Arzinger Law Offices

Республика Беларусь, 220030

Минск, ул. Советская, 12, офис 29

+375 29 304-34-11 Написать в чат
Написать в чат
imgimgimgimgimgimg
Гайд: Компания с «недружественными» активами в Беларуси: что можно, а что нельзя?

Гайд: Компания с «недружественными» активами в Беларуси: что можно, а что нельзя?

28 октября 2024

За последние три года Беларусь в рамках контрсанкций ввела ряд мер, так или иначе ограничивающих возможность лиц из «недружественных» государств распоряжаться своими активами в Беларуси. В данном гайде разберем основные сложности, с которыми могут столкнуться лица из «недружественных» государств.

Лица из «недружественных» государств

Термин «недружественное государство» прочно вошел в обиход в деловых кругах. Перечень «недружественных» государств установлен Советом Министров в Постановлении №209 от 06.04.2022. В перечень входят: Австралийский Союз, государства – члены ЕС, Канада, Княжество Лихтенштейн, Королевство Норвегия, Новая Зеландия, Республика Албания, Республика Исландия, Республика Северная Македония, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Черногория и Швейцарская Конфедерация.

Запреты и ограничения, вводимые для лиц из «недружественных» государств, распространяются на:

  • иностранных лиц, связанных с перечисленными «недружественными» государствами (в том числе если такие лица имеют гражданство этих государств, место их регистрации, место преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или основное место получения ими прибыли – это «недружественное» государство),
  • лиц, контролируемых описанными выше иностранными лицами, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.

Отметим также, что возможна более широкая трактовка понятия «недружественного» государства. Так, на практике государственные органы могут определять в качестве «недружественных» страны, вводящие санкции против Беларуси, даже если эти страны не включены в перечень Совмина.

Ограничения по распоряжению активами

С 22.10.2023 действует новый порядок отчуждения долей (акций) участниками (акционерами) из «недружественных» юрисдикций, порядок отчуждения недвижимого имущества, а также реорганизации и выхода из белорусских компаний (действует Указ №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», указ периодически изменятся и дополняется).

Необходимо получать разрешение Совета Министров на следующие действия:

  • отчуждение иностранными участниками (акционерами) из «недружественных» государств долей (акций) в уставных фондах белорусских юридических лиц;
  • отчуждение недвижимости собственниками имущества белорусских юридических лиц, являющимися лицами из «недружественных» государств (в первую очередь имеются в виду иностранные собственники унитарных предприятий);
  • отчуждение недвижимости белорусскими юридическими лицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более;
  • реорганизация белорусских юридических лиц, участниками (акционерами, собственниками) которых являются лица из «недружественных» государств;
  • выход из белорусского юридического лица участника (акционера), являющегося лицом из «недружественного» государства.

Для отчуждения долей (акций) и недвижимости, помимо получения разрешения, необходимо также уплатить взнос в размере не менее 25% (то есть, взнос может быть и выше) от рыночной стоимости отчуждаемых долей (акций) / недвижимого имущества, определяемой согласно независимой оценке. Независимая оценка производится государственными организациями, осуществляющими оценочную деятельность. Для реорганизации и выхода из белорусского юрлица платить взнос не нужно.

Порядок получения разрешения Совмина мы разбирали в подробностях тут.

В общих чертах, для получения разрешения заявителям нужно обращаться в областные / Минский городской исполкомы по месту регистрации таргета.

Заявителями для целей получения разрешения выступают:

  • собственники имущества, участники (акционеры) юрлиц, являющиеся лицами из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, долей (акций), а также при выходе из белорусского юрлица;
  • белорусские юридические лица, собственниками имущества, участниками которых являются лица из «недружественных» государств, – при отчуждении ими недвижимости, а также при их реорганизации.

Весь процесс получения разрешения займет от двух месяцев.

Перечень документов, необходимых для получения разрешения, открытый и включает, например, копию заключения о рыночной стоимости отчуждаемых активов, информацию о деятельности таргета с представлением бухгалтерского баланса и т.д. (примерный перечень документов установлен в Постановлении №27). На основании предоставленных документов госорганы определяют, в том числе, размер подлежащего уплате взноса.

Уплатить взнос нужно в период действия независимой оценки рыночной стоимости долей (акций) юридического лица, недвижимого имущества. Важно учитывать, что уплата взноса обязательна для перевода акций, госрегистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, прав на него и сделок с ним, а также для госрегистрации изменений (дополнений) в устав, вносимых в связи со сменой собственника имущества организации, а также в связи с отчуждением долей. То есть, сделки, требующие уплаты взноса в госбюджет, не могут быть завершены без его уплаты.

Отметим, что если сделка, на которую испрашивалось разрешение, по итогу не будет совершена, уплаченный взнос не возвращается. Исключение – несовершение (неисполнение) сделки по отчуждению недвижимого имущества юрлицами, в уставных фондах которых доля собственности лиц из «недружественных» государств составляет 25% и более) – в данном случае взнос можно вернуть.

Какая ответственность за несоблюдение требований Указа №93?

