За последние три года Беларусь в рамках контрсанкций ввела ряд мер, так или иначе ограничивающих возможность лиц из «недружественных» государств распоряжаться своими активами в Беларуси. В данном гайде разберем основные сложности, с которыми могут столкнуться лица из «недружественных» государств.
Лица из «недружественных» государств
Термин «недружественное государство» прочно вошел в обиход в деловых кругах. Перечень «недружественных» государств установлен Советом Министров в Постановлении №209 от 06.04.2022. В перечень входят: Австралийский Союз, государства – члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория и Швейцарская Конфедерация.
Запреты и ограничения, вводимые для лиц из «недружественных» государств, распространяются на:
- иностранных лиц, связанных с перечисленными «недружественными» государствами (в том числе если такие лица имеют гражданство этих государств, место их регистрации, место преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или основное место получения ими прибыли – это «недружественное» государство),
- лиц, контролируемых описанными выше иностранными лицами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Отметим также, что возможна более широкая трактовка понятия «недружественного» государства. Так, на практике государственные органы могут определять в качестве «недружественных» страны, вводящие санкции против Беларуси, даже если эти страны не включены в перечень Совмина.
Ограничения по распоряжению активами
С 22.10.2023 действует новый порядок отчуждения долей (акций) участниками (акционерами) из «недружественных» юрисдикций, порядок отчуждения недвижимого имущества, а также реорганизации и выхода из белорусских компаний (действует Указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», указ периодически изменятся и дополняется).
Необходимо получать разрешение Совета Министров на следующие действия:
- отчуждение иностранными участниками (акционерами) из «недружественных» государств долей (акций) в уставных фондах белорусских юридических лиц;
- отчуждение недвижимости собственниками имущества белорусских юридических лиц, являющимися лицами из «недружественных» государств (в первую очередь имеются в виду иностранные собственники унитарных предприятий);
- отчуждение недвижимости белорусскими юридическими лицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более;
- реорганизация белорусских юридических лиц, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из «недружественных» государств;
- выход из белорусского юридического лица участника (акционера), являющегося лицом из «недружественного» государства.
Для отчуждения долей (акций) и недвижимости, помимо получения разрешения, необходимо также уплатить взнос в размере не менее 25% (то есть, взнос может быть и выше) от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества, определяемой согласно независимой оценке. Независимая оценка производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность. Для реорганизации и выхода из белорусского юрлица платить взнос не нужно.
Порядок получения разрешения Совмина мы разбирали в подробностях тут.
В общих чертах, для получения разрешения заявителям нужно обращаться в областные / Минский городской исполкомы по месту регистрации таргета.
Заявителями для целей получения разрешения выступают:
- собственники имущества, участники (акционеры) юрлиц, являющиеся лицами из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, долей (акций), а также при выходе из белорусского юрлица;
- белорусские юридические лица, собственниками имущества, участниками которых являются лица из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, а также при их реорганизации.
Весь процесс получения разрешения займет от двух месяцев.
Перечень документов, необходимых для получения разрешения, открытый и включает, например, копию заключения о рыночной стоимости отчуждаемых активов, информацию о деятельности таргета с представлением бухгалтерского баланса и т.д. (примерный перечень документов установлен в Постановлении №27). На основании предоставленных документов госорганы определяют, в том числе, размер подлежащего уплате взноса.
Уплатить взнос нужно в период действия независимой оценки рыночной стоимости долей (акций) юридического лица, недвижимого имущества. Важно учитывать, что уплата взноса обязательна для перевода акций, госрегистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, прав на него и сделок с ним, а также для госрегистрации изменений (дополнений) в устав, вносимых в связи со сменой собственника имущества организации, а также в связи с отчуждением долей. То есть, сделки, требующие уплаты взноса в госбюджет, не могут быть завершены без его уплаты.
Отметим, что если сделка, на которую испрашивалось разрешение, по итогу не будет совершена, уплаченный взнос не возвращается. Исключение – несовершение (неисполнение) сделки по отчуждению недвижимого имущества юрлицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более) – в данном случае взнос можно вернуть.
Какая ответственность за несоблюдение требований Указа №93?
Согласно Указу №93, совершение сделки (отчуждение долей/акций, недвижимости) без получения разрешения и уплаты взноса влечет ничтожность сделки. В свою очередь, госрегистрация соответствующих изменений или дополнений в устав организации, регистрация юридического лица в результате реорганизации, совершенные с нарушением Указа №93, могут быть признаны недействительными по решению суда.
Справочно:Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.
Органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы вправе предъявлять иски о признании факта ничтожности сделки и признании государственной регистрации недействительной.
Приостановление исполнения отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения
С 01.06.2024 по 31.12.2026 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2024 № 164 «О вопросах налогообложения» приостановлено исполнение отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 27 странами:
США, Франция, Дания, Польша, Швеция, Бельгия, Литва, Латвия, Нидерланды, Чехия, Болгария, Эстония, Румыния, Кипр, Швейцария, Словакия, Австрия, Венгрия, Хорватия, Македония, Италия, Германия, Финляндия, Ирландия, Словения, Испания и Великобритания.
Положения, исполнение которых приостановлено, затрагивают только налогообложение доходов в виде дивидендов, процентов по долговым обязательствам <*> и доходов от отчуждения/использования имущества <**>. Отметим, что в СИДН с США приостановлено исполнение только одного положения, которое касается налогообложения процентов по кредитам, ссудам и другим видам задолженности, связанным с финансированием торговли между Беларусью и США.
