29 июня 2024 г. Совет ЕС принял ряд новых ограничительных мер, нацеленных на различные сектора экономики Беларуси. Заявленная цель новых санкций – зеркальное принятие в отношении Беларуси мер, уже введенных против России с тем, чтобы предотвратить возможность обхода санкций.
Далее рассмотрены основные из введенных ограничений.
Справочно: Новые санкционные меры установлены Регламентом Совета ЕС № 2024/1865, внесшим изменения в «белорусский» санкционный Регламент № 765/2006. Регламент № 2024/1865 вступил в силу с 01 июля 2024 г. и подлежит прямому применению во всех государствах-членах ЕС.
С полным текстом Регламента № 2024/1865 можно ознакомиться здесь.
I. Ограничения на экспорт товаров из ЕС в Беларусь
Запрет на экспорт в Беларусь товаров, которые могут способствовать укреплению промышленного потенциала Беларуси
Согласно новому регулированию лицам ЕС (в т.ч. юридическим) теперь запрещено продавать, поставлять, передавать или экспортировать любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси товары, которые могут способствовать укреплению белорусского промышленного потенциала. Перечень товаров, попавших под указанный запрет, достаточно широкий и распространяется в том числе на продукцию, произведенную не в ЕС.
Справочно: В соответствующем перечне товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне) <*>:
0601, 0602 30, 0602 40, 0602 90, 0604 20, 2508, 2509, 2512, 2515, 2518 20, 2519 10, 2520 10, 2521, 2522, 2525, 2526, 2530 20, 2602, 2701, 2702, 2703, 2704, 2707 30, 2708, 2710, 2712, 2715, ex 2804, 2806, 2811, 2813, 2814, 2815, 2818 30, 2819, 2820, 2825, 2827, 2828, 2829, 2832 20, 2833, 2834 10, 2836, 2839, 2840 30, 2841, 2843, 2846, 2847, 2901, 2902, 2903, 2904, 2905, 2906, 2907, 2909, 2910, 2911, 2912, 2914, 2915, 2916, 2917, 2920, 2921 22, 2921 41, 2922 11, 2922 43, 2923 20, 2924, 2925, 2926, 2930, 2933 29, 2933 54, 2933 71, 293379, 2933 99, 3201, 3202, 3203, 3204 90, 3205, 3206 41, 3206 49, 3207, 3208, 3209, 3210, 3212 90, 3214, 3215 11, 3215 19, 3403, 3505 10, 3506 99, 3701 20, 3701 91, 3702, 3703, 3705, 3706, 3801 20, 3806 20, 3807, 3809, 3810, 3811, 3812, 3813, 3814, 3815, 3816, 3817, 3819, 3820, 3823 13, 3827 90, 3824, 3825 90, 3826, 3901 40, 3902, 3903, 3904, 3905, 3906, 3907 29, 3907 40, 3907 70, 3907 91, 3908, 3909, 3910, 3911, 3912, 3915 20, 3917, 3920, 3921, 3922 90, 3925, 4002, 4005, 4006 10, 4008 21, 4009 12, 4009 41, 4010, 4011 20, 4011 80, 4012, 4016 93, 4407, 4408 10, 4411 13, 4411 94, 4412, 4416, 4418 40, 4418 60, 4418 79, 4503, 4504, 4701, 4703, 4704, 4705, 4706, 4707, 4802 20, 4802 40, 4802 58, 4802 61, 4804, 4805, 4806, 4807, 4808, 4809, 4810, 4811 10, 4811 51, 4811 59, 4811 60, 4811 90, 4814 90, 4819 20, 