • Продажа бизнеса не потребуется

Министерство юстиции требовало принудительной продажи Chrome и Android, однако судья признал такую меру избыточной и вредной для динамично развивающегося рынка. В постановлении прямо сказано: Google «не будет вынуждена продать Chrome; также суд не включит в окончательное решение условную продажу Android». Это серьёзная победа компании, избежавшей принудительного раздела бизнеса и сохранившей контроль над ключевыми продуктами.

  • Обязательное лицензирование данных

Вместо разделения суд обязал Google открывать доступ «квалифицированным конкурентам» IT-гиганта к поисковому индексу и данным о кликах. Исключение составляют рекламные данные. Эта мера должна «открыть рынок общих поисковых услуг» и усилить конкуренцию. Как отмечает судья, без доступа к поисковому индексу и данным о кликах ни один конкурент не сможет развить полноценный поиск.

  • Запрет на эксклюзивные соглашения

Google больше не сможет заключать или продлевать контракты, обязывающие производителей устанавливать Chrome,Google Search, Google Assistant или Gemini в обмен на доступ к Google Play.Ранее эта практика фактически закрепляла монополию компании: в 2020 году наGoogle приходилось 95% поисковых запросов на мобильных устройствах в США. Теперь производители смартфонов смогут предустанавливать сторонние сервисы без риска потерять магазин приложений от Google.

  • Сохранение платёжных соглашений с Apple и другими партнёрами

Google разрешено продолжать миллиардные выплаты производителям устройств за распространение поисковых сервисов. Но эксклюзивные платежи остаются под запретом: партнёры смогут работать с Google, но без обязательств игнорировать конкурентов. Судья объяснил это необходимостью сохранить баланс – полный запрет вознаграждений навредил бы пользователям и рынку. По оценкам, только Apple ежегодно получает от Googleоколо 20 миллиардов долларов.

  • Акцент на развитие генеративного ИИ

Судья подчеркнул, что появление мощных генеративных моделей, таких как ChatGPT, изменило конкурентный ландшафт. По мнению судьи, важно предотвратить перенос доминирования Google в сфере классического поиска на рынок генеративных ИИ-услуг. Это один из ключевых факторов, повлиявших на выбор более мягких мер: судья признал, что ему приходится «заглядывать в будущее», что не является обычной задачей суда.

РЕАКЦИЯ СТОРОН И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Google восприняла решение как частичную победу, но предупредила о рисках для конфиденциальности данных пользователей. В заявлении компании говорится: «Суд ограничил распространение наших сервисов и требует делиться данными поиска с конкурентами. Мы обеспокоены, как это скажется на безопасности пользователей». Корпорация намерена обжаловать решение, что может затянуть его исполнение на годы.

Министерство юстиции США приветствовало решение, указав на его значение для «раскрытия рынка общих поисковых услуг». Ведомство параллельно рассматривает дополнительные меры для предотвращения доминирования Google в сфере искусственного интеллекта.

Решение можно назвать компромиссным: суд искал баланс, при котором постановление сможет устоять в Верховном суде. Одновременно это часть глобальной тенденции на усиление антимонопольного давления на Big Tech. Параллельно под расследованиями находятся Meta, Amazon и Apple. Против самой Google также продолжается ещё одно дело – о монополии на рынке рекламных технологий.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

  • Взгляд с позиций национального права

В предыдущей нашей статье юристы подробно разобрали, как подобные нарушения могли бы быть квалифицированы с точки зрения белорусского законодательства. Тогда ожидалось, что суд может потребовать принудительной продажи браузера Chrome, запретить выплаты партнёрам и обязать Google лицензировать поисковые данные. Но в итоге суд ограничился обязательством делиться данными и отказом от эксклюзивных договорённостей.

Для небольших рынков такой подход может быть особенно эффективен: передача данных конкурентам позволяет сбалансировать рынок без болезненного раздела бизнеса. Однако при этом крайне важно обеспечить защиту персональной информации.

Появление генеративных моделей, которые суд назвал ключевым фактором, свидетельствует о том, что конкуренция на рынке поиска переходит в новые сферы. Это актуально и для право применителей по всему миру: регулирование должно успевать за технологиями, чтобы предотвращать перенос доминирования из одной области в другую.

В целом, суд применил в отношении Google меры, соответствующие мерам, которые могли бы быть применены в Беларуси в аналогичной ситуации.

  • Белорусская практика: может ли суд «поспорить» с МАРТ?

В американском деле многие отмечали интересный момент: регулятор настаивал на жёстком разделении бизнеса, а судья предложил иной, менее разрушительный вариант.