Согласно Указу №93, совершение сделки (отчуждение долей/акций, недвижимости) без получения разрешения и уплаты взноса влечет ничтожность сделки. В свою очередь, госрегистрация соответствующих изменений или дополнений в устав организации, регистрация юридического лица в результате реорганизации, совершенные с нарушением Указа №93, могут быть признаны недействительными по решению суда.

Справочно:Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

Органы КГК, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы вправе предъявлять иски о признании факта ничтожности сделки и признании государственной регистрации недействительной.

Приостановление исполнения отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения

С 01.06.2024 по 31.12.2026 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2024 № 164 «О вопросах налогообложения» приостановлено исполнение отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с 27 странами:

США, Франция, Дания, Польша, Швеция, Бельгия, Литва, Латвия, Нидерланды, Чехия, Болгария, Эстония, Румыния, Кипр, Швейцария, Словакия, Австрия, Венгрия, Хорватия, Македония, Италия, Германия, Финляндия, Ирландия, Словения, Испания и Великобритания.

Положения, исполнение которых приостановлено, затрагивают только налогообложение доходов в виде дивидендов, процентов по долговым обязательствам <*> и доходов от отчуждения/использования имущества <**>. Отметим, что в СИДН с США приостановлено исполнение только одного положения, которое касается налогообложения процентов по кредитам, ссудам и другим видам задолженности, связанным с финансированием торговли между Беларусью и США.

<*Трактовка термина «проценты» зависит от содержания конкретного СИДН. Так, например, в СИДН между Беларусью и Польшей указано, что доход в виде «процентов», охватываемый ст. 11 СИДН, – это доход от «долговых требований любого вида, банковских вкладов, правительственных ссуд, а также любой иной доход, рассматриваемый как проценты в соответствии с законодательством государства, в котором возникает такой доход».<**> Определение того, что входит в понятие «имущество» также варьируется и зависит от положений конкретного СИДН. В большинстве СИДН соответствующие статьи регулируют отчуждение как недвижимого, так и любого иного имущества, в том числе имущественных прав (долей, акций).

Приостановление действия данных положений означает, что определенные доходы, полученные в Беларуси, будут облагаться налогом и в Беларуси, и в стране налогового резидентства иностранного лица.

Также напомним, что для иностранных организаций с местом нахождения в «недружественном» государстве установлена ставка 25% по налогу на доходы в виде дивидендов и приравненных к ним доходов (общеустановленная ставка – 15%).

Ставка в размере 25% действует с 01.04.2024 по 31.12.2026.

Таким образом, например, резидент Польши, получивший с 01.06.2024 дивиденды от белорусского юрлица в размере 5 000 бел. руб., должен будет уплатить налог с данной суммы дважды:

  • 25% налог на доходы иностранных организаций в Беларуси (1 250 бел. руб.), и
  • налог на дивиденды по соответствующей ставке в Польше.

Ограничения по выплате дивидендов

C 24.04.2024 по 31.12.2026 в отношении акционеров и участников из «недружественных» государств действует ограничение на выплату им прибыли и (или) дивидендов. Ограничение установлено Постановлением Совета Министров от 19.04.2024 №299 «О применении специальной ограничительной меры». Таким образом, лицам из «недружественных» государств запрещается выплачивать прибыль и (или) дивиденды без разрешения исполкома.

Запрет распространяется на выплату распределенных (начисленных) прибыли и (или) дивидендов иностранным участникам, собственникам имущества белорусских юридических лиц, являющимся лицами из «недружественных» государств.

Чтобы выплатить прибыль / дивиденды своим участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств, резидент может получить разрешение на выплату распределенных (начисленных) прибыли / дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств. Разрешение выдается областным (Минским городским) исполкомом на каждую выплату прибыли и (или) дивидендов участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств.

В Постановлении предусмотрено, что:

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и не превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин (по состоянию на июль 2025 г. это 840 тыс. бел. руб.), разрешение выдается при условии соответствия резидента в совокупности следующим критериям:

- ­списочная численность работников резидента в отчетном периоде текущего года составляет не менее 70% к уровню аналогичного периода прошлого года;

- ­отсутствие определенных видов задолженности (например, задолженности по налогам, заработной плате и иным обязательным платежам, по кредитам, выданным белорусскими банками) на дату подачи заявления о получении разрешения или на последнюю отчетную дату, дату формирования кредитного отчета.

  • для выплаты прибыли и (или) дивидендов в сумме, исчисленной после удержания из них налогов и превышающей в течение календарного года в совокупности на всех иностранных участников, собственников имущества резидента 20 тысяч базовых величин, разрешение выдается при условии соответствия резидента критериям выше, плюс:

- общий объем заявляемых к выплате и выплаченных в текущем календарном году прибыли и (или) дивидендов составляет не более 50% среднего объема прямых иностранных инвестиций на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 5 лет (данный критерий не применяется к резидентам ПВТ в случае, если соблюден критерий по заработной плате, описанный ниже);

- отсутствие чистого убытка резидента за предыдущий год и отчетный период текущего года;

- обеспечение уровня номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по резиденту за предыдущий год и отчетный период текущего года не ниже 3,5-кратного размера месячной минимальной заработной платы, установленной Советом Министров Республики Беларусь на 1 января текущего года, а в отношении резидентов Парка высоких технологий - 11,5-кратного размера такой минимальной заработной платы (критерий по 11,5-кратному размеру минимальной зарплаты применяется к резидентам ПВТ в случае неприменения ими критерия по соотношению общего объема прибыли/дивидендов к чистым прямым иностранным инвестициям).