4822, 4823, 4906, 5105, 5106, 5107, 5112, 5205, 5206 42, 5209 11, 5211, 5308, 5402 63, 5403, 5404, 5407 30, 5501, 5502, 5503, 5504 90, 5506, 5507, 5512 21, 5512 99, 5516, 5601 29, 5601 30, 5604, 5605, 5607 41, 5801 27, 5803, 5806 40, 5901, 5905, 5908, 5910, 5911 10, 5911 31, 5911 32, 5911 40, 6001 99, 6003, 6005 36, 6005 44, 6006 10, 6309, 6802 92, 6804 23, 6806, 6807, 6809 19, 6810 91, 6811, 6813, 6814 90, 6901, 6904 10, 6905, 6906 00, 6907 22, 6907 40, 6909 90, 7002, 7003, 7004, 7005, 7007 11, 7007 29, 7011 10, 72, 7301, 7302, 7303, 7304, 7305, 7306, 7307, 7308, 7309, 7310, 7311, 7314 12, 7318 24, 7320 20, 7322 90, 7324 29, 7407, 7408, 7409, 7411, 7412, 7413, 7415 21, 7505, 7506, 7507, 7508, 7605, 7606, 7607 20, 7608, 7609, 7610, 7611, 7612, 7613, 7616 10, 7804, 7905, 8001, 8003, 8007, 8101 10, 8102, 8105 90, 8109, 8111, 8202 20, 8207, 8208 10, 8208 20, 8208 30, 8208 90, 8301 20, 8301 70, 8302 30, 8307, 8309, 8414 10, 8414 90, 8417, 8419 40, 8419 50, 8419 60, 8419 89, 8419 90, 8451 10, 8451 29, 8451 30, 8451 90, 8456, 8459, 8460, 8461, 8462, 8463, 8464, 8465, 8470, 8472, 8473, 8478, 8485, 8486, 8487, 8506, 8512, 8513, 8515, 8517, 8518, 8519, 8521, 8522, 8523, 8524, 8525, 8526, 8527, 8528, 8530, 8531, 8532, 8533, 8534, 8536, 8540, 8541, 8543, 8546, 8549, 8602, 8604, 8606, 8607, 8608, 8609, 8701 21, 8701 22, 8701 23, 8701 24, 8701 29, 8701 30, 8703 10, ex 8703 23, ex 8703 24, ex 8703 32, ex 8703 33, ex 8703 40, ex 8703 50, ex 8703 60, ex 8703 70, 8703 90, ex 8704, 8705, 8708 99, 8709, 8716, 8903, 8904, 8905, 9001 10, 9002 11, 9002 19, 9005, 9007, 9010, 9013, 9014, 9015, 9024, 9025 90, 9026, 9027, 9029, 9030, 9031, 9032 81, 9401 10, 9401 20, 9403 30, 9406, 9606, 9608 91, 9612, ex 98.
<*> Здесь и далее коды указаны исключительно в справочных целях. Следует учитывать, что некоторые коды необходимо дополнительно соотносить с описанием товара, указанным в Регламенте ЕС.
Запрет распространяется не только на товары, но и на предоставление cвязанных с такими товарами услуг (включая финансовые), технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау.
Важно! Контракты, заключенные ранее 01 июля 2024 г., могут продолжать исполняться до 02 октября 2024 г. (за некоторыми исключениями). До указанной даты лица ЕС могут также продолжить исполнение вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на поставку товаров, предоставление связанных услуг, технологий и пр., несмотря на запрет. В частности, установлено, что может быть авторизована поставка товаров или технологий под кодами 3917, 8523 и 8536, а также предоставление связанных с ними технической или финансовой помощи, если они необходимы для целей обслуживания или ремонта медицинских изделий.