В Беларуси эта связка – антимонопольный орган и суд – работает немного по-другому. В нашем правоприменительном поле МАРТ обладает широкими полномочиями и может выносить решения и обязательные к исполнению предписания с требованиями к нарушителю совершить любое действие, которое регулятор сочтет необходимым для обеспечения выполнения требований антимонопольного законодательства, за исключением требования о принудительном разделении, которое МАРТ может заявить только в суд.

Такие решения и предписания МАРТ могут быть оспорены в экономическом суде, но статистика обжалований показывает крайне низкую эффективность таких попыток. Согласно данным МАРТ, в суде обжалуются лишь 15–20% его решений, и примерно в 90% случаев суд поддерживает позицию регулятора. В 2021 году, например, все обжалованные постановления МАРТ были оставлены в силе, кроме одного: дела о картельном сговоре на рынке средств защиты растений. В этом деле Верховный суд признал, что соглашение между ЗАО «Август-Бел» и его дилерами о разделении рынка не было доказано, и соответствующая часть решения МАРТ была отменена. Однако суд подтвердил наличие ценового сговора и оставил в силе штрафы, наложенные на участников картеля. Примечательно, что суд обязал МАРТ возместить часть судебных расходов, понесенных заявителями при обжаловании решения регулятора, восстановив баланс интересов в этой части.

Другие попытки бизнеса оспорить выводы МАРТ были менее успешны. Так, компании, участвующие в картельном деле на рынке ветеринарных препаратов, подали жалобы, но Верховный суд оставил в силе постановление регулятора. В споре о недобросовестной конкуренции между ОАО «Криница» и МАРТ из-за марки «Буратино», суд также поддержал позицию ведомства.

Таким образом, в белорусской практике нет прецедентов, когда суд радикально пересмотрел бы предложенное ведомством средство защиты конкуренции, как это произошло в США. Суды обычно проверяют доказательства и процессуальные аспекты, но не выступают инициаторами и не формируют альтернативные «лечебные» меры.

ЧЕМУ ЭТО РЕШЕНИЕ СУДА МОЖЕТ НАУЧИТЬ БИЗНЕС

Решение американского суда по делу Google отражает глобальный тренд на усиление антимонопольного регулирования технологических компаний, но с учётом специфики быстро развивающихся рынков. Судья Мехта выбрал путь «лечения» вместо «ампутации» – запретил антиконкурентные практики, но сохранил инновационный потенциал компании, не забыв об интересах простых пользователей.

  • Данные – ключевой актив

Американский суд признал, что доступ к данным критически важен для конкуренции в цифровую эпоху. Это может стать важным инструментом в арсенале белорусских регуляторов и позитивным стимулом к актуализации правового регулирования в соответствующих сферах.

  • Баланс между защитой конкуренции и инновациями – главная цель

Меры должны предотвращать перенос доминирования в новые технологические сферы, особенно в области искусственного интеллекта, но ни в коем случае не ограничивать потенциал технологий. Регулирование должно быть беспристрастным, справедливыми внемлющим, с прицелом на превенцию, а любое наказание – адекватным нарушению.

  • Идти в ногу со временем – одна из основных задач законодателя и регулятора

Дело против Google ещё не завершено: компания собирается обжаловать решение в апелляционной инстанции. Результат может стать прецедентом для других стран и повлиять на подходы к регулированию цифровых рынков. Однако уже сейчас это дело подтверждает, что правовые инструменты влияния на нарушителей антимонопольного законодательства становятся всё более тонкими и технологически ориентированными, и даже IT-гиганты вынуждены адаптировать свои бизнес-модели ради сохранения честной конкуренции.

Белорусскому бизнесу стоит внимательно следить за такими делами, т.к. в эпоху глобализации и цифровизации национальные подходы к антимонопольному регулированию всё больше влияют друг на друга, формируя новые стандарты честной конкуренции.

22 сентября 2025

Способы обеспечения исполнения обязательств при работе с индийскими контрагентами

Одна из ключевых задач сделок с индийскими партнерами — минимизировать риски несоблюдения сроков поставки, качества продукции и возврата авансового платежа. Грамотно подобранные инструменты обеспечения обязательств позволяют повысить ответственность контрагентов и защитить имущественные интересы.

Основные риски при сотрудничестве с индийскими контрагентами

Сотрудничество с индийскими контрагентами может сопровождаться наступлением определенных рисков, среди которых:

— нарушение сроков поставки и логистические задержки;

— несоответствие качества поставляемых товаров и оборудования;

— проблемы при возврате авансовых платежей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств;

— валютные колебания и банковские санкции.