Разрешение выдается в течение 30 рабочих дней с даты подачи заявления. Процедура бесплатная.

Если вы получите отказ в разрешении на выплату, то прибыль / дивиденды нужно будет перечислить сначала на специальный счет юрлица-резидента, а затем на специальный счет участника (акционера, собственника имущества) из «недружественного» государства, открытый в белорусском банке. Порядок использования специальных счетов определен Указом Президента Республики Беларусь от 13.09.2023 №285. Средства на специальном счете могут расходоваться участником (акционером, собственником имущества) из «недружественного» государства только на предусмотренные Указом №285 цели (подробнее об этом мы писали здесь).

Также отметим, что резидент в течение 10 календарных дней со дня выплаты прибыли / дивидендов должен информировать областной (Минский городской) исполком по месту регистрации о сумме начисленных / фактически выплаченных участникам (акционерам, собственникам имущества) из «недружественных» государств денежных средств в виде прибыли и (или) дивидендов.

Временное внешнее управление компанией в случае ликвидации

Ввиду ограничений, ликвидацию юридического лица кто-то может рассматривать как вариант ухода с рынка, поскольку формально она не запрещена, а также за нее не нужно получать разрешение Совмина и уплачивать взнос. Тем не менее, необходимо учитывать, что данные действия (например, заявления о намерении ликвидироваться) могут рассматриваться как основания для передачи полномочий по управлению компанией внешним управляющим на срок до 18 месяцев.

Напомним, что белорусская организация с иностранными участниками (любыми иностранными участниками, необязательно из «недружественных» стран) может быть передана местным исполкомом под временное внешнее управление в случае выполнения одного из следующих условий:

  • управление организацией со стороны исполнительного и (или) иных органов управления фактически прекращено;
  • совершение исполнительным и (или) иными органами управления общества экономически необоснованных действий, которые могут привести к фактическому прекращению деятельности, ликвидации и (или) банкротству общества;
  • в иных случаях, определяемых Правительством (пока не установлены).

Временное внешнее управление не вводится в отношении компаний, которые уже находятся в процессе ликвидации либо в процедурах, применяемых в ходе производства по делу о несостоятельности или банкротстве.

Изъятие активов за совершение «недружественных» действий

Закон Республики Беларусь от 03.01.2023 № 240-З «Об изъятии имущества» ввел механизм принудительного изъятия объектов права собственности у лиц из «недружественных» государств.

Основание для изъятия объектов права собственности <*> – совершение в отношении Республики Беларусь, ее юридических и (или) физических лиц недружественных действий <**>.

<*Под объектами права собственности закон подразумевает «вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, находящиеся на территории Республики Беларусь и принадлежащие на праве собственности субъектам изъятия».<**Важно отметить, что закон не предусматривает определения «недружественных действий».

Так, решение об изъятии активов может быть принято в отношении:

  • иностранных государств, совершающих недружественные действия,
  • лиц из иностранных государств, совершающих недружественные действия, а также аффилированных лиц.

Решение об изъятии принимает Совет Министров. После принятия решения Совмином Государственный комитет по имуществу обращается в экономический суд г. Минска с заявлением об изъятии активов. Решение экономического суда подлежит немедленному исполнению, однако его можно обжаловать.

Изъятые объекты права собственности поступают в собственность Республики Беларусь, а денежные средства подлежат перечислению в республиканский бюджет.

Общая гарантия о компенсации стоимости изъятых активов не предусмотрена. Вместе с тем, компенсация может быть обеспечена, если компенсация применялась при совершении в отношении Беларуси недружественных действий. Размер компенсации устанавливается в судебном решении.

По состоянию на 28.10.2024, механизм применялся единожды.

Эксперты по данной теме

Клим Сташевский
Клим Сташевский

Партнер
Директор

Илона Мищук
Илона Мищук

Юрист

Практики

Сейчас читают

Инвестиции 90-х и налоги 2020-х: как определить расходы при продаже акций

Компания владеет пакетом акций белорусского акционерного общества, приобретённых ещё в 1997 году за счёт вложений в уставный фонд неденежного вклада в виде кредиторской задолженности. Величина неденежного вклада согласно проведённой экспертизе подтверждена в сумме 5,25млрд неденоминированных белорусских рублей. За эту сумму неденежного вклада было приобретено 105 000 акций. Номинальная стоимость одной акции составила 50 000 неденоминированных белорусских рублей.

Впоследствии акции перешли к правопреемнику. После деноминации 2016 года стоимость всего пакета составила 525 000 белорусских рублей (BYN), то есть себестоимость одной акции — 5,00 BYN. Также акционерное общество в 2016 году увеличило номинал акций за счёт собственных источников до 5,50 BYN.