Запрет на экспорт в Беларусь предметов роскоши
Также введен запрет на продажу, поставку, передачу, экспорт любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в Беларуси или для использования в Беларуси предметов роскоши, вне зависимости от страны происхождения товаров. Под указанный запрет, в частности, попали:
- некоторое электрическое (электронное) или оптическое оборудование для записи и воспроизведения звука и изображений стоимостью более 1 000 Евро, включая звуко-, видео-, фотоаппаратуру, приемную аппаратуру для радиовещания, кинематографические камеры и проекторы (коды Комбинированной номенклатуры ex 8519 00 00, ex 8521 00 00, ex 8527 00 00, ex 8528 71 00, ex 8528 72 00, ex 9006 00 00, ex 9007 00 00);
- некоторые транспортные средства для перевозки людей по земле, воздуху или морю стоимостью более 50 000 Евро каждое, подъемные устройства, кресельные подъемники, лыжные трамплины, тяговые механизмы для фуникулеров, мотоциклы стоимостью более 5 000 Евро каждый, а также их принадлежности и запасные части к ним (коды ex 4011 10 00, ex 4011 40 00, ex 4011 90 00, ex 7009 10 00, ex 8411 00 00, ex 8512 20 00, ex 8512 30 10, ex 8512 30 90, ex 8603 00 00, ex 8605 00 00, ex 8607 00 00, ex 8702 00 00, ex 8706 00 00, ex 8707 00 00, ex 8708 00 00, ex 8711 00 00, ex 8712 00 00, ex 8714 00 00, ex 8901 10 00, ex 8901 90 00);
- некоторые оптические изделия и оборудование любой стоимости (коды ex 9004 90 90, ex 9013 80 90);
- икра и заменители икры (коды ex 1604 31 00, ex 1604 32 00);
- сигары и сигариллы (коды ex 2402 10 00, ex 2402 90 00).
Запрет распространяется на товары стоимостью более 300 Евро за штуку, если иной порог не установлен Регламентом ЕС в отношении товара отдельно. Кроме того, запрещено предоставление услуг (включая финансовые), интеллектуальной собственности, ноу-хау, связанных с подсанкционными товарами.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на предоставление попавших под запрет товаров (например, в отношении культурных ценностей, которые предоставляются во временное пользование в рамках официального культурного сотрудничества с Беларусью).
Другие ограничения на экспорт товаров в Беларусь
Регламент № 2024/1865 устанавливает также ограничения на продажу, поставку, передачу или экспорт в адрес любого физического или юридического лица, организации или органа в Беларуси или для использования в Беларуси следующих товаров (как происходящих, так и не происходящих из ЕС):
– некоторых товаров и технологий морского судоходства;
– некоторых товаров и технологий, которые могут быть использованы в нефтепереработке или при сжижении природного газа.
Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.
II. Ограничения на импорт товаров в ЕС из Беларуси
Запрет на импорт из Беларуси разного рода товаров, которые позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов
Согласно новому пакету мер лицам ЕС также запрещено приобретать, импортировать или перемещать в ЕС разного рода товары, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси, так как они «позволяют Беларуси диверсифицировать источники доходов». Запрет распространяется также на предоставление услуг (включая финансовые) и технологий, связанных с подсанкционными товарами.
Справочно: В соответствующем перечне подсанкционных товаров указаны следующие коды Комбинированной номенклатуры (префикс ex означает, что под запрет попадают только товары, соответствующие описанию к коду в перечне):
0306, 1604 31 00, 1604 32 00, 2208, 2303, 2402, 2701, 2702, 2703, 2704, 2705, 2706, 2708, 2714, 2803, 280429 10, 2811, 2818, ex 2825, 2834, ex 2835, 2836, 2845 40, ex 2901, 2902, 2903, 2905, 2907, 2909, 2914, 2915, 2917, 2922, 2923, 2931, 2933, 3301, 3304, 3305, 3306, 3307, 3401, 3402, 3404, 3801, 3811, 3812, 3817, 3819, 3823, 3824, 3901, 3902, 3903, 3904, 3907, 3908, 3916, 3917, 3919, 3920, 3921, 3923, 3925, 3926, 4002, 4107, 4202, 4301, 4703, 4705, 4801, 4802, 4803, 4804, 4805, 4810, 4811, 4818, 4819, 4823, 5402, 5601, 5603, 6204, 6305, 6403, 6806, 6807, 6808, 6814, 6815, 6902, 6907, 7005, 7007, 7010, 7019, 7104, 7106, 7112, 7115, 7408, 7604, 7605, 7606, 7607, 7608, 7801, 8207, 8212, 8302, 8309, 8407, 8408, 8409, ex 8411, 8412, 8413, 8414, 8418, 8419, 8421, 8422, 8424, 8426, 8431, 8450, 8455, 8466, 8467, 8471, 8474, 8477, 8479, 8480, 8481, 8482, 8483, 8487, 8501, 8502, 8503, 8504, 8511, 8516, 8517, 8523, 8525, 8526, 8531, 8535, 8536, 8537, 8538, 8539, 8541, 8542, 8543, 8544, 8545, 8603, 8606, 8701, 8703, 8704, 8716, 8802, 8901, 8903, 8904, 8905, 9001, 9006, 9013, 9014, 9026, 9027, 9030, 9031, 9032, 9401, 9403, 9404, 9405, 9406.