<*> Трактовка термина «проценты» зависит от содержания конкретного СИДН. Так, например, в СИДН между Беларусью и Польшей указано, что доход в виде «процентов», охватываемый ст. 11 СИДН, – это доход от «долговых требований любого вида, банковских вкладов, правительственных ссуд, а также любой иной доход, рассматриваемый как проценты в соответствии с законодательством государства, в котором возникает такой доход».<**> Определение того, что входит в понятие «имущество» также варьируется и зависит от положений конкретного СИДН. В большинстве СИДН соответствующие статьи регулируют отчуждение как недвижимого, так и любого иного имущества, в том числе имущественных прав (долей, акций).
Приостановление действия данных положений означает, что определенные доходы, полученные в Беларуси, будут облагаться налогом и в Беларуси, и в стране налогового резидентства иностранного лица.
Также напомним, что для иностранных организаций с местом нахождения в «недружественном» государстве установлена ставка 25% по налогу на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (общеустановленная ставка – 15%).
Ставка в размере 25% действует с 01.04.2024 по 31.12.2026.
Таким образом, например, резидент Польши, получивший с 01.06.2024 дивиденды от белорусского юрлица в размере 5 000 бел. руб., должен будет уплатить налог с данной суммы дважды:
- 25% налог на доходы иностранных организаций в Беларуси (1 250 бел. руб.), и
- налог на дивиденды по соответствующей ставке в Польше.
Ограничения по выплате дивидендов
C 24.04.2024 по 31.12.2026 в отношении акционеров и участников из «недружественных» государств действует ограничение на выплату им прибыли и (или) дивидендов. Ограничение установлено Постановлением Совета Министров от 19.04.2024 №299 «О применении специальной ограничительной меры». Таким образом, лицам из «недружественных» государств запрещается выплачивать прибыль и (или) дивиденды без разрешения исполкома.
Запрет распространяется на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества белорусских юридических лиц, являющимся лицами из «недружественных» государств.
Чтобы выплатить прибыль / дивиденды своим участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств, резидент может получить разрешение на выплату распределенных (начисленных) прибыли / дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств. Разрешение выдается областным (Минским городским) исполкомом на каждую выплату прибыли и (или) дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств.
В Постановлении предусмотрено, что:
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин (по состоянию на июль 2025 г. это 840 тыс. бел. руб.), разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:
- списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70% к уровню аналогичного периода прошлого года;
- отсутствие определенных видов задолженности (например, задолженности по налогам, заработной плате и иным обязательным платежам, по кредитам, выданным белорусскими банками) на дату подачи заявления о получении разрешения или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.
- для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:
- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50% среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);
- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;
- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).
Разрешение выдается в течение 30 рабочих дней с даты подачи заявления. Процедура бесплатная.
Если вы получите отказ в разрешении на выплату, то прибыль / дивиденды нужно будет перечислить сначала на специальный счет юрлица-резидента, а затем на специальный счет участника (акционера, собственника имущества) из «недружественного» государства, открытый в белорусском банке. Порядок использования специальных счетов определен Указом Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 №285. Средства на специальном счете могут расходоваться участником (акционером, собственником имущества) из «недружественного» государства только на предусмотренные Указом №285 цели (подробнее об этом мы писали здесь).
Также отметим, что резидент в течение 10 календарных дней со дня выплаты прибыли / дивидендов должен информировать областной (Минский городской) исполком по месту регистрации о сумме начисленных / фактически выплаченных участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств денежных средств в виде прибыли и (или) дивидендов.
Временное внешнее управление компанией в случае ликвидации
Ввиду ограничений, ликвидацию юридического лица кто-то может рассматривать как вариант ухода с рынка, поскольку формально она не запрещена, а также за нее не нужно получать разрешение Совмина и уплачивать взнос. Тем не менее, необходимо учитывать, что данные действия (например, заявления о намерении ликвидироваться) могут рассматриваться как основания для передачи полномочий по управлению компанией внешним управляющим на срок до 18 месяцев.
Напомним, что белорусская организация с иностранными участниками (любыми иностранными участниками, необязательно из «недружественных» стран) может быть передана местным исполкомом под временное внешнее управление в случае выполнения одного из следующих условий:
- управление организацией со стороны исполнительного и (или) иных органов управления фактически прекращено;
- совершение исполнительным и (или) иными органами управления общества экономически необоснованных действий, которые могут привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации и (или) банкротству общества;
- в иных случаях, определяемых Правительством (пока не установлены).
Временное внешнее управление не вводится в отношении компаний, которые уже находятся в процессе ликвидации либо в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве.
Изъятие активов за совершение «недружественных» действий
Закон Республики Беларусь от 03.01.2023 № 240-З «Об изъятии имущества» ввел механизм принудительного изъятия объектов права собственности у лиц из «недружественных» государств.
Основание для изъятия объектов права собственности <*> – совершение в отношении Республики Беларусь, ее юридических и (или) физических лиц недружественных действий <**>.
<*> Под объектами права собственности закон подразумевает «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, находящиеся на территории Республики Беларусь и принадлежащие на праве собственности субъектам изъятия».<**> Важно отметить, что закон не предусматривает определения «недружественных действий».
Так, решение об изъятии активов может быть принято в отношении:
- иностранных государств, совершающих недружественные действия,
- лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также аффилированных лиц.
Решение об изъятии принимает Совет Министров. После принятия решения Совмином Государственный комитет по имуществу обращается в экономический суд г. Минска с заявлением об изъятии активов. Решение экономического суда подлежит немедленному исполнению, однако его можно обжаловать.
Изъятые объекты права собственности поступают в собственность Республики Беларусь, а денежные средства подлежат перечислению в республиканский бюджет.
Общая гарантия о компенсации стоимости изъятых активов не предусмотрена. Вместе с тем, компенсация может быть обеспечена, если компенсация применялась при совершении в отношении Беларуси недружественных действий. Размер компенсации устанавливается в судебном решении.
По состоянию на 28.10.2024, механизм применялся единожды.