Возникновение подобных рисков может существенно повлиять на деятельность компании, вызвав значительные финансовые потери, репутационные издержки и другие негативные последствия. В таких условиях важно предусмотреть включение в договор надежных инструментов обеспечения исполнения обязательств, которые позволят минимизировать вероятность наступления негативных последствий и обеспечить стабильность бизнес-процессов.

Инструменты обеспечения по белорусскому праву

Белорусское законодательство допускает использование любых способов обеспечения исполнения обязательств, включая те, которые не предусмотрены Гражданским кодексом. Среди наиболее известных и активно применяемых белорусскими контрагентами способов можно выделить следующие:

— банковская гарантия и аккредитив;

— неустойка:

— поручительство;

— залог движимого и недвижимого имущества;

— удержание имущества должника;

— задаток;

— страхование финансовых рисков.

Практика показывает, что при работе с иностранными контрагентами особенно актуально страхование финансового риска, в частности, риска невозврата авансового платежа. Однако несмотря на то, что страхование является одним из надежных способов защиты имущественных интересов, не каждая страховая компания готова покрывать подобные риски. В связи с этим, рекомендуем заранее согласовывать в определенной страховой компании условия и объем страхового покрытия.

Инструменты обеспечения наиболее распространенные в индийской практике

Индийские контрагенты при заключении договоров, как правило, предлагают белорусской стороне те способы обеспечения, которые приняты в местной деловой культуре и часто отличаются от привычных для белорусской стороны инструментов. Наиболее распространенными инструментами обеспечения исполнения обязательств, предлагаемыми индийскими контрагентами, являются корпоративная гарантия и открытие эскроу-счета.

Корпоративная гарантия

Корпоративная гарантия представляет собой трёхстороннее соглашение, в котором одна компания выступает поручителем по обязательствам другой компании перед покупателем. Такая гарантия очень близка к белорусскому институту поручительства и требует:

— обязательное участие трёх различных сторон;

— чёткой идентификации гаранта и принципала;

— достаточной платёжеспособности гаранта.

Отметим, что на практике встречались случаи, когда индийская сторона предлагала корпоративную гарантию, где гарант и принципал совпадали. Такие «гарантии» могут быть признаны недействительными, так как при совпадении гаранта и принципала утрачиваются обязательное наличие трех сторон и обеспечительный характер самой гарантии.

Эскроу-счёт

Эсроу-счет представляет собой способ обеспечения, при котором третья сторона (банк/эскроу-агент) принимает и хранит средства, предусмотренные договором, до выполнения сторонами согласованных условий.

Отметим, что договор эскроу-счета знаком белорусскому праву и регулируется ст. 774-1 Гражданского кодекса, а также нормами Банковского кодекса Республики Беларусь.

В Индии эскроу-счета широко применяются на основе следующих актов:

— Правил Совета по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI), 2011;

— Закона о недвижимости, 2016;

— Циркуляров и инструкций Резервного банка Индии (RBI);

Требования к открытию эксроу-счетов, согласно индийскому законодательству, различны в зависимости от ситуации. Так, например, при сделках с ценными бумагами и акциями в Индии на эскроу-счете должно размещаться от 10% до 25% суммы вознаграждения, а при наличии условия о минимальном уровне принятия (минимальной доле акций, которые должны быть проданы в рамках предложения) — до 100% от суммы вознаграждения, в зависимости от структуры предложения.

В случае несоблюдения правил, установленных для эскроу-счетов, могут налагаться штрафы.

Security deposit и retention money

Наряду с корпоративной гарантией и эскроу-счетом, в Индии известны и активно предлагаются иные способы обеспечения исполнения обязательств, как, например, обеспечительный платеж (security deposit) и «удержание части платежа» (retention money).

— Обеспечительный платеж (security deposit) в Индии обычно применяется в договорах аренды, однако теоретически он может применяться на основании принципа свободы договора в отношении иных договоров и, следовательно, признаваться индийским судом.

— «Удержание части платежа» (retention money) представляет собой удержание заказчиком процента от общей суммы контракта, который обычно составляет от 5% до 10%. Такое удержание на практике в Индии чаще всего применяется к договорам в строительной практике, однако, как упоминалось выше, он может применяться к иным договорам на основании принципа свободы договора. Аналогичная практика активно применяется в белорусской строительной практике.

Рекомендации по выбору оптимального инструмента

С целью минимизации рисков, которые могут возникнуть при сделках с индийскими контрагентами, мы рекомендуем Вам заранее определить и согласовать надлежащие способы обеспечения исполнения обязательств. В частности, предлагаем Вам следующие практические советы:

— Тщательно изучайте предлагаемые индийской стороной способы обеспечения — они могут значительно отличаться от привычных белорусских инструментов.