Важно! До 02 октября 2024 г. запрет не действует в отношении исполнения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., а также вспомогательных договоров к таким контрактам.
В некоторых случаях Регламент ЕС позволяет компетентным органам государств-членов ЕС авторизовать попадающие под запрет действия. В частности, отдельно определено, что компетентные органы государств-членов ЕС могут разрешить на таких условиях, которые они сочтут необходимыми, ввоз в ЕС транспортного средства, подпадающего под код Комбинированной номенклатуры 8703 (к таковому, в частности, относятся легковые автомобили), не предназначенного для продажи и принадлежащего:
(a) гражданину государства-члена ЕС или ближайшему члену его семьи, проживающему в Беларуси и ввозящему транспортное средство в ЕС строго для личного пользования; или
(b) гражданину Беларуси, имеющему действительную визу или вид на жительство, разрешающий въезд в ЕС, который въезжает на автомобиле в ЕС строго для личного пользования.
Другие ограничения на импорт товаров из Беларуси
Также установлены ограничения на покупку, импорт или передачу следующих товаров:
– золота, золотых монет, ювелирных изделий и иных товаров и их частей из золота/содержащих золото/плакированные золотом, происходящих из Беларуси и экспортируемых из Беларуси в ЕС и/или третью страну, переработанных в третьей стране;
– сырой нефти, происходящей из Беларуси или экспортируемой из Беларуси;
– алмазов и изделий, содержащих алмазы, если они происходят из Беларуси/были экспортированы из Беларуси в ЕС или в третью страну/следуют транзитом через территорию Беларуси.
Следует учитывать, что в отношении некоторых ограничений установлены переходные периоды.
III. Транзит товаров
Введен запрет на транзит через территорию Беларуси достаточно большого перечня товаров и технологий при их экспорте из ЕС (т.е., например, при экспорте подсанкционных товаров из ЕС в Казахстан или иную страну, в отношении которой не введены экспортные санкции ЕС). В частности, запрет распространяется на:
– некоторые товары и технологии двойного назначения;
– некоторые товары и технологии, которые могут способствовать военно-техническому укреплению Беларуси или развитию ее сектора обороны и безопасности;
– промышленное оборудование согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8407 10, 8409 10, 8409 99, 8412 21, 8413 50, 8421 23, 8421 31, 8428 39, 8429 59, 8431 39, 8471 30, 8471 70, 8481 20, 8502 20, 8507 10;
– некоторые товары и технологии, подходящие для использования в авиации или космической промышленности.
IV. Услуги и ПО
Запрет на предоставление некоторых видов услуг (ПО) Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию
Введен запрет на оказание Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям или агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию, следующих видов услуг:
– услуг по бухгалтерскому и налоговому учету, аудиту, включая обязательный;
– услуг по налоговому консультированию;
– услуг по консультированию по вопросам бизнеса и управления;
– услуг по связям с общественностью;
– архитектурных и инженерных услуг;
– юридических консультативных услуг;
– ИТ-консалтинговых услуг;
– услуг по исследованию рынка и опросу общественного мнения;
– услуг по техническим испытаниям и анализу;
– рекламных услуг.
Также запрещено продавать, поставлять, передавать, экспортировать или предоставлять Республике Беларусь, ее Правительству, государственным органам, корпорациям и агентствам, а также любым физическим или юридическим лицам, действующим от их имени или по их указанию:
– ПО для управления предприятием <*>;
<*> Системы, которые в цифровом виде представляют и управляют всеми процессами, происходящими на предприятии, в том числе:– планирование ресурсов предприятия (ERP),– управление взаимоотношениями с клиентами (CRM),– бизнес-аналитика (BI),– управление цепочками поставок (SCM),– хранилище данных предприятия (EDW),– компьютеризированная система управления техническим обслуживанием (CMMS),– программное обеспечение для управления проектами,– управление жизненным циклом продукта (PLM),– типовые компоненты вышеперечисленных систем, включая программное обеспечение для бухгалтерского учета, управления автопарком, логистики и человеческих ресурсов.