Сегодня компания планирует продать принадлежащие ей акции инвестору из России. Встал ключевой вопрос:

  • какие затраты можно учесть при расчёте налогов от продажи акций?
  • подлежат ли затраты на приобретение акций, номинированных в белорусских рублях, пересчёту через официальные курсы Национального банка на дату признания выручки и на дату фактического осуществления расходов?

Что говорит Налоговый кодекс

Статья 179 НК РБ закрепляет, что при определении валовой прибыли по операциям с ценными бумагами:

  • доход определяется исходя из цены реализации;
  • затраты — исходя из цены приобретения акций, подтверждённой документами.

При этом включение в расходы номинальной стоимости акций или пересчёт стоимости в связи с изменением курса доллара законодательством не предусмотрены.

Позиция налоговой инспекции

Инспекция МНС считает, что:

  • расходы учитываются только в размере, подтверждённом документами о первоначальном приобретении акций и переходе прав на них;
  • изменение номинала акций за счёт собственных источников общества (например, с 5,00 до 5,50 BYN) не влияет на налоговый учёт;
  • пересчёт стоимости в связи с изменением валютного курса также невозможен.

Практический вывод

При продаже акций, номинированных в белорусских рублях, компания должна учитывать расходы в сумме, документально подтверждённой на момент их приобретения, даже если это было 20–30 лет назад.

Таким образом, если на счету числятся 105 000 акций по номиналу 5,50 BYN — это бухгалтерский учёт. Для целей налогообложения важен первоначальный документально подтверждённый вклад (525 000 BYN). Размер затратна 1 акцию для налога на прибыль в нашем случае составляет 5,00 BYN.

Почему это важно бизнесу

  • При долгосрочных инвестициях в акции, номинированные в белорусских рублях, налоговая база может существенно отличаться от бухгалтерской.
  • Рост номинала этих акций за счёт эмитента не увеличивает расходы инвестора.
  • Любые попытки пересчитать стоимость акций через курсы доллара на день приобретения и реализации не соответствуют НКРБ.


22 сентября 2025

Суд США: Google сохранит Chrome и Android, но поделится данными

Юристы Arzinger Law Offices Клим Сташевский и Владислав Корзун прокомментировали решение, а также порассуждали, сложилась бы судьба процесса, если бы все происходило в Беларуси.

Основной итог для Google: компания сохранила за собой браузер Chrome и мобильную операционную систему Android, но должна выполнить серьёзные ограничения в области обмена данными и эксклюзивных соглашений.

ЧТО ПОСТАНОВИЛ СУД

  • Продажа бизнеса не потребуется

Министерство юстиции требовало принудительной продажи Chrome и Android, однако судья признал такую меру избыточной и вредной для динамично развивающегося рынка. В постановлении прямо сказано: Google «не будет вынуждена продать Chrome; также суд не включит в окончательное решение условную продажу Android». Это серьёзная победа компании, избежавшей принудительного раздела бизнеса и сохранившей контроль над ключевыми продуктами.

  • Обязательное лицензирование данных

Вместо разделения суд обязал Google открывать доступ «квалифицированным конкурентам» IT-гиганта к поисковому индексу и данным о кликах. Исключение составляют рекламные данные. Эта мера должна «открыть рынок общих поисковых услуг» и усилить конкуренцию. Как отмечает судья, без доступа к поисковому индексу и данным о кликах ни один конкурент не сможет развить полноценный поиск.

  • Запрет на эксклюзивные соглашения

Google больше не сможет заключать или продлевать контракты, обязывающие производителей устанавливать Chrome,Google Search, Google Assistant или Gemini в обмен на доступ к Google Play.Ранее эта практика фактически закрепляла монополию компании: в 2020 году наGoogle приходилось 95% поисковых запросов на мобильных устройствах в США. Теперь производители смартфонов смогут предустанавливать сторонние сервисы без риска потерять магазин приложений от Google.

  • Сохранение платёжных соглашений с Apple и другими партнёрами

Google разрешено продолжать миллиардные выплаты производителям устройств за распространение поисковых сервисов. Но эксклюзивные платежи остаются под запретом: партнёры смогут работать с Google, но без обязательств игнорировать конкурентов. Судья объяснил это необходимостью сохранить баланс – полный запрет вознаграждений навредил бы пользователям и рынку. По оценкам, только Apple ежегодно получает от Googleоколо 20 миллиардов долларов.

  • Акцент на развитие генеративного ИИ

Судья подчеркнул, что появление мощных генеративных моделей, таких как ChatGPT, изменило конкурентный ландшафт. По мнению судьи, важно предотвратить перенос доминирования Google в сфере классического поиска на рынок генеративных ИИ-услуг. Это один из ключевых факторов, повлиявших на выбор более мягких мер: судья признал, что ему приходится «заглядывать в будущее», что не является обычной задачей суда.

РЕАКЦИЯ СТОРОН И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Google восприняла решение как частичную победу, но предупредила о рисках для конфиденциальности данных пользователей. В заявлении компании говорится: «Суд ограничил распространение наших сервисов и требует делиться данными поиска с конкурентами. Мы обеспокоены, как это скажется на безопасности пользователей». Корпорация намерена обжаловать решение, что может затянуть его исполнение на годы.

