С 6 сентября 2025 г. вступает в силу Постановление Совета Министров Республики Беларусь №480 «О законной неустойке» (далее – Постановление №480), принятое на основании Указа Президента Республики Беларусь №93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики».
Постановлением №480 установлено, что белорусские юридические и (или) физические лица вправе предъявить требование об уплате законной неустойки в случае, если лица из иностранных государств, совершающих недружественные действия, инициируют досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа «по основаниям, не предусмотренным указанными договорами либо применимым правом, действовавшим на дату заключения таких договоров».
Размер законной неустойки – 10% от суммы кредита, займа, истребуемой к возврату в связи с досрочным расторжением договора.
Комментарий Arzinger Law Offices в отношении сфера применения Постановления №480
Во-первых, стороной по кредитному договору, договору займа, которая инициирует досрочное расторжение, должно быть лицо(а) из иностранных государств, совершающих недружественные действия. Под такими лицами понимаются иностранные лица, связанные с иностранными государствами, включенными в перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и лица, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Т.е., например, с точки зрения законодательства лицами из иностранных государств, совершающих недружественные действия, могут быть и белорусские субъекты хозяйствования, находящиеся под контролем иностранных компаний.
Во-вторых, другой стороной по кредитному договору, договору займа должно быть белорусское юридическое и (или) физическое лицо, которое выступает кредитополучателем (заемщиком) или кредитодателем (заимодавцем) по таким договорам. Иными словами, мера распространяется, например, и на случаи когда белорусская организация предоставила заем иностранной компании.
В-третьих, Постановление №480 указывает, что оно распространяется на кредитные договоры, договоры займа, которые (i) заключены до 6 сентября 2025 г. и (ii) срок действия которых еще не истек (исполнение обязательств сторон по которым не завершено). Данное положение можно трактовать как уточнение (т.е. Постановление №480 может распространяться на договоры, заключенные как до, так и после 6 сентября 2025 г.) либо как ограничение сферы применения (т.е. Постановление №480 не будет распространяться на заключенные после 6 сентября 2025 г. договоры).
В-четвертых, законная неустойка может иметь место, только если основание для расторжения договора не предусмотрено самим договором либо применимым правом, действовавшим на момент его заключения. Учитывая это, полагаем, что мера в основном направлена на случаи расторжения договоров по причине принятых после его заключения санкций зарубежных стран (после которых, например, кредитный договор исполнить стало невозможно или крайне затруднительно и в связи с этим появилось основание его расторгнуть из-за существенного изменения обстоятельств).
В-пятых, так как в Постановление №480 вступает в силу с 6 сентября 2025 г., полагаем, что законная неустойка может быть применима только в случае инициирования досрочного расторжения договора после 6 сентября 2025 г. Т.е., например, если договор был расторгнут ранее, оснований для взыскания законной неустойки не возникает.
В-шестых, на наш взгляд, Постановление №480 может распространяться как на случаи досрочного расторжения договора путем одностороннего отказа от него, так и на случаи расторжения договора в судебном порядке. Постановление №480 не разъясняет, что подразумевается в данном контексте под словом «инициирование», однако, полагаем, к инициированию может относиться, например, отправка уведомления об одностороннем отказе от договора или предъявление иска о расторжении договора в суд.
В-седьмых, что касается применимости Постановления №480 к кредитным договорам и договорам займа, которые подчинены иностранному праву, то полагаем, что нормы Постановления №480 следует рассматривать как сверхимперативные, т.е. подлежащие применению вне зависимости от применимого к договору права. В особенности это относится к договорам, споры по которым компетентны рассматривать белорусские государственные или арбитражные суды.