– ПО для проектирования и производства, используемое в сферах архитектуры, инжиниринга, строительства, производства, медиа, образования и развлечений <*>.
<*> В том числе:– информационное моделирование зданий (BIM),– система автоматизированного проектирования (CAD),– автоматизированное производство (CAM),– разработка на заказ (ETO),– типовые компоненты вышеупомянутых систем.
Важно! До 02 октября 2024 г. указанные выше запреты не действуют в отношении предоставления услуг, которые строго необходимы для прекращения контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., или вспомогательных договоров, необходимых для исполнения таких контрактов.
Также установлены следующие случаи, на которые запрет в части оказания некоторых услуг не распространяется:
– предоставление услуг, которые строго необходимы для осуществления права на защиту в судебном разбирательстве и права на эффективное средство правовой защиты;
– предоставление услуг, которые строго необходимы для обеспечения доступа к судебному, административному или арбитражному разбирательству в государстве-члене ЕС или для признания или приведения в исполнение судебного или арбитражного решения, вынесенного в государстве-члене ЕС, при условии, что такое предоставление услуг соответствует целям Регламента ЕС;
– предоставление услуг, предназначенных для исключительного использования юридическими лицами, организациями или органами, созданными в Республике Беларусь, которые находятся в собственности или под единоличным или совместным контролем юридического лица, организации или органа, которые зарегистрированы или учреждены в соответствии с законодательством государства-члена ЕС, страны-члена Европейской экономической зоны, Швейцарии или страны-партнера ЕС;
– предоставление услуг, необходимых в чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения, для срочного предотвращения или смягчения последствий события, которое может оказать серьезное и значительное воздействие на здоровье и безопасность людей или окружающую среду, или в качестве ответных мер на стихийные бедствия.
В некоторых случаях компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на оказание услуг, несмотря на запрет.
Транспортные услуги
ЕС расширил ограничения в отношении транспортного сектора Беларуси: введен запрет на перевозку грузов автомобильным транспортом по территории ЕС прицепами и полуприцепами, зарегистрированными в Беларуси, в том числе при перевозке грузовиками, зарегистрированными не в Беларуси.
Кроме того, компаниям ЕС, которые на 25% или более принадлежат белорусскому физическому или юридическому лицу, запрещено становиться автотранспортным предприятием с целью перевозок грузов автомобильным транспортом в ЕС, в том числе транзитом. С 02 августа 2024 г. аналогичный запрет на перевозку начинает действовать и в отношении автотранспортных предприятий ЕС с аналогичной долей участия белорусского физического или юридического лица, которые были созданы после 08 апреля 2022 г.
V. Иные меры
Санкции на энергетический сектор Беларуси
Отдельной статьей установлены следующие ограничительные меры на энергетический сектор Беларуси:
– запрет на приобретение или расширение участия в белорусских или иностранных юридических лицах, организациях, органах, осуществляющих деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем приобретения/увеличения долей/акций);
– запрет предоставлять финансирование любому юридическому лицу, организации или органу, осуществляющему деятельность в энергетическом секторе в Беларуси (например, путем предоставления новых займов, кредитов, участия в консорциальном кредитовании);
– запрет создавать любое новое совместное предприятие с любым юридическим лицом, организацией или органом, осуществляющим деятельность в энергетическом секторе в Беларуси;
– запрет оказывать инвестиционные услуги, непосредственно связанные с указанной выше деятельностью.