Министерство юстиции США приветствовало решение, указав на его значение для «раскрытия рынка общих поисковых услуг». Ведомство параллельно рассматривает дополнительные меры для предотвращения доминирования Google в сфере искусственного интеллекта.

Решение можно назвать компромиссным: суд искал баланс, при котором постановление сможет устоять в Верховном суде. Одновременно это часть глобальной тенденции на усиление антимонопольного давления на Big Tech. Параллельно под расследованиями находятся Meta, Amazon и Apple. Против самой Google также продолжается ещё одно дело – о монополии на рынке рекламных технологий.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ ДЛЯ БЕЛАРУСИ

  • Взгляд с позиций национального права

В предыдущей нашей статье юристы подробно разобрали, как подобные нарушения могли бы быть квалифицированы с точки зрения белорусского законодательства. Тогда ожидалось, что суд может потребовать принудительной продажи браузера Chrome, запретить выплаты партнёрам и обязать Google лицензировать поисковые данные. Но в итоге суд ограничился обязательством делиться данными и отказом от эксклюзивных договорённостей.

Для небольших рынков такой подход может быть особенно эффективен: передача данных конкурентам позволяет сбалансировать рынок без болезненного раздела бизнеса. Однако при этом крайне важно обеспечить защиту персональной информации.

Появление генеративных моделей, которые суд назвал ключевым фактором, свидетельствует о том, что конкуренция на рынке поиска переходит в новые сферы. Это актуально и для право применителей по всему миру: регулирование должно успевать за технологиями, чтобы предотвращать перенос доминирования из одной области в другую.

В целом, суд применил в отношении Google меры, соответствующие мерам, которые могли бы быть применены в Беларуси в аналогичной ситуации.

  • Белорусская практика: может ли суд «поспорить» с МАРТ?

В американском деле многие отмечали интересный момент: регулятор настаивал на жёстком разделении бизнеса, а судья предложил иной, менее разрушительный вариант.

В Беларуси эта связка – антимонопольный орган и суд – работает немного по-другому. В нашем правоприменительном поле МАРТ обладает широкими полномочиями и может выносить решения и обязательные к исполнению предписания с требованиями к нарушителю совершить любое действие, которое регулятор сочтет необходимым для обеспечения выполнения требований антимонопольного законодательства, за исключением требования о принудительном разделении, которое МАРТ может заявить только в суд.

Такие решения и предписания МАРТ могут быть оспорены в экономическом суде, но статистика обжалований показывает крайне низкую эффективность таких попыток. Согласно данным МАРТ, в суде обжалуются лишь 15–20% его решений, и примерно в 90% случаев суд поддерживает позицию регулятора. В 2021 году, например, все обжалованные постановления МАРТ были оставлены в силе, кроме одного: дела о картельном сговоре на рынке средств защиты растений. В этом деле Верховный суд признал, что соглашение между ЗАО «Август-Бел» и его дилерами о разделении рынка не было доказано, и соответствующая часть решения МАРТ была отменена. Однако суд подтвердил наличие ценового сговора и оставил в силе штрафы, наложенные на участников картеля. Примечательно, что суд обязал МАРТ возместить часть судебных расходов, понесенных заявителями при обжаловании решения регулятора, восстановив баланс интересов в этой части.

Другие попытки бизнеса оспорить выводы МАРТ были менее успешны. Так, компании, участвующие в картельном деле на рынке ветеринарных препаратов, подали жалобы, но Верховный суд оставил в силе постановление регулятора. В споре о недобросовестной конкуренции между ОАО «Криница» и МАРТ из-за марки «Буратино», суд также поддержал позицию ведомства.

Таким образом, в белорусской практике нет прецедентов, когда суд радикально пересмотрел бы предложенное ведомством средство защиты конкуренции, как это произошло в США. Суды обычно проверяют доказательства и процессуальные аспекты, но не выступают инициаторами и не формируют альтернативные «лечебные» меры.

ЧЕМУ ЭТО РЕШЕНИЕ СУДА МОЖЕТ НАУЧИТЬ БИЗНЕС

Решение американского суда по делу Google отражает глобальный тренд на усиление антимонопольного регулирования технологических компаний, но с учётом специфики быстро развивающихся рынков. Судья Мехта выбрал путь «лечения» вместо «ампутации» – запретил антиконкурентные практики, но сохранил инновационный потенциал компании, не забыв об интересах простых пользователей.

  • Данные – ключевой актив

Американский суд признал, что доступ к данным критически важен для конкуренции в цифровую эпоху. Это может стать важным инструментом в арсенале белорусских регуляторов и позитивным стимулом к актуализации правового регулирования в соответствующих сферах.

  • Баланс между защитой конкуренции и инновациями – главная цель

Меры должны предотвращать перенос доминирования в новые технологические сферы, особенно в области искусственного интеллекта, но ни в коем случае не ограничивать потенциал технологий. Регулирование должно быть беспристрастным, справедливыми внемлющим, с прицелом на превенцию, а любое наказание – адекватным нарушению.