— При использовании корпоративных гарантий обязательно проверяйте, что гарант является отдельным юридическим лицом с достаточной платежеспособностью.

— Рассматривайте возможность страхования финансовых рисков как дополнительный способ защиты интересов.

— При работе с эскроу-счетами внимательно изучайте требования индийского законодательства к их открытию и ведению.

— Учитывайте принцип свободы договора — корпоративная гарантия, хотя и не поименована в белорусском Гражданском кодексе, может применяться как способ обеспечения обязательств.

Заключение

Работа с индийскими контрагентами предполагает внимательный выбор способов обеспечения обязательств. Каждый инструмент имеет свои преимущества и ограничения, и только тщательно продуманная стратегия защиты поможет минимизировать финансовые риски. Эксперты Arzinger готовы провести детальный анализ конкретного проекта, подобрать оптимальные механизмы обеспечения и обеспечить надёжную реализацию ваших внешнеторговых контрактов.

Мы готовы обсудить детали вашего проекта. Свяжитесь с нами.

31 июля 2025

Форум-практикум "Путь в Индию: возможность белорусского экспортёра"

Заключение договоров с индийскими контрагентами стало обычной практикой для белорусских компаний, закупающих сырье, материалы, оборудование или готовую продукцию. Как и любые международные сделки, такие договоры сопровождаются определенными рисками: нарушением сроков поставки, несоблюдением условий качества, задержками возврата авансовых платежей и другими проблемами.

Для минимизации рисков и повышения ответственности контрагентов белорусские компании включают в договоры различные способы обеспечения исполнения обязательств. При этом индийские партнеры предлагают свои, привычные для местной деловой практики инструменты, которые не всегда совпадают с ожиданиями белорусской стороны.

Если у вас есть сомнения по поводу обеспечения обязательств в договорах с индийскими контрагентами, то вам точно надо принять участие в этом форуме или обратиться к нам для проверки условий договора поставки.

23 июля 2025

AI_DAY 2025

Клим Сташевский, партнер Arzinger Law Offices, представил на AI_DAY 2025 анализ правовых вызовов эпохи искусственного интеллекта.

Что обсуждали:

Международные тренды регулирования ИИ: как они влияют на белорусский бизнес;

ИИ в рекламе: когда «умные» решения могут привести к санкциям регулятора;

Обработка персональных данных в эпоху ИИ: что нужно знать о правовых основаниях, трансграничных рисках и правах субъектов;

Интеллектуальная собственность и контент от ИИ: как защитить компанию от претензий.

AI_DAY 2025 собрал собственников, топ-менеджеров, руководителей отделов и специалистов, работающих с инновационными технологиями. 8-часовая программа конференции была ориентирована на практику и реальные результаты применения ИИ в бизнесе.

Мы были рады быть частью этого профессионального диалога!

21 июля 2025

19-летие компании Арцингер в Республике Беларусь

Уважаемые коллеги, партнеры, дорогие друзья!

Мы празднуем 19-летие компании Арцингер в Республике Беларусь❣️✨

Созданная в Берлине в 1990 году доктором права Райнером Арцингером немецкая юридическая компания быстро стала международной, открыв офисы в Вене, Праге, Будапеште, Киеве, Москве и других городах. В 2006 году стремительно вошла в Беларусь - 12 июля было подписано Соглашение между партнером-основателем немецкой компании Райнером Арцингером и партнером-основателем белорусской компании Сергеем Машонским.

За прошедшие годы проделана серьезная работа, результатами которой мы с вами по праву гордимся. Реализованы уникальные проекты, мы стали надежным юридическим партером в крупнейших инвестиционных, строительных, IT проектах, сопровождаем организацию крупнейших производств, и защищаем интересы наших клиентов в любых юрисдикциях. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы помочь каждому клиенту, независимо от того, в какой стране он находится.

Наши знания, опыт, труд направлен на процветание наших клиентов, и, значит, на процветание нашей страны, наших детей, внуков, потомков. Мы гордимся культурным и историческим прошлым своей родины, участвуем в социальных проектах, ставим перед собой новые амбициозные цели, каждый день оправдываем доверие наших клиентов, чтобы они были по-прежнему уверены в нашей надежности и добросовестности, следовании высоким стандартам юридической профессии.

Желаю вам и вашим близким здоровья, счастья, благополучия и всего самого доброго! И, конечно же, благодарю своих надежных партнеров, юристов, финансистов, всех специалистов команды, каждый - незаменим, участие каждого — это командный успех! 