Под энергетическим сектором для целей Регламента ЕС понимается сектор экономики Беларуси, охватывающий следующие виды деятельности (за исключением гражданской ядерной энергетики):
– разведку, производство, распределение на территории Беларуси или добычу сырой нефти, природного газа или твердого ископаемого топлива, переработку топлива, сжижение природного газа или регазификацию;
– производство или распределение на территории Беларуси продуктов переработки твердого ископаемого топлива, нефтепродуктов или газа;
– строительство объектов или установка оборудования, предоставление услуг, оборудования или технологий для деятельности, связанной с производством электроэнергии или выработкой электроэнергии.
Обязательная контрактная оговорка о запрете реэкспорта в Беларусь некоторых товаров и технологий (no re-export to Belarus clause)
При продаже, поставке, передаче или экспорте некоторых товаров и технологий в любые третьи страны (за некоторыми исключениями) экспортеры ЕС теперь обязаны включать в контракты запрет на реэкспорт таких товаров и технологий в Беларусь или для использования в Беларуси, а также адекватные средства правовой защиты в случае нарушения контрагентом данного обязательства. Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя, среди прочего, такие промышленные товары, как машины и оборудование для производства полупроводниковых приборов или электронных интегральных схем, транзисторы, полупроводниковые приборы.
Товары и технологии, на которые распространяется указанная обязанность, включают в себя:
- товары или технологии, перечисленные в Приложениях XVI, XVII и XXVIII к Регламенту ЕC;
- некоторые товары из общего списка товаров высокого приоритета (List of Common High Priority Items);
- огнестрельное оружие и боеприпасы.
Если контрагент из третьей страны нарушил контрактную оговорку “no re-export to Belarus”, экспортеры должны проинформировать компетентный орган государства-члена ЕС, как только им станет известно о таком нарушении.
Важно! Что касается контрактов, заключенных до 01 июля 2024 г., то их исполнение может продолжаться, несмотря на отсутствие указанной выше контрактной оговорки. Также указанная обязанность не влияет на исполнение контрактов, связанных с товарами согласно кодам Комбинированной номенклатуры 8457 10, 8458 11, 8458 91, 8459 61, 8466 93.
Дополнительные исключения из санкций для компаний ЕС для целей устранения над ними контроля со стороны подсанкционного лица
Вводятся отступления от санкционных мер, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на совершение иначе запрещенных действий (в частности, на «разморозку» средств, оказание услуг) для компаний ЕС в случае, если это строго необходимо для устранения контроля над такими компаниями со стороны подсанкционного лица (например, владеющего компанией ЕС), а также обеспечения отсутствия выгоды для него. Таким образом компаний ЕС могут продолжить свою деятельность на территории ЕС.
Дополнительные исключения из санкций при выводе инвестиций или прекращении деятельности в Республике Беларусь
Регламент устанавливает временные дополнительные основания, когда компетентные органы государств-членов ЕС могут выдать разрешение на отступление от санкционных запретов на импорт/экспорт товаров/технологий или на оказание некоторых услуг в случае, если они строго необходимы для вывода инвестиций из Республики Беларусь или прекращения деятельности в Республике Беларусь.
Механизм вторичных санкций
В Регламент ЕС внесены дополнительные критерии, на основании которых Совет ЕС вправе внести в блокирующий санкционный список (т.е. в список лиц, на которых распространяются блокирующие санкции ЕС) также физических или юридических лиц, организации или органы, существенно подрывающих положения Регламента ЕС (в частности, при способствовании обходу санкций), а также связанных с ними лиц.
Специальный компенсаторный механизм, позволяющий лицам ЕС взыскивать убытки в связи с исками белорусских предприятий
Согласно новому регулированию граждане и компании ЕС имеют право обратиться в компетентный суд государства-члена ЕС за взысканием убытков, в том числе юридических расходов, которые понесены из-за исков, поданных белорусскими предприятиями, органами и некоторыми иными лицами в суды третьих стран в связи с затронутыми санкциями ЕС сделками. Указанный механизм доступен лицам ЕС при условии, что соответствующий гражданин или компания ЕС не имеют эффективного доступа к средствам правовой защиты (как сообщается в пресс-релизе Совета ЕС, например, в рамках соответствующего двустороннего инвестиционного договора).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы. Подпишитесь, чтобы не пропустить обновление материала.