  • Идти в ногу со временем – одна из основных задач законодателя и регулятора

Дело против Google ещё не завершено: компания собирается обжаловать решение в апелляционной инстанции. Результат может стать прецедентом для других стран и повлиять на подходы к регулированию цифровых рынков. Однако уже сейчас это дело подтверждает, что правовые инструменты влияния на нарушителей антимонопольного законодательства становятся всё более тонкими и технологически ориентированными, и даже IT-гиганты вынуждены адаптировать свои бизнес-модели ради сохранения честной конкуренции.

Белорусскому бизнесу стоит внимательно следить за такими делами, т.к. в эпоху глобализации и цифровизации национальные подходы к антимонопольному регулированию всё больше влияют друг на друга, формируя новые стандарты честной конкуренции.

22 сентября 2025

Способы обеспечения исполнения обязательств при работе с индийскими контрагентами

Одна из ключевых задач сделок с индийскими партнерами — минимизировать риски несоблюдения сроков поставки, качества продукции и возврата авансового платежа. Грамотно подобранные инструменты обеспечения обязательств позволяют повысить ответственность контрагентов и защитить имущественные интересы.

Основные риски при сотрудничестве с индийскими контрагентами

Сотрудничество с индийскими контрагентами может сопровождаться наступлением определенных рисков, среди которых:

— нарушение сроков поставки и логистические задержки;

— несоответствие качества поставляемых товаров и оборудования;

— проблемы при возврате авансовых платежей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств;

— валютные колебания и банковские санкции.

Возникновение подобных рисков может существенно повлиять на деятельность компании, вызвав значительные финансовые потери, репутационные издержки и другие негативные последствия. В таких условиях важно предусмотреть включение в договор надежных инструментов обеспечения исполнения обязательств, которые позволят минимизировать вероятность наступления негативных последствий и обеспечить стабильность бизнес-процессов.

Инструменты обеспечения по белорусскому праву

Белорусское законодательство допускает использование любых способов обеспечения исполнения обязательств, включая те, которые не предусмотрены Гражданским кодексом. Среди наиболее известных и активно применяемых белорусскими контрагентами способов можно выделить следующие:

— банковская гарантия и аккредитив;

— неустойка:

— поручительство;

— залог движимого и недвижимого имущества;

— удержание имущества должника;

— задаток;

— страхование финансовых рисков.

Практика показывает, что при работе с иностранными контрагентами особенно актуально страхование финансового риска, в частности, риска невозврата авансового платежа. Однако несмотря на то, что страхование является одним из надежных способов защиты имущественных интересов, не каждая страховая компания готова покрывать подобные риски. В связи с этим, рекомендуем заранее согласовывать в определенной страховой компании условия и объем страхового покрытия.

Инструменты обеспечения наиболее распространенные в индийской практике

Индийские контрагенты при заключении договоров, как правило, предлагают белорусской стороне те способы обеспечения, которые приняты в местной деловой культуре и часто отличаются от привычных для белорусской стороны инструментов. Наиболее распространенными инструментами обеспечения исполнения обязательств, предлагаемыми индийскими контрагентами, являются корпоративная гарантия и открытие эскроу-счета.

Корпоративная гарантия

Корпоративная гарантия представляет собой трёхстороннее соглашение, в котором одна компания выступает поручителем по обязательствам другой компании перед покупателем. Такая гарантия очень близка к белорусскому институту поручительства и требует:

— обязательное участие трёх различных сторон;

— чёткой идентификации гаранта и принципала;

— достаточной платёжеспособности гаранта.

Отметим, что на практике встречались случаи, когда индийская сторона предлагала корпоративную гарантию, где гарант и принципал совпадали. Такие «гарантии» могут быть признаны недействительными, так как при совпадении гаранта и принципала утрачиваются обязательное наличие трех сторон и обеспечительный характер самой гарантии.

Эскроу-счёт

Эсроу-счет представляет собой способ обеспечения, при котором третья сторона (банк/эскроу-агент) принимает и хранит средства, предусмотренные договором, до выполнения сторонами согласованных условий.

Отметим, что договор эскроу-счета знаком белорусскому праву и регулируется ст. 774-1 Гражданского кодекса, а также нормами Банковского кодекса Республики Беларусь.

В Индии эскроу-счета широко применяются на основе следующих актов:

— Правил Совета по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI), 2011;

— Закона о недвижимости, 2016;

— Циркуляров и инструкций Резервного банка Индии (RBI);

Требования к открытию эксроу-счетов, согласно индийскому законодательству, различны в зависимости от ситуации. Так, например, при сделках с ценными бумагами и акциями в Индии на эскроу-счете должно размещаться от 10% до 25% суммы вознаграждения, а при наличии условия о минимальном уровне принятия (минимальной доле акций, которые должны быть проданы в рамках предложения) — до 100% от суммы вознаграждения, в зависимости от структуры предложения.

В случае несоблюдения правил, установленных для эскроу-счетов, могут налагаться штрафы.

Security deposit и retention money

Наряду с корпоративной гарантией и эскроу-счетом, в Индии известны и активно предлагаются иные способы обеспечения исполнения обязательств, как, например, обеспечительный платеж (security deposit) и «удержание части платежа» (retention money).

— Обеспечительный платеж (security deposit) в Индии обычно применяется в договорах аренды, однако теоретически он может применяться на основании принципа свободы договора в отношении иных договоров и, следовательно, признаваться индийским судом.