Всему коллективу Арцингер желаю новых побед и свершений!

Ваш старший партнер Сергей Машонский

10 июля 2025

Сергей Машонский принял участие в IV Евразийском экономическом форуме

26-27 июня 2025 года в Минском международном выставочном центре состоялся IV Евразийский экономический форум. 

Среди множества мероприятий форума особое значение имело пленарное заседание - ключевое событие, темой которого стала "Стратегия Евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы".

Заседание собрало представителей власти, бизнеса и ведущих экспертов стран ЕАЭС.  И мы с гордостью хотим отметить участие старшего партнера Arzinger Law Offices Сергея Машонского.

Для Arzinger участие в таких мероприятиях - это не просто статус и признание профессионального опыта наших коллег, а важная часть нашей миссии: быть рядом с теми, кто определяет курс экономических и правовых изменений в регионе.

Arzinger - cледим за трендами, делимся экспертным мнением!

30 июня 2025

Почему договоры с проектировщиками и подрядчиками оспаривают в суде?

Елена Машонская, руководитель практики недвижимости и строительства Arzinger Law Offices, выступила спикером в рамках онлайн-мероприятия «Договоры в стройке: реальные кейсы, готовые решения» на тему "Договор на проектные и изыскательные работы: как защитить интересы заказчика".

В ходе выступления Елена затронула ключевые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики, а именно:

грамотное составление договора;

наиболее спорные условия, часто оспариваемые в судебной практике, и причины их обжалования;

приёмка проектов при отсутствии профильных специалистов;

действия при нарушении сроков или отказе проектировщика исправлять недочёты;

законное расторжение договора с недобросовестным подрядчиком.

В завершение участники разобрали реальные кейсы и обсудили способы предотвращения конфликтов на этапе заключения договора.

Нужен надежный довогор? Свяжитесь с нами!

25 июня 2025

Фактор санкций в международной торговле: анализ рисков и стратегии защиты бизнеса

Санкционные ограничения кардинально изменили правила международной торговли, создав новые вызовы для бизнеса. Даже компании, не попавшие под прямые ограничения, сталкиваются с их последствиями: разрывом поставок, блокировкой расчетов и юридической неопределенностью.

В своем выступлении Сергей Машонский рассказал про основные санкционные режимы, выделил ключевые последствия для бизнеса,  поделился информацией о новых санкционных ограничениях в отношении Беларуси, а также обратил внимание участников семинара на меры, которые помогают минимизировать риски.

Наибольший интерес у участников семинара вызвала часть выступления, в которой Сергей Машонский поделился успешными кейсами компании по сопровождению споров в международном арбитражном суде.

17 июня 2025

Команда Arzinger помогла клиенту сохранить доступ к критически важному ПО, несмотря на санкции

С какой проблемой столкнулся наш клиент:

Европейский партнер клиента, опасаясь санкционных рисков, заявил об отключении доступа к системе ERP и прекращении предоставления необходимых ИТ-консалтинговых услуг по обслуживанию системы. Данное ПО и ИТ-услуги были необходимы клиенту для завершения своей деятельности в Беларуси, в частности, для закрытия финансового года и прохождения ежегодного аудита и проверок.

Какое решение предложили наши юристы:

Наши юристы оперативно проанализировали санкционные нормы ЕС, изучили специфику деятельности клиента и подготовили детальное заключение. Документ убедительно продемонстрировал, что:

• предоставление ПО и консалтинговых услуг клиенту не подпадает под санкционные ограничения ЕС в отношении Беларуси;

• с учетом деятельности клиента к нему не были также применимы ограничения по предоставлению услуг, связанных с подсанкционными товарами.

Какой результат мы достигли:

Европейский партнер согласился с нашей аргументацией и сохранил доступ к ПО.

Почему это важно?

Санкционные ограничения часто трактуются чрезмерно широко, что ведет к необоснованным отказам в обслуживании и сотрудничестве (в частности, по причине безосновательного распространения санкционного регулирования ЕС по Российской Федерации в отношении белорусских компаний). Наш кейс подтверждает: взвешенный юридический анализ может помочь бизнесу принять правильное решение в сложных условиях санкционных мер.

Нужна помощь в оценке санкционных рисков?

Обращайтесь – поможем разобраться в многочисленных санкционных ограничениях и, когда это возможно, сохранить партнерские отношения и непрерывность бизнес-процессов.

Больше информации об успешных решениях по санкционному регулировнаию ЕС в отношении Беларуси можем предоставить по запросу.

4 июня 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.