13 октября 2024 г. вступило в силу Постановление Совета Министров от 09.10.2024 г. № 742 (далее – Постановление № 742), вносящее изменения в законодательство о безвозмездной (спонсорской) помощи. Напомним, что основной нормативно-правовой акт, регулирующий данные отношения – Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ № 300). Постановление № 742 распространяет свое действие только на договоры, заключенные после 13 октября.
В Постановлении № 742 определяется, какие дополнительные существенные условия должны содержаться в договоре о безвозмездной (спонсорской) помощи. Напомним, что договор, не содержащий всех существенных условий, считается незаключенным (п. 1 ст. 402 ГК РБ).
Помимо предмета (т.е. непосредственно «безвозмездной (спонсорской) помощи») и тех условий, относительно которых по заявлению одной из сторон было достигнуто соглашение (т.е. любых непротиворечащих законодательству), стороны обязаны будут согласовать следующее:
- сведения о сторонах договора – спонсорах и получателях спонсорской помощи: наименование юрлица, Ф.И.О. ИП, являющихся спонсорами, и наименование юрлица, Ф.И.О. ИП, гражданина Беларуси, иностранного гражданина, лица без гражданства, являющихся получателями такой помощи;
- размер (сумма, расчет стоимости) и вид предоставляемой помощи, а именно: денежные средства, иное имущество, включая имущественные права (в том числе исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), работы, услуги, а также – ранее Указ № 112 предоставил такую возможность – электронные деньги и цифровые знаки (токены), но с указанием их количества и стоимости (ч. 8 п. 1 Постановления № 742);
- цель предоставления спонсорской помощи – перечень целей дан в приложении 1 и в п. 5 приложения 2 к Указу № 300;
- виды имущества, работ, услуг, которые будут приобретены на денежные средства спонсорской помощи, иные направления ее использования в соответствии с Указом№ 300. Однако это условие не будет являться существенным, если помощь предоставляется некоммерческими организациями для ее аккумулирования и дальнейшего предоставления юрлицам, ИП, физлицам, а также если получателями выступают диппредставительства и консульские учреждения Беларуси;
- реквизиты текущих (расчетных) счетов по учету прочих государственных средств, иных текущих (расчетных) счетов, благотворительных счетов для зачисления денежных средств спонсорской помощи, электронных кошельков, на которых учитывается спонсорская помощь в виде электронных денег, либо виртуальных кошельков для поступления спонсорской помощи в виде цифровых знаков (токенов);
- порядок представления получателем спонсору отчета об исполнении договора, включая срок представления отчета. Форма отчета не является существенным условием, если стороны не согласуют ее, она может быть произвольная (ч. 3 п. 2 Постановления № 742). Если получатели помощи по договору – физлица, то данное условие также не будет являться существенным;
- если спонсором по договору выступает юрлицо, для которого установлено ограничение размера спонсорской помощи, то необходимы сведения о предоставлении помощи в установленных размерах. Их перечень да в ч. 1 п. 1приложения 2 к Указу № 300.
В зависимости от сторон договора могут быть предусмотрены и дополнительные существенные условия наряду с вышеизложенными:
- если получателем спонсорской помощи выступает бюджетная организация, обеспечение деятельности которой осуществляется госучреждением, созданным в соответствии с Указомот 23.12.2019 № 475 (центром), то такой договор дополнительно должен содержать обязанность бюджетной организации по представлению в центр информации, необходимой для надлежащего выполнения условий договора, порядок передачи бюджетной организации спонсорской помощи и отчета спонсору об исполнении договора и реквизиты текущего (расчетного) банковского счета по учету прочих государственных средств, открытого бюджетной организации, на который подлежат зачислению денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи;
- если стороной договора выступает местный исполнительный и распорядительный орган, а непосредственный получатель безвозмездной (спонсорской) помощи – организация, подчиненная ему либо учрежденная им, то такой непосредственный получатель, порядок передачи ему помощи и порядок предоставления отчета должны быть указаны в договоре наряду с вышеперечисленными условиями.
- В договоре, где непосредственным получателем является воинская часть либо военно-патриотический клуб, требуется, в частности, указание сведений о них (подробнее см. ч. 2 - 7 п. 1 Постановления №742).
Кроме существенных условий, Постановление №742 уточняет:
- письменную форму соглашения о безвозмездной (спонсорской) помощи и примерную форму договора о безвозмездной (спонсорской) помощи (см. Приложение);
- порядок внесения изменений в такой договор – посредством заключения дополнительного соглашения к нему;
- требования к содержанию отчета об исполнении договора спонсорской помощи: необходимо будет указывать виды имущества, работ, услуг, которые были приобретены на денежные средства спонсорской помощи, в том числе полученные после погашения электронных денег и (или) отчуждения цифровых знаков (токенов), а также иные направления и результаты использования помощи в соответствии с Указом № 300 (ч. 4 п. 2 Постановления № 742).
Наш ТГ-канал, где мы публикуем новости законодательства и фирмы: t.me/arzinger_insights.