— «Удержание части платежа» (retention money) представляет собой удержание заказчиком процента от общей суммы контракта, который обычно составляет от 5% до 10%. Такое удержание на практике в Индии чаще всего применяется к договорам в строительной практике, однако, как упоминалось выше, он может применяться к иным договорам на основании принципа свободы договора. Аналогичная практика активно применяется в белорусской строительной практике.

Рекомендации по выбору оптимального инструмента

С целью минимизации рисков, которые могут возникнуть при сделках с индийскими контрагентами, мы рекомендуем Вам заранее определить и согласовать надлежащие способы обеспечения исполнения обязательств. В частности, предлагаем Вам следующие практические советы:

— Тщательно изучайте предлагаемые индийской стороной способы обеспечения — они могут значительно отличаться от привычных белорусских инструментов.

— При использовании корпоративных гарантий обязательно проверяйте, что гарант является отдельным юридическим лицом с достаточной платежеспособностью.

— Рассматривайте возможность страхования финансовых рисков как дополнительный способ защиты интересов.

— При работе с эскроу-счетами внимательно изучайте требования индийского законодательства к их открытию и ведению.

— Учитывайте принцип свободы договора — корпоративная гарантия, хотя и не поименована в белорусском Гражданском кодексе, может применяться как способ обеспечения обязательств.

Заключение

Работа с индийскими контрагентами предполагает внимательный выбор способов обеспечения обязательств. Каждый инструмент имеет свои преимущества и ограничения, и только тщательно продуманная стратегия защиты поможет минимизировать финансовые риски. Эксперты Arzinger готовы провести детальный анализ конкретного проекта, подобрать оптимальные механизмы обеспечения и обеспечить надёжную реализацию ваших внешнеторговых контрактов.

Мы готовы обсудить детали вашего проекта. Свяжитесь с нами.

31 июля 2025

Форум-практикум "Путь в Индию: возможность белорусского экспортёра"

Заключение договоров с индийскими контрагентами стало обычной практикой для белорусских компаний, закупающих сырье, материалы, оборудование или готовую продукцию. Как и любые международные сделки, такие договоры сопровождаются определенными рисками: нарушением сроков поставки, несоблюдением условий качества, задержками возврата авансовых платежей и другими проблемами.

Для минимизации рисков и повышения ответственности контрагентов белорусские компании включают в договоры различные способы обеспечения исполнения обязательств. При этом индийские партнеры предлагают свои, привычные для местной деловой практики инструменты, которые не всегда совпадают с ожиданиями белорусской стороны.

Если у вас есть сомнения по поводу обеспечения обязательств в договорах с индийскими контрагентами, то вам точно надо принять участие в этом форуме или обратиться к нам для проверки условий договора поставки.

23 июля 2025

AI_DAY 2025

Клим Сташевский, партнер Arzinger Law Offices, представил на AI_DAY 2025 анализ правовых вызовов эпохи искусственного интеллекта.

Что обсуждали:

Международные тренды регулирования ИИ: как они влияют на белорусский бизнес;

ИИ в рекламе: когда «умные» решения могут привести к санкциям регулятора;

Обработка персональных данных в эпоху ИИ: что нужно знать о правовых основаниях, трансграничных рисках и правах субъектов;

Интеллектуальная собственность и контент от ИИ: как защитить компанию от претензий.

AI_DAY 2025 собрал собственников, топ-менеджеров, руководителей отделов и специалистов, работающих с инновационными технологиями. 8-часовая программа конференции была ориентирована на практику и реальные результаты применения ИИ в бизнесе.

Мы были рады быть частью этого профессионального диалога!

21 июля 2025

19-летие компании Арцингер в Республике Беларусь

Уважаемые коллеги, партнеры, дорогие друзья!

Мы празднуем 19-летие компании Арцингер в Республике Беларусь❣️✨

Созданная в Берлине в 1990 году доктором права Райнером Арцингером немецкая юридическая компания быстро стала международной, открыв офисы в Вене, Праге, Будапеште, Киеве, Москве и других городах. В 2006 году стремительно вошла в Беларусь - 12 июля было подписано Соглашение между партнером-основателем немецкой компании Райнером Арцингером и партнером-основателем белорусской компании Сергеем Машонским.

За прошедшие годы проделана серьезная работа, результатами которой мы с вами по праву гордимся. Реализованы уникальные проекты, мы стали надежным юридическим партером в крупнейших инвестиционных, строительных, IT проектах, сопровождаем организацию крупнейших производств, и защищаем интересы наших клиентов в любых юрисдикциях. Мы постоянно стремимся к тому, чтобы помочь каждому клиенту, независимо от того, в какой стране он находится.

Наши знания, опыт, труд направлен на процветание наших клиентов, и, значит, на процветание нашей страны, наших детей, внуков, потомков. Мы гордимся культурным и историческим прошлым своей родины, участвуем в социальных проектах, ставим перед собой новые амбициозные цели, каждый день оправдываем доверие наших клиентов, чтобы они были по-прежнему уверены в нашей надежности и добросовестности, следовании высоким стандартам юридической профессии.

Желаю вам и вашим близким здоровья, счастья, благополучия и всего самого доброго! И, конечно же, благодарю своих надежных партнеров, юристов, финансистов, всех специалистов команды, каждый - незаменим, участие каждого — это командный успех! 

Всему коллективу Арцингер желаю новых побед и свершений!

Ваш старший партнер Сергей Машонский

10 июля 2025

Сергей Машонский принял участие в IV Евразийском экономическом форуме

26-27 июня 2025 года в Минском международном выставочном центре состоялся IV Евразийский экономический форум. 

Среди множества мероприятий форума особое значение имело пленарное заседание - ключевое событие, темой которого стала "Стратегия Евразийской экономической интеграции: итоги и перспективы".

Заседание собрало представителей власти, бизнеса и ведущих экспертов стран ЕАЭС.  И мы с гордостью хотим отметить участие старшего партнера Arzinger Law Offices Сергея Машонского.

Для Arzinger участие в таких мероприятиях - это не просто статус и признание профессионального опыта наших коллег, а важная часть нашей миссии: быть рядом с теми, кто определяет курс экономических и правовых изменений в регионе.

Arzinger - cледим за трендами, делимся экспертным мнением!

30 июня 2025

Почему договоры с проектировщиками и подрядчиками оспаривают в суде?

Елена Машонская, руководитель практики недвижимости и строительства Arzinger Law Offices, выступила спикером в рамках онлайн-мероприятия «Договоры в стройке: реальные кейсы, готовые решения» на тему "Договор на проектные и изыскательные работы: как защитить интересы заказчика".

В ходе выступления Елена затронула ключевые проблемы, с которыми сталкиваются заказчики, а именно:

грамотное составление договора;

наиболее спорные условия, часто оспариваемые в судебной практике, и причины их обжалования;

приёмка проектов при отсутствии профильных специалистов;

действия при нарушении сроков или отказе проектировщика исправлять недочёты;

законное расторжение договора с недобросовестным подрядчиком.

В завершение участники разобрали реальные кейсы и обсудили способы предотвращения конфликтов на этапе заключения договора.

Нужен надежный довогор? Свяжитесь с нами!

25 июня 2025

Фактор санкций в международной торговле: анализ рисков и стратегии защиты бизнеса

Санкционные ограничения кардинально изменили правила международной торговли, создав новые вызовы для бизнеса. Даже компании, не попавшие под прямые ограничения, сталкиваются с их последствиями: разрывом поставок, блокировкой расчетов и юридической неопределенностью.

В своем выступлении Сергей Машонский рассказал про основные санкционные режимы, выделил ключевые последствия для бизнеса,  поделился информацией о новых санкционных ограничениях в отношении Беларуси, а также обратил внимание участников семинара на меры, которые помогают минимизировать риски.

Наибольший интерес у участников семинара вызвала часть выступления, в которой Сергей Машонский поделился успешными кейсами компании по сопровождению споров в международном арбитражном суде.

17 июня 2025

Команда Arzinger помогла клиенту сохранить доступ к критически важному ПО, несмотря на санкции

С какой проблемой столкнулся наш клиент:

Европейский партнер клиента, опасаясь санкционных рисков, заявил об отключении доступа к системе ERP и прекращении предоставления необходимых ИТ-консалтинговых услуг по обслуживанию системы. Данное ПО и ИТ-услуги были необходимы клиенту для завершения своей деятельности в Беларуси, в частности, для закрытия финансового года и прохождения ежегодного аудита и проверок.

Какое решение предложили наши юристы:

Наши юристы оперативно проанализировали санкционные нормы ЕС, изучили специфику деятельности клиента и подготовили детальное заключение. Документ убедительно продемонстрировал, что:

• предоставление ПО и консалтинговых услуг клиенту не подпадает под санкционные ограничения ЕС в отношении Беларуси;

• с учетом деятельности клиента к нему не были также применимы ограничения по предоставлению услуг, связанных с подсанкционными товарами.

Какой результат мы достигли:

Европейский партнер согласился с нашей аргументацией и сохранил доступ к ПО.

Почему это важно?

Санкционные ограничения часто трактуются чрезмерно широко, что ведет к необоснованным отказам в обслуживании и сотрудничестве (в частности, по причине безосновательного распространения санкционного регулирования ЕС по Российской Федерации в отношении белорусских компаний). Наш кейс подтверждает: взвешенный юридический анализ может помочь бизнесу принять правильное решение в сложных условиях санкционных мер.

Нужна помощь в оценке санкционных рисков?

Обращайтесь – поможем разобраться в многочисленных санкционных ограничениях и, когда это возможно, сохранить партнерские отношения и непрерывность бизнес-процессов.

Больше информации об успешных решениях по санкционному регулировнаию ЕС в отношении Беларуси можем предоставить по запросу.

4 июня 2025

Написать нам

Мы всегда готовы помочь вам разобраться в юридических вопросах.
Заполните форму ниже, и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.

Согласен(а) на обработку моих персональных данных для обработки запроса и обратной связи в соответствии с Политикой обработки персональных данных. Ознакомлен(а) с правами, порядком их реализации и последствиями дачи